Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ

Суворова О.В. 1 Сингина И.А. 1 Подоплелова Н.М. 1
1 ФБГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет)»
В статье анализируются подходы к пониманию детско-родительского взаимодействия как фактора социально-личностного развития младшего школьника в полных и неполных семьях, раскрываются факторы и механизмы влияния родительского общения на становление личности ребенка. В анализе теоретических источников авторы определяют два типа родительского взаимодействия – субъектно-ориентированное и объектно-ориентированное, которые обуславливают специфику развития ребенка как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Авторы описывают результаты эмпирического исследования социально-личностного развития младшего школьника. Косвенный корреляционный анализ позволяет соотнести данные детского развития и типа родительского взаимодействия. Полученное в работе распределение социальной направленности, мотивации, субъективной оценки ребенком отношения к нему значимых и близких взрослых, сверстников в полных и неполных семьях позволяет авторам констатировать статистически значимые различия в социальном развитии младших школьников в зависимости от типа семьи. В качестве решающего условия социально личностного развития авторы рассматривают субъектно-ориентированное общение родителей с ребенком.
младший школьник
социально-личностное развитие
субъектно ориентированное общение
просоциальное поведение
отношение значимык взрослых к ребенку
1. Лопинцева Л.А. Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания ребенка дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. – М., 2010. – 24 с.
2. Суворова О.В. Модель полисубъектной коммуникативно-познавательной среды образовательного учреждения» // Вестник университета (Государственный университет управления, Москва). – 2011. – № 14. – С.127-131.
3. Суворова О.В. Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Нижегородский государственный педагогический университет. – Нижний Новгород, 2012.
4. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2005. – 256 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
6. Юсупова Х.Г. Семья как важнейший социальный институт // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 17-19.

Семья является ведущим институтом социализации ребенка и сохраняет свое определяющее влияние на его психическое развитие всю эпоху детства. Это влияние является многоаспектным. В современных исследованиях подчеркивается влияние личности родителей, особенно личности матери (Ю.В. Борисенко, Н.Н. Васягина, А.И. Захаров, Е.И. Исенина, Р.Ж. Мухамедрахимов, Р.В. Овчарова, Г.Г. Филипповаи др.); стиля родительского общения, родительской позиции (Р. Бернс, Э. Берн, М. Боуэн, А.Я. Варга, Т.В. Брагина, А.И. Захаров, В.М. Минияров, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.); структуры семьи: полной и неполной (А.Б. Орлов, Г.Т. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкис и др.).

Актуальной является проблема сопряженного влияния структуры семьи и родительского общения с младшими школьниками в полной и неполной семье, прежде всего, для определения стратегий психологической работы с дисфункциональной семьей.

С точки зрения психогенетических исследований общесемейная среда объясняет 10–40 % межиндивидуальной вариативности по общему интеллекту и личностным свойствам, влияние которой снижается к подростковому возрасту (И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко). Социальная ситуация развития младшего школьника связывается с учебной деятельностью и ролью нового значимого взрослого – учителя в учебной деятельности, формировании социального поведения и поступка, в жизни ребенка в целом (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.М. Цукерман, Д.И. Фельдштейн). В то же время в исследованиях обсуждается относительная роль близких и значимых взрослых в развитии личности младшего школьника. Так, О.В. Суворова в своей диссертации показывает увеличение относительной роли родительского фактора по сравнению с педагогическим в возрастном переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту [3].

Автором выявлена также тенденция роста влияния субъектно-ориентированного общения родителей на развитие личности ребенка от дошкольника к младшему школьнику [2, 3]. Субъектно-ориентированное общение родителей с ребенком О.В. Суворова определяет как «личностно-ориентированное взаимодействие взрослого (родителей, педагогов) с ребенком, стимулирующее субъектные характеристики его личности» [2, С. 128]. Субъектно-ориентированное общение родителей с ребенком: …«направлено на максимальное раскрытие активности ребенка, предоставление и стимулирование во взаимодействии с ним внутренней мотивации, позитивного и осознанного отношения к себе как к деятелю, автономно-поисковой саморегуляции (ядро субъектности), а также свободы выбора деятельности, способов, отношений, осознания и саморазвития, чувства своей уникальности, оно демонстрирует безусловное принятие ребенка и задает образец ценностного, сущностного отношения к другому, принятие своеобразия другого, сотрудничества с ним (периферические свойства субъектности)» [3, С. 186].

Исследования влияния неполной семьи на развитие личности младшего школьника немногочисленны, однако в них подчеркивается влияние неполной семьи на неблагополучие ребенка через систему складывающихся в ней взаимодействий, а также искаженной ролевой структуры [1,4,5,6].

В данном исследовании важными для нас являются два взаимосвязанных фактора, определяющие социально-личностное развитие младшего школьника: структура семьи (полная – неполная) и тип родительского взаимодействия с ребенком в зависимости от структуры семьи. Мы полагаем, что неполная семья и тип взаимодействия родителей с ребенком в неполной семье являются взаимосвязанными переменными, влияющими на социально-личностное развитие младшего школьника.

Цель

Целью нашего констатирующего эксперимента явилось эмпирическое изучение влияния субъектно-ориентированного общения родителей на социально-личностное развитие младшего школьника в полных и неполных семьях.

В исследовании использовались следующие методики:

  1. Интервью «Волшебный мир» (Л.Д. Столяренко). Авторская модификация методики предполагала выделение показателей и параметров, маркирующих социально-личностное развитие младшего школьника: ориентация поведения (просоциальное, эгоистичное); мотивация отношений со сверстниками (помощь другим, потребность защищать других, потребность делать другим приятное, выгода для себя); потребность сделать что-то красиво и хорошо (созидательный мотив); потребность быть сильным; желание быть в центре внимания); широта контактов ребенка (широкие, узкие); оценка отношений с матерью (положительные, скорее положительные, скорее отрицательные, отрицательные); оценка отношений с отцом (положительные, скорее положительные, скорее отрицательные, отрицательные); оценка отношений с учителем (положительные, скорее положительные, скорее отрицательные, отрицательные).
  2. Методика Р. Жиля. С помощью данной методики выявлялись маркеры социального развития через проективное описание ребенком своего поведения в разнообразных значимых жизненных ситуациях, в отношениях с другими людьми. С помощью данной методики мы исследовали такие показатели социально-личностного развития, как: отношение к родителям, матери и отцу, к учителю и сверстникам, к сиблингам, тенденции к одиночеству, фрустрации и конфликтам или стремление к общению и доминированию.
  3. Проективное интервью «День из жизни принцессы (принца)» (О.В. Суворова). Данная методика предназначена для изучения субъектно-ориентированного общения методом незавершенных предложений (О.В. Суворова) [3, с. 408]. Она позволяет изучить такие показатели родительского взаимодействия, как предоставление ребенку свободы выбора деятельности, общения, занятия; стимулирование родителем осознанного поведения ребенка, осознания своего поступка и его последствий; направленность общения родителей на самопринятие ребенка; направленность общения родителей на принятие ребенком другого человека; стимулирование стремления ребенка к саморазвитию во взаимодействии с ним; поддержка осознания ребенком своей индивидуальности, личностных качеств и способностей [3]. С помощью данной методики мы разделили выборку родителей на две подвыборки: родители с субъектно-ориентированным общением (высокий уровень субъектно-ориентированного общения); родители с объектно-ориентированным общения (низкий уровень субъектно-ориентированного общения).

Исследование различий на предмет статистической значимости проводилось с помощью Хи-квадрат-критерия Пирсона и t-критерия Стьюдента. В исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста (2 класс), из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 14 детей из неполных семей и 16 детей из полных семей.

Результаты исследования и их обсуждение

В первой части исследования изучалось социально-личностное развитие младшего школьника. Методика «Волшебный мир» позволила, прежде всего, изучить преобладающую направленность поведения и соответственно преобладающий тип поведения ребенка –  просоциальный и эгоистический. В целом, дети младшего школьного возраста показали преобладание просоциальной направленности поведения. Эгоистическая направленность поведения более выражена в группе детей из неполных семей 36 % /19 % (p<0,05). В ряде исследований было показано, что для неполных семей характерны такие особенности воспитания, как непоследовательность, попустительский стиль воспитания или, напротив, авторитарный со множеством ограничений, что формирует данную тенденцию поведения ребенка.

У детей из полных семей внутренняя мотивация также более выражена, чем у детей из неполных семей (6%/ 0 %). Различия между детьми из полных и неполных семей наблюдаются и по «частично внутренней мотивации» (75 % / 64 %). Внешняя мотивация в изучаемых подвыборках составляет 19 % и 36 % соответственно (p<0,05).

Таким образом, в целом для детей младшего школьного возраста характерна смешанная мотивация поведения, при этом для детей из неполных семей более характерна внешняя мотивация, свойственная обычно детям дошкольного возраста, что говорит о социально-личностной незрелости детей из неполных семей. Причиной внешней мотивации ребенка является чрезмерный контроль и наказание, несоответствующее поступку. В неполных семьях эти характеристики взаимодействия родителей с детьми присутствуют в большей степени, нежели в полных.

Изучение широты детских контактов показало, что младшие школьники из полных семей обозначают в речи широту контактов: упоминают сверстников, педагогов, родителей, родственников, соседей (100 %), в то время как у 71 % детей из неполных контакты широкие, а у 29 % детей преобладают узкие социальные контакты. Следовательно, можно заключить, что дети из неполных семей испытывают проблемы в социализации и коммуникативном взаимодействии, что может быть связано с особенностями родительского общения в таких семьях. В том числе это связано и с отсутствием примера всего диапазона социальных ролей в семье, чаще всего, отсутствия отца. Особенно это важно для мальчиков, так как отсутствие отца приводит к неумению вести себя в соответствии с мужским типом поведения, в связи с чем он не может эффективно выстраивать отношения со сверстниками.

Далее мы изучали параметры субъективной оценки отношения младшего школьника к значимым взрослым. Отношения с матерью дети из полных и неполных семей оценивают по-разному: дети из полных и неполных семей оценивают отношение к ним матери как положительные и скорее положительные (100 %/ 86 %); отношение отца как положительные и скорее положительные (100 % /79 %); отношения учителя как положительные и скорее положительные (100 % / 79).

Таким образом, несмотря на то, что в целом для детей младшего школьного возраста характерны положительные отношения с родителями и учителем, у детей из неполных семей наблюдается и негативное восприятие значимых взрослых, что может говорить о незрелости эмоционального компонента личности и нарушении эмоциональных отношений с близкими и значимыми взрослыми.

В целом анализ отношений детей по методике «Волшебный мир» показал, что для детей младшего школьного возраста характерно просоциальное поведение, их мотивация в основном смешанная, контакты с взрослыми и сверстниками широкие. Отношения с родителями и учителем в основном положительные. Вместе с тем для детей из неполных семей более характерно эгоистическое поведение с внешней мотивацией, их контакты более узкие и в некоторых случаях наблюдаются негативные отношения с родителями и учителем. Все это говорит о личностной незрелости, связанной с проблемой воспитания детей в неполных семьях.

Результаты изучения социально-личностных характеристик по методике Рене Жиля представлены в таблице 1.

Таблица 1

Социально-личностное развитие младшего школьника в полных и неполных семьях по методике Р. Жиля (в средних значениях)

 

Отношение к матери

Отношение к отцу

Отношение к другим родственникам

Отношение к братьям и сестрам

Отношение к друзьям

Отношение к воспитателю

Стремление к общению

Стремление к доминированию

Конфликтность

Реакция на фрустрацию

Стремление к уединению

Дети из полных семей

10,1

6,1

3,1

4,1

2,9

3,7

2,8

2,3

2,9

1,6

3,4

Дети из неполных семей

9,5

5,0

3,0

5,0

2,8

4,2

2,6

2,4

2,8

2,3

3,4

 

Из таблицы 1 следует, что наблюдаются статистически незначимые тенденции в реакции на фрустрацию – в неполных семьях она выше. Отношение к учителю, а также к братьям и сестрам в неполных семьях, более позитивное, отношение родителям является менее позитивным, чем в полных семьях. Это говорит о том, что при негативном психическом состоянии, которое возникает в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, у детей из неполных семей наблюдаются саркастические замечания, грубое обращение, агрессия. То, что у детей из неполных семьей лучше отношения с братьями, сестрами и с учителем, свидетельствует о том, что в связи с проблемными отношениями с родителями они удовлетворяют потребность в общении, прежде всего, с другими близкими взрослыми, а в учителе видят тот авторитет, которого им не хватает в родителях.

Также у детей из неполных семей отмечается более высокий уровень стремления к доминированию и несколько ниже конфликтность и стремление к общению, но эти различия не столь значительны. При этом если посмотреть цифровые значения, то разброс в группе детей из неполных семей будет гораздо больше, чем в группе детей из полных семей. То есть при одинаковых средних показателях в группе детей из полных семей наблюдается примерно одинаковое проявление признака у всех детей, а в группе детей из неполных семей это чаще диаметрально противоположные данные – от низких до высоких, что говорит о том, что у детей из неполных семей чаще наблюдаются различные психологические проблемы в сфере социального взаимодействия.

Далее нами изучалась степень выраженности субъектно-ориентированного общения родителей с ребенком методом незавершенных предложений (О.В. Суворова). Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные данные типа родительского отношения к детям в полных и неполных семьях (в %)

Преобладающий тип взаимодействия родителей с младшим школьником

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

%

чел.

%

чел.

Объектно-ориентированное общение родителей

44

13

79

24

Субъектно-ориентированное общение родителей

56

17

21

6

 

Из таблицы 2 следует, что в полных семьях наблюдается в большей степени субъектно-ориентированное общение – у 56 % родителей, и 44 % родителей используют объектно-ориентированное общение. В неполных семьях преобладает объектно-ориентированное общение – в 79 % и только у 21 % родителей наблюдается субъектно-ориентированное общение. Это позволяет сделать вывод о том, что в полных семьях более развито субъектно-ориентированное взаимодействие с ребенком, чем в неполных (56 % / 21 %). Общение родителей с ребенком в полных семьях статистически значимо, чаще стимулирует развитие субъектных характеристик его личности (p<0,05). В полных семьях родители с большим уважением относятся к личности ребенка, что способствует максимальной актуализации субъектного опыта ребенка. В неполных семьях родители чаще относятся к ребенку, как к объекту, предъявляя определенные требования, при невыполнении которых ребенка воспринимают как не соответствующего ожиданиям. При таком отношении субъектные качества личности у ребенка не развиваются. Следовательно, данная методика показывает, что существуют существенные различия в типе родительского отношения в полных и неполных семьях (p<0,05).

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало, что личностное и социальное развитие младших школьников из полных и неполных семей существенно различается. Это связано в значительной степени с теми способами родительского взаимодействия, которые наблюдаются в неполных семьях. Объектно-ориентированное взаимодействие наблюдается в неполных семьях в 2,5 раза чаще, чем в полных, и нарушает социально-личностное развитие ребенка как субъекта социальных отношений, поскольку блокирует детскую активность, инициативу, осознанность собственных поступков, свободу выбора деятельности и общения, стремление ребенка к саморазвитию, его чувство индивидуальности и принятие другого в социальных взаимодействиях. Преобладание объектно-ориентированного общения с ребенком в неполных семьях связано с нарушением материнской и отеческой роли, когда, чаще всего, мать принимает на себя все родительские функции. При этом снижается безусловное принятие ребенка, или становится условным, а функция социального контроля поведения в интерпретации матери часто сводится к наказанию, уловному принятию или отвержению ребенка. Гармонизация социально-личностного развития младшего школьника должна выстраиваться на основе оптимизации детско-родительских отношений в неполных семьях как ведущего фактора детского развития в целом. 


Библиографическая ссылка

Суворова О.В., Сингина И.А., Подоплелова Н.М. СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24727 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674