Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Матвеева О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный технологический университет"
В статье обоснованы научно-педагогические и методологические основы независимых систем оценки качества высшего образования, в частности профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего образования, которые обеспечивают мотивацию всех субъектов образовательного процесса на постоянное повышение качества образовательной и оценочной деятельности. Автором выделены и научно обоснованы ценностно-мотивационные установки профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего образования. Особое внимание уделено обоснованию мотивационных механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, способствующих постоянному совершенствованию и стремлению к достижению все более высоких результатов в образовательной организации. В статье выявлены аксиологическая и акмеологическая ориентации педагогического процесса. Представлены результаты аккредитации с обоснованием ценностно-мотивационных установок на примере одного из ведущих вузов страны - Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.
профессионально-общественная аккредитация
качество высшего образования
оценка качества образовательных программ
ценностно-мотивационный подход
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.
2. Лаптев В.В. Фундаментальные исследования в сфере образования: ответы на вызовы современного мира / В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // Научное мнение. - 2015. – № 12-2. – С. 10-17.
3. Матвеева О.А. Концепт «экселленс» в системе оценки качества высшего образования: теоретические и практические аспекты // Казанский педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 118-127.
4. Матвеева О.А. Сравнительный анализ зарубежных моделей систем качества, в основе которых заложен концепт «экселленс» // Казанский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 108-115.
5. Наводнов В. Г. Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» как система мониторинга образовательных программ / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, О.А. Матвеева, О.Е. Рыжакова // Вестник Марийского государственного технического университета. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 3 (22). – С. 15–30.
6. Скопицкая Т.А. Образование для устойчивого развития и формирования ценностно-мотивационных установок личности // Человек и образование. - 2009. – С. 2 (19). – С. 131-135.
7. Тряпицына А.П. Ценностно-смысловые ориентиры построения содержания дисциплины «Педагогика» // Письма в Эмиссия. Оффлайн : электронный научный журнал. - 2009. – № 7. – С. 13-39.
8. Факторович A.A. Ценностно-мотивационный подход к управлению качеством образования в вузе // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 52-64.
9. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ.
10. The concept of Excellence in higher education // M. Brusoni, R. Damian, J. Griffol Sauri, S. Jackson, Komurcugil, Malmedy M., O. Matveeva, G. Motova, S. Pisarz, P. Pol, A. Rostlund, E. Soboleva, O. Tavares, L. Zobel. – ENQA occasional paper. – Brussels, Belgium. – 2014. – 46 p.

Модернизация высшего образования в России происходит на фоне изменения образовательной парадигмы, главной задачей которой является совершенствование управления, мониторинга и оценки качества высшего образования в России. Объективная оценка качества образования и формирование независимых механизмов оценки качества образовательных программ вошли в число первоочередных задач и важнейших направлений концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3; 6; 9].

Осмысление научно-педагогических и методологических основ независимых систем оценки качества образования, обеспечивающих мотивацию всех субъектов образовательного процесса на постоянное повышение качества образовательной и оценочной деятельности, представляет собой фундаментальную научную проблему, имеющую исключительно важное практическое значение в условиях модернизации современного высшего образования.

Проблема оценки качества высшего образования и обоснования ценностно-мотивационных установок ее реализации получила отражение в ряде исследований, которые можно объединить по следующим направлениям:

- исследования общетеоретических и общеметодологических вопросов сущности качества образования (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.П. Панасюк, А.П. Тряпицына) [1; 7];

- исследования в области педагогической квалитологии, квалиметрии и мониторинга в образовании (Г.Г. Азгальдов, В.А. Болотов, H.A. Селезнева, А.И. Субетто, И.Д. Фрумин);

- педагогическое проектирование образовательных систем (В.И. Андреев,
Е.А. Ямбург, Н.О. Яковлева) [1];

- методология ценностно-мотивационного управления качеством образования
(Е.П. Ильин, Н. Винер, А. Маслоу, А.П. Тряпицына, А.А. Факторович и др.) [2; 7; 8];

- исследования в области сравнительного анализа национальных систем образования, проектирования и моделирования систем государственной и профессионально-общественной аккредитации (В.И. Байденко, А.И. Вроейнстийн, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов) [3; 6];

- исследования концепта «экселленс» в сфере высшего образования (М. Брузони, Д. Гриффол, Р. Дамиан, С. Джексон, П. Пол, А. Ростлунд, О. Таварес и др.) [10].

Эти исследования оказали большое влияние на систематизацию научных знаний по рассматриваемой проблеме оценки качества образования и вопросам применения практики государственно-общественного управления образованием, однако ценностно-мотивационные аспекты профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования остались неизученными. Отмеченные недостатки педагогической теории и практики определили противоречия:

на научно-методологическом уровне:

- между новой парадигмой оценки качества высшего образования, нацеленной на его совершенствование, и сложившейся традиционной системой контроля со стороны государства в форме государственной аккредитации, основанной на оценке соответствий только установленным стандартам;

- между складывающимся в отечественной и зарубежной образовательной практике представлением о независимых системах оценки качества высшего образования и необходимостью научного обоснования ценностно-мотивационных основ профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования;

- между концептуально разработанными, системно представленными идеями педагогического менеджмента, педагогической квалитологии, педагогической аксиологии, и отсутствием преемственности по отношению к этим научно-педагогическим теориям при профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования;

на научно-теоретическом уровне:

- между возросшей потребностью личности, общества и государства в высоком качестве высшего образования и необходимостью совершенствования в этой связи независимых оценочных систем, в частности профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования;

- между необходимостью научного обоснования педагогических аспектов профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования и недостаточной разработанностью их теоретических, ценностных основ, ориентированных на опережающее развитие за счет мотивированного участия в оценке программ всех основных субъектов образовательного процесса.

Современная образовательная организация представляет собой сложноорганизованную открытую социальную систему, задача которой заключается в обеспечении качественного образования. Поэтому при организации внешней независимой экспертизы образовательных программ в образовательной организации становится таким важным аспект педагогического взаимодействия между всеми его субъектами, в том числе с аккредитующей организацией.

Для успешной реализации этих направлений требуются новые подходы в практической педагогике, одним из которых является формирование ценностно-мотиваци­онных установок оценочной деятельности.

Проанализировав существующие подходы к раскрытию сущности понятия «ценностно-мотивационные установки оценочной деятельности» с точки зрения организации педагогического процесса, мы остановились на определении Т.А. Скопицкой, которая понимает под формированием ценностно­мотивационных установок деятельности личности «целенаправленный многосторонний процесс воздействия на различные стороны развития личности с целью активизации мотивационной значимости деятельности на основе оценки и переосмысления человеком окружающей действительности и собственного опыта как ценности бытия и будущего» [7, с. 132].

Формирование ценностно-мотивационных установок в контексте образовательного процесса рассматривается нами как активное взаимодействие субъектов оценочной и образовательной деятельности на основе теоретических и практических составляющих образования. Полагаем, что в качестве таких установок могут выступить:

- создание доверительных субъект-субъектных отношений, в которых все участники педагогического взаимодействия становятся равноправными участниками оценочной деятельности;

- осознание значимости мотивационной ориентации всех субъектов педагогического взаимодействия, когда мотивационная активность приобретает все большее значение в оценочной деятельности не только на внутреннем, но и на внешнем уровнях;

- аксиологическая ориентация педагогического процесса: когда оценочная деятельность в образовательной организации направлена на выявление и развитие у всех субъектов педагогического взаимодействия ценностного отношения к самой оценочной деятельности, где акцент ставится на ценности самого образования и возможностях постоянного совершенствования;

- акмеологическая направленность педагогического процесса: когда оценочная деятельность ориентирована на непрерывное самообразование и самосовершенствование, а также мотивацию к достижению высоких результатов;

- воспитание чувства личной ответственности за выполненную работу на основе морально-нравственных норм и приверженность высоким этическим нормам, принятым в экспертном сообществе;

- эффективное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса, которое подчинено единой цели, а также способность к самоорганизации и сотрудничеству с целью решения поставленных задач. Функционирование образовательной организации как открытой педагогической системы обусловлено особенностями образовательной деятельности и типом взаимодействия между администрацией, преподавателями, студентами и всеми другими заинтересованными сторонами;

- принятие основными субъектами педагогического взаимодействия целевого направления по формированию ценностно-мотивационной установки деятельности: «от качества работы каждого субъекта образовательной деятельности к качеству образования»; поддержание высоких стандартов работы и профессионализм всех субъектов педагогического взаимодействия, которые рассматриваются как основа успешности проведения оценочной деятельности, в частности профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования.

Полагаем, что формирование ценностно-мотивационных установок в рамках проведения профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования будет успешным при реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий:

- формирование института экспертной деятельности;

- разработка механизма изучения общественного мнения о программах высшего образования;

- наличие внешнего признания качества экспертной деятельности;

- разработка методического сопровождения экспертизы программ высшего образования.

В рамках исследования на примере одного из ведущих вузов страны – Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» нами были представлены результаты процедуры профессионально-общественной аккредитации кластера образовательных программ и научно доказана ценность данной процедуры для всех субъектов педагогического взаимодействия.

Внешняя экспертиза кластера образовательных программ по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 210700.62 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 210700.68 «Антенны и устройства СВЧ», 210700.68 «Технологии проектирования и производства электронных систем в области телекоммуникаций», реализуемых ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», проводилась в период с 29 по 31 октября 2012 г. и состояла из трёх основных этапов:

1 этап – процедура самообследования;

2 этап – визит внешней экспертной комиссии в вуз с целью подтверждения достоверности информации, содержащейся в отчетах по самообследованию, и для сбора дополнительных фактов, относящихся к реализации аккредитуемых программ и их соответствия экспертным показателям;

3 этап – написание отчета внешней экспертной комиссии с заключением по результатам внешней экспертизы.

Экспертная комиссия состояла из трех зарубежных и четырех российских экспертов, которые работали в вузе в течение трех дней согласно программе визита экспертной комиссии. В рамках работы в вузе состоялись встречи с руководством вуза, ответственными за аккредитацию, ответственными за направление подготовки, преподавателями, студентами, аспирантами и докторантами, выпускниками, работодателями.

Экспертиза образовательных программ проходила на соответствие семи показателям: политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательной программы; утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций; оценка уровня знаний и компетенций студентов; гарантия качества и компетентности профессорско-преподавательского состава; учебные ресурсы и обеспечение студентов; информационная система, обеспечивающая эффективную реализацию программы; информирование общественности.

Сводные результаты внешней экспертизы представлены на рисунке.

Результаты внешней экспертизы кластера образовательных программ, реализуемых ФГАОУ ВПО «БФУ им. И. Канта»

Основным отличием работы экспертов в рамках профессионально-общественной аккредитации программ высшего образования явилась работа с людьми, а не с документами. Кроме того, по окончании экспертизы были подготовлены рекомендации по совершенствованию образовательных программ.

Далее через два года университетом, согласно внутренней стратегии развития образовательных программ, был подготовлен отчет о корректирующих действиях. В данном отчете были представлены конкретные мероприятия по исправлению замечаний комиссии. Среди наиболее значимых мероприятий были проведены следующие:

- образовательные программы были пересмотрены и модернизированы в части, определяющей цель и миссию, с привлечением всех участников образовательного процесса;

- разработана система материального стимулирования преподавателей, обеспечивающего реализацию кластера образовательных программ, позволяющая на основании мониторинга эффективности работы преподавателей осуществлять разовые выплаты преподавателям в зависимости от занимаемого в рейтинге места;

- в учебном плане направления увеличено количество курсов по выбору; построена технология выбора дисциплин за счет внедрения модульного принципа построения учебного плана; начата работа по реализации программ в сетевой форме, предполагающей обмен студентами, включенное обучение студентов, стажировки студентов, аспирантов и преподавателей в ведущих зарубежных университетах;

- проведены мероприятия по обучению преподавателей и студентов образовательной программы с электронными ресурсами библиотеки и с электронной образовательной средой;

- введен в действие портал тестирования БФУ им. И. Канта, в 2014 году разработана его мобильная версия, позволяющая в оперативном режиме проводить тестирования с использованием мобильных устройств;

- в 2013 году на базе программы бакалавриата образовательного кластера «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» проведена апробация портала балльно-рейтинговой оценки учебных достижений студентов, в 2015 году проведено полномасштабное внедрение указанной автоматизированной системы;

- на сайте университета разработана электронная анкета для студента «оценка качества образовательного процесса» («обучение глазами студента»). Результаты анкетирования позволили скорректировать содержание образовательной программы, а также учесть ее результаты при определении рейтинга преподавателей.

Таким образом, представленная технология гарантировала качественное превосходство перед ныне действующими формами экспертной работы и способствовала совершенствованию программ в долгосрочной перспективе.

Результаты исследования показали, что оценочная деятельность в рамках профессионально-общественной аккредитации может быть эффективна при условии организации целенаправленного, системного педагогического взаимодействия, объединенного общей целью формирования ценностно­мотивационных установок оценочной деятельности для устойчивого развития. Это позволяет содействовать синтезу научных, педагогических, психологических и социальных знаний и на этой основе способствует целостному восприятию основными субъектами педагогического взаимодействия ценности самой оценочной деятельности, а также осознанию проблем, стоящих перед академическим, студенческим и научным сообществами, и их комплексного характера для самосовершенствования и повышения качества образования.


Библиографическая ссылка

Матвеева О.А. ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24839 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674