Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бурцев В.А. 1 Бурцева Е.В. 1 Русакова С.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
В статье рассматривается проблема исследования уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности. Авторами статьи приведены экспериментальные данные исследования критериев и показателей уровня развития информационного компонента спортивной культуры личности. Учебно-познавательная физкультурно-спортивная деятельность направлена на овладение студентами теоретическими, организационно-методическими и практическими знаниями в области физической культуры и избранного вида спорта. Структурными элементами учебной деятельности выступают: умственные действия по восприятию, осмыслению, запоминанию и воспроизведению теоретической информации, ее обобщению и систематизации. В качестве средства организации данного вида учебно-познавательной деятельности используется система теоретических и организационно-методических заданий, которые подразделяются на репродуктивные и проблемные. В зависимости от характера и степени сложности учебного материала в качестве основных методов организации учебной деятельности студентов используются информационно-рецептивный, репродуктивный и эвристический методы.
спортивная культура личности
информационный компонент
учебно-познавательная физкультурно-спортивная деятельность студентов
избранный вид спорта
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностноповеденческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С.329-333.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-1. – С.76-79.
4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Зотова Ф.Р. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-23. – С.5178-5182.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. Реализация личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20531 (дата обращения: 10.09.15).
6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-24. – С.5493-5497.
7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-25. – С.5655-5659.
8. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-17. – С.3816-3820.
9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мартынова А.С. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-5. – С.1147-1151.
10. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 14–21.

Анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования спортивной культуры студентов свидетельствует о том, что формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций зависит от уровня развития информационного компонента в процессе физкультурно-спортивной деятельности, которая включает в себя неспециальное физкультурное образование, спорт, двигательную рекреацию и физическую реабилитацию.

Знания функционируют в качестве ориентировочной основы умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности (связи возникновения), с другой стороны, в процессе этой деятельности происходит их дальнейшее развитие в сторону расширения, углубления и установления соответствия их содержания отражаемой в них объективной реальности (связи развития).  Информационный компонент включает в себя знания в области физической культуры и знания в области избранного вида спорта, обеспечивающие ориентировочную основу осуществляемой учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности [2, 3]. В личностно ориентированном физическом воспитании на основе избранного вида спорта применяются такие виды учебно-познавательной деятельности, как: учебная деятельность; учебно-тренировочная деятельность; соревновательная деятельность. Общим для этих видов деятельности является направленность на формирование спортивной культуры личности. Поэтому они должны осуществляться в единстве и во взаимосвязи между собой, дополняя друг друга, решая свойственные им педагогические задачи формирования отдельных структурных компонентов спортивной культуры студентов [4,5,6, 7,8]. Цель функционирования информационного компонента спортивной культуры заключается в обеспечении спортивной деятельности необходимой ориентировочной основой в виде системы знаний и представлений. В содержании информационного компонента условно выделяются базовая и вариативная части авторской учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта [10]. Е. П. Ильин выделяет три вида знаний о физкультурно-спортивной деятельности: теоретические – понятия, учения, теории об устройстве природы, человека, общества, отвечающие на вопрос «почему?», обосновывающие направленность и содержание воздействий физических упражнений; методические – понятия, учения и теории, отвечающие на вопрос о том, «как овладеть знаниями о способах действия и самими способами, как воспитать и развить те или иные физические  качества и свойства личности?»; практические – представляют собой знание того, «как выполнить изучаемое действие?» С учетом данного подхода к классификации знаний мы выделили в базовой и вариативной части информационного компонента спортивной культуры три вида знаний.

Базовая часть включает в свое содержание:  теоретические знания о физической культуре как социальном явлении, об анатомо-физиологических особенностях организма человека, о социально-психологических особенностях человека как личности и субъекте деятельности, о закономерностях и механизмах влияния физической активности на физическое и психическое развитие человека, формирование психофизической готовности к профессиональной деятельности; практические знания о рациональных способах выполнения базовых соревновательных упражнений легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр; организационно-методические знания, необходимые для рационального управления самостоятельными занятиями физическими упражнениями. Вариативная часть включает: теоретические знания об избранном виде спорта (история возникновения и развития, современное состояние, правила соревнований), о закономерностях и механизмах влияния занятий избранным видом спорта на психофизическое развитие человека, формирование готовности к профессиональной деятельности; практические знания техники и тактики избранного вида спорта; организационно-методические знания, необходимые для рационального управления самостоятельными занятиями избранным видом спорта [9, 10].

С учетом полноты и глубины знаний выделяются три уровня развития информационного компонента спортивной культуры: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характеризуется наличием эмпирических представлений о воспринимаемых объектах. В соответствии с классификацией В.П. Беспалько, данный уровень относится к знаниям-знакомствам, когда человек может среди множества воспринимаемых непосредственно объектов выделить знакомый для него объект [1]. Средний уровень характеризуют знания-копии, когда человек может воспроизвести знания, относящиеся к тому или иному аспекту спортивной деятельности в форме понятия с выделением существенных признаков. Высокий уровень характеризуется в целом знаниями закономерностей и механизмов функционирования явлений: на этом уровне знания относятся не только к характеристике воспринимаемого  явления, к примеру, здоровья, но и объясняют закономерности и механизмы его функционирования и развития.

Информационный компонент обеспечивает ориентировочную основу осуществляемой спортивной деятельности для решения задачи обучения теоретическим, практическим и организационно-методическим знаниям основ физической культуры и избранного вида спорта. С одной стороны, учебная деятельность вооружала студентов теоретическими, организационными и методическими знаниями и способами  организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, необходимыми для успешного выполнения учебно-тренировочной деятельности (развитие физических качеств, овладение технико-тактическими элементами избранного вида спорта) и участия в соревнованиях. С другой стороны, в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности происходили актуализация, уточнение и закрепление усвоенных знаний и организационно-методических умений. Усвоение студентами этих знаний в процессе учебной деятельности обеспечивало формирование информационного компонента спортивной культуры. В качестве средства организации учебной деятельности нами применялись репродуктивные и проблемные задания. Репродуктивные задания были направлены на усвоение транслируемых преподавателем знаний о физической культуре и избранном виде спорта. Часть учебного материала, содержащего знания об основных понятиях, характеризующих предмет обучения (физическая культура и избранный вид спорта), и знания о технологии обучения данному предмету были представлены нами в виде системы теоретических и методических учебных проблем. При формулировании содержания обоих видов учебных проблем учитывался системный характер отражаемых в теоретических и методических знаниях объектов и явлений, связанных с физической культурой и избранным видом спорта, поэтому мы стремились формулировать учебные проблемы таким образом, чтобы их решение позволяло студентам открыть для себя знания об этих характеристиках. В связи с этим нами были сформулированы пять групп учебных проблем.

Первая группа проблем была связана с открытием и усвоением знаний о целевом назначении системы в рамках более широкой системы, элементом которой она выступает (Установите место, роль и значение физической и спортивной культуры в структуре подготовки бакалавра). Решение второй группы проблем вооружало студентов знаниями о сущности изучаемого понятия. Усвоение этих знаний позволяло выделить, с одной стороны, связь изучаемого понятия с более широкими по содержанию понятиями «физическая культура», «спорт», т.е. выделить его родовые признаки (Обоснуйте, почему физические и соревновательные упражнения избранного вида спорта можно рассматривать как элементы физической и спортивной культуры); с другой, определить его качественное своеобразие, т.е. установить видовые отличия (Выделите признаки, по которым избранный вид спорта отличается от других видов). Третья группа учебных проблем нацеливала студентов на открытие  и систематизацию содержания изучаемого понятия по различным критериям, выделение в нем необходимого и достаточного числа структурных элементов (Определите, по каким критериям можно систематизировать содержание техники избранного вида спорта. Выделите ее структурные технические элементы в соответствии с этими критериями). Четвертая группа проблем содержала знания о характере взаимосвязей между отдельными структурными техническими элементами вида спорта (Охарактеризуйте все возможные виды связей между содержанием соревновательной деятельности и правилами соревнований в избранном виде спорта). Пятая группа проблем содержала знания закономерностей развития системы в связи с изменениями ее места и роли в рамках более общей системы и изменениями собственного внутреннего содержания и характера внутреннего функционирования (Выделите внешние по отношению к избранному виду спорта факторы, от которых зависит его возникновение, состояние и дальнейшее развитие. Выделите внутренние факторы, определяющие его состояние и развитие) [10].

В зависимости от характера и степени сложности учебного материала  в качестве основных методов организации учебной деятельности студентов используются информационно-рецептивный, репродуктивный и эвристический методы.

Методика и организация исследования. Уровень развития информационного компонента физической культуры определялся по показателям выполнения 10 тестовых заданий первого уровня и 5 тестовых заданий второго уровня усвоения. Оценивались знания в области физической культуры и знания в области избранного вида спорта.

С помощью педагогического тестирования определялись:

1)        теоретические знания в области физической культуры и избранного студентом вида спорта. Качество усвоения знаний оценивалось методом тестирования, разработанным В.П. Беспалько [1]. Содержание заданий  для определения знаний по физической культуре при начальном тестировании формулировалось с учетом содержания учебной программы по физической культуре для общеобразовательной школы, при тестировании после первого и второго курса обучения – на основе изученного студентами учебного материала;

2)        теоретические знания в области избранного вида спорта. Качество усвоения знаний оценивалось методом тестирования – студентам предлагалось выполнить 10 заданий первого и 5 заданий второго уровней усвоения.

Для практического исследования уровня развития информационного компонента нами был проведен формирующий педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты 1,2-го курсов ФГБОУ ВПО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, которые были разделены на две группы – контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ),  по 100 студентов в каждой группе. Физическое воспитание испытуемых КГ осуществлялось на основе типовой учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов. ЭГ была скомплектована из студентов, проявивших интерес к одному из видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры). Физическое воспитание испытуемых ЭГ  проводилось на основе разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта [10].

Результаты исследования и их обсуждение. Знания как ориентировочная основа физкультурно-спортивной деятельности выступают необходимой составляющей спортивной культуры личности. Обращает внимание невысокий уровень знаний в области физической культуры, наблюдаемый у студентов КГ и ЭГ  в начале педагогического эксперимента – 12,36 и 11,44 баллов соответственно (таблица 1).

Таблица 1

 

Показатели знаний студентов КГ и ЭГ  по физической культуре, баллы (Хср.±δ)

Виды знаний

Показатели знаний по физической культуре

КГ, n=100

Р

ЭГ, n=100

Р

до

после

до

после

Знания-знакомства

7,12±2,92

8,06±3,44

>0,05

7,36±2,11

8,96±1,45

>0,05

Знания-копии

4,24±2,57

4,72±2,72

>0,05

4,08±2,03

7,62±1,92

< 0,05

Знания в целом

12,36±2,31

12,78±2,80

>0,05

11,44±2,45

15,58±2,09

< 0,01

 

Полученные результаты, на наш взгляд, обусловлены тем, что физическое воспитание в общеобразовательных школах традиционно нацелено на организацию физической активности занимающихся, на достижение высокой моторной плотности учебных занятий. Образовательной составляющей учебного процесса в физическом воспитании школьников не уделяется достаточного внимания. Подобная тенденция характерна и для традиционной системы физического воспитания студентов, о чем свидетельствуют низкие показатели теоретических знаний, выявленные у студентов КГ после завершения эксперимента (12,78 балла по 20-балльной шкале). В физическом воспитании студентов ЭГ обучение общетеоретическим знаниям  по физической культуре осуществлялось в тесной связи с личностно значимыми занятиями  по избранному виду спорта. Эти знания воспринимались ими не  как учебная информация, а как действенные знания, как ориентировочная основа осуществляемой ими физкультурно-спортивной деятельности, связанной с избранным видом спорта. После завершения педагогического эксперимента наблюдались и более высокие показатели качества усвоения теоретических знаний – 15,58  балла в конце эксперимента.

Показатели знаний студентов КГ и ЭГ в области избранного вида спорта в начале эксперимента были также относительно низкими – 9,48 и 9,76 баллов (таблица 2).

Таблица 2

Показатели знаний студентов КГ и ЭГ  в области избранного вида спорта, баллы

Виды знаний

Показатели знаний в области избранного вида спорта

КГ, n=100

Р

ЭГ, n=100

Р

до

после

до

после

Знания-знакомства

6,44±1,90

7,16±2,56

>0,05

6,36±2,23

8,04±2,59

< 0,05

Знания-копии

3,04±1,37

3,12±2,36

>0,05

3,40±1,95

7,56±1,85

< 0,05

Знания в целом

9,48±3,23

10,28±3,80

>0,05

9,76±3,15

15,60±4,10

< 0,01

 

За два года учебных занятий по предмету «Физическая культура» показатели знаний у студентов контрольной группы  улучшились незначительно – от 9,48 до 10,28 баллов.

Более существенное повышение показателей информационного компонента наблюдалось у студентов экспериментальной группы (от 9,76 до 15,60 баллов), что обусловлено включением в содержание теоретического раздела учебной программы физического воспитания теоретических, организационно-методических и практических знаний по избранному виду спорта.

Выводы

Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы можно заключить, что в экспериментальной группе в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности значительно повысился уровень развития информационного компонента спортивной культуры с низкого уровня эмпирических представлений о воспринимаемых объектах (знания-знакомства) до среднего, когда студент самостоятельно воспроизводит знания (знания-копии). Таким образом, следует констатировать, что в ЭГ по сравнению с КГ существенно повысилось качество усвоения знаний о физической культуре и избранном виде спорта.


Библиографическая ссылка

Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25027 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674