Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ДОСТИЖЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Петренко О.В. 1 Сулима Т.В. 1 Николаева Е.С. 1 Кадуцкая Л.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Статья посвящена изучению индивидуально-личностных особенностей спортсменов и их влияние на достижения в спортивной деятельности. Дается краткий обзор подходов к исследованию индивидуальной предрасположенности к спортивной деятельности. Показана роль спортивной ориентации, как формирование нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью. Рассмотрены три основных элемента, представляющих ядро спорта: спортивный отбор, тренировки и соревнования. Определена цель и представлены результаты исследования по выявлению индивидуально-личностных особенностей школьника, влияющих на результаты в спортивной деятельности. Несомненно, что выявление индивидуально-личностных особенностей, формирование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Вероятность оптимального развёртывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта.
спортивная ориентация
спортивный отбор
индивидуально-личностные особенности
спортивная предрасположенность.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 1998. – 223 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина, Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
3. Баландин В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Бдудов, В.А. Плахтиенко. – М.: ФиС, 2006. – 192 с.
4. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 1. – С. 33-31.
5. Брянкин С.В. Спортивный отбор и ориентация /С.В. Брянкин, Л.Н. Жданов, Б.Н. Шустин. – Смоленск: СГИФК, 1997. – 68 с.
6. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: ФиС, 1983. – 176 с.
7. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для институтов физической культуры / М.А. Годик. – М.: ФиС , 1988. – 192 с.
8. Зациорский В.М. Проблема надежности двигательных тестов / В.М. Зациорский. – М.: ФиС, 1998. – 20 с.
9. Леонтьев А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 7-16.
10. Спортивная гимнастика / под ред. Ю.К. Гавердовского, В.М. Смолевского. – М.: ФиС, 1999. – 327 с.

Многие виды деятельности предъявляют к человеку свои специфические требования, которые не могут компенсироваться. Для музыканта – это слух, для молотобойца – сила, для бегуна на короткие дистанции – быстрота, а на длинные – выносливость. Для видов спорта, связанных с искусством движений, – тонкая координация. Следовательно, для приобщения к спортивной систематической деятельности нужны определенные предпосылки.

По мнению ученых Бальсевича В.К., Брянкина С.В., Жданова Л.Н., Матвеева Л.П., Шустина Б.Н. и др., к числу важнейших из них относятся, кроме прочих, индивидуальная предрасположенность к спортивной деятельности, личностные установки, потребности, интересы. Несомненно также, что их выявление, формирование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Вероятность оптимального развёртывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта. Соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью.

В методическом плане спортивную ориентацию и отбор, Смолевский В.М. и Гавердовский Ю.К., основывают на ряде принципиальных положений. К ним следует отнести понимание способностей как структуры достаточно стойких, но изменяющихся под влиянием воспитания качеств личности, определяющих успешность обучения и совершенствования в определенной деятельности. Следовательно, необходимо рассматривать способности во взаимосвязи с анатомо-физиологическими особенностями организма человека, с задатками и с условиями внешней среды, которые облегчают или затрудняют их развитие [9].

По мнению Авековича Н.В., Ашмарина Б.А., Вайцеховского С.М., Цейтина М.И., ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.

Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследований и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном отношении, сложилась разветвленная практика спортивного отбора. Тем не менее само понятие «спортивный отбор» пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов, так или иначе, связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задатки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо виде спорта. В зависимости от этого выявляется направленность спортивной специализации и выделяются из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту те, кто более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортивного совершенствования.

Практика внедрения отбора в этом смысле, по мнению Бальсевича В.К., Брянкина С.В., Гужаловского А.А., Жданова Л.Н., оказалась противоречивой. С одной стороны, она содействовала активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой – в своих утвердившихся формах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения – фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как «малоперспективные» или вовсе «бесперспективные» и на этом основании не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие «спортивный» отбор зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл [5,7].

С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для определения спортивной предрасположенности и ориентации, следует трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам потребностям и интересам личности. При этом важно, разумеется, выявить индивидуальные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспективы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. По нашему мнению, гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортивную деятельность, чтобы с возможно большей эффективностью содействовать развитию индивидуальных способностей, формированию и удовлетворению возвышающих личность потребностей и интересов.

Следовательно, считают ученые, Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., ни о каком отборочном «отсеивании», особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) – каждому в нормальных социальных условиях должны быть предоставлены равные возможности для удовлетворения спортивных интересов. Ученые, Волков В.М. и Филин В.П., отмечают, что свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не «отбраковывает» никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать достижения в спорте. Авторы отмечают, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достижениям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозможно по двум основным причинам:

  1. Спортивная предрасположенность – многосложный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд которых созревает и проявляется не одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности;
  2. Индивидуальные возможности спортивных достижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей индивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от «диагноз» – распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спортивную ориентацию необходимо осуществлять не в качестве некоего разового мероприятия, а в качестве поэтапно возобновляемого процесса [10].

Таким образом, авторы предполагают, что задачи отбора заключаются в том, чтобы своевременно и правильно определить задатки, способности и возможности новичков, соответствующие специфике того или иного вида спорта, их спортивную одаренность. То есть благоприятное для данного вида спорта сочетание врожденных и приобретенных физических и психических качеств, а также способность спортсмена быстро и эффективно развивать эти качества в процессе спортивной тренировки. В понятие Спортивной одаренности, безусловно, входят также отличное состояние здоровья и определенные анатомо-физиологические особенности организма.

По мнению ученых, Ашмарина Б.А., Бальсевича В.К., . Баландина В.И., Бдудова Ю.М., Плахтиенко В.А., рациональная система отбора позволяет, с одной стороны, правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, а, следовательно, и наиболее перспективными учебниками, а с другой – помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои потенциальные возможности. Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает «непроизводительные» затраты труда и средств и приводит в конечном итоге к большой текучести состава занимающихся [2,4].

По нашему мнению, для привлечения детей к массовому занятию спортом, прежде всего, необходимо провести мероприятия (агитацию, стимулирование), чтобы создать у ребенка желание заниматься этой деятельностью. Эти формы тесно связаны с конкурсом в деятельности. А потом проводить выбор, который является более гуманной формой отбора. Основным методом спортивного выбора является тестирование задатков, способностей и различных сторон двигательной подготовленности.

В отличие от отбора, который нередко требует альтернативного заключения («годен», «не годен»), преследуется лишь цель получения информации об уровне развития скоростно-силовых качеств, гибкости, мышечной силы, координации движений и вестибулярной устойчивости; важно измерить и оценить качество, а не возможный двигательный опыт и умения. Это основной принцип, которому необходимо следовать на первых испытаниях.

Анализируя вышеизложенное, можно констатировать, что ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.

В основе нашего исследования «Влияние индивидуально-личностных особенностей школьника на достижение результатов в спортивной деятельности» лежат три элемента: спортивный отбор; тренировки; спортивные соревнования. Авторы предположили, что на достижение результатов в спортивной деятельности влияют индивидуальные (или врожденные) особенности детей. Целью исследования являлось выявление влияния индивидуально-личностных особенностей детей (тип темперамента, гендерные особенности, конституциональные особенности, доминирующий инстинкт) на достижение в спортивной деятельности.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии №3 г. Белгорода Общее количество испытуемых 45 человек в возрасте от 7 до 9 лет. На первом этапе авторы использовали следующие методики:

  1. Диагностику направленности активности ребенка (автор Гребнева В.В.). С помощью данной экспресс-диагностики авторы определили темперамент ребенка.
  2. Диагностику, основанную на конституциональной теории Кречмера.
  3. Методика для выявления гендерных особенностей С. Бем.
  4. Для выявления доминирующего инстинкта, авторы использовали таблицу символов, разработанную В.И. Гарбузовым.

Результаты исследования показали, что в группе испытуемых

  • по типу темперамента: сангвиники – доминирующее количество 49 %, Холерики – 35 %, флегматики – 16 %;
  • по конституциональным особенностям: атлетики – 73 %, пикники – 22 %, астеники – 5 %;
  • по гендеру: маскулинных – 78 %, фемининных – 13 %, андрогинных – 9 %;
  • по наличию доминирующего инстинкта: самосохранение – 5 %, сохранение семьи и рода – 9 %, альтруистические потребности – 11 %, потребности исследования – 20 %; доминирования – 24 %, свободы – 11 %; сохранение достоинства – 20 %.

Результаты исследования и их обсуждение

Второй этап нашего исследования – тренировки. Авторы наблюдали за поведением детей в спортивном зале. Результаты фиксировали в протокол наблюдения самостоятельной активности спортсменов.

Анализ результатов показал, что:

  1. Флегматики добиваются высоких результатов за счет того, что часто обращаются за помощью и строго выполняют инструкции тренера. Они не отвлекаются и не пропускают занятия. Внимательно слушают указания и усердно работают над техникой выполнения.
  2. Холерики, напротив, проявляют больше самостоятельности, часто отвлекаются и устраивают незапланированные бои среди тренировки. У них высокая скорость выполнения упражнения, но из-за того, что они часто отвлекаются, страдает техника выполнения. Часто нарушают правила ведения боя, из-за чего постоянно получают замечания.
  3. Сангвиники много разговаривают, обращаются за помощью, не касающейся тренировки, не могут долго заниматься одним и тем же. Если их постигает неудача на тренировке, они проигрывают бой, или их просто обидели, на следующую тренировку могут не прийти.

На третьем этапе контрольными точками нашего исследования являются призовые места на спортивных соревнованиях. Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

  1. Призовые места занимали дети холерического и сангвинического типа темперамента (маскулинные, атлетичные), которые побеждали за счет своей подвижности, но при этом часто получали замечания о неправильном ведении боя.
  2. Флегматики (маскулинные, атлетичные), как и на тренировках, выигрывали за счет того, что четко выполняли инструкции тренера. Они вели бой технически правильно, и соблюдая основные правила боя.
  3. У всех детей, занимавших призовые места, доминирующим инстинктом является инстинкт сохранения достоинства и инстинкт лидера (или доминирования).
  4. Дети с доминирующим инстинктом самосохранения, сохранения семьи и рода, а также с инстинктом альтруизма отказывались участвовать в соревнованиях.
  5. Дети с фемининными чертами работали не в полную силу. На это, по нашему мнению, влияют такие черты характера, как уступчивость, мягкость, способность к сочувствию и сопереживанию.
  6. Дети с андрогинными чертами характера побеждали в зависимости от психологического настроя.

Заключение

Общий анализ проведенного нами исследования: влияние индивидуально личностных особенностей на достижения результата в спортивной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

Важнейшее значение для показания высоких спортивных результатов имеет значение направленность доминирующего инстинкта.

При всем положительном сочетании индивидуально личностных качеств и особенностей для занятий спортом направленность доминирующего инстинкта: эгофильный (самосохранение) – затрудняет участие в соревнованиях; альтруистический – желание дать сопернику шанс; доминирующий – вызывает желание быстрой победы, без адекватного учета своих сил и возможностей; дигнитофильный (сохранение достоинства) – определяет корректное поведение по отношение к сопернику, умение использовать его ошибки.

Тренерам необходимо уметь определять возможности спортсменов, учитывая как их физические, индивидуально-личностные особенности, так и направленность доминирующего инстинкта

Таким образом, наше исследование доказало взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей ребенка и их успехов в спортивной деятельности.


Библиографическая ссылка

Петренко О.В., Сулима Т.В., Николаева Е.С., Кадуцкая Л.А. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ДОСТИЖЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24972 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674