Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Долгова В.И. 1 Рокицкая Ю.А. 1 Копыл Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Челябинский государственный педагогический университет»
Статья посвящена изучению взаимосвязи детско-родительских отношений и адаптации первоклассников к школе, проведен анализ теоретических предпосылок исследования и обсуждены эмпирические результаты. Адаптация - это особенный период развития личности, от которого на существенном уровне зависимости находится характер ее последующего формирования. Особенную роль для преодоления сложных актуальных условий, появление каковых в адаптивный промежуток считается логическим, играют стили детско-родительских взаимоотношений. Уровень психологической адаптации первоклассников к школе изучен по двум критериям: уровень учебной мотивации и уровень тревожности. Уровень учебной мотивации определён с помощью анкеты «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» Н.Г. Лускановой. Стили детско-родительских отношений были выявлены с использованием опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Этот опросник принимает родительские отношения как систему отношений с ребенком, сложившихся паттернов поведения, понимание индивидуально-типологических особенностей ребенка и его поведения. По опроснику определена выраженность пяти типов интересующих нас стилей: принятие-отвержение; кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький неудачник. Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников была установлена методом корреляционного анализа Пирсона; сила обнаруженной корреляционной связи позволяет сделать вывод о том, что существует умеренная положительная взаимосвязь между тревожностью и таким стилем детско-родительских отношений, как симбиоз. Также выявлена взаимосвязь между другими показателями: чем выше контроль родителей над детьми, тем ниже мотивация первоклассников; чем выше такой стиль детско-родительских отношений, как кооперация, тем ниже тревожность детей; чем ниже отношение к неудачам ребенка, т.е. чем лояльнее родители принимают неуспешность своего ребенка, тем ниже тревожность обучающегося.
адаптация
учебная мотивация
тревожность
детско-родительские отношения
стиль детско-родительских отнощений
принятие-отвержение; кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький неудачник.
1. Бекоева Т.А., Дзиваева Ж.М. Факторы, влияющие на адаптацию к школе // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 181-183.
2. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 2. – С. 32-43.
3. Костюнина Е.А. Помощь родителям во взаимодействии с детьми в период адаптации к школе // Молодой ученый. – 2016. – № 2 (106). – С. 1020-1024.
4. Иневаткина С.Е., Ботова Э.К. Детско-родительские отношения – основной фактор развития ребенка // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 1 (13). – С. 53-56.
5. Мороз П.С., Василенко В.Е. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2013. – Т. 1. – № 1. – С. 166-171.
6. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – № 2. – С. 187-193.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М. : СК «Сфера», 2011. – 524 с.
8. Самбикина О.С. Взаимосвязь характера детско-родительских отношений со стилем учебной деятельности младших школьников разного пола // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – Т. 2. – № 2. – С. 190-195.
9. Сахарова Е.В. К проблеме адаптации ребенка на различных этапах обучения в школе и роли родителя в профилактике и преодолении проблем // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2015. – № 3 (33). – С. 175-178.
10. Смирнова В.О. Особенности проявления тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в связи с детско-родительскими отношениями // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – Серия № 1. – Психологические и педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 176-183.

Актуальность исследования влияния стиля детско-родительских отношений на адаптацию первоклассников к школе определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Этому способствуют изменения в социально-экономической сфере, которые соответственно влияют на условия жизни детей, а также интенсификация учебной деятельности, что определяет необходимость углубленного анализа факторов, влияющих на адаптацию к школе [1].

Специалисты вкладывают в понятие «адаптация» - процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования. Психологическая адаптация – это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. В основе приспособления человека к ситуации лежит не только субъективное восприятие, но и объективные критерии. В качестве объективного критерия адаптации обычно выделяют продуктивность соответствующей деятельности, а субъективного - эмоциональное самочувствие человека, переживание им состояния равновесия или тревоги. Адаптация - это особенный период развития личности, от которого на существенном уровне зависимости находится характер ее последующего формирования. Эффективная приспособленность дает возможность совмещать интегрированность ребенка в команде с его персональной автономностью.

С целью обозначения условия общепризнанных норм применяется термин «устойчивая адаптация». Присутствие изменений в обычных обстоятельствах существования создает условия, добавляющие дезорганизацию в психологический вид деятельности. В данном случае обычно включается система переадаптации. Под этим на сегодняшний день подразумевается процедура перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых незнакомых условиях существования или конечный результат данного процесса, носящий позитивное значение для развития личности.

Возможно отметить последующие взаимозависимые типы психологического приспособления (и в соответствии с этим дезадаптации) ребенка, описываемые как её элементы:

1) (психо)физическое приспособление, или качество организма рационально преобразовывать физические функции в согласовании с условиями сферы. К этому относятся подобные адаптационные движения, несоблюдение которых приводит к отклоняющемуся действию и как результат – непосредственно эмоциональной дезадаптации, а кроме того, физические проявления стресса;

2) непосредственно психическое приспособление, патологии каковой объединены с напряженностью, эмоциональным стрессом;

3) психо-общественное приспособление, или приспособление персоны к разговору с новым коллективом.

Период адаптации детей к образовательному учреждению начальной ступени считается исключительно значимым в процессе формирования личности. В этом периоде необходимо предоставлять наибольший интерес как к ребенку лично, его душевному состоянию, так и к собственному отношению к ребенку. Также следует не забывать, что дошкольнику приходится встречаться с новейшими актуальными обстоятельствами, и его принятие их считается преобладающей в развитии характера и последующего качества его способности к обучению. Умение детей каким-либо образом отвечать на новообразования в окружающем его обществе находится в зависимости от характера, степени участия семьи в воспитании и обучении ребенка, а кроме того, от его социальной компетентности и полученного навыка действия в предшествующей социальной группе [5].

Образующиеся неминуемые границы в действии, а кроме того, новейшие для ребенка условия имеют большие шансы сильно ослабить его положительное отношение к школе. С целью соответствующей и положительной адаптации детей к школе родителям следует стремительно принимать участие в его эмоциональной подготовке. Наибольшее значение имеет то, что способен совершить семейный круг по отношению к ребенку – обучить его удерживаться от расслабления в учебное время. В обстоятельствах семьи дошкольник приобретает новую роль учащегося, самостоятельной личности, в семье обязаны учитывать его мнение и стиль учебной деятельности, особенно в зависимости от пола ребенка [8]. Результативность обучения ребенка в школе в значительной степени находится в зависимости от состояния самочувствия обучающегося. Физически здоровые ребята энергичны, самостоятельны, трудоспособны, однако, к сожалению, статистика нынешнего дня свидетельствует о катастрофичном уменьшении степени физического самочувствия ребят и молодого поколения.

Особенную роль для преодоления сложных актуальных условий, появление каковых в адаптивный промежуток считается логичным, играют детско-родительские взаимоотношения [2; 4; 6].

Любой образ, согласно собственному, проявляет воздействие на эмоциональную приспособленность первоклассников к школе. По этой причине значимым фактором считается исследование отношений отца с матерью и детей с целью позитивного прохождения обучающимся периода приспособления к школе [4, с. 115].

По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям [7, с. 134].

Детско-родительские взаимоотношения могут характеризоваться крайне разными суждениями и определениями, они обусловливаются начальными теоретическими позициями авторов. Одновременно с этим почти в абсолютно всех точках зрения возможно обнаружить начальную дихотомию, что формирует противоречивость либо поляризацию взаимоотношений родителей. Непосредственно отец приводит детей к действительности, считается носителем социальных общепризнанных норм и законов, дает оценку их воздействия, реализует требуемые наказания, какие обусловлены установленными родительскими правилами. Искаженная роль родителя может вызвать у детей старшего дошкольного возраста проявления тревожности и агрессивности [10].

Каждый стиль по-своему оказывает влияние на психологическую адаптацию первоклассников к школе. Поэтому немаловажным моментом является изучение взаимоотношений родителей и ребенка для положительного прохождения обучающимся этапа адаптации к школе.

Детско-родительские отношения определяются как сложная система, включающая отношение родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю. Детско-родительские отношения не являются данностью, они проходят сложный путь формирования и обусловлены комплексом основных психологических факторов [3; 9].

Детско-родительские взаимоотношения обусловливаются как непростая концепция, содержащая подход родителя к ребенку и отношение ребенка к родителю. Детско-родительские взаимоотношения никак не считаются данностью, они образуют непростую систему развития, обусловлены системой главных эмоциональных условий и становятся, в свою очередь, сами главным фактором адаптации ребенка.

В нашем исследовании именно анализ адаптации первоклассников к школе, проведенный по признаку влияния стиля детско-родительских отношений, и является целью нашего исследования с показателями психологической адаптации первоклассников к школе.

Объектом исследования выступает психологическая адаптация первоклассников к школе. Предметом - взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и психологической адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза: первоклассники, воспитывающиеся в семьях с конструктивным стилем детско-родительских отношений, характеризуются более высоким уровнем психологической адаптации к школе.

Уровень психологической адаптации первоклассников к школе мы проверяли по двум критериям: уровень учебной мотивации и уровень тревожности.

Уровень учебной мотивации мы определили с помощью анкеты оценки уровня школьной мотивации учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой.

Стили детско-родительских отношений были выявлены по результатам опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

На рисунке 1 представлены результаты исследования уровня школьной мотивации первоклассников по методике Н.Г. Лускановой.

Анализ распределения результатов показал, что среди испытуемых преобладает количество детей с мотивацией уровня «Норма» (14 человек). Их число составляет почти половину всех испытуемых. Обучающиеся с высоким и игровым уровнем мотивации вместе составляют столько же, сколько и обучающиеся с нормой, на каждом уровне по семь человек. Низкий и негативный уровень мотивации выявлен у двух детей, что составляет больше половины испытуемых с высоким и игровым уровнем.

Уровень тревожности был нами изучен с помощью проективной методики «Рисунок школы», результаты представлены на рисунке 2.

По рисунку 2 видно, что более всего детей (23 ученика) имеют средний уровень тревожности, что является нормой. Низкий уровень тревожности у 8 человек. Это количество почти втрое меньше, чем испытуемых со средним уровнем. Высокий уровень тревожности выявился только у одного испытуемого.

Выявление стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников было проведено в процессе анализа результатов опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Этот опросник принимает родительские отношения как систему отношений с ребенком, сложившихся паттернов поведения, понимание индивидуально-типологических особенностей ребенка и его поведения.

По опроснику можно определить пять типов интересующих нас стилей.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему.

3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.

5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников была установлена методом корреляционного анализа Пирсона и показана в таблице.

Взаимосвязь стилей детско-родительских отношений и адаптации первоклассников

Стиль

Мотивация

Тревожность

Принятие/Отвержение

Корреляция Пирсона

-,093

-,140

Знч.(2-сторон)

,612

,445

Кооперация

Корреляция Пирсона

,191

-,245

Знч.(2-сторон)

,296

,177

Симбиоз

Корреляция Пирсона

-,269

,362*

Знч.(2-сторон)

,136

,042

Контроль

Корреляция Пирсона

-,303

,170

Знч.(2-сторон)

,092

,351

Отношение к неудачам

ребенка

Корреляция Пирсона

-,167

-,212

Знч.(2-сторон)

,361

,243

Анализ данных, представленных в таблице оценки силы корреляционной связи, позволяет сделать вывод о том, что существует умеренная положительная взаимосвязь между тревожностью и таким стилем детско-родительских отношений, как симбиоз.

Также выявлена взаимосвязь между другими показателями: чем выше контроль родителей над детьми, тем ниже мотивация первоклассников; чем выше такой стиль детско-родительских отношений, как кооперация, тем ниже тревожность детей; чем ниже отношение к неудачам ребенка, т.е. чем лояльнее родители принимают неуспешность своего ребенка, тем ниже тревожность обучающегося.

Таким образом, практическое исследование по выявлению взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и адаптации первоклассников к школе показывает, что теоретические положения нашли свое подтверждение в практической части работы: нами выявлена умеренная положительная взаимосвязь между таким стилем детско-родительских отношений, как симбиоз, и тревожностью первоклассников.


Библиографическая ссылка

Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Копыл Л.В. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25008 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674