Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О РОЛИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗОВ МОСКВЫ В ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ 1970-1980 ГГ.

Бабаева Е.В. 1 Ганьшина Г.В. 1
1 Государственный гуманитарно-технологический университет
В статье представлен анализ конструктивного опыта деятельности студенческого самоуправления вузов Москвы в 1970–1980 гг. по укреплению международных связей и интернациональному воспитанию молодежи. Рассматривается деятельность интернациональных органов студенческого самоуправления в высших учебных заведениях столицы: советы дружбы учебных заведений, правления студенческих клубов интернациональной дружбы, студенческие советы общежитий, интернациональные штабы ССО и т.п. Деятельность органов студенческого самоуправления вузов Москвы осуществлялась по следующим основным направлениям: развитие научных обществ, способствовавших повышению качества образовательного процесса и студенческого научного творчества, патриотическое, трудовое и интернациональное воспитание, движение студенческих строительных отрядов, выковывание спортивного мастерства, организация международного сотрудничества, быта и разнопланового досуга студентов, особенно в общежитиях, разработка и участие в мероприятиях по охране природы. В заключение подчеркивается, что развитие международных связей московского и в целом советского студенчества с молодежью зарубежных стран способствовало углублению взаимопонимания, утверждению равноправных и дружественных взаимоотношений между государствами и народами.
студенческое самоуправление
вузы москвы
укрепление международных связей
интернациональное воспитание
молодёжь.
1. Бабаева Е.В. Студенческое самоуправление в вузах Москвы. 1971–1980 гг.: дис. ... канд. ист. наук. – М., 2013. – 191 с.
2. Бабаева Е.В., Ганьшина Г.В. Формирование социальной активности учащейся молодежи вузов Москвы в условиях студенческих строительных отрядов: опыт 1971–1980 гг. Российский научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». – 2015. – № 4. – URL: http://futureruss.ru/journal-archive/nomer-42015.html (дата обращения 12.04.2016).
3. Встреча Президента РФ Д.А. Медведева со студентами и преподавателями технических вузов 24 марта 2011 г. – URL: http://www.kremlin.ru/news/10759 (дата обращения: 01.04.2011).
4. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Умеркаева С.Ш. Функциональный подход к организации молодежной анимации // European Social Science Journal. – 2015. – № 10. – С. 225-230.
5. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Грибкова Г.И. Интерактивные технологии в образовательных программах учреждений музейного типа // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6-3 (59-3). – С.870-873.
6. Ганьшина Г.В., Левина И.Д. Сущность и содержание рекреативных технологий социально-культурной деятельности. Общество и экономика в эпоху глобализации. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. ООО «Экспертно-консалтинговый центр Интеллект». – Москва, 2016. – С. 75-80.
7. Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года». – URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf. (дата обращения: 15.03.2016).
8. Комсомол в вузе / сост.: О.И. Карпухин, И.С. Мостыка. – 3-е изд., доп. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 286 с.
9. Кремнева Т.Л. Молодежь как субъект социального обновления // Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М.: МОСУ, 2007. – С. 198-203.
10. Российский государственный архив социально-политической истории. Фонд М-17. Опись 7. Дело 71. Лист 14.
11. Российский государственный архив социально-политической истории. Фонд М-17. Опись 7. Дело 486. Лист 10.
12. Российский государственный архив социально-политической истории. Фонд М-17. Опись 7. Дело 486. Лист 11.
13. Центральный государственный архив города Москвы. Фонд 1992. Опись 7. Дело 2677. Листы 93-94.

Молодежь – это особая социальная общность и огромная инновационная сила, находящаяся в стадии формирования своей системы ценностей. Повышение общекультурных и профессиональных требований общества к молодежи влечёт за собой необходимость в её самообразовании, саморазвитии [4, с. 225].

В выступлениях ученых, политиков России проблема патриотического и интернационального воспитания определяется как одна из ведущих в учебно-воспитательном процессе современного вуза. Творческая реализация, интеллектуальное развитие, социальная адаптация подрастающего поколения в обществе всегда являлись одной из главных стратегических задач развития страны [6, c.78]. Это находит отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р), Законе РФ «Об образовании» 2012 г., Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493) [7].

Молодежь является объектом национально-государственных интересов, одним из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества. Особое место в молодежной политике занимает студенческое самоуправление. Сегодня студенческое самоуправление разнообразно по своим формам и содержанию. Это и студенческие советы, комитеты, ассоциации, клубы, отряды, общественные объединения и профсоюзы. В вузах широко представлен институт старост, студенческие деканаты, центры, научные общества, студенческие правительства и парламенты, думы, братства и многие другие общественные организации. У современного студенчества имеется возможность самостоятельного выбора оптимальной формы самоуправления в вузе. Руководителями органов студенческого самоуправления в вузах являются студенты и аспиранты. Школа студенческого самоуправления – это школа становления будущих лидеров для разных сфер политической и социально-экономической жизни общества.

В постсоветский период ученые переосмысливают исторический опыт российской и советской высшей школы, в т.ч. эволюцию научного и культурно-образовательного процессов в вузе как факторов подготовки кадров, роль самоуправления студентов в патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Поднимаются проблемы формирования идейно-нравственных ценностей и политического воспитания студенчества, в т.ч. в 1970–1980 гг., анализируются актуальные проблемы высшей школы и воспитания студентов на основе исторического опыта. Авторы диссертаций на примере разных регионов и вузов также обращаются к некоторым аспектам студенческого самоуправления, его социологическому анализу, деятельности студенческих стройотрядов. Руководство страны предлагает активно использовать и расширять в современных вузах позитивный опыт советской практики взаимодействия учебного, научного и производственного процессов пoдгoтoвки инженерных и других кадров [3].

Поэтому сегодня становится актуальным выявление и обоснование роли студенческого самоуправления Московских вузов в 1971–1980 гг. в повышении качества высшего образования и в еще большей степени – в выработке у студентов гражданской ответственности и активности, навыков самоуправления и позитивного межкультурного диалога. К тому же, 1970-е годы – один из мало изучаемых, но поучительных периодов. Особенная ценность опыта вузов столицы России заключалась в том, что именно здесь, как и в настоящее время, находилось наибольшее число высших учебных заведений, которые имели близость к центральной власти и СМИ. Именно в Москве часто зарождались и затем развивались в других городах многие новшества в студенческом самоуправлении в исследуемый период, которые нуждаются в комплексном исследовании с учетом современных требований современной науки.

Целью данного исследования является обоснование роли студенческого самоуправления вузов Москвы в 1970–1980 гг. в укреплении международных связей и интернациональном воспитании молодежи.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение

Студенчество всегда находится в центре внимания общества и политических структур, стремящихся обеспечить столь важную для каждого народа преемственность поколений. В то же время исторический опыт и современность показывают, что и деструктивные общественно-политические силы могут использовать особую отзывчивость наиболее образованной части молодежи на социальную несправедливость, мобильность, склонность к радикальным оценкам и действиям, недостаточный опыт гражданской самодеятельности и политико-правовой культуры во вред интересам общества и государства. Актуальные задачи модернизационного прорыва России в условиях глобальных рисков социально-экономического развития, сложные политические и культурные проблемы обеспечения единства, социальной стабильности и духовной самостоятельности нашего полиэтничного и многоконфессионального общества требуют качественного обновления и серьезного улучшения не только образовательного процесса в вузах, но и адекватной вызовам времени подготовки студентов к самоорганизации и участию в гражданской жизни на основе социально значимых традиций и высоких стандартов отечественной культуры.

Сегодня весьма актуален опыт советского прошлого, связанный с формированием гражданской активности и ответственности молодежи, патриотическим и интернациональным воспитанием студенчества в 1970–1980 годы. Большое место в молодежной политике занимало студенческое самоуправление. Оно было встроено в общую систему учебно-воспитательной, научно-исследовательской, досуговой, спортивно-массовой и иной практики, обеспечивая вполне адекватную требованиям времени подготовку специалистов и граждан.

В 1971 г. в Москве насчитывалось 58 вузов дневного отделения, в которых обучалось 250 тысяч студентов, а к 1980 году в 75 высших учебных заведениях только на дневном отделении обучалось уже более 300 тысяч молодых людей из разных республик СССР и зарубежья [1, с.166].

Деятельность органов студенческого самоуправления вузов Москвы в 1970–1980 гг. осуществлялась по следующим основным направлениям: развитие научных обществ, способствовавших повышению качества образовательного процесса и студенческого научного творчества; патриотическое, трудовое и интернациональное воспитание, движение студенческих строительных отрядов, организация международного сотрудничества, быта и досуга студентов, особенно в общежитиях, участие в мероприятиях по охране природы и т.д.

В 1970-е годы в вузах столицы сложились богатые интернациональные традиции: расширялись контакты между вузовскими коллективами союзных и автономных республик. Во многих вузах учились посланцы стран социализма, вузы Москвы сотрудничали с учебными заведениями многих стран мира в различных областях, осуществлялся обмен делегациями между комсомольскими организациями вузов, проведение фестивалей и недель дружбы, дней комсомола союзных республик, вечеров национальной песни, лекций и бесед; развивался внутрисоюзный туризм и т.п. Все эти формы работы служили целям интернационального воспитания молодежи.

Так, комитет комсомола МГУ им. М.В. Ломоносова организовывал работу по обмену опытом с друзьями из других республик, проводились совместные мероприятия, знакомство студентов с достижениями науки и культуры народов СССР. Студенты разных национальностей нашей страны, студенты-иностранцы, обучавшиеся в СССР, становились членами клубов интернациональной дружбы, которые создавались в вузах Москвы.

В английских и немецких клубах, бюро переводов МВТУ им. Баумана (Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана) учились студенты всех курсов. Регулярно 2 раза в семестр проходили заседания Английского и Немецкого клубов с приглашением сотрудников МВТУ, побывавших на стажировке в Англии, США, ГДР, ФРГ, ведущих журналистов ТАСС, АПИ, Всесоюзного радио, газет и журналов. Заседания клубов вели на английском и немецком языках. Такие заседания помогали студентам более глубоко изучать иностранные языки. В 1971 году в МВТУ им. Баумана прошло 5 студенческих научно-технических конференций на иностранных языках (английский, немецкий, французский, испанский) [13].

Студенческие городские и вузовские интерклубы направляли свою деятельность на установление дружеских контактов между молодежью различных стран, на всестороннее ознакомление иностранной и советской молодежи с многогранной деятельностью народов нашей страны, осуществление широкого обмена опытом работы студенческих и молодежных организаций.

Советский Союз являлся одним из крупнейших центров мира по подготовке специалистов для зарубежных стран. Более ста пятидесяти тысяч зарубежных граждан окончило высшие учебные заведения в 1970-е годы. Вернувшись в свои страны, они получали ответственные должности в государственных и партийных органах, в промышленности и сельском хозяйстве, в учреждениях науки и культуры.

Традиционно в зимние каникулы организовывались интернациональные студенческие лагеря, в программе которых широко обсуждались актуальных проблемы современности, проводились циклы лекций, встречи с учеными, общественными и государственными деятелями, митинги солидарности, разнообразные культурные мероприятия.

Вместе с овладением русским языком, крепли чувство дружбы с советским народом и интернационализм наших друзей. Студент Университета дружбы народов имени П. Лумумбы (Российский университет дружбы народов) из Мали Муса Сиби, выступая на заключительной встрече победителей IV Международной олимпиады в Москве, сказал: «Став в 1975 году в Москве победителем IV Международной олимпиады школьников по русскому языку, я твердо решил после окончания лицея продолжить свое образование в СССР. И вот теперь я учусь на факультете экономики и права Университета дружбы народов. Наряду с изучением своей специальности с большим интересом продолжаю изучать русский язык, читаю в оригинале произведения русских и советских писателей» [8, с.100].

В вузах Москвы был накоплен конструктивный опыт работы по оказанию помощи иностранным студентам в изучении русского языка: создавались клубы русского языка, проводились конкурсы, викторины «Знаешь ли ты русский язык?», читательские конференции, литературные праздники, посвященные творчеству великих русских и советских поэтов и писателей. При клубах интернациональной дружбы создавались секции русского языка, оформлялись уголки, стенды «Для изучающих русский язык» в общежитиях. Выпускники советских учебных заведений не только хорошо владели русским языком, но и активно пропагандировали его у себя на родине.

Разнообразные интернациональные органы студенческого самоуправления активно действовали в высших учебных заведениях столицы: советы дружбы учебных заведений, правления студенческих клубов интернациональной дружбы, студенческие советы общежитий, интернациональные штабы ССО и т.п.

В период 1971–1980 гг. активизировались прямые связи между вузами социалистических стран. Проходили эквивалентные обмены студентами для прохождения ознакомительной практики между строительными отрядами и бригадами. Успешно осуществлялись туристские поездки советских студентов в социалистические страны, обмен коллективами художественной самодеятельности, организовывались совместные фестивали, спортивные соревнования и т. д.

Студенческий совет СССР, представительная общественная организация вузов страны, содействовал интернациональному воспитанию студенчества, укреплению дружбы и сотрудничества вузовской молодежи со студентами других стран, развивал связи с различными международными организациями, участвовал в мероприятиях, проводимых за рубежом, а также готовил и проводил международные студенческие мероприятия в нашей стране.

По инициативе студенческих отрядов МГУ им. М.В. Ломоносова в августе 1976 г. был проведен День ударного труда в фонд XI фестиваля молодежи и студентов в Гаване. С большим успехом в 1976 г. прошли фестивали политической песни московского городского Студенческого строительного отряда, а также районных отрядов МАИ (Московский авиационный институт), МЭИ (Московский энергетический институт), ТСХА(ФГОУ ВПО РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева), I ММИ (Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова), МИСИ (Московский государственный строительный университет). Лауреатами заключительного тура стали агитбригады ССО МАИ и МИИТа, Ю. Певчев, В. Соколинский из МЭИ; А. Горинштейн, Г. Киселев, Е. Героева из МАИ; А. Никитин из МИРЭА (Московский технологический университет); В. Пасмор из МГИ (Московский государственный горный университет); болгарский студент В. Леков из интернационального ССО МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II). Жюри конкурса, в состав которого входили молодые московские композиторы и поэты, особо отметило работы авторов и исполнителей песен – А. Кузнецова из МЭИ, В. Богомолова из МАИ, выступление ансамбля чилийских студентов «Лаутаро» из интеротряда УДН (Российский университет дружбы народов) «Меридиан дружбы» [10].

Серьезное место в воспитательной практике Московского городского ССО занимало развитие интернациональных связей. В 1976 г. в составе студенческих отрядов столицы работали 585 иностранных студентов, обучавшихся в московских вузах, и 452 студента-иностранца в составе обменных групп из Болгарии, Венгрии, Германской Демократической республики, Польши, Чехословакии, Югославии, Финляндии. Во всех интернациональных отрядах были разработаны планы работы, которые включали проведение экскурсий по Москве и Подмосковью, знакомство с историческими памятниками, посещение музеев, театров и концертных залов [2].

Летом 1980 года в работе Московского студенческого отряда принимали участие более тысячи иностранцев из 70 стран мира [11]. Так, например, в работе агитбригад приняли участие 394 иностранца, а всего таких бригад в Московских ИССО было около 100, ими организовано 812 концертов с иностранной тематикой для тружеников городов и сел. Большой популярностью у населения пользовались выступления агитбригад МГУ, УДН. Студенты-иностранцы, обучающиеся в Московском государственном университете, принимали самое активное участие в организации и проведении вечеров отдыха, смотрах- конкурсах агитбригад, фестивалях песни, конкурсах политплаката [12].

В наше время идея студенческих стройотрядов энергично возрождается, становясь все более популярной. В современной России актуальность такой формы производственной активности студенчества заключается в том, что деятельность ССО позволяет решать большое количество практических задач, стоящих в данный момент перед страной: подготовка кадров, организация временной и постоянной занятости молодежи, профилактика негативных явлений в молодежной среде, трудовое и нравственное воспитание, приобретение профессиональных навыков и ускорение процесса социализации молодых людей, решение вопросов финансовой обеспеченности студенчества. Ценность труда в студенческих отрядах заключается в более эффективной адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений, в развитии инициативности и самостоятельности, формировании организационных и деловых качеств, укреплении духовно-нравственных идеалов молодого поколения.

Выводы. Данный опыт студенческого самоуправления в вузах Москвы и в целом в СССР по интернациональному воспитанию и укреплению международного сотрудничества, несмотря на идеологизацию и бюpoкратизaцию, свойственные советской системе образования в 1970-е годы, остается полезным в контексте повышения качества образования и воспитания современной молодежи. Международные связи советского студенчества с молодежью зарубежных стран способствовали углублению взаимопонимания, формировали стремление общими усилиями утверждать равноправные и дружественные взаимоотношения между государствами и народами [1, с.70]. Cтуденческое самоуправление было направлено на совершенствование деятельности вуза, демократизацию общественной жизни высшей школы, включение молодежи в решение узловых проблем высшего образования и социальной политики, повышение гражданской активности студентов. Руководством вузов делался расчёт на повышение творческого участия студентов в решении вопросов организации учебного процесса, политико-воспитательной работы, быта и отдыха, на возникновение принципиально новых форм деятельности студенческих коллективов, расширение реальных возможностей активного участия молодежи в решении вопросов общественной жизни.

Деятельность государственных структур и правящей партии в отношении студенчества должна строиться на основе стратегических приоритетов развития общества, стабильности и адекватной вызовам времени гибкой адаптации политических, правовых и культурных инструментов демократического решения молодежных проблем, обеспечивать баланс интересов социально-культурного единства и экономического прогресса страны, преемственность поколений и нравственное здоровье всех социально-демографических и этноконфессиональных групп.

На современном этапе развития общества жизненно необходима оптимизация и мобилизация имеющихся образовательных, социальных и культурных ресурсов для содействия современной молодежи в формировании жизнеобеспечивающих качеств, в т.ч. патриотизма и гражданской ответственности, креативности, профессионального владения технологиями кросс-культурных коммуникаций, умения организовать свой досуг на основе здоровых нравственных представлений. Прививая молодежи умения и навыки культурного проведения досуга, вовлекая ее в различные виды практикоориентированной деятельности, мы не только повышаем эффективность воспитания и обучения, но и создаем необходимые предпосылки для того, чтобы развитие личности протекало максимально продуктивно и в зрелые годы, когда человек совершенно самостоятельно организует свое общение с людьми, с миром науки, искусства, культуры, с природой, со всей окружающей действительностью [5, с. 872].

Действенных инструментов формирования культуры здоровья молодежи, ее национальной идентичности в поликультурном контексте, организации эффективного сотрудничества с представителями разных культур, расширения молодежного обмена достаточно много, и одно из самых важных мест среди них занимает студенческое самоуправление. Наша задача – поддержать вариативность форм студенческого самоуправления, создать благоприятные условия для их равноправного функционирования, при которых жизнь и преподавателя, и студента в вузе разворачивалась бы в пространстве, воплощающем истинные ценности демократического общества.


Библиографическая ссылка

Бабаева Е.В., Ганьшина Г.В. О РОЛИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗОВ МОСКВЫ В ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ 1970-1980 ГГ. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24963 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674