Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ

Галимова А.С. 1 Рауш В.В. 2 Яхутов М.Р. 2
1 СДЮШОР по большому теннису г. Уфы
2 ФГКОУ ВПО Уфимский юридический институт МВД России
В данной статье представлены результаты исследования динамических характеристик двигательной деятельности детей 7-8 лет с учетом свойств нервной системы, занимающихся большим теннисом. Свойства нервной системы изучались с использованием методики «теппинг-тест», основанной на изменении во времени максимального темпа движений кисти. В результате тестирования исследуемая выборка была разделена на три группы: с сильной (n=50), слабой (n=14) и близкой к слабой (n=16) нервными системами. Нами было выявлено, что мальчики 7-8 лет с сильной нервной системой продемонстрировали более высокую эффективность в исследуемых показателях в сравнении с результатами, показанными девочками с идентичным типом нервной системы. Установлено, что у девочек со слабой нервной системой психофизиологические показатели лидируют по сравнению с мальчиками со слабой нервной системой. У мальчиков 7-8 лет с нервной системой близкой к слабой, латентный период реакции простой и сложной зрительно-моторной реакции меньше, чем у девочек с нервной системой близкой к слабой. Обнаруженные особенности проявления психофизиологических качеств юных теннисистов с различными типами нервной системы с учетом гендерных различий позволят сформулировать некоторые рекомендации для тренеров по теннису.
юные теннисисты
физическое развитие
гендерные различия
психофизиологический статус.
1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. - 3-е изд., испр. - СПб.: Питер, 2007. - 288 с.
2. Аппаратно-программный комплексе «НС-ПсихоТест» (Нейрософт, г. Иваново). – URL: http://www.neurosoft.ru.
3. Байгужин П.А. Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 8-9 лет с различным психотипом: дис. … канд. биол. наук. 19.00.02. – Челябинск: ЧГПУ, 2005. – 150 с.
4. Белиц-Гейман С.П. В мире большого тенниса. - М. : Интерграф сервис, 2000. - 286 с.
5. Всеволодов И.В. Пути улучшения начальной подготовки юных теннисистов: методические рекомендации. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001. – 17 с.
6. Шибков А.А., Ефимова Н.В. Морфофункциональный скрининг детей 7-8 лет на этапе адаптации к обучению в школе // Новые исследования. - 2013. - № 3 (36). - С. 95-106.
7. Халфина Р.Р., Данилов Е.В., Тимченко Т.В., Галимова А.С. Психофизиологический статус детей 7-8 лет, занимающихся большим теннисом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18980.

Известно, что эффективность адаптации к учебной, творческой, спортивной деятельности зависит от функционального состояния жизнеобеспечивающих систем (Макунина О.А., 2005). Исследованиями Р.И. Айзман с соавт. (2010) показано, что одним из объективных показателей здоровья детей школьного возраста является уровень физического развития. Поэтому в данной части нашего исследования был проведен сравнительный анализ уровня физического развития детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом.

Организация и методы исследования. В эксперименте приняли участие 80 юных теннисистов ГОУ ДОД «РСДЮСШОР по теннису г. Уфы». Экспериментальную группу составили спортсмены 7-8 лет с одинаковым стажем занятий большим теннисом и уровнем подготовленности. Допуск юных спортсменов к психофизиологическому обследованию проводился на основании письменного согласия одного из родителей и администрации спортивной школы.

Психофизиологические двигательные способности теннисистов исследовались на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» [2]. Из числа специфических двигательных способностей теннисистов определяли: реагирующую, дифференцировочную, ориентационную, ритмическую способности, переключение внимания.

Результаты исследования обработаны с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05.

Уровень физического развития определялся совокупностью методов, основанных на измерениях: длины, массы тела, силы правой и левой рук.

Анализ результатов указывает на тот факт, что мальчики 7-9 лет, занимающиеся теннисом, имеют достоверно большие значения показателей физического развития по сравнению с девочками, занимающимися спортом. Продольные соматические параметры в группе мальчиков, занимающихся спортом, достоверно выше на 4%, а сила правой кисти – на 23%. Аналогичные результаты были получены при анализе изучаемых показателей у обследуемого контингента детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом. Так, у мальчиков 7-9 лет, занимающихся теннисом, показатели длины тела достоверно выше на 3-4%, показатели силы правой кисти – на 22%.

Следует отметить, что показатели массы тела и силы левой руки детей, занимающихся и не занимающихся спортом, не достигли достоверно значимых различий.

Отсутствие различий показателей массы тела и силы левой руки у мальчиков и девочек 7-9 лет предопределило дальнейший анализ и сопоставление полученных результатов с аналогичными исследованиями, полученными при изучении антропометрических показателей детей данного возраста, занимающихся в спортивных секциях различных регионов страны (г. Челябинск – Шибков А.А., Ефимова Н.В., 2013; г. Самара – Манюхин А.И., 2009; г. Киров – Тулякова О.В., 2012; г. Сургут – Литовченко О.Г., 2006). Данные представлены на рисунке 1.

см

Рис. 1. Региональные особенности длины тела детей 7-9 лет

Согласно представленным данным, мальчики обследуемой популяции г. Уфа имеют достоверно большие значения показателей продольных соматических параметров в сравнении с показателями мальчиков городов Самара и Киров, значения данного показателя у мальчиков Уфы достоверно выше на 5% и 4% соответственно. Региональные антропометрические константы мальчиков 7-9 лет г. Уфа наиболее приближены к данным, полученным при обследовании детей Челябинска. Показатели длины тела у мальчиков Уфы достоверно ниже аналогичных показателей мальчиков Сургута на 5%.

Достоверно значимые различия выявлены в показателе массы тела у мальчиков 7-9 лет городов Уфа, Челябинск, Сургут. Значения данного показателя у мальчиков Уфы были ниже на 14% и 20,3% соответственно.

кг

Рис. 2. Региональные особенности массы тела детей 7-9 лет

Сила мышц кисти правой и левой рук у мальчиков из г. Уфа была достоверно выше аналогичных показателей мальчиков из г. Челябинск на 21,6% (правая кисть) и 21,3% (левая кисть).

При обследовании девочек 7-9 лет г. Уфа статистически значимые отличия выявлены для таких показателей физического развития, как длина и масса тела, сила кистей правой и левой рук. Значения показателей длина и масса тела у девочек Уфы достоверно отличались от таковых показателей девочек Челябинска и Сургута. Так, показатель продольных измерений уфимских девочек был на 3% ниже, чем у девочек Сургута. Масса тела девочек Уфы была достоверно ниже массы тела девочек Челябинска и Сургута на 12% и 15% соответственно.

Сила мышц кисти правой и левой рук у девочек Уфы была достоверно выше аналогичных показателей девочек Челябинска на 21,4% (правая кисть) и 40,2% (левая кисть).

Анализ данных рисунков 1,2 позволяет констатировать усиление гендерных отличий у детей 7-9 лет. Однако в популяции детей обследуемого возраста городов Самары и Кирова достоверные половые отличия в антропометрических показателях отсутствовали. Региональные антропометрические константы мальчиков и девочек г. Уфа наиболее приближены к данным, полученным при обследовании детей Челябинска. Также следует отметить, что среди сравниваемых популяций детей наиболее высокий уровень физического развития имеют дети Сургута. По мнению А.А. Шибкова и Н.В. Ефимовой (2012), проживание в гипокомфортных климатогеографических условиях Тюменского Севера отражается на региональных особенностях адаптации, что проявляется в опережении темпов ростовых процессов в онтогенезе детей.

Практический интерес представляет распределение детей 7-9 лет по признаку гармоничности развития, т.к. физическое развитие растущего организма является показателем состояния здоровья ребенка. Чем значительнее отклонение в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболеваний (Шибков А.А., 2014).

Анализ распределения детей 7-9 лет по признаку гармоничности физического развития указывает на проявление половых различий как в группе детей, занимающихся теннисом, так и не занимающихся спортом.

Таблица 1

Распределение детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом, по признаку гармоничности развития, % (n=149)

Оценка физического развития

(Индекс Рорера)

Пол

Занимающиеся теннисом

(Д – 38, М – 42)

Не занимающиеся теннисом

(Д – 39, М – 30)

р=

Кол-во

%

Кол-во

%

Гармоничное

М

35

83,3

22

73,3

0,05

Д

30

79

29

74,3

0,05

р=

 

0,05

 

-

 

Низкое

М

6

14,4

6

20

0,05

Д

7

18,4

7

18

-

р=

 

0,05

 

-

 

Избыточное

М

1

2,3

2

6,7

0,05

Д

1

2,6

3

7,7

0,05

р=

 

_

 

-

 

Примечание: М – мальчики, Д – девочки.

Обследование детей 7-9 лет показало достоверно больший процент гармонично развитых мальчиков, занимающихся теннисом, по сравнению с мальчиками, не занимающимися спортом; различия составляют 4,7%.

Показатели дисгармоничного и резко дисгармоничного развития мальчиков 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом, также достигли достоверно значимых различий. Значения дисгармоничного развития у мальчиков, занимающихся теннисом, были на 5,6% меньше, чем у не занимающихся спортом, резко дисгармоничного на – 4,4%.

У девочек, занимающихся теннисом, гармоничное развитие отмечено на 4,7% больше, чем у девочек, не занимающихся спортом. Достоверно значимых различий не было обнаружено у девочек 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом. У девочек, не занимающихся теннисом, резко дисгармоничное развитие отмечено на 5,1%, больше, чем у девочек, занимающихся теннисом.

Достоверно значимые различия, достигнутые в показателях физического развития у детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом, мы склонны связывать с высокой пластичностью процессов развития, которая зависит от особенностей воздействия экзогенных факторов в сенситивные периоды раннего онтогенеза. Именно таким периодом является возраст 7-9 лет, а тренировочную деятельность следует рассматривать в качестве экзогенного фактора.

Практический интерес представляет изучение психофизиологических качеств детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом. С целью подтверждения гипотезы о том, что целенаправленная тренировочная деятельность влияет на уровень проявления психофизиологических качеств, был проведен сравнительный анализ данных показателей. Результаты представлены в таблице 2.

Представленные в таблице 2 данные указывают на достоверно значимые различия латентных периодов реакции в тестах «Простая зрительно-моторная реакция», «Реакция различения», «Реакция выбора» у девочек и мальчик 7-9 лет вследствие целенаправленных тренировочных занятий.

Таблица 2

Основные показатели психофизиологических качеств детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом (М+m)

Психофизиологические показатели

Пол

Статистические показатели

Достовер-ность различий

(р=)

занимающиеся теннисом

(Д – 38, М – 42)

не занимающиеся теннисом

(Д – 39, М – 30)

 

Простая зрительно-моторная реакция, мс

Д

283,2+6,2

360,2+1,2

0,001

М

272,9+6,4

324,1+2,3

0,001

Реакция различения, мс

Д

416,7+10,9

488,2+8,6

0,01

М

401,7+12,7

478+10,1

0,001

Реакция выбора, мс

Д

326,6+7,8

389,5+6,6

0,001

М

320,7+7,8

393,1+4,2

0,001

Реакция на движущийся объект, мс

Д

-1,57+1,7

0,92+0,9

0,001

М

0,25+0,6

0,98+0,8

0,001

Концентрация внимания, с

Д

69,5+6,3

91,0+1,3

0,001

М

72,5+5,6

98,1+2,2

0,001

Концентрация внимания, количество ошибок

Д

0,94+0,28

0,30+0,1

0,067

М

0,71+0,25

0,30+0,2

0,077

Скоростные качества, кол-во раз

Д

192,2+15,3

179,0+10,0

0,001

М

198,3+14,4

180,2+12,1

0,001

Примечание: р - уровень достоверности различий по F-критерию Фишера.

Так, достоверно значимые различия (р=0,001) обнаружены в тесте ПЗМР у детей 7-9 лет, занимающихся и не занимающихся теннисом. В данном тесте мальчики-теннисисты на 51,2 мс быстрее справлялись с заданием по сравнению с мальчиками, не занимающимися теннисом; девочки-теннисистки на 77,0 мс быстрее справлялись с заданием по сравнению с девочками, не занимающимися теннисом.

Латентный период реакции в тесте «Реакция различения» у девочек и мальчиков 7-9 лет, занимающихся теннисом, был меньше, чем у сверстников, не занимающимися теннисом (на 71,5 и 76,3 мс соответственно при р=0,001).

В тесте «Реакция выбора» наблюдается аналогичная картина: латентный период реакции девочек-теннисисток был на 62,9 мс меньше, чем у девочек, не занимающихся теннисом, у мальчиков-теннисистов – на 72,1 мс (при р=0,001).

Математико-статистический анализ полученных результатов показал, что дети 7-9 лет, занимающиеся теннисом, быстрее справлялись с заданием по сравнению со своими ровесниками в тесте «Красно-черные таблицы Шульте-Платонова» (мальчики на 25,6 с, девочки – на 11,5 с). Однако высокая скорость работы детей, занимающихся большим теннисом, сопровождается более низким качеством ее выполнения, мальчики и девочки теннисисты делали больше ошибок, чем их сверстники (р=0,067 и р=0,77).

Нагрузки в большом теннисе носят скоростно-силовой характер, и, конечно же, двухгодичные тренировочные занятия привели к увеличению скоростных качеств детей 7-9 лет, занимающихся теннисом. Выполняя «Теппинг-тест», девочки-теннисистки за 60 с выполнили на 13 движений больше, чем девочки, не занимающиеся теннисом, мальчики-теннисисты – на 18,1 (при р=0,001).

Анализ результатов данного блока исследования позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная тренировочная деятельность достоверно улучшает психофизиологические качества юных теннисистов.


Библиографическая ссылка

Галимова А.С., Рауш В.В., Яхутов М.Р. УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24793 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674