Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Воронина Т.Н. 1 Лукьянов А.С. 2
1 Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России
2 ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет
В статье рассмотрена проблема формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов внутренних войск МВД России. Показаны основные характеристики профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, учёт которых необходим в процессе профессионального обучения курсантов. Выделены принципиальные профессионально важные качества курсантов вузов внутренних войск МВД России, формирование которых необходимо для успешной профессиональной деятельности будущих офицеров: профессионально-нравственные качества, профессионально-нравственная устойчивость, воинский долг, профессиональная направленность, потребность в профессиональном становлении. Представлены педагогические условия формирования профессионально важных качеств для курсанта вуза внутренних войск МВД России: формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности, моделирование ответственного военно-профессионального поведения курсантов, развитие навыков саморегуляции, формирование навыков саморазвития, интеграция военно-профессиональной, специальной, военно-педагогической и морально-психологической подготовки.
курсанты вузов мвд россии
профессионально важные качества
профессиональное обучение
воинский долг
педагогические условия
формирование профессионально важных качеств.
1. Большакова И.В. Формирование готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к выполнению служебно-профессионального долга в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Большакова. – СПб., 2014. – 26 с.
2. Волков А.А., Волкова В.М. Психическая напряжённость сотрудников полиции в режиме чрезвычайных ситуаций // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22364.
3. Воронов Д.М. Профессионально-личностное становление курсантов внутренних войск МВД России: дис. … канд. пед. наук / Д.М. Воронов. – Саратов, 2006. – 205 с.
4. Лавров А.М. Развитие профессионального долга обучающихся военного вуза формами социального воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Лавров. – М., 2013. – 24 с.
5. Морхинин А.М. Воспитание воинского долга у курсантов вузов внутренних войск МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.М. Морхинин. – М., 2016. – 24 с.
6. Остапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов вузов МВД России: дис. ... д-ра пед. наук / В.С. Остапенко. – Воронеж, 2011. – 474 с.
7. Семёнова Е.В. Формирование профессионально-нравственной устойчивости курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.В. Семёнова. – Тула, 2011. – 23 с.
8. Тарасов М.М. Индивидуальный подход в воспитании бдительности у курсантов вузов ВВ МВД России: дис. … канд. пед. наук/ М.М. Тарасов. – СПб., 2008. – 187 с.

Развитие международного терроризма в мире и его влияния на внутриполитическую обстановку в стране вызывает острую необходимость подготовки специалистов внутренних войск, обладающих высоким уровнем развития профессионально важных качеств – профессионально-нравственных качеств, воинского долга, бдительности, психологической и в целом нравственной устойчивости и др. Подготовка высококвалифицированных специалистов для внутренних войск МВД обусловлена также сложностью задач, выполняемых сегодня войсками по защите интересов личности, общества и государства, конституционных прав и свобод граждан. Основа воспитания солдат и будущих офицеров, глубоко осознающих свои профессионально важные качества, закладывается в период обучения в военных вузах.

Однако здесь возникают трудности в формировании профессионально важных качеств у курсантов в связи с тем, что у поступающей в вуз современной молодёжи отмечается более позднее наступление социальной зрелости, низкий уровень развития нравственно-патриотических качеств. Без учёта этих особенностей усиливается противоречие между осуществляемыми общими подходами к обучению и воспитанию курсантов и индивидуальным характером формирования личных и профессионально важных качеств, необходимых компетенций для эффективного несения службы в войсках.

Одним из приоритетных направлений реформирования образовательного пространства России по-прежнему остаётся создание модели профессионального образования, отвечающей государственно-общественным интересам и интересам личности, нацеленной на раскрытие её творческого потенциала и овладения компетенциями будущей профессиональной деятельности. Проблема современной системы воспитания молодого поколения в целом совпадает с проблемами нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД РФ. По своему профессиональному назначению выпускники вузов МВД РФ призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы государства и общества от преступных и других противоправных посягательств. При этом курсанты и слушатели вузов МВД РФ, будущие сотрудники ОВД, наделены правом применения вынужденных мер принуждения. Граждански грамотное, юридически обоснованное и нравственное использование этих мер требует сформированности особых профессионально важных качеств у сотрудников МВД.

Необходимость таких качеств обусловливается тем, что профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел имеет ряд особенностей: исключительная социальная значимость решаемых задач, своеобразие целей (в том числе уничтожение противника путём применения оружия и боевой техники), влияние мощных средовых факторов: экстремальные условия (особые и сложные), опасности (направленность действий факторов среды на уничтожение субъекта профессиональной деятельности), внезапности (неожиданные и резкие изменения значимой обстановки) [1].

В первую очередь к принципиальным профессионально важным качествам для будущих сотрудников ОВД относятся профессионально-нравственные качества и профессионально-нравственная устойчивость. Формирование личности сотрудника правоохранительных органов происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он вступит в новую атмосферу деятельности, способствующей его дальнейшему развитию как личности. Обучение является важнейшим периодом социализации будущего профессионала, где формируются его морально-нравственные качества, составляющие основу общепрофессиональных компетенций специалиста.

Отдельное внимание в системе профессионально важных качеств курсанта, уделяемое проблеме формирования профессионально-нравственной устойчивости к профессиональной деятельности сотрудников ОВД обусловлено тем, что, как показывает практика, нынешние качества выпускников вузов МВД России не всегда адекватны реалиям жизни, общественным потребностям, в том числе и предъявляемым руководством министерства требованиям, не всегда отвечают потребностям оперативно-служебной деятельности (И.А. Латкова, Е.В. Семёнова, А.М. Столяренко, М.М. Тарасов и др.) [напр., 8].

Занимаясь проблемой профессионально-нравственной устойчивости курсантов вузов МВД России, Е.В. Семёнова под этой устойчивостью понимает интегративное качество личности, основанное на системной взаимосвязи её свойств и состояний и проявляющееся в способности устойчиво следовать нормам закона, нравственным убеждениям и принципам, проявлять «иммунитет» к негативным воздействиям среды и общества в целом [7].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящий момент представления о сущности, структуре, путях формирования профессионально-нравственной устойчивости у сотрудников органов внутренних дел имеют очень широкий диапазон. Так, отчётливо прослеживается тенденция рассматривать личность сотрудника ОВД с точки зрения профессиональной подготовки к действиям в экстремальных условиях. По-видимому, это является результатом прямого переноса представлений о путях и методах формирования устойчивости личности из военной педагогики и психологии, где эта проблема стала разрабатываться впервые. При этом остаются без должного внимания, на наш взгляд, особенности повседневной служебной деятельности сотрудников, где к специфическим психологическим факторам профессиональной среды, кроме опасности, относятся и такие, как внезапность, давление со стороны третьих лиц, ненормированная нагрузка и др. [2].

По мнению Е.В. Семёновой, эффективность формирования профессионально-нравственной устойчивости курсантов и слушателей вузов МВД РФ обеспечивается соблюдением следующих факторов: взаимосвязью воспитания и самовоспитания в личностном росте курсантов и слушателей; педагогическим воздействием курсовых офицеров на становление будущего сотрудника МВД; оптимистически доброжелательной атмосферой вуза; деловым характером отношений в среде курсантов [7].

Другой принципиальной профессионально важной характеристикой для курсантов вузов МВД является профессиональный (воинский) долг. Особенности формирования профессионального долга у специалистов в различных сферах, а также различные аспекты воспитания воинского долга как значимого личностного качества и одной из ведущих детерминант, определяющих поведение военнослужащих в современных условиях, исследовали В.А. Андрощук, И.В. Большакова, А.М. Лавров, А.М. Морхинин и др. [1; 4; 5].

Как отмечает И.В. Большакова, по своей сущности воспитание воинского долга у курсантов вузов внутренних войск выступает как процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и волю курсантов путём интеграции в образовательную деятельность вузов внутренних войск элементов служебно-боевой деятельности, способствующих формированию у курсантов осознанного профессионально-нравственного выбора [1].

А.М. Морхинин подчёркивает, что содержание формирующего процесса, предполагающее своеобразные циклы воспитания воинского долга у курсантов в образовательном процессе вузов внутренних войск МВД России, должна включать: базовый цикл составляют меры, реализуемые в активном педагогическом взаимодействии с курсантами первого курса обучения; второй и последующие циклы ориентированы на повышение качественного уровня и степени осознанности воинского долга как особенного профессионально важного качества личности курсанта, требующего постоянного совершения ответственных, активных и самостоятельных поступков во всех формах образовательного процесса. При этом структура указанного процесса состоит из целей и задач, субъектов и объектов, функций, закономерностей, противоречий, принципов, форм, методов, приёмов, средств и результата воспитания воинского долга [5].

Особое внимание автор уделяет функциям воспитания воинского долга в вузах МВД России: он обосновывает функцию активизации развития военно-профессионального сознания курсантов, мотивообразующую функцию, функцию обеспечения баланса когнитивных и эмоциональных компонентов военно-профессиональной подготовки, эмоционально-обеспечивающую функцию. При этом А.М. Морхинин полагает, что совокупность функций реализуется в рамках соблюдения и учёта принципов активности курсантов, интеграции педагогической, учебной и служебно-боевой деятельности [5].

Рефлексивный анализ литературы по проблеме формирования служебного, профессионального, воинского долга у курсантов и слушателей вузов МВД России позволил нам выделить принципиальные педагогические условия этого процесса [1; 4; 5; 8]:

- формирование у военнослужащих готовности к мужественному преодолению трудностей военной службы; сохранение, пропаганда и поддержание в курсантских подразделениях вузов внутренних войск боевых традиций войск России; формирование у курсантов чувства ненависти к врагам Отечества; работа по формированию образа командира как примера выполнения воинского долга и др.;

- моделирование ответственного военно-профессионального поведения курсантов в образовательном процессе вуза; интеграция наглядности в образовательном процессе; интеграция в образовательный процесс ситуационных игр и др.;

- создание условий для саморазвития личности в условиях целостного учебно-воспитательного процесса, что предусматривает использование таких механизмов социализации, как освоение социальной роли курсанта и слушателя, подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», в условиях «вхождения» в неё;

- обучение курсантов первичным психологическим методикам волевого саморегулирования; полное погружение курсантов в военно-социальную среду, предусматривающую использование навыков волевого саморегулирования; выработка у курсантов выдержки и способности взвешенного принятия решений в процессе повседневной деятельности.

Заметим, что деятельность высшей военной школы сегодня должна быть направлена на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально-активной личности военного специалиста и обеспечивающих высокое качество его профессиональной подготовки. При этом одной из важнейших задач вузов внутренних войск является совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров в целях обеспечения войск специалистами, способными целенаправленно обучать и воспитывать подчинённых, умело руководить подразделениями в сложных условиях служебно-боевой деятельности войск. Требования к интеллектуальным и психическим функциям военнослужащих внутренних войск в современных условиях столь высоки, что находятся на грани предельной возможности человека. Цена ошибок в профессиональной деятельности многократно возросла, так как эти ошибки могут привести к подрыву доверия сотрудников силовых структур, групповым нарушениям общественного порядка, межнациональным конфликтам. Практика показывает, что качество обучения курсантов в вузах МВД РФ и в последующем успешность военно-профессиональной деятельности выпускников зависят от качественного профессионального психологического отбора и их подготовки в вузе.

Д.М. Воронов отмечает, что многие выпускники вузов МВД РФ, столкнувшись в практической деятельности офицера с большими трудностями социального, экономического и психологического характера, стремятся оставить службу и найти другое применение своим способностям, знаниям и умениям. Это говорит о том, что наряду с такими важнейшими качественными показателями подготовки военного специалиста как знания, умения, навыки, должны формироваться не менее важные профессиональнозначимые качества личности, его военно-профессиональная направленность, сформированная и развитая потребность личности в профессиональном становлении. Профессиональная деятельность изменилась в направлении значительного увеличения количества параметров процессов и объектов, которыми управляет офицер внутренних войск с одновременным снижением времени, отводимого на выполнение отдельных управляющих воздействий; невозможности непосредственно наблюдать за управляемыми процессами; работы с информационными моделями; значительного повышения требований к интеллектуальным качествам профессионалов и др. [3].

Исследования показывают, что в последние годы наблюдается отчётливая тенденция к снижению числа поступающих абитуриентов, имеющих наиболее высокую готовность и способность к успешному обучению и военно-профессиональной деятельности в вузе. Данные комплексного социально-психологического и психофизиологического изучения допризывной молодёжи, проанализированные Д.М. Вороновым на основе работ В.А. Бодрова, A.A. Боченкова и других, показали, что в современных демографических и социальных условиях контингент лиц, призываемых на военную службу, не обладает достаточными предпосылками для достижения высокой военно-профессиональной работоспособности в короткое время. Низкой нервно-психической устойчивостью характеризуются 40 % призывников, недостаточностью интеллектуального развития 28 %, 40 % призывников имеют низкий уровень нравственных качеств, 33 % курят, 39 % систематически употребляют спиртные напитки, у 40 % недостаточная физическая подготовленность, у 17 % неустойчивая регуляция сердечно-сосудистой системы и функциональная недостаточность внешнего дыхания. В высших военно-учебных заведениях внутренних войск в настоящее время около 25 % курсантов испытывают трудности в военно-профессиональной адаптации. Очевидно, что это является причиной низкой интеллектуальной и физической работоспособности, а также устойчивости к стрессовым факторам. К сожалению, показатели пригодности допризывной молодёжи России к группам военных специальностей прогрессивно снижаются [3].

Для эффективного профессионально-личностного становления курсантов, по мнению Д.М. Воронова, необходимо изменение социально-психологических свойств и качеств личности, ведущих к новому уровню развития мотивов профессионального и личностного роста, изменение объёма и соотношения фундаментальных и специальных знаний, развития профессионально важных качеств, позволяющих успешно адаптироваться к военно-профессиональной деятельности. При этом организация учебного процесса должна представлять собой взаимодействие структурных и функциональных его компонентов, интегрировать военно-профессиональную, специальную, военно-педагогическую и морально-психологическую подготовку курсантов военного вуза МВД РФ [3].

Интересным, на наш взгляд, представляется мнение В.С. Остапенко, рассматривающего процесс вузовской подготовки курсантов вузов МВД России с точки зрения неких фундаментальных и интегративных образований, могущих отвечать за когнитивный контроль, планирование, организацию и управление профессионально важными качествами в условиях учебной деятельности курсанта ввиду того, что они выступают своего рода метакомпетенциями для будущего офицера. Принципиальным для В.С. Остапенко таким образованием выступает научное мировоззрение курсантов. Автор процесс формирования этого научного мировоззрения основывает на взаимосвязи мировоззренческого саморазвития личности и педагогической деятельности субъектов мировоззренческого воздействия, обеспечивающей становление и развитие интенциально-личностного феномена от миросозерцания, через миропонимание к мироотношению в специфическом педагогически адаптированном пространственно-временном континууме обучения. Организационно-педагогические условия формирования научного мировоззрения курсантов, по В.С. Остапенко, представлены организационными и педагогическими репрезентантами, как то [6]:

- рациональная сбалансированность субординационных субъект-объектных отношений в служебном процессе и демократических, гуманных субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе;

- развитие специфических профессионально значимых качеств курсантов как мировоззренческих (верность присяге, служебному долгу, личная правовая ответственность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию, честность и нравственная чистоплотность, справедливость и неподкупность, объективность);

- направленность методов, форм, средств обучения и воспитания на утверждение гуманотворческой парадигмы в учебно-воспитательном процессе;

- педагогическая установка на становление и совершенствование инициативности, целенаправленности, заинтересованность в своём мировоззренческом росте;

- развитие стремления курсантов к всесторонней самоактуализации как потребности в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, творческих возможностей.

Резюмируя проведённый теоретический анализ проблемы формирования профессионально важных качеств для курсантов вузов внутренних войск МВД России, подчеркнём, что обучение в вузе является важным этапом в процессе военно-профессионального становления офицера. Именно здесь происходит интенсивное формирование профессионально важных качеств, знаний и навыков, профессионально-личностное становление будущих военных специалистов. В существующей системе военно-профессиональной подготовки специалистов необходимо совершенствовать диагностику и уровень развития профессионально важных качеств, профессиональный психологический отбор, прогнозирование успешности военно-профессиональной деятельности и психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущих офицеров.


Библиографическая ссылка

Воронина Т.Н., Лукьянов А.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25535 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674