Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК СОВРЕМЕННЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Миносянц Н.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» институт «Высшая школа образования»
В данной работе рассматриваются проблемы традиционных подходов к повышению компетентности родителей обучающихся школы первой ступени. Повышение родительской компетентности в рамках родительского всеобуча является одним из трудоемких процессов в работе педагога. Многие формы работы с родителями нуждаются в совершенствовании. Современные технологии дистанционного обучения выделены как эффективная и своевременная помощь родителям в вопросах образования и воспитания своих детей, а дистанционные курсы для родителей помогают быстрей формировать соответствующие представления и навыки в области семейного воспитания. Возможности сайта «Образование для родителей» делают процесс повышения компетентности родителей насыщенным, интерактивным, творческим, помогают заинтересовать родителей. Новые подходы к организации повышения родительской компетентности способны вывести образовательный процесс на новый уровень.
родительская компетентность
образование родителей
школа первой ступени
формы работы с родителями
технологии дистанционного образования.
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: хрестоматия. – М.: МГОУ, 2006.
2. Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Учебно-методический комплекс. – М.: РИЦ МГОПУ им.М.А. Шолохова, 2004.
3. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х ч. / сост. Мизулина Е.Б. и др. /ЧАСТЬ 1. – М., 2013.
4. Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2009.
5. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.
6. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2006.
7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Родители – первые воспитатели и учителя своих детей. В семье обеспечивается физическое, умственное, эмоциональное развитие ребенка. Образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии маленького человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и  к самообразованию.  Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, формирует фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов [2].

Участие родителей в образовательном процессе – неотъемлемая часть развития нашего общества. Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года» [3]. Приоритет семейного воспитания является лейтмотивом проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что участниками образовательных отношений являются, в том числе и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающих [5]. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях обучения требует поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей.

Родительская компетентность в педагогической, психологической, правовой, здоровьесберегающей областях, вопросах ИКТ является основой для формирования ответственности за судьбу ребенка, адекватного восприятия и личного участия в судьбе школы не в качестве оппонента, а в качестве союзника. Повышение компетентности позволяет родителям быть полноправными участниками образовательного процесса.

Работа с родителями в школе первой ступени сегодня реализуется в трех направлениях – участие родителей в учебно-воспитательном процессе, участие в управлении учебно-воспитательным процессом и повышение родительской компетентности в рамках родительского всеобуча. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе предполагает присутствие родителей на открытых уроках и внеклассных мероприятиях. Вся семья может стать непосредственным участником общешкольных и классных мероприятий, семейных проектов, дней творчества детей и родителей. Возможно участие родителей и в управлении учебно-воспитательным процессом. В этом случае родители участвуют в работе совета школы, попечительского совета школы, родительского комитета класса и комитета общественного контроля, организации родительских собраний, мероприятий учебной и внеурочной деятельности. Родители контактируют с другими родителями или лицами их замещающими. Могут организовать кружки, секции, клубы, театральные и музыкальные студии.

Повышение компетентности родителей, которое реализуется в коллективных, групповых и индивидуальных формах работы является сегодня самым трудоемким направлением для педагога школы первой ступени. В арсенале работы с родителями индивидуальные консультации, тренинги, беседы, посещение ребенка на дому, родительские собрания, педагогические лектории, научно-практические конференции, родительские университеты. Традиционные для школы первой ступени итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания требуют большой кропотливой работы в течение всего учебного года. Для проведения таких конференций готовятся мониторинги учебного и воспитательного процессов с участием родителей, фотовыставки, книжные киоски, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе, рекомендации по теме конференции для родителей.  Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания. Такой педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.  Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении  с лекторием и педагогическим всеобучем являются более сложной формой работы с родителями по овладению теорией воспитания. Университеты предполагают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая аудитория родителей готова к работе в этой форме. И часто в школах имеют место упрощенные «Родительские университеты».  День открытых дверей  требует очень большой подготовки. Но сегодня эта форма используется практически в каждом образовательном учреждении, и сценариев проведения такого мероприятия очень много. Родительские собрания – организационные, текущие, тематические, итоговые, общешкольные, классные, все они направлены на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении. Классные родительские собрания – традиционная форма работы, между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании [7]. В последние годы появились и новые формы сотрудничества с родителями: семинары – практикумы, педагогические гостиные, педагогические брифинги, родительские клубы, читательская конференция, аукцион, деловая игра, круглый стол, мастер-класс, педагогическая лаборатория. Педагоги сопровождают родителей детей, обучающихся по индивидуальным учебным программам в условиях семейного образования и экстерната.

Организация процесса повышения родительской компетентности проходит для педагогов в несколько этапов: определение потребности родителей в обучении, поиск ресурсов для его организации, составление планов, программ, оценка результатов. Педагог отбирает материал для программ обучения родителей, который базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, соответствует возрастным особенностям детей, родительскому восприятию. Учебные занятия с родителями педагог выстраивает  в соответствии с образовательными целями определенного раздела программы, способствует решению обозначенных  в программе задач. Педагог учитывает необходимость вариативности программы обучения родителей. Вариативность реализуется в  технологиях сопровождения семей в вопросах образования и воспитания, в возможности создания авторской программы каждым педагогом, исходя из потребностей и задач конкретного образовательного учреждения, содержания процесса повышения педагогической компетентности родителей обучающихся разных возрастных групп, возможности самостоятельно систематизировать материал для повышения компетентности родителей, в использовании различных форм образования родителей, методики проведения учебных занятий.

Для реализации разработанных программ педагогом могут быть использованы различные технологии организации обучения родителей: непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития ребенка, привлечение, по возможности, всех членов семьи для решения учебно-воспитательных задач.

Программы и технологии сопровождения семьи в воспитании детей дифференцируются для каждой группы родителей: по возрасту, образованию, профессии родителей, составу и типу семьи, индивидуальному запросу в воспитании ребенка. Такой подход к повышению родительской компетентности требует от педагогов серьезной теоретической, творческой подготовки и является очень трудоемким процессом. Существенные затраты времени на подготовку и проведение таких мероприятий не всегда бывают оправданы. Не все родители посещают рекомендуемые мероприятия в связи с занятостью на работе. Не решает вопрос качественного повышения родительской компетентности и приглашение специалистов на общешкольные мероприятия, которые обычно проводятся 3–4 раза в году.

Многие педагоги продолжают выбирать декларативную манеру общения с родителями, директивный характер воздействия на семью, однообразные формы работы – беседы, традиционные родительские собрания, а это влечет за собой незаинтересованность родителей, нежелание посещать родительские собрания, неготовность к конструктивному разговору со школой.

Сегодня в образовательном процессе получили интенсивное развитие и завоевали свое место информационные образовательные технологии – онлайн консультации, онлайн дневники, электронные книги, интерактивное обучение, дистанционное обучение. Новые информационные технологии в педагогике позволяют существенно усовершенствовать традиционные формы повышения педагогической культуры родителей: лекции, беседы (коллективные, групповые, индивидуальные), посвященные обсуждению разнообразных вопросов воспитания и развития детей разного возраста [4].

 Благодаря технологиям дистанционного обучения помощь семье становится очень эффективной и своевременной. Сайт, мобильное приложение способны своевременно оказать консультационную помощь родителям по воспитанию ребенка, по возникшим проблемам в семье, а значит, повысить компетентность родителей, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Сайт «Образование для родителей» – международный инновационный проект был создан   для повышения родительской компетентности обучающихся школы первой ступени в педагогических, психологических, социальных, личностных, образовательных, здоровье- сберегающих, правовых, ИКТ вопросах.

Основными задачами сайта являются:

  • Создание постоянно-действующей площадки с открытым доступом для родителей, которые могут обращаться за поддержкой в любое время.
  • Оказание информационных, консультационных и образовательных услуг для родителей с привлечением ведущих специалистов в педагогической, психологической, юридической, медицинской, ИКТ и социальной областях.
  • Создание базы нормативных документов образования для родителей.
  • Создание базы модульные курсов для родителей.
  • Проведение дистанционного модульного обучения родителей обучающихся школы первой ступени (для всех категорий родителей и типов семей).
  • Проектирование и проведение дистанционных семейных конкурсов, проектов.
  • Создание электронного портфолио родителей.
  • Создание и формирование родительского сообщества.
  • Организация дистанционных родительских клубов по интересам.
  • Организация и проведение дистанционных родительских собраний по параллелям школы первой ступени.
  • Организация сотрудничества с другими сайтами и представителями образовательного сообщества других стран.

В основном разделе сайта указаны сведения об организаторах, отзывы родителей, педагогов, специалистов, партнеров. В этом разделе можно найти календарь событий, который помогает планировать свою работу всем участникам дистанционного образовательного процесса, а также размещены благодарности и сертификаты для тех, кто прошел дистанционные модульные курсы и поучаствовал в проектах, конкурсах, родительских собраниях, клубах, других мероприятиях. В разделе «Медиатека» для родителей обучающихся школы первой ступени представлена нормативно-правовая база взаимодействия школы и семьи, что важно на этапе начала сотрудничества семьи с образовательным учреждением. Родители сегодня являются социальными заказчиками образовательных услуг, защитниками прав и интересов ребенка, могут быть экспертами качества образования. Система работы школы предусматривает участие родителей в попечительском, управляющем, наблюдательном совете, других коллегиальных органах управления, предусмотренных уставом образовательной организации [5]. В разделе «Медиатека» мамы и папы могут изучить «Конституцию РФ», «Закон об образовании в Российской Федерации», «Столичное образование», «Фундаментальное ядро общего образования», «Федеральные государственные образовательные стандарты» всех ступеней образования и другие документы. Также могут найти полезные ссылки на основные образовательные ресурсы. Комментарии специалистов к этим документам и ресурсам  помогают  родителям разобраться во многих современных понятиях образования и правовых отношениях с образовательным учреждением.  В разделе «Родительские собрания» родители  могут в онлайн-режиме посетить тематические родительские собрания: «Семейное образование», «Период адаптации к первому классу» «Учимся в школе», «Особые дети», «Профессиональное самоопределение в школе первой ступени», «Развитие эмоционального интеллекта» и другие. Также в этом разделе представлены материалы родительских собраний по возрастам детей, что дает возможность родителям школы первой ступени разобраться с вопросами воспитания сегодняшнего дня и заглянуть в будущее. Родители могут неоднократно просматривать материал, визуальное сопровождение материала в виде презентаций, видеороликов поможет его качественно усвоить и применить на практике. На сайте родители могут прокомментировать материал, рассказать о своем опыте, получить поддержку родительского и педагогического сообщества. Все это помогает формировать правильную родительскую позицию, что очень важно на первых годах обучения ребенка в школе. На сайте организованы родительские клубы: «Семья», «Взгляд ученого», «Профориентация», «Клуб отцов», «Наше творчество», «Клуб бабушек и дедушек». Основная задача этого раздела помочь родителям вооружиться основами педагогической культуры, развить педагогическое мышление, увидеть свои возможности, почувствовать ответственность за воспитание детей, а значит, создать условия для развития духовно-богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.  Деятельность клубов осуществляется в заданное время в чате и проходит в виде родительского ринга, где можно обсудить различные ситуации в воспитании детей, представить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными мнениями участников клуба.  В разделе «Портфолио для родителей» родители не только найдут ответы на вопрос как помочь своему ребенку правильно организовать и пополнять портфель личных достижений. После  индивидуальных консультаций в онлайн-режиме мамы и папы смогут организовать  семейный или свой личный портфолио. В эту работу могут включиться бабушки и дедушки. В разделе «Конкурсы» родители могут поучаствовать в конкурсе «Я – образованный родитель», цель которого повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания детей. Родителям можно участвовать в одной или нескольких номинациях. Подведение итогов проводится по каждой из них. Предполагается, что после участия в конкурсе родители смогут ежедневно на практике применять усвоенный алгоритм общения с ребенком, сохранять дружественную атмосферу в семье. Вся семья может принять участие и в творческом конкурсе «Педагогический процесс в кадре». Конкурс потребует фоторабот, на которых запечатлены моменты процесса родительского воспитания в семье. Авторами таких работ могут быть все члены семьи.  Отдельный раздел сайта «Проекты». В него входят электронные издательские проекты «Пишу книгу о своем ребенке» и журнал «Союз родителей». В этих проектах роль авторов выполняют только родители. В проекте  «Фестиваль родительских идей» – родители смогут обменяться идеями в воспитании детей.

На сайте «Образование для родителей» организованы дистанционные модульные курсы. Дистанционные модульные курсы для родителей – систематически проводимые и теоретически обоснованные программы, целью которых является передача знаний, формирование соответствующих представлений или навыков у участников программы в различных областях семейного воспитания обучающихся школы первой ступени становятся сегодня современной, интересной и продуктивной формой работы.

Дистанционные модульные курсы для родителей обучающихся школы первой ступени объединены в тематические блоки по названию родительских компетенций:

  • педагогический,
  • психологический,
  • социальный,
  • личностный,
  • здоровьесберегающий,
  • правовой,
  • вопросы ИКТ.

Такая работа на сайте позволяет сегодня педагогу и специалисту реализовывать то, что было недоступно для преподавателей недавнего прошлого, но не отменяет  традиционное общение педагогов и родителей.   Такой процесс общения помогает перейти к интерактивным методам, индивидуализировать программы для повышения компетентности родителей.  На сайте «Образование для родителей» регулярно проводятся онлайн тренинги, онлайн семинары, онлайн конференции, онлайн консультации, фестивали, конкурсы,  работа с электронным портфолио. Родители могут реализовать себя в творческих начинаниях – написать главу книги о своем ребенке и поучаствовать в онлайн передачах. Технология дистанционного обучения позволяет оптимизировать и упростить процесс получения информации для родителей обучающихся школы первой ступени. В частности родители могут усваивать лекционный материал в интерактивном режиме, тем самым выбирая удобное время и хорошее настроение для получения знаний. Преподаватели, в свою очередь,  делают лекцию более наглядной, легкой для восприятия, подключают к своей работе ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, ИКТ, здоровьесбережения, организуют дистанционное обучение и, самое главное – получают обратную связь. В таких лекциях присутствует современная иллюстративная информация, ее может быть достаточно много: это и видео, инфографика, справочные материалы, динамические изображения. Работа на сайте может быть адаптирована под совместную, индивидуальную, исследовательскую работу. Пока в нашей стране подобные методики образования родителей только начинают внедряться, но педагоги уже могут оценить их преимущества. Новые подходы к организации повышения компетентности родителей способны вывести образовательный процесс на качественно новый уровень.

Благодаря всем этим начинаниям, родители в онлайн режиме знакомятся с необходимыми нормативными документами образования, эффективными методами преподавания. Можно с уверенностью сказать, что речь идет об эволюции взаимодействия на уровне «педагог-родитель». Инновации в образовании делают процесс обучения родителей насыщенным, интерактивным и творческим, помогают заинтересовать родителей и открыть для них принципиально новые возможности. Именно такой подход отвечает требованиям времени и создает основу образовательной системы будущего.


Библиографическая ссылка

Миносянц Н.Г. ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КАК СОВРЕМЕННЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24824 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674