Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

К ВОПРОСУ О НАИМЕНОВАНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА, ТРЕБОВАНИЯМ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ

Орлова О.С. 1 Евтушенко И.В. 1 Левченко И.Ю. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
2 ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Одним из наиболее важных вопросов современного специального образования является необходимость разработки и апробации профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)», формулирующего на федеральном уровне трудовые функции и профессиональные характеристики педагогов, осуществляющих обучение, воспитание, развитие и преодоление имеющихся нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья в разнопрофильных организациях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения. На заседании рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов от 1 июля 2016 года под председательством заместителя министра Климова А.А. были приняты решения о проработке вопросов целесообразности внесения изменений в Номенклатуре должностей педагогических работников, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, в наименования педагогов-дефектологов и необходимости установления длительности профессиональной переподготовки для педагогов-дефектологов в размере 1000 часов. Авторы статьи предлагают обоснования внесения необходимых изменений. В статье представлены результаты исследований, проведенных Федеральным государственным бюджетным учреждением высшего образования «Московским педагогическим государственным университетом» в рамках Государственного контракта № 0195100000315000059-0440942-01 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) в рамках реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р.
профессиональный стандарт
дети с ограниченными возможностями здоровья
педагог-дефектолог
1. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Евтушенко И.В., Жигорева М.В., Левченко И.Ю. и др. – М., 2013.
2. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-23919 (дата обращения: 03.12.2015).
3. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе : сб. науч. докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов (26–28 октября 2015 г.). – М., 2015. - С. 68-75.
4. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога // Коррекционная педагогика. – 2008. - № 1 (25). – С. 57-66.
5. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев (Счастливый) В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. - № 12 (часть 3). - С. 492-496.
6. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ : сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - № 4. - С. 684-690.
7. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы IV Международной научно-практической конференции (Москва, 26-27 июня 2014 г.) / под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С. 130-136.
8. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. - URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
9. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279 (дата обращения: 04.04.2016).
10. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-23501 (дата обращения: 02.12.2015).
11. Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-23495 (дата обращения: 02.12.2015).
12. Олигофренопедагогика / Алышева Т.В., Васенков Г.В., Воронкова В.В., Грошенков И.А., Евтушенко И.В. и др. – М., 2009.
13. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-23294 (дата обращения: 30.11.2015).
14. Тишина Л.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В. Апробация новых модулей практико-ориентированной подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. - URL: http://www.science-education.ru/130-23931 (дата обращения: 03.12.2015).

В связи с принятием решения по итогам заседания рабочей группы Минобрнауки России по разработке и применению профессиональных стандартов от 1 июля под председательством Климова А.А. о проработке вопросов целесообразности внесения изменений в Номенклатуре должностей педагогических работников образовательных организаций (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678) в наименования педагогов-дефектологов и необходимости установления длительности профессиональной переподготовки для педагогов-дефектологов в размере 1000 часов могут быть предложены следующие обоснования.

В международной практике различаются две позиции относительно специалиста, занимающегося обучением, воспитанием и преодолением имеющихся нарушений у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 1. В России, Белоруссии, Казахстане, Украине, Германии, Австрии, Венгрии, Болгарии и других странах Восточной Европы (за исключением стран Балтии) специальный педагог (учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог), включая учителя-логопеда – должность педагогическая, а логопедия является разделом специальной педагогики, и логопедические организации являются частью системы образования. Во взрослом возрасте логопедическая помощь оказывается в организациях здравоохранения. 2. В большинстве стран Западной Европы и Америки: специальный педагог – должность педагогическая, а логопед – параклиник, парамедицинский работник (логопед, аудиологопедист, ортофонист, speech-language pathologist, фониатр, speech and language therapist, фоноаудиолог). Логопед выполняет диагностику и терапию всех видов нарушений. Подобные тенденции отражены в Международной стандартной классификации занятий (ISCO-08), где аудиологи и специалисты по развитию и восстановлению речи (аудиолог, дефектолог, логопед, специалист по коррекции речи) входят в группу 22 – Специалисты-профессионалы в области здравоохранения; а педагоги в области специального обучения (для обучающихся, испытывающих трудности с обучением; для лиц с нарушениями зрения; для лиц с нарушениями слуха; дефектолог) включены в группу 23 – Специалисты-профессионалы в области образования.

В СССР до 1995 года специалисты в области специального образования обучались по одной специальности «Дефектология». В 1995 года Классификатор специальностей высшего профессионального образования начинает выделять в качестве самостоятельных специальностей тифлопедагогику (031500), сурдопедагогику (031600), олигофренопедагогику (031700), логопедию (031800). При этом для каждой специальности была разработана квалификационная характеристика, соответствующая роду деятельности. Однако современная Номенклатура должностей педагогических работников до настоящего времени включает лишь два наименования педагогов специального образования: «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед (логопед)». Отдельно выделенным оказался только учитель-логопед, а специалисты с квалификациями «тифлопедагог», «сурдопедагог», «олигофренопедагог» объединены под названием «учитель-дефектолог», несмотря на различие квалификаций, необходимых для реализации образовательных технологий при работе со слепыми, слабовидящими, глухими, слабослышащими, позднооглохшими и умственно отсталыми обучающимися.

Внесение изменений в наименования педагогов-дефектологов позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей педагога-дефектолога с учетом их вариативности в работе с детьми разного возраста с сенсорными, интеллектуальными, речевыми и другими недостатками в развитии. Особую важность это имеет в связи с тем, что педагоги-дефектологи, работающие с детьми с разными нарушениями развития, обладают разными профессиональными компетенциями, что отражено как в профилях подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование: «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Тифлопедагогика», так и в квалификационных характеристиках выпускника специалитета по специальностям (ОКСО): 050712 – Тифлопедагогика; 050713 – Сурдопедагогика; 050714 – Олигофренопедагогика; 050715 – Логопедия, с присвоением соответствующей квалификации: учитель-тифлопедагог; учитель-сурдопедагог, учитель-олигофренопедагог; учитель-логопед.

Обоснованием внесения изменений в Номенклатуру должностей педагогических работников (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 № 678) и включения должностей «Учитель-логопед (логопед)», «Учитель-дефектолог (сурдопедагог)», «Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)», «Учитель-дефектолог (тифлопедагог)» служит потребность в дифференциации специалистов, осуществляющих обучение, воспитание, развитие и преодоление нарушений у детей, отнесенных Международной классификацией болезней к различным нозологическим группам (с нарушениями речи, слуха, интеллекта и зрения), что предполагает вариативность профессиональной деятельности и требований, предъявляемых к квалификации соответствующих работников, в том числе требований к профессиональному образованию.

Традиции дифференцированной подготовки педагогов-дефектологов для работы с обучающимися с ОВЗ различных категорий учтены в ряде нормативных документов, не утративших своей актуальности. Министерством образования Российской Федерации Письмом № 03-51-5ин/23-03 от 16.01.2002 в приложении № 1 разъяснено, что учитель-дефектолог включает узкую специализацию: логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог. Там же указано, что помощь сурдопедагога необходима детям с нарушениями слуха, тифлопедагога – с нарушениями зрения, олигофренопедагога – детям с нарушениями интеллекта; должность учителя-логопеда вводится в дополнение к должности учителя-дефектолога для детей с ОВЗ, имеющими нарушения анализаторов, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.д. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082, утверждающий Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в п. 4. определяет комиссию, состоящую из педагога-психолога, учителей-дефектологов (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога), учителя-логопеда. В ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденном Минобрнауки России 19 декабря 2014 г. № 1598, в Приложении № 1 «Требования к АООП НОО для глухих обучающихся» и в Приложении № 2 «Требования к АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся» предусмотрена деятельность сурдопедагога; в Приложении № 3 «Требования к АООП НОО для слепых обучающихся» и в Приложении № 4 «Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся» предусмотрена деятельность тифлопедагога; в Приложении № 5 «Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» предусмотрена деятельность учителя-логопеда.

Обоснованием необходимости установления длительности профессиональной переподготовки для педагогов-дефектологов в размере не менее 1000 часов является направленность программ профпереподготовки на получение компетенций, необходимых для осуществления новых видов профессиональной деятельности, приобретение новых квалификаций: «Учитель-логопед (логопед)», «Учитель-дефектолог (сурдопедагог)», «Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)», «Учитель-дефектолог (тифлопедагог)» (ч. 5 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ); а также положение о том, что программы профпереподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76 ФЗ № 273).

Проект профессионального стандарта педагога-дефектолога для реализации обобщенной трудовой функции 3.1. «Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» (учитель-логопед, логопед); трудовой функции 3.1.1. «Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи», предусматривает следующие трудовые действия: определение типа образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; планирование уроков, логопедических групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе; организация основных видов деятельности лиц с нарушениями речи в процессе освоения ими образовательных программ, программ логопедической помощи с учетом их возраста, особенностей развития и психофизического состояния; организация деятельности лиц с нарушениями речи по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми; обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления с социокультурной жизнью; осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития; корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания логопедической помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга результатов их реализации.

Трудовая функция 3.1.2. «Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи» предусматривает следующие трудовые действия: определение целей, задач, содержания образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; планирование уроков, групповых (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий при реализации образовательных программ для лиц с нарушениями речи и (или) программ логопедической помощи; разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств; оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных потребностей лиц с нарушениями речи.

Для реализации трудовой функции 3.1.3. «Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений» предусмотрено выполнение следующих трудовых действий: выявление факторов риска возникновения нарушений речи у лиц разного возраста; своевременное выявление детей с нарушениями речи, испытывающих трудности в обучении для организации их индивидуального психолого-педагогического сопровождения и возможного изменения образовательного маршрута; анализ документов лиц с нарушениями речи, оформленных организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, правоохранительными органами; выбор методик для диагностики состояния речи у детей и взрослых с учетом их индивидуальных особенностей, методик логопедического обследования лиц с ОВЗ; проведение диагностики нарушений речи, логопедического обследования с учетом возраста, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи; осуществление анализа и оценки результатов диагностики нарушений речи, логопедического обследования с учетом данных комплексного обследования лиц с нарушениями речи; подготовка логопедического заключения по результатам диагностики, логопедического обследования лиц с нарушениями речи; выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, социально-коммуникативных ограничений у лиц с нарушениями речи; составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с нарушениями речи; разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации и (или) к реализации логопедической помощи лицам с нарушениями речи, при необходимости, к дополнительному обследованию специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты; консультирование лиц с нарушениями речи по вопросам образования, развития, овладения средствами коммуникации, профессиональной ориентации, социальной адаптации; консультирование родителей (законных представителей) и членов семей лиц с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи; консультирование педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи; реализация мер по профилактике нарушений речи, а также заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации лиц с нарушениями речи.

Формирование компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности (обобщенных трудовых функций, трудовых функций, трудовых действий), приобретения новой квалификации, является обоснованием необходимости установления длительности профпереподготовки для педагогов-дефектологов в размере не менее 1000 часов.


Библиографическая ссылка

Орлова О.С., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К ВОПРОСУ О НАИМЕНОВАНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА, ТРЕБОВАНИЯМ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25118 (дата обращения: 19.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252