Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Яворская С.Д. 1 Николаева М.Г. 1 Болгова Т.А. 1 Горбачева Т.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье представлены инновационные формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и интерактивные методы контактного обучения студентов медицинского вуза дисциплине акушерство и гинекология, являющиеся альтернативой традиционной лекционно-практической методики. С целью формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, коммуникативных качеств, приобретения и закрепления полученных знаний и умений, развития творчества и способности работать как в группе, так и самостоятельно предлагается использовать следующие технологии обучения: педагогическая мастерская построения знаний; составление тематических кроссвордов и написание синквейнов, как методический прием развития критического мышления. Тщательное проектирование условий и форм организации самостоятельной работы студентов, мотивация на непрерывный процесс самообразования обеспечивают качество реализации профессиональных образовательных программ системы высшего медицинского образования.
инновационные методы обучения
педагогическая мастерская
тематический кроссворд
синквейн
1. Бабушкин И.Е., Федоров В.В. Проектирование рабочих программ учебных дисциплин и практик в соответствии с требованиями ФГОС ВПО: методическое пособие для преподавателей. – Барнаул: Изд-во ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России, 2013. – 92 с.
2. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя ВУЗа в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №11. – С. 47-51.
3. Написание синквейнов и работа с ними. [Электронный ресурс] Биология в медициском ВУЗе. URL: http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=606 (дата обращения 4.07.2016).
4. Огольцова Е.Г., Хмельницкая О.М. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях. Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. – 2009. – C. 129-133.
5. Сенькина Е.В. Кроссворд как средство повышения мотивации и качества обучения. [Электронный ресурс] Социальная сеть работников
образования. 2014. 25 марта. URL: http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/03/25/krossvord-kak-sredstvo-povysheniya (дата обращения 4.07.2016).
6. Сидорова Ю.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования // Педагогическое образование в России. – 2012. – №6. – С.131-135.
7. Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – № 14. – С.136-144.

Docendo discimus

Луций Анней Сенека

Классическое медицинское образование ХХ века строилось на непосредственной передаче знаний от учителя к ученикам и имело в качестве одного из главных инструментов лекции и обучение «у постели» больного, что не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня. Модернизация отечественного высшего профессионального образования характеризуется переориентацией его на личностную парадигму и приоритет компетентностного подхода [1]. Особенностями являются: ориентация на обучающегося как главную ценность и цель воспитания (аксиологический подход); развитие в личности ее субъектных свойств и индивидуальности (личностный подход); мотивации к приобщению к миру культуры (культурологический подход); пробуждение творческого потенциала личности (деятельностный подход); стимулирование студентов к самостоятельному решению собственных жизненных задач, в том числе касающихся профессиональной деятельности, социума и т. д. (синергетический подход) [6].

По мнению ряда научных педагогических работников, для совершенствования и активизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет учет особенностей вузовского обучения, которое требует перестройки у студентов стереотипов учебной работы, сложившейся в школе, и вооружение новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности. Одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования стало широкое внедрение в учебный процесс активных форм обучения, которые охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами [7] .

Активное обучение – это, прежде всего, новые формы, методы и средства обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Предполагается, что использование такой системы методов направлено главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Методы активного обучения, как средство развития познавательной активности студентов, можно разделить на три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления. Эти методы программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения. Интерактивные методы обучения дают двойной эффект: обучающий и воспитательный [4].

В ходе обучения на цикле акушерство и гинекология (4 и 5 курс медицинских вузов) обучающийся должен сформировать и продемонстрировать ряд общекультурных (способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, сотрудничеству и разрешению конфликтов, толерантности) и профессиональных компетенций (способность и готовность к формированию системного подхода, анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности). С целью освоения вышеизложенных компетенций, а также для побуждения студента к мыслительной деятельности, развития его творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы, что очень важно для практического врача, мы ввели в учебный процесс ряд инновационных технологий обучения.

Презентуем наиболее продуктивные формы организации внеаудиторной самостоятельной работы, реализуемые на кафедре в рамках дисциплины «Акушерство и гинекология»: педагогическая мастерская построения знаний, составление тематического кроссворда, составление синквейнов.

Технология «Педагогическая мастерская построения знаний»

Мастерская – это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту преподавателя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, познавательного интереса, мотивации учебно-познавательной, исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс творчества, поиска знания [2].

Рассмотрим пример мастерской, стратегическая цель которой – неотложные состояния акушерства в произведениях художественной литературы.

В качестве «индуктора» были поставлены вопросы: акушерские кровотечения, септические состояния, что зависит от врача, как спасти женщину? Создание индивидуального творческого продукта предполагает погружение студента в литературный поиск художественного произведения, где описана та или иная клиническая ситуация на акушерскую тему (осложненное течение беременности, родов, послеродового периода). Реконструкция позволяет из разрозненных эпизодов описания создать целое новое явление (клиническую ситуацию), которое необходимо предъявить участникам мастерской. Социализация, то есть предъявление созданного продукта участникам, представляется в виде слайдов мультимедиа. «Афиширование» творческих результатов всех участников мастерской проводится на одном занятии, цель которого не только представить одну клиническую ситуацию с разных сторон, но и рассмотреть динамику вопроса во времени (рисунок).

Результаты творческих продуктов в виде мультимедиа файлов

В процессе обсуждения участники задают друг другу вопросы, обсуждают возможные механизмы решения. Из пассивных слушателей обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Кульминация творческой мастерской – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Клиническая ситуация приобретает жизненную окраску, реалистичность. Появляется информационный запрос. Роль мастера (преподавателя) предоставить информацию, позволяющую разрешить возникшие противоречия.

Если студенты «прошли» через мастерскую построения знаний, то самые сложные теоретические понятия «оживут» в процессе мастерской, соприкосновение с ними будут животворящими. На наш взгляд, такой вариант самостоятельной работы позволяет студенту значимо повысить свой культурный уровень, получить новую информацию, закрепить пройденный материал, виртуально увидеть применения теоретических знаний в практике, получить дополнительный навык самостоятельной работы с литературой, обобщить и систематизировать полученные знания. Преподаватель в этой ситуации выполняет не только роль учителя, но и воспитателя, наставника. Участники мастерской не оцениваются по балльной системе, само участие в творческом процессе предполагает положительный результат.

Технология «Тематический кроссворд»

Вряд ли кто-то вспомнит и задумается о том, кто был первопроходцем в составлении кроссвордов. Уже много лет эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется. Многие преподаватели согласятся с тем, что применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли [5]. Составление кроссвордов ориентировано на развитие интеллектуально-творческих, общекультурных и профессиональных компетенций. После изучения тематического блока дисциплины преподаватель, как вариант самостоятельной работы, предлагает каждому студенту индивидуально составить кроссворд с целью повторения и закрепления пройденного материала. При составлении кроссворда студентам рекомендуется обращаться к учебной и научной литературе. Например, занятие по теме: «Экстрагенитальная патология и беременность». Студент 1 – составляет кроссворд на тему «Заболевания почек и беременность», студент 2 – «Заболевания щитовидной железы и беременность» и т.д. Минимальное количество слов в кроссворде не менее 30.

Решение кроссвордов составляет альтернативу тестовому контролю знаний обучающихся. Тест открытой формы – это совокупность заданий (вопросов), на которые не предлагается вариантов ответов, в тестах закрытой формы предлагаются вопрос и варианты ответа к нему. Наличие вопросов в кроссворде, на которые следует дать ответ, сближает кроссворды с тестами открытой формы, а наличие подсказки (буквы на пересечении слов) – с тестами закрытой формы. На занятии студенты сначала работают в паре (предлагают друг другу решить свои кроссворды), что позволяет проверить индивидуальную подготовку к занятию каждого студента, а затем идет общее обсуждение кроссвордов, которые представляет в группе сам автор – проверка общей готовности группы к занятию. Тематические кроссворды предполагают балльное оценивание: как составление, так и решение. С целью стимулирования творческо-образовательного процесса студенты выбирают лучший кроссворд, что позволяет автору получить поощрительные баллы.

На наш взгляд, такой вид обучения стимулирует познавательную активность студента (активная работа с медицинской литературой); расширяет его кругозор по обсуждаемой теме; обогащает профессиональный глоссарий; способствует развитию логического мышления и творческих способностей. Все эти навыки необходимы современному специалисту медицинского профиля. Используя такой метод обучения, преподаватель осуществляет дифференцированный подход (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: решить/составить).

Технология «Критического мышления»

Систему умственных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющую человеку эффективно взаимодействовать с информационной реальностью, называют критическим мышлением. Составление синквейнов – методический прием развития критического мышления. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк: первая строка – ключевое слово существительное, вторая строка – два прилагательных, третья – три глагола, четвертая – предложение, пятая – синоним к ключевому слову [3]. Его написание требует реализации всех личностных способностей составителя (интеллектуальных, творческих, образных).

Примеры синквейнов по теме «Роды»:

Пример 1:

- Жизнь

- Новая, суровая

- Двигаться, мыслить, бороться

- Хочешь жить, умей вертеться

- Сила

Пример 2:

- Новорожденный

- Здоровый, активный

- Рождается, борется, стремится

- Раз родить, то уж нельзя годить

- Жизнь

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Наш опыт внедрения личностно ориентированных технологий преподавания показал, что у студентов сохраняется заинтересованность к предмету на протяжении всего курса изучения дисциплины, стимулируется творческий потенциал. Наиболее одаренные студенты, как вариант рефлексии, по собственному желанию представляют четверостишья, высказывания.

Например: Что останется со мной про акушерство…

- Беременности бояться – предохраняться

- Беременных бояться – в роддом не появляться

- Подготовка предгравидарная – основополагающая

- Экстрагенитальная патология супостатная – осложняет

- Преэклампсия неподчиняемая – убивает

- Рожать – удовольствие сомнительное

- Экзамен на двоих – рождение

- Самый трудный путь – прохождение через родовые пути матери

- Кровотечение акушерское – массивное недоучтенное

- Акушерство – наука всеобъемлющая, основополагающая

Таким образом, рассмотренные нами технологии обучения: педагогическая мастерская, составление тематических кроссвордов и синквейнов являются инновационной альтернативой традиционной лекционно-практической методике. Они позволяют гармонично сочетать элементы всех основных образовательных систем и подходов: информационного, личностного, деятельностного; сформировать компетентностный подход к обучению; повысить общекультурный и профессиональный уровень знаний студентов. Синергизм вышеуказанных педагогических подходов в обучении способствует развитию у студентов навыков самостоятельной работы и поиска необходимой информации; делает практические занятия активными и интересными; дает каждому студенту возможность раскрыть свой познавательный и творческий потенциал как для себя лично, так и для окружающих (сокурсников, преподавателя).


Библиографическая ссылка

Яворская С.Д., Николаева М.Г., Болгова Т.А., Горбачева Т.И. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24979 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252