Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О СОДЕРЖАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ганаева Е.А. 1 Акимов А.М. 1 Трубенкова С.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье рассмотрено понимание информационной компетентности руководителя образовательной организации с учетом структуры и содержания маркетинговой деятельности образовательной организации. Определены цель (изучение, формирование и удовлетворение потребностей личности) и содержание (изучение потребительских групп, рынка образовательных услуг; планирование ассортимента услуг с учетом выявленных позиций; организация «производства» услуг; формирование политики предложения услуг и их реализация). В статье уточнено, что информационная компетентность руководителя ОО обнаруживается при выполнении им информационно-аналитической (системный сбор, упорядочение, анализ данных, касающихся внутренней и внешней среды организации), планово-прогностической (обеспечение руководством единого направления усилий всех сотрудников ОО к достижению маркетинговой цели) и организационно-коммуникативной (реализация маркетинговых планов на практике, распределение труда среди подразделений и сотрудников, координация их деятельности) функций.
организационно-коммуникативная функции
планово-прогностическая
информационно-аналитическая
маркетинговая деятельность
информационная компетентность руководителя
профессиональный стандарт руководителя оо (проект)
1. Акимов А.М. Персонифицированный подход к формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20431 (дата обращения: 24.05.2016).
2. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. – 2003. – № 4. – С. 45-50.
3. Ганаева Е.А. Маркетинг в управлении образовательным учреждением: монография /Е.А. Ганаева. – М.: Спутник+, 2006. – 184 с.
4. Ганаева Е.А. Маркетинг дополнительного образования. /Е.А. Ганаева – М.: Изд-во МГОУ, 2005. – 118 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: пер. с англ. /Ф. Котлер. – 10-е изд. – М.: Питер, 2003. – 752 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1997. – 304 с.
7. Мескон М.Х. Основы менеджмента [Текст] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. М.А. Майорова, Э.В. Шустер, А.А. Быковский и др. – М.: Знание, 2000. – 288 с.
8. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учеб. пособие. /А.П. Панкрухин. – М.: Интерпракс, 1995. – 240 с.
9. Профессиональный стандарт. Руководитель образовательной организации. Предварительный проект 17.07.2013. – URL: http://http://fgosvo.ru.
10. Тавстуха О. Г. Маркетинговый подход к образовательной деятельности в дополнительном профессиональном образовании / О.Г. Тавстуха, Е.А. Ганаева // Педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 208-224.
11. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С.В. Тришина // Эйдос: интернет-журнал. – 2005. – 10 сентября. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm [дата обращения: 23.02.2016].

Сегодня широко обсуждаемой темой является принятие профессионального стандарта руководителя образовательной организации (ОО). Несмотря на то, что профессиональный стандарт руководителя является проектом, отнесение к проектируемым обобщенным трудовым функциям видится необходимым [9]. В предложенной профстандартом совокупности действий, знаний, умений руководителя имеет место трудовая функция – управление маркетинговой деятельностью, актуальная для нашего исследования.

При изучении теоретических основ деятельности (Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, А.В. Хуторской) целесообразно ее представление в виде идеальной модели, в которой среди структурных компонентов выделены цель, мотив, способы (методы), условия, результат. Цель маркетинговой деятельности – изучение, формирование и удовлетворение потребностей личности. Содержание деятельности – изучение потребительских групп, рынка образовательных услуг; планирование ассортимента услуг с учетом выявленных позиций; организация «производства» услуг; формирование политики предложения услуг и их реализация. Методами сбора маркетинговых данных служат: наблюдение, опрос (беседа, анкетирование, интервью), метод фокус-группы.

Условием, обеспечивающим результативность маркетинговой деятельности, является умение анализировать маркетинговую информацию и текущую рыночную ситуацию в сфере образования; принимать решения на основе маркетинговой информации [9]. В этой связи, руководителю необходимо развивать и/или формировать информационную компетентность.

Основу для формирования информационной компетентности в нашем исследовании составляет маркетинговая деятельность руководителя ОО.

В современной литературе информационная компетентность руководителя образовательной организации изучается многими учеными (А. А. Ахаян, А. С. Карпеченко, О. А. Кизик) и определяется, как интегральное личностное новообразование, обеспечивающее необходимый для каждого руководителя образовательной организации эффективность в информационных операциях (получение, переработка, передача, хранение и представление профессионально детерминированной информации) с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий; готовность и способность специалиста к активному использованию новых информационно-телекоммуникационных технологий для повышения уровня эффективности своего профессионального труда. Информационная компетентность включает владение системой знаний, умений и навыков в информационной деятельности, умение решать профессиональные задачи с использованием новых информационно-коммуникационных технологий и охватывает три основные подструктуры личности: мотивацию, способности и опыт [2].

Определим информационную компетентность руководителя образовательной организации с учетом структуры и содержания маркетинговой деятельности.

Для реализации цели маркетинговой деятельности необходимо осуществить информационно-аналитическую, планово-прогностическую и организационно-коммуникативную функции [3, с. 47].

Ключевую роль в выполнении маркетингово-управленческих функций играет «информация». Уровень качества информации во многом определяет успешность разработанных организацией стратегических планов, идентификацию возникающих проблем, на взаимодействие учебного заведения с другими образовательными организациями. Использование информации в образовательной организации сопровождается применением информационных технологий (аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникации, системы управления базами данных и др.). Данные технологии позволяют наладить более успешные связи управленцев с работниками, внешней средой и между собой.

Информационно-аналитическая функция маркетинговой деятельности ОО предполагает системный сбор, упорядочение, анализ данных, касающихся внутренней и внешней среды организации.

Для успешного проведения маркетингового исследования необходимо структурирование и дифференциация информационных потоков.

Опираясь на мнение Ф. Котлера, мы рассматриваем потоки информации в виде открытой маркетинговой информационной системы и, исходя из этого положения, выделяем 3 подсистемы: подсистему «Внешняя среда», подсистему «Внутренняя среда» и подсистему переработки информации [4].

Подсистемы внешней и внутренней среды идентифицируются в окружающей маркетинговой среде (ОМС), включающей микро- и макросреду [8].

Макросреда – это демографические, экономические, социальные, политические, научно-технические факторы, воздействующие на образовательное учреждение. Микросреда включает юридических и физических лиц (потребителей, заказчиков, посредников (образовательные фонды, биржи труда и занятости), конкурентов).

Подсистема переработки информации включает сбор и анализ внутренней и внешней информации.

Переработка внутренней информации основывается на внутренних источниках данных. На основе внутренней информации руководители сравнивают результаты различных решений в различных временных интервалах. Информация, получаемая на выходе из этой системы, необходима для принятия решений, оперативного планирования и контроля.

Переработка внешней информации включает информацию о динамике внешней среды. Фиксируются прежде всего явления, имеющие большое значение для развития маркетинга в будущем, а также представляющие потенциальную опасность. При этом используется информация из различных источников – от работников учреждения, родителей (заказчиков), конкурентов, посредников, из различных печатных изданий, сети Интернет.

Переработка внешней и внутренней информации предусматривает проведение исследований, в задачи которых входят выявление и описание работ и проблем, проектирование, развитие и оценка мер, предпринятых в этой области, мониторинг и контроль, анализ объема презентаций, изучение и анализ услуг-конкурентов и т.д. Особенно важна информация о намерениях потребителей, их отношениях к услуге.

Аналитическое сопровождение дает возможность руководителю использовать информацию, необходимую для принятия решений. В ее рамках разрабатываются модели, осуществляется технический анализ маркетинговой информации и процесса принятия решений, после чего появляется возможность объяснить, предвидеть результаты и улучшить маркетинговую деятельность

Маркетинговая информационная система оперирует двумя категориями информации: первичной и вторичной.

Первичной информацией являются факты, которые требуют значительных усилий со стороны исследователя. Первичную информацию чаще всего получают в результате специальных исследований и моделирования, осуществляемых со специальной целью решить конкретную маркетинговую проблему.

Под вторичной информацией подразумеваются факты, которые доступны, хотя и требуют доработки, т.е. это данные, полученные из других (обычно внешних) источников, либо собственная информация, полученная ранее по другому поводу, с другими целями. Чтобы использовать вторичные данные, необходимо найти источник. При их сборе учитывают следующее:

  • достоверность источника информации;
  • возможность ошибки со стороны собирающего агента и возможность фальсификации данных;
  • «свежесть» информации;
  • применимость информации для решения проблем (возможно, первоначально факты собирались для противоположных целей).

Источниками вторичной информации могут быть:   внутренняя отчетность учреждения; федеральные статистические данные; публикации исследовательских организаций;   научные журналы; сведения из энциклопедий и справочников и т.д.

Маркетинговая информация классифицируется:

  • по периодичности и стабильности возникновения (постоянная, переменная, эпизодическая);
  • по назначению (справочная, рекомендательная, нормативная, сигнальная, регулирующая).

Планово-прогностическая функция раскрывается как обеспечение руководством единого направления усилий всех сотрудников ОО к достижению маркетинговой цели.

Информационное обеспечение процесса управления – задача планирования, в реализации которой система планов образовательной организации рассматривается как своеобразная «база данных» деятельности организации в каждый период времени. При автоматизации системы планирования происходит систематизация информации об этапах развития объекта планирования, обработка, хранение и передача данных [11].

Информационная компетентность руководителя ОО при маркетинговом планировании содержит следующие действия, знания и умения:

— анализировать маркетинговые данные;

— автоматизировать форму маркетингового плана деятельности образовательной организации (формируются и корректируются готовые формы планирования; настраивается фильтрация информации по категориям электронной формы планирования);

— организовывать сбор необходимой информации, создавать и вести базы данных (создание единой формы маркетингового плана образовательной организации);

— оперативно представить необходимую информацию пользователям от своей зоны ответственности (настраиваемые фильтры плана позволяют подготовить отчетный период плана);

— иметь потребность в образовании (инструктировать сотрудников по оформлению индивидуального плана работы, проводить производственную учебу).

Организационная функция группой ученых [7] рассматривается в двух аспектах: 1) когда организация делится на подразделения в соответствии с ее целями и стратегиями; 2) как взаимоотношения полномочий. Причем, во втором аспекте в качестве средств обеспечения этих взаимоотношений обозначается делегирование, понимаемое как распределение задач и передача полномочий (ограниченное право пользоваться ресурсами организации и направлять усилия специалистов на выполнение задач) специалисту, принявшему на себя ответственность (обязательство выполнять задачи и отчитываться в их успешном завершении) за их выполнение.

В нашем исследовании организационно-коммуникативная функция маркетинговой деятельности понимается как реализация маркетинговых планов на практике, распределение труда среди подразделений и сотрудников, координация их деятельности. Реализация программ маркетинга предполагает осуществление следующего алгоритма действий [8]:

- выявить качественные и количественные характеристики целевой аудитории;

- определить желаемую ответную реакцию целевой аудитории;

- выбрать обращение (содержание и характер информации, ре­кламные аргументы);

- определить требования и пожелания к режимам и форме предъявления информации;

- выбрать средства распространения информации, ее носители;

- собрать и проанализировать информацию, поступающую по каналам обратной связи.

Рациональная организация управленческих процессов возможна при условии прямоточности информационных потоков, когда специалисты обеспечиваются информацией.

Информационная компетентность руководителя ОО при реализации организационно-коммуникативной функции содержит следующие действия, знания и умения:

— знать научно-методическое, материально-техническое и ресурсное обеспечение системы образования (необходимые составляющие информационно-образовательной среды образовательной организации);

— обеспечить информационную открытость системы образования (важнейший фактор успеха деятельности образовательной организации, позволяет формировать взаимосвязанные отношения субъектов образования; выражается в ведении сайта ОО, блогов, форумах, чатах);

— организовывать и проводить презентации (сопровождение доклада/выступления в локальном и интерактивном режиме на мероприятиях разного уровня: конференции, семинары);

— предоставлять возможность использования современных образовательных и информационных технологий в работе (обеспечение работников соответствующей компьютерной техникой и средствами коммуникаций);

— обеспечивать участникам совместной деятельности возможность систематического обмена информацией, оказывать информационную помощь и поддержку членам команды в реализации целей и задач маркетинговой деятельности (предоставление сотрудникам возможности использовать беспроводную технологию передачи данных wi-fi, компьютерные и мобильные классы; оказывать консультационную поддержку);

— информировать заинтересованных лиц (размещение информации на сайте образовательной организации: новости, новостные рассылки, вики площадка) [10, с. 212];

— анализировать маркетинговую информацию (проведение мониторинга удовлетворенности в режиме он-лайн, автоматизация анализа данных);

— внедрять и применять современные образовательные и информационные технологии в образовательной деятельности (обновление, расширение и совершенствование ИОС);

— знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

При осуществлении организационно-коммуникативной функции необходимо обнаружить степень достижения маркетинговой цели, т.е. провести ревизию. Ф. Котлер определяет маркетинговую проверку как ревизию, представляющую собой «…комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды организационной единицы, ее задач, стратегий, оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности» [5, с. 598].

Компонентами маркетинговой проверки могут быть: анализ маркетинговой среды (внешней и внутренней); анализ маркетинговой информации (информационные возможности и потребности образовательного учреждения).

Функция контроля как никакая другая функция должна быть обеспечена информацией, необходимой для выявления уровня реализации маркетинговых целей, для этого необходимо:

— знать федеральные государственные образовательные стандарты, законодательство Российской Федерации в сфере образования, мониторинг в системе образования (знание законов, стандартов и нормативных документов);

— знать информационные технологии, используемые при мониторинге проектов и программ (автоматизация сбора и обработки мониторинговых исследований);

— проводить оперативный контроль и ежедневный учет в зоне своей ответственности (анализ формы плана, использование web-камер);

— соблюдать нормативные требования по надежной защите информации (ограничение доступа к информации, содержащей персональные данные).

Итак, информационную компетентность руководителя образовательной организации в маркетинговой деятельности мы определяем как совокупность действий, знаний и умений, позволяющих эффективно работать с информацией на основе использования информационных технологий для решения профессиональных задач в ходе выполнения информационно-аналитической, планово-прогностической и организационно-коммуникативной функций.


Библиографическая ссылка

Ганаева Е.А., Акимов А.М., Трубенкова С.Н. О СОДЕРЖАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24831 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674