Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Николина В.В. 1 Фефелова О.Е. 1
1 ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Настоящая статья посвящена исследованию проблемы социокультурных практик в современном образовании. Исследование осуществлялось на основе антропологического, деятельностного, аксиологического, культурологического, событийного подходов. В статье представлены результаты исследования, проведенного на основе теоретического анализа, а также с помощью эмпирических методов, позволяющих выявить значимость, характеристику, особенности, приоритетные направления и основополагающие условия социокультурных практик в современной системе образования. В статье социокультурная практика рассматривается как фактор саморазвития личности, социальной идентичности, социализации на основе освоения обучающимися норм, ценностей, установок, способов деятельности в современном гражданском обществе, путем их приобщения к реальным проблемам своей школы, региона. Показана значимость социокультурных практик в современном образовательном процессе в контексте введения федерального государственного образовательного стандарта.
Социокультурная практика
множественность социокультурных практик
социокультурный опыт
социализация
способы социальных действий
гуманитарно-антропологическая парадигма
инновационное образование
1. Астафьева О.Н. О типологии социокультурных практик в постнеклассической науке // Постнеклассические практики: определение предметных областей. Мат. межд. междисциплинарного семинара. – М.: МАКС-Пресс, 2008. – 20.
2. Громыко Ю.В. ВЕК МЕТА: Современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. – М., 2006. – 504 с.
3. Гусева А.В. Управление социокультурными процессами (социологический анализ): автореф. дис. … канд. социол. наук. – М., 2012. – 22 с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
6. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
7. Николина В. В. Особенности учебников географии линии «Полярная звезда» // География в школе. – 2009. – № 4. – С. 56-59.
8. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Изменения в обществе, обусловленные процессом глобализации, переходом цивилизационного развития к постиндустриальному, информационному обществу пронизывают все сферы человеческой деятельности, характеризуются усложнением и обострением проблемы взаимодействия природы и общества, взаимодействием между людьми. Новое общество, создаваемое на основе современных высоких наукоемких технологий, обеспечит ему инновационное развитие во всех сферах общественной практики, актуализирует поиски путей, средств подготовки к жизни в быстроизменяющихся динамических условиях и требует становления и выращивания человека нового культурного типа, обеспечивающего возможности развития и самореализации каждого.

Инновационный вектор развития России, новые технологические задачи, стоящие перед экономикой, новый профессионализм работников приводят к глубокой трансформации системы образования. Главной ценностью постиндустриального общества должен стать человек и освоение им универсальных способов деятельности, мышления, новых ценностных ориентиров. Поэтому сегодня как никогда вся деятельность человека и все с ним происходящее приобретает значимую роль в глобальной динамике современного мира. Совершенно ясно, что образование должно трансформироваться в контексте цивилизационных изменений в новую проектно-исследовательскую модель обучения – «модель обучения действием», которая предполагает, что обучающиеся самостоятельно работают над реальными задачами, принимают ответственность за выбор решения, исходя из ценностных смыслов, включаются в различные виды деятельности в контексте строительства в России гражданского общества, участвуя в социально значимых проектах, ориентированных на освоение своего «потребного будущего» и будущего своей страны.

По мнению В.И. Слободчикова, «именно в современном постиндустриальном, инновационном, развивающемся обществе начинает осуществляться завет К.Д. Ушинского о том, что основной целью образования человека должен быть только сам человек, а государство, общество (народ), культура (человечность) существуют только для человека. Вместе с тем, определение основной миссии образования – образование собственно человеческого в человеке – не исключает, а включает в себя другие функции образования» [8, с. 23]. На первый план на современном этапе выходит проблема человеческого потенциала, развитие возможностей и способностей обучающихся, ценностей саморазвития у обучающихся, накопление и развитие их способов деятельности, их социокультурного опыта в образовании как форме социокультурной практики, «к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач» [5; с.18].

Развиваясь в пространстве социума, образование обеспечивает целостность общества, является важнейшим ресурсом его развития, способствует не только передаче и сохранению системы ценностей, норм, традиций, социокультурного опыта, но и дает возможность предоставить каждому обучающему получение самостоятельного практического опыта социализации, участвуя в работе институтов гражданского общества, приобщаясь к реальным проблемам своей школы, района своего проживания как субъекта социальной практики, обеспечивая их самоорганизацию в социокультурном бытии, позволяя активно включаться в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности.

В контексте идей В.И. Слободчикова, образование – это социокультурное пространство, «то есть место, где зарождаются, складываются цели, ценности и смыслы человеческого бытия, где человеком осваиваются способы их воплощения в своей и другой жизни» [8, с.9]. В этой связи обучающийся должен овладеть современным «багажом» социокультурных средств, адекватных той культуре, в которой они живет, а также поиском ее преобразования. Осваивая социокультурное пространство и собственное положение в нем, обучающийся на основе соотнесения индивидуальных норм, ценностей, стереотипов, позиций, опыта собственной инициативы получает возможность активной их реализации на практике. По мнению А.В. Гусевой, «социокультурное пространство – это социальная обусловленность, имеющая ценностный характер» [3; с.14]. В опыте каждого осуществляется становление и выращивание внутренне формируемого индивидуального пространства на основе приобщения к целостному и социокультурному пространству. Становление связано со специальными усилиями человека, с различными способами деятельности на практике, с освоением социальных действий. Рассматривая практику как всеобщий способ бытия, отметим, что решающую роль для выращивания индивидуальности выполняет гуманитарная социокультурная практика, т.е. практика созидающая, практика, которая становится «практикой становления именно ”человеческого в человеке”» (В.И. Слободчиков) на основе освоения индивидом норм, ценностей, способов действия. При этом современное образование рассматривается как важнейшая и сложнейшая форма общественной практики, обеспечивающая адаптацию обучающихся к новым жизненным реалиям, возможность воспроизводства социального опыта. Внутри этой формы сосуществуют более мелкие ранги практики. Социокультурная практика выражает специфику человеческого отношения учащихся к миру и способов их бытия в мире. Она учитывает взаимосвязь познавательного, чувственно-эмоционального и волевого, обеспечивая духовно-практическое освоение социокультурного пространства в ходе инициации социальных проектов.

Рассмотрение практики с позиций антропологической модальности проблематизирует вопрос о социокультурных практиках, как новом феномене современного гражданского общества, обеспечивающем включение индивида в различные формы инициативной практической деятельности в условиях вариативности, свободы выбора, доброй воли, гражданской и социальной ответственности, способствующей полному раскрытию у подрастающего поколения их индивидуально-личностных качеств, проживание обучающимися в ситуации, изменяемой ими.

В контексте гуманитарно-антропологической парадигмы образования (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.) инновационное образование мы рассматриваем как специфическую антропопрактику – практику культивирования базовых родовых способностей человека. Инновационное образование является образованием развивающим, ориентированным на развитие и саморазвитие обучающихся. Саморазвитие основано на практике учащихся, на «способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что позволяет ему быть (становиться) действительным субъектом (автором, хозяином, распорядителем) собственной жизни» [6; с. 26]. Такая практика в образовании является социокультурной, поскольку позволяет человеку в процессе практического преобразования социокультурного опыта становиться субъектом собственной жизни. Активность обучающихся в социокультурной практике является следствием его предметных потребностей в саморазвитии и ценностном самоопределении, выдвижении собственных инициатив. Саморазвитие как фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни рассматривается нами как цель социокультурной практики.

Социокультурная практика в научной литературе рассматривается в широком и узком контекстах. В ее широком контексте разрабатывается общая стратегия реформирования образования, создаются проекты образовательных процессов, готовятся образовательные стандарты, ориентированные на приобщение каждого человека к культуре, саморазвитию его индивидуальности. В узком контексте происходит перевод обучения и воспитания в пространство тех конкретных социокультурных практик «лабораторий жизни» (М.М. Бахтин), которые сообразны ценностным смыслам, интересам, позициям и творческим устремлениям учащихся в постижении и созидательном преобразовании природы и общества сообразно новым ценностям постиндустриального общества.

По мнению Ю.В. Громыко, «человек должен хотеть сам развивать практику – проекты должны быть смыслоориентирующими» [2; с. 72]. В этом случае знание становится не целью обучения, а средством саморазвития индивидуальности; оно перестает быть обезличенным, включается в процесс «делание себя» для обретения социальной идентичности. «Ребенок, подросток – активные субъекты культуры, носители собственных микросубкультурных систем. Уже включенные в культуру фактом принадлежности социуму, они вырастают вместе с новыми культурными формами, носителями которых становятся» [6; с.163].

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования направлен «на создание условий для развития обучающихся, способствующих их социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности» [9; с. 5], а также на выдвижение своих инициатив, конструирование новых функций. Он ориентирует на тесную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, обеспечивая включение учащихся в социокультурную практику как особый переход от теоретических представлений о сущности, процессах и явлениях до практических действий, практических результатов. В этом случае знания становятся не целью, а средством саморазвития индивидуальности. Становясь практико-ориентированными, они перестают для учащихся быть обезличенными, позволяя осмысленно понимать социокультурные проблемы. Реализация социокультурной практики учащихся основана на усилении социокультурной ориентации образовательного процесса (Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, Н.И. Яковлева), объединенной общим социокультурным основанием, к которому мы относим следующее: ценности и ценностно-смысловая направленность образовательного процесса, субъектная направленность конструирования индивидуальных образовательных планов и маршрутов учащихся, социокультурная рефлексия обучающихся, проектная форма организации социокультурной практики, взаимодополняемость основного и дополнительного образования, демократический уклад школьного сообщества, взаимосвязь традиций и инноваций в школе.

Школьники живут и действуют в пересекающихся измерениях социума и социокультурных практик, обогащая свой социокультурный опыт, осваивая социальные роли, социокультурные нормы (групповые, общественные) субкультур, присваивая общечеловеческие, общественные ценности, овладевая универсальными учебными действиями, а также способами социального и профессионального поведения, необходимые для того, чтобы стать ответственными гражданами своей страны. На основе социокультурной практики воссоздается система ценностей обучающихся, осуществляется интеграция в общечеловеческую и национальную культуру. «У каждого ребенка свой шаг развития, своя деятельностная включенность в культуру через множественность культурных практик» [6; с. 147]. На этапе школьного возраста социокультурной практики обучающийся становится «автором собственной биографии», осознающим ответственность за свое будущее и будущее своей страны.

В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности в подростковом возрасте определяет общественно-значимую деятельность, включающую в себя учебную, общественно-организационную, художественную, спортивную, трудовую. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, учащиеся вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом [4; с. 111-114], осуществляют поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которая создает условия для их самоутверждения, саморазвития. Участие в признаваемой и одобряемой культурной практике дает возможность обучающимся приобрести уверенность в собственной значимости, обеспечивая реализацию потребности в самовыражении. Самовыражение рассматривается в широком диапазоне: от самовыражения в действиях, поведении, высказываниях, рисунках, пении, танцах, до творческого воспроизведения действительности в художественных образах, исследовательской и проектной деятельности.

Социокультурная практика обучающихся – это деятельность, обусловленная к жизни общечеловеческой потребностью культурного созидания развивающегося человека в соответствии с общекультурными цивилизационными нормами и направлена на их социокультурное преобразование в контексте освоения потребного будущего. Способы деятельности в социокультурной практике регулируются «определенными социокультурными закономерностями, установленными и закрепленными в культуре» [1; с. 144].

Социокультурная практика в образовании характеризуется следующими особенностями:

- общественно-полезная деятельность, направленная на благо других людей и общества в целом (при этом она приносит пользу и удовлетворение самому школьнику);

- осуществляется без финансового вознаграждения за оказанные услуги;

- социокультурная деятельность осуществляется на основе свободы выбора, инициативно, индивидуально или коллективно «по велению сердца»;

- деятельность, направленная на количественное и качественное преобразование, идеальное и материальное изменение действительности;

- реализуется поисковая мотивация учащихся в индивидуальном образовании;

- является практикой «становления, развития, удержания и защиты «собственно человеческого в человеке» [8, с. 41];

- осуществляется в со-бытийной детско-взрослой общности;

- социальное проектирование, является механизмом реализации социокультурной практики.

Социокультурный опыт у учащихся появляется в процессе постоянного опробывания различных способов деятельности, универсальных учебных действий в разнообразных сферах человеческого бытия, если он приобретает высокую социальную значимость и наполняется индивидуальными ценностными смыслами. Следовательно, организация социокультурной практики в деятельности конкретного учителя представлена как форма самостоятельной деятельности школьников, основанная на их текущих и перспективных интересах и потребностях, ценностных ориентирах, реализующаяся посредством собственного опыта и действия, а также путем поиска, апробации новых способов и форм деятельности их поведения, соразмерных с новыми вызовами времени, для решения социально значимых проблем общества. Учитель обращает внимание на то, что в процессе социокультурной практики у школьников формируются универсальные учебные действия, связанные с ориентацией в окружающем мире, умением принимать решения, осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, планировать и проектировать работу в команде, разрабатывать социально-значимые программы и проекты, ориентироваться в новых стратегических инициативах поиска, участия в деятельности, которая им интересна.

В отечественной школе сложился и развивается богатый опыт социокультурных практик в контексте основных видов человеческой деятельности. Выделяют образовательные, проектные, исследовательские, коммуникативные, игровые, художественные, экологические, технические, организационные, профессиональные, досуговые практики на основе доминирующих видов деятельности, которые реализуются в детско-взрослых общностях и их культурно-деятельностной определенности. Социокультурные практики включаются в содержание учебного предмета на основе интегрированных надпредметных программ, реализующих взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, организуются с учетом современных форм учебной деятельности, основанных на взаимодействии учащихся друг с другом, природой, миром. Социокультурная практика школьников проявляется в процессе самостоятельного познания, преобразования, самоопределения, самовыражения, служения в детско-взрослой общности, обеспечивая им развитие. Инновационная образовательная деятельность актуализировала новые формы социокультурных практик: волонтерская деятельность учащихся, образовательный форсайт, проектно-исследовательская деятельность, социокультурная практика развития гражданских инициатив (молодежные переговорные площадки), флешмобы, акции и т.д.

Основополагающими успешной реализации социокультурных практик в образовательном процессе являются следующие педагогические условия:

- развитие новых профессиональных позиций педагогов для овладения технологиями социокультурных практик в учебной и внеучебной деятельности;

- проектирование с учетом возрастных особенностей обучающихся системы социокультурных практик в программе воспитания и социализации обучающихся на основе возможностей образовательной организации педагогического сообщества родителей, а также широкой представленности в школе «образцов взрослой жизни» (В.В. Давыдов);

- создание событийной социокультурной образовательной среды в школе для включения учащихся в многообразие социокультурных практик как «лабораторий жизни», в учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающей предоставление им свободы, ответственности, самостоятельности, перспективы для развития;

- создание для учащихся ситуаций диалога между представителями различных социальных групп для решения значимых для них и общества проблем;

- организация социального партнерства;

- включение учащихся в образовательные событийно-деятельностные технологии, обеспечивающие им реализацию их идей, самостоятельность, активность, позиционность;

- широкое представление социокультурных практик в создании индивидуальных проектов выпускников.

В социокультурных практиках, отражающих современные реалии постиндустриального общества, осуществляется поиск новых трендов, становление новых ценностей и «укрепление позиций» общечеловеческих ценностей. Они являются способом социокультурных действий и инициатив для инновационных преобразований в обществе, поэтому нуждаются в исследовании.


Библиографическая ссылка

Николина В.В., Фефелова О.Е. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24915 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674