Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ СЕЗОННЫХ ШКОЛ ВУЗОВ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИУЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Троешестова Д.А. 1 Васильева Е.В. 1 Ярдухина С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Статья посвящена проблеме развития математической одаренности младших школьников. Обосновывается необходимость организации групповой и индивидуальной работы с одаренными учащимися возраста 6-10 лет в системе дополнительного образования. Рассматриваются вопросы организации сезонных (каникулярных) математических школ на базе вузов для учащихся начальных классов. Приводятся педагогические принципы организации учебного процесса, подходы, формы и методы работы с одаренными учащимися в рамках каникулярной школы. Описывается опыт работы сезонных школ Малого физико-математического факультета Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. В результате проведенного исследования установлено, что в процессе обучения в каникулярной школе дети развивают навыки проблемного и логического мышления. У учащихся возникает потребность, интерес, мотив к личностному росту, саморазвитию, приобретается опыт эмоционально-ценностных отношений в коллективе, формируются профессиональные намерения.
математическая одаренность
одаренные дети
развивающее обучение
дополнительное образование
сезонные школы
1. Агаханов Н.Х. Средовый подход как условие развития математически одаренных школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — № 1 (129). — С. 120-124.
2. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. — М. : Просвещение, 1968. — 432 с.
3. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. — М. : Изд. центр «Академия», 1996. — 416 с.
4. Тестов В.А. Математическая одаренность и ее развитие // Перспективы науки и образования. — 2014. — № 6 (12). — С. 60-67.
5. Троешестова Д.А., Васильева Е.В. Малые факультеты вузов в индивидуальном образовательном маршруте одаренных детей // Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития : материалы VII Междунар. учеб.-метод. конф. — Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та. — 2015. — С. 267-270.
6. Троешестова Д.А., Ярдухина С.А. Об опыте организации кружковой работы в системе «Малый физмат ЧГУ» // Математика в образовании : сб. статей. Вып. 11 / под ред. И.С. Емельяновой. — Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та. — 2015. — С. 45-51.
7. Червонный М.А., Власова А.А., Швалёва Т.В. Использование потенциала педагогического университета в организации дополнительного образования одаренных детей в области физики и математики // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2012. — № 5 (120). — С. 188-193.
8. Шилина Н.В., Циллер К.В. К вопросу выявления и развития математической одаренности детей младшего школьного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2015. — № 50-51. — С. 126-131.

В настоящее время в связи с быстрым темпом развития науки и техники, в частности сферы высоких технологий, инновационная экономика страны нуждается в специалистах технической и физико-математической направленности, обладающих исследовательскими и проектными навыками, креативным подходом к решению поставленных задач. Современные предприятия нуждаются в специалистах, имеющих нестандартное, системное и творческое мышление, умеющих анализировать возникающую проблему и делать верные выводы. Подготовка таких профессионалов не происходит одномоментно за период обучения в высшем учебном заведении. Необходимо обнаружить (а далее развивать и воспитывать) одаренных школьников, проявляющих способности в математике, как можно раньше. Важным для становления качественного фундаментального математического образования является выявление одаренных детей уже на ступени начальных классов, формирование и поддержка их интереса к научному познанию.

Сегодня предпринимаются конкретные шаги для решения вышеперечисленных задач на государственном уровне, к работе с одаренными школьниками все более активно привлекаются высшие учебные заведения. По решению заседания Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России (Протокол № 8 Минобрнауки России от 27.05.2015 г.) была сформирована система мероприятий высших учебных заведений для обучающихся по образовательным программам начального общего образования. Цель мероприятий – выявление и развитие творческих особенностей и интереса к научной и исследовательской деятельности учащихся уже на начальной ступени образования. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы обозначен ряд мероприятий по привлечению высших и профессиональных учебных заведений к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад.

Сезонная (каникулярная) школа – это один из способов качественной подготовки школьников к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах, проводится в период школьных каникул и нацелена на углубленное изучение отдельных предметов (математика, физика, химия, биология и т.д.). Опыт создания и внедрения сезонных школ для выявления и развития одаренных детей в нашей стране имеет богатую историю. Первые летние школы появились еще в 1960-х годах: летняя физико-математическая школа НОУ под руководством А.А. Ляпунова (1962); летняя «профильная» смена для школьников, интересующихся физикой и математикой, в пионерском лагере «Орленок» (1965). В период с 1970 по 1980 г. все большую популярность приобретают учебно-научные смены в пионерских лагерях, в основном имеющие физико-математическую направленность: «Зубренок» в Белоруссии (1970); «Интеграл» в Волгограде; «Орбиталь» в Казани (1972); Красноярская летняя школа (1976); Омский летний физматлагерь (1978). C 1980 г. появляются каникулярные школы, имеющие химико-биологическую и многопрофильную направленность. Опыт организации подобных школ существует не только в России, но и во многих зарубежных странах.

В настоящее время в России успешно действуют и развиваются несколько десятков сезонных школ. Например, сезонные школы ОтУС – одна из главных программ Фонда «Сколково» по подготовке специалистов для инновационной экономики. Основная целевая аудитория этих школ – это студенты и старшеклассники. Огромную популярность имеет Колмогоровская летняя школа при СУНЦ МГУ, летняя математическая школа «KostromaOpen», Кировская летняя многопредметная школа и другие.

Анализ деятельности многих современных математических сезонных школ показывает, что реализующиеся в них образовательные программы рассчитаны на детей старших или средних классов. Известными авторам исключениями, охватывающими начальную ступень средней школы, являются детский летний математический лагерь «Дилемма» (г. Казань) и летняя школа «Физтех-Потенциал» при Московском физико-техническом институте. Последняя организована при участии учебно-методической лаборатории по работе с одарёнными детьми при МФТИ. Заведующий отделением математики этой лаборатории Н.Х. Агаханов, возглавляющий подготовку национальной команды РФ к международной математической олимпиаде, в своей работе [1] отмечает необходимость «средового подхода» к организации работы с математически одаренными детьми. Этот вывод основывается на многолетнем опыте работы, который показывает, что наличие только природных задатков, без творческой деятельности, трудолюбия и работоспособности, целенаправленного педагогического сопровождения не является достаточным для развития математического таланта.

Рассматривая вопросы одаренности и математических способностей, мы обращались к исследованиям отечественных психологов Крутецкого В.А., Дружинина В.Н., Шадрикова В.Д., Панова В.И., Теплова Б.М., Хрусталевой Т.М. и работам педагогов-математиков Колмогорова А.Н., Хинчина А.Я, Гусева В.А., Фаркова А.В., Агаханова Н.Х. и др. Вслед за многими исследователями мы придерживаемся следующего определения математических способностей: «специальные особые способности, которые необходимы для успешного выполнения математической деятельности» [1]. В своей работе мы опирались на схему структуры математических способностей в школьном возрасте, предложенную В.А. Крутецким. Эта схема включает в себя способности, касающиеся получения, переработки, хранения математической информации, а также общий синтетический компонент – математическую направленность ума [2]. Также мы использовали результаты исследований, касающихся развития математического мышления. Нам близка позиция В.А. Тестова, который выделяет четыре типа схем математического мышления: логическое, алгоритмическое, комбинаторное и образно-геометрическое. В своей статье [4] он подчеркивает, что наиболее эффективным способом развития математического мышления, в том числе в младшем школьном возрасте, является использование специальным образом подобранных нестандартных (поисковых) задач.

Из последних работ, посвященных этой теме, вызывают интерес публикации Агаханова Н.Х., который выделяет четыре направления организации работы с математически одаренными детьми: массовую работу с учащимися, поддержку органов управления образования, систему подготовки к олимпиадам и популяризацию математических знаний. Таким образом, создание особой среды, благодаря которой одаренные дети будут иметь возможность развивать свои способности, является задачей органов управления образования, центров при высших учебных заведениях.

В 2014 году в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова был образован Малый физико-математический факультет для учащихся 1-11 классов [6]. При создании факультета организаторами  был тщательно изучен опыт работы подобных «малых» факультетов или центров других вузов страны, например [7], однако описания опыта системной работы вузов с учащимися начальных классов так и не было найдено.  Сотрудничество преподавателей Малого физмата ЧГУ им. И.Н. Ульянова с учителями-новаторами начальных классов школ Чувашии, их личный опыт и профессиональное мастерство позволили создать в Чувашском государственном университете специфическую образовательную среду для «младшешкольников», разработать эффективные педагогические формы и методы работы для более раннего обнаружения математической одаренности школьников [5]. Одним из направлений работы Малого физико-математического факультета с одаренными детьми являются сезонные каникулярные школы.

Занятия в сезонных школах Малого физмата ЧувГУ проходят в дни школьных каникул (осенние, зимние, весенние и летние) на базе факультета прикладной математики, физики и информационных технологий в течение 6-12 дней от полутора до пяти часов ежедневно. Такой интенсивный курс позволяет полностью погрузиться в изучаемый материал и осваивать его наиболее эффективно. Развитая инфраструктура университетского комплекса (библиотека, дворец культуры, спортивный комплекс, открытые игровые спортивные площадки, парк) позволяют организовать работу сезонных школ в режиме полноценного оздоровительно-тематического лагеря.

В сезонных школах ЧГУ для учащихся начальных классов разработаны и реализуются следующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы: «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Математика плюс английский», «Основы финансовой математики». В программу школ также включены экскурсии в лаборатории, игры-квесты, викторины и конкурсы.

Работа в сезонной математической школе для одаренных школьников начальных классов основывается на следующих принципах:

  1. принцип вариативности содержания образовательной программы;
  2. принцип расширения зоны ближайшего развития ребенка;
  3. принцип рефлексии;
  4. принцип зеркала;
  5. принцип проблемности (посредством организации процесса проблемного обучения);
  6. принцип сотрудничества, межличностного общения субъектов образовательного процесса;
  7. принцип прикладной направленности обучения.

При проектировании образовательного процесса в каникулярной школе используется сочетание двух подходов к обучению: личностно ориентированного и проблемно-развивающего.

Основным методом обучения является дидактическая игра. Занятия для школьников 1-4 классов проходят в игровой форме с использованием интерактивных методов обучения: работа в малых группах, парах, мозговой штурм и т.д. Огромной популярностью пользуются у «младшешкольников» математические бои, математическая карусель и другие виды математических соревнований, которые до последнего времени проводились в России только для учащихся средней ступени начиная с 5 класса. Новые методические разработки преподавателей Малого физмата ЧувГУ и совместная плодотворная работа с учителями позволили с успехом реализовать эти соревнования и для учащихся начальных классов.

При разработке методик обучения по программам для учащихся начальных классов нами учитывались основные психологические особенности одаренных детей:

  1. повышенная склонность к умственной деятельности, потребность в интеллектуальной нагрузке;
  2. устойчивое стремление к удовлетворению своих познавательных потребностей;
  3. повышенная работоспособность, тяга к преодолению трудностей при решении более сложных, нестандартных задач;
  4. положительный эмоциональный отклик на достижение поставленной цели;
  5. стремление к повышению уровня собственных достижений.

Многие педагоги считают, что у детей младшего школьного возраста невозможно выявить математическую одаренность, необходимо только развивать в них способности к фундаментальным наукам, что в дальнейшем приведет к развитию математической одаренности в средних и старших классах. Конечно, есть сложности в выявлении талантливого ребенка в таком возрасте, т.к. не всегда отличные оценки по математике являются свидетельством особой одаренности. На практике выявление математической одаренности у учащихся начальных классов является весьма сложной задачей ввиду отсутствия точных диагностик, предназначенных для детей младшего школьного возраста [8]. Основным методом выявления математической одаренности на сегодняшний день является метод наблюдения за деятельностью детей во время выполнения математических заданий.

Одаренные дети возраста 6-10 лет отличаются от сверстников особой природной любознательностью, неимоверной тягой к получению знаний, усвояемостью большого объема новой информации, готовностью и способностью к запоминанию, повышенной впечатлительностью и эмоциональностью. Как следствие, именно в этом возрасте возникает интерес к нестандартным, каверзным, логическим задачам. Некоторые дети обнаруживают необыкновенную способность к работе с абстрактными понятиями и обозначениями, предлагают неожиданное и нестандартное решение, в большей степени основанное на математической интуиции, нежели на знаниях. В некоторых случаях предлагаемое обоснование задачи становится настолько неожиданным для взрослых, что ребенок остается непонятым и отвергнутым и, как следствие, замыкается в себе и боится проявить инициативу. Нужно понимать, что создать необходимую образовательную среду для одаренного ребенка в обычной школе, где в классе 30-35 учащихся, невозможно, так как учитель вынужден «работать на среднего ученика». В результате происходит притормаживание развития математической одаренности и выравнивание одаренного учащегося с другими, а в обществе формируется ложное представление, что раннее развитие математических способностей не гарантирует успешность в математике в старшем возрасте. Проблеме работы с одаренными детьми (не только в области математики) в курсе средней общеобразовательной школы по стандартной учебной программе посвящены многие исследования современных психологов и педагогов [3].  По их мнению, обучение талантливого ребенка в обычном классе часто приводит к тому, что ученик начинает приспосабливаться, старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя некоторое время творческое начало в ребенке перестает развиваться.

Авторы статьи в своих исследованиях получили подтверждение того, что данная категория детей остро нуждается в дополнительных занятиях, позволяющих им углубить и расширить свои знания в области математики. Для таких учащихся необходимо создавать комфортную образовательную среду, соответствующую их индивидуально-психологическим особенностям и содействующую развитию их интеллектуальных и творческих способностей. Создание такой среды в вузе имеет свои преимущества. Во-первых, одаренный ребенок вовлекается в серьезное академическое пространство: имеет возможность общаться «на равных» с преподавателями вуза, учеными, профессорами. Во-вторых, в учебном процессе используются лаборатории, оборудование которых позволяет демонстрировать компьютерные математические модели физических процессов, физические и химические опыты. Это позволяет реализовать прикладную направленность программы, расширить естественно-научный кругозор школьников и поддержать их интерес к научному познанию. В-третьих, в образовательный процесс вовлекаются студенты,  таким образом, школьники имеют наглядный пример собственного образовательного будущего. И, наконец, ребенок и его родители попадают в информационное пространство вуза, имеют возможность принимать участие в культурных, образовательных, научных вузовских мероприятиях. Последний фактор имеет огромное значение для успешной социализации одаренного ребенка, формирования круга общения, соответствующего его потребностям, профессиональной ориентации.

Опыт работы авторов статьи с учащимися начальных классов на базе вуза позволяет судить об эффективности работы с одаренными учащимися начальных классов в сезонных школах. В результате обучения в каникулярной школе дети развивают навыки проблемного и логического мышления. У учащихся возникает потребность, интерес, мотив к личностному росту, саморазвитию, приобретается опыт эмоционально-ценностных отношений в коллективе, формируются профессиональные намерения. В дальнейшем представляет интерес теоретическое исследование проблемы выявления и развития математической одаренности у детей возраста 6-10 лет в системе дополнительного образования на базе вуза. Актуальной задачей является также разработка новых образовательных программ, методических указаний, дидактических материалов, поиск новых форм и методов обучения.


Библиографическая ссылка

Троешестова Д.А., Васильева Е.В., Ярдухина С.А. РОЛЬ СЕЗОННЫХ ШКОЛ ВУЗОВ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИУЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24721 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674