Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Константинова В.В. 1 Алексеева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
В современных условиях, когда образовательная среда характеризуется своей поликультурностью и полиэтничностью, важность приобретает вопрос сохранения родных языков и культурных разнообразий обучающихся. Об этом говорится и в таких основополагающих документах российского образования, как Закон «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Для реализации этой задачи высшая школа должна в числе формируемых компетенций значительные акценты делать на формирование этнокультурной компетентности современных студентов. Педагог сам должен в достаточной степени знать историю, культуру, традиции тех, кого будет обучать. В ходе вузовской подготовки формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов может осуществляться разными средствами. Но практика последних лет позволяет констатировать о значительном потенциале музейной педагогики в реализации данной задачи. В связи с вышесказанным, в статье рассматривается вопрос формирования у будущих педагогов этнокультурной компетентности средствами музейной педагогики. С целью определения теоретической основы исследования и планирования практического этапа, направленного на формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов педагогического и психолого-педагогического направлений, проведена диагностика на выявление уровня осведомленности в вопросах музейной педагогики. Результаты диагностики позволили конкретизировать содержание работы по использованию потенциала музеев города и Марийского государственного университета в подготовке будущих учителей.
этнокультурная компетентность
будущий педагог
музейная педагогика
поликультурная образовательная среда.
1. Ахунов В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20, Педагогическое образование. – 2008. – № 4. – С. 36-44.
2. Белякова Л.М. Музейная педагогика: Новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 5. – С. 17-21.
3. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика - Великая сила // Внешкольник. – 2003. – № 6. – С. 30.
4. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – С. 209-211.
5. Гамбург Е.Я. Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами историко-краеведческого факультативного курса // Воспитание школьников. – 2009. – № 9. – С. 24-26.
6. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 29-33.
7. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. – № 5. – С. 3-12.
8. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея – история и современность // Воспитание школьников. – 2002. – № 7. – С. 37-42.

В настоящее время для российского государства характерны активные миграционные процессы. Они связаны, во-первых, со сменой места жительства в поисках работы, во-вторых, с выбором абитуриентами учебного заведения. Данные явления приводят к тому, что появляются этнически смешанные семьи, образуются многонациональные коллективы как в школе, так и в вузе, происходит расширение рамок межкультурного и межэтнического общения. Все это актуализирует проблему подготовки будущих педагогов, способных работать в полиэтнической образовательной среде, а это требует сформированности этнокультурной компетентности.

Для формирования у будущих педагогов этнокультурной компетентности нужны действенные средства. Изучение теории вопроса и практика организации учебно-воспитательной работы в вузе позволяют выделить в качестве такого средства музейную педагогику.

Вышесказанное способствует определению цели исследования: определение методов и форм организации работы по формированию этнокультурной компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки.

Проблема подготовки отечественного учителя к деятельности в условиях полиэтнического образования имеет длительную историю. Отечественные концепции национального образования и национальной школы, представленные в работах Н.А. Бердяева, В.П. Вахтерова, С.И. Гессена, Н.И. Ильминского, П.Ф. Каптерева, В.О. Ключевского, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, которые определяли задачи школы не только как инструмента просвещения, но и как инструмента языковой и духовной интеграции народов.

В мировой педагогике феномен полиэтничности стал предметом исследований в 60-е годы ХХ века, а, начиная с 80-х годов, за рубежом активно развивается процесс становления концепций: полиэтнического образования (Дж. Бэнкс, U. Boos-Nunning, U. Sandfuchs), бикультурного образования (W.E. Ftenakis), кросскультурного образования (Р. Хенви) и т.д.

В конце двадцатого века вопросы гуманизации и этнизации образования нашли свое отражение в работах Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенкова, А.Н. Джуринского, З.А. Мальковой, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой и др. Исследователями этнокультурное образование рассматривается как парадигма образования XXI века, как феномен культуры и механизм передачи социального опыта. В трудах И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, Т.А. Пигиловой, А.Н. Яковлевой и др. этнокультурное образование представлено как целостный процесс изучения и практического овладения ценностями народной культуры, прорастающей в культуру этноса и входящей в систему мировой культуры, процесс становления, социализации, воспитания личности на этнокультурных традициях. По утверждению вышеназванных ученых, одним из результатов этнокультурного образования должна стать этнокультурная компетентность личности.

В исследованиях зарубежных и отечественных педагогов и психологов, рассматривающих проблему формирования этнокультурной (интеркультурной) компетентности (Н.Г. Арзамасцева, Л.Б. Зубарева, Н.М. Лебедева, Г.Е. Поторочина, В.Г. Рощупкин, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Федорова, J. Berry, Р. Pedersen, D. W. Sue, T. Cross, I.В. Krause, J.M. Havenaar), этнокультурная компетентность рассматривается как интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладевания этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.

Этнокультурная компетентность педагогов определяется Л.В. Коноваловой как интегративное профессионально-личностное качество, которое проявляется в гуманистической мировоззренческой позиции (отношение к этническим проблемам в стране и мире; отношение к этнокультурному образованию); в обобщенных умениях (осуществлять анализ практических ситуаций в этнокультурной среде на уровне методологической рефлексии; проектировать этнокультурные подходы в учебно-воспитательном процессе, нацеленные на развитие у учащихся толерантности и миролюбия); в готовности к конкретным способам реализации гуманистических ценностей (создавать условия для эффективного межнационального общения учащихся; проводить мероприятия, способствующие развитию интереса к историко-культурному наследию других народов), и включает функционально связанные между собой компоненты: мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический и рефлексивно-оценочный.

Существенное значение для эффективного формирования этнокультурной компетентности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки имеет учет внешних и внутренних закономерностей данного процесса. Основу для изучения внутренних закономерностей и психологических механизмов формирования этнокультурной компетентности составляют философские, психологические и педагогические теории К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Е.И. Исаева, И.С. Кона, К. Левина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, Д.Н. Узнадзе, Г.Н. Филонова, В.А. Ядова, современные теории и концепции социализации, воспитания и развития личности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и другие), положения возрастной и педагогической психологии о становлении личности в период обучения в вузе, особенностях воспитания студенчества (А.С. Белкин, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн и др.).

Учет внешних закономерностей предполагает, прежде всего, изучение особенностей региональной системы образования, касающихся профессиональной подготовки педагогов в условиях многонационального социума. Данные особенности наиболее последовательно охарактеризованы в работах В.Н. Гурова, Р.С. Кимова, В.В. Макаева, Л.Л. Супруновой, С.У. Пазова, Т.В. Поштаревой, С.Н. Федоровой, В.А. Шаповалова и др. Значимым, на наш взгляд, является учет того позитивного опыта, который был накоплен в полиэтническом образовательном пространстве республики, начиная с деятельности марийских просветителей во второй половине XIХ века – начале ХХ века (В.М. Васильева, П.П. Глезденева, С.А. Нурминского, С.Г. Чавайна, М.Ф. Федорова). Изучение вопроса подготовки учителей в Марийском крае (Е.В. Кондратенко, А.С. Паймакова, К.Н. Санукова, А.Ф. Степанова, А.Г. Трефиловой, И. А. Чурикова и др.) позволяет проанализировать реализацию аксиологического, культурологического, антропологического подходов в организации подготовки педагогических кадров в марийском крае в прошлом и необходимость учета их в формировании этнокультурной компетентности будущего учителя с учетом специфики полиэтнической образовательной среды.

Современные исследователи, в поиске действенных средств формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов, говорят о музейной педагогике.

Музейная педагогика – одно из наиболее значимых направлений современной педагогики, новое ответвление научных знаний на стыке музееведения, педагогики, психологии, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики [6].

Музейная педагогика – это педагогика открытой среды. Она не ограничена стенами музея и наиболее эффективно проявляет себя в условиях содружества школы и музея, единения культурно-досуговых и образовательных учреждений, создания педагогически целесообразно организованного культурного пространства [5].

В XIX веке начался бурный расцвет музейного дела. Музеи становятся образовательно-исследовательскими центрами по популяризации культурологических и естественнонаучных ценностей. Уже в середине XIX в. развитие исторической науки и городской культуры приводит общество к осознанию того факта, что именно музей является наиболее приемлемой формой сохранения и передачи гражданско-патриотического опыта. Это приводит к формированию четкой музейной политики в направлении передачи знания.

Первые попытки формирования музейной педагогики сделали отечественные ученые и общественные деятели Санкт-Петербурга (1864). Это повлияло на возникновение Русского педагогического музея (1865), который явился в то время общественным, научным и просветительским центром, разрабатывающим актуальные вопросы педагогической науки.

Значительный вклад в разработку вопросов музейной педагогики внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как А.В. Бакушинский, Е.Г. Ванслова, Г. Кершенштайнер, А. Литварх, Н.В. Нагорский, Б.А. Столяров, К. Фолль, Г. Фройенталь, К. Фризен, М.Ю. Юхневич и др.

Литварх А. первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил название «музейный педагог») [4].

В результате теоретического анализа практической музейно-педагогической деятельности в 1934 году К. Фризен предложил ввести термин «музейная педагогика», означавший «традиции художественного воспитания музейными средствами, опирающимися на просветительскую работу и музейную дидактику» [1].

В 40-е–80-е гг. XX века развитие музейной педагогики было связано с идеей ЮНЕСКО о привлечении в музеи широкой детско-юношеской аудитории. Новое понимание роли музея в образовательно-воспитательном процессе было теоретически осмыслено выдающимися музееведами, педагогами, психологами как приобщение школьников к межкультурному диалогу [2].

В нашей стране понятие «музейная педагогика» вошло в активное употребление с 1970 года. Выделение музейной педагогики в самостоятельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повышения ее качественного уровня.

Отечественная теория музейной педагогики получила достаточно полное обоснование в трудах основоположников русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования музеев в целях образования его посетителей (М.В. Новорусский, В. Коховский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Ф. И. Шмит, Н. Д. Бартрам, А.У. Зеленко), а также в системе эстетического воспитания Бакушинского А.В. средствами художественных музеев. В период становления музейной педагогики как научной дисциплины взгляды ученых, обогащенные идеями гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными [4].

На современном этапе в теории музейной педагогики в качестве предмета научного исследования выделены культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (М.Ю. Юхневич). Н.А. Никишин, изучая проблемы музейной коммуникации, рассматривает «язык музея» как одно из базовых понятий, служащих средством коммуникации. Б.А. Столяров определяет это понятие как «системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры (музейный предмет, музейный педагог, музейный зритель) [8].

По мнению Вансловой Е.Г., музейная педагогика – это одно из наиболее значимых направлений современной педагогики. Музейная педагогика – это новое ответвление научных знаний на стыке музееведения, педагогики, психологии, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики [3].

Нагорский Н.В. музейную педагогику называет педагогикой открытой среды. Она не ограничена стенами музея и наиболее эффективно проявляет себя в условиях содружества школы и музея, единения культурно-досуговых и образовательных учреждений, создания педагогически целесообразно организованного культурного пространства [7].

Задача музейной педагогики проявляется в том, чтобы максимально и успешно удовлетворить и, по мере возможности, развить и обогатить интересы посетителей.

Исходя из вышесказанного, можно определить цели музейной педагогики:

- пробуждать интерес к познанию культуры народов мира через музей и его коллекции;

- воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части истории и культуры того или иного народа;

- способствовать формированию у посетителей понимания единства природы и культуры;

- формировать навыки культуры поведения в музее;

- воспитать любовь к родному краю и людям, внесшим значительный вклад в его процветание.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач образования и воспитания подрастающего поколения, поэтому содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования. Существует более ста различных форм, среди которых популярность обрели лекция, экскурсия, консультация, научные чтения, кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы, викторины и т.д.

Таким образом, музейная педагогика является одним из направлений педагогической науки и определяется как междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильной музею дисциплины и построенная не его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта молодому поколению в условиях музейной среды, а значит, является действенным средством формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов.

Для определения форм и методов работы по формированию этнокультурной компетентности будущих педагогов средствами музейной педагогики проведено исследование среди студентов университета. В эксперименте участвовали 182 респондента.

На констатирующем этапе осуществлено выявление частоты посещения студентами музеев города, влияния музейного материала на развитие интереса к родному краю, к краю, где в настоящее время учится студент, влияния музейной педагогики на формирование этнокультурной компетентности будущих учителей. На вопрос «Посещаете ли вы музеи?» из 100 % опрошенных 25 % респондентов ответило, что они посещают музей, а 15 % мало посещают музей, 60 % ни разу там не были. В ответах на вопрос «В каких музеях г. Йошкар-Олы вы были?» 40 % опрошенных отметили, что они были в музее г. Йошкар-Олы, 30 % – в Национальном музее им Т. Евсеева, 15 % – в музее народно-прикладного искусства, 12 % – в доме-музее им. И.С. Ключникова-Палантая, в других – 3 %. Во время анкетирования у студентов даже возникал вопрос, где находится тот или иной музей.

На вопрос «Как вы думаете, для чего надо посещать музеи?» студенты ответили следующим образом: 15 % – провести свободное время, 20 % – заставляют кураторы групп, 35 % узнать историю республики, 30 % – познакомиться с обычаями и традициями народов нашего края. Ответы на вопрос «Вызывает ли чувство гордости история нашего края?» 55 % респондентов дали положительный ответ. Ответы на вопрос «Появилось ли желание после посещения музея прочитать книги по истории марийского края?» 45 % – ответили «да», а оставшиеся 55 % – «нет».

Результаты исследования говорят о том, что студенты в целом плохо посещают музеи города Йошкар-Олы. Это в свою очередь говорит о недостаточной работе по использованию педагогического потенциала музеев в формировании этнокультурной компетентности будущих учителей. Именно этнокультурная компетентность позволяет сделать свою профессиональную деятельность этносензитивной, т.е. более чутко ориентированной на этнокультурные ценности, запросы, особенности национального характера клиентов, сложившиеся в социуме, стандарты этнокультурных отношений.

Таким образом, актуальность проблемы исследования, недостаточная ее теоретическая и практическая разработанность в условиях нового времени, порождает необходимость активизации работы по использованию потенциала музейной педагогики в формировании этнокультурной компетентности будущих педагогов.

Статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-16-12006.


Библиографическая ссылка

Константинова В.В., Алексеева Е.В. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24933 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674