Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Елагина В.С. 1 Хайрулин Ш.Ш. 1 Хайрулина Н.Н. 1 Рогожин В.М. 1
1 Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»
Возрастающая потребность общества в инициативных военных специалистах, быстрое развитие военной техники требуют постоянного самообразования. Формирование внутренней потребности к самообучению становится непременным условием реализации личностного потенциала курсантов. Одним из факторов повышения качества военного образования является организация самостоятельной работы курсантов, которая выступает ведущей формой учебной деятельности в вузе. Самостоятельная работа обеспечивает повышение качества военно-профессиональной подготовки, развитие у курсантов творческих способностей, познавательного интереса, мыслительной деятельности, стремление к непрерывному приобретению новых знаний, овладению опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, а также опытом социально-оценочной деятельности. Организация самостоятельной работы курсантов осуществляется с учетом дидактических принципов, отражающих специфику данного направления деятельности в военном вузе: единства учебной, аудиторной и самостоятельной, внеаудиторной деятельности курсантов, индивидуализации и дифференциации, профессиональной направленности, сознательности и активности.
самостоятельная работа
учебная деятельность
принципы и формы самостоятельной работы
1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М. : Учпедгиз, 1961.
2. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования. – М., 1994.
3. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. – М. : МГУ, 2009.
4. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2009.
6. Усова А.В., Завьялов В.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики. – М. : Высшая школа, 2004.
7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения : в 6 т. – М. : Педагогика, 1988.

Подготовка высококвалифицированных военных специалистов требует совершенствования всех форм учебного процесса, развития у курсантов устойчивых навыков самостоятельного активного поиска и усвоения необходимых знаний, умения работать с учебной и научной литературой, овладения методологией самообразовательной деятельности. Решение этих задач невозможно без четко организованной, методически и содержательно обеспеченной самостоятельной работы курсантов как обязательной формы учебной деятельности, способствующей развитию умений учиться самостоятельно.

Самостоятельная работа в аудиторное и особенно во внеаудиторное время способствует развитию у курсантов активности, инициативности, самостоятельности, т.е. развитию качеств, обеспечивающих специалисту мобильность, конкурентоспособность и карьерную успешность. В процессе самостоятельной работы курсанты активно овладевают знаниями и умениями, которые становятся достоянием, приобретают личностный смысл и значимость. Организация внеаудиторной самостоятельной работы курсантов является достаточно сложной, в большей степени самоуправляемой и опосредованно контролируемой преподавателем формой обучения.

Проблема организации самостоятельной работы учащихся, развития их познавательной активности и самостоятельности исследовалась многими педагогами и психологами. В педагогических трудах К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал исключительное значение самостоятельной деятельности учащихся, считая её «единственно прочным основанием всякого плодовитого учения», а самостоятельность рассматривал главным условием успешного обучения и воспитания [7].

Вопросы организации самостоятельной работы в вузе, развития познавательной самостоятельности учащихся и студентов, влияния самостоятельности на продуктивность обучения в школе и вузе нашли отражение в исследованиях Ю.К. Бабанского, Б.П. Есипова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, П.И. Пидкасистого, М.И. Скаткина, А.В. Усовой и др.  В педагогической психологии организация самостоятельной работы  рассматривается как одно из условий развития самостоятельности как важнейшего качества личности [5]. По мнению психологов, под самостоятельностью следует понимать умение учащихся формулировать цель предстоящей деятельности, настойчиво добиваться её достижения собственными силами, сознательно и инициативно выполнять действия не только в знакомой, но и в нестандартной ситуации, нести ответственность за принятие решений. 

Несмотря на достаточно пристальное внимание психологов и педагогов к организации самостоятельной деятельности учащихся, анализ различных подходов к определению понятия «самостоятельная работа» убеждает нас в том, что в дидактике до сих пор нет однозначного толкования его сущности.

Ученые-дидакты определяют понятие «самостоятельная работа» как форму организации процесса обучения и воспитания и не разделяют её на аудиторную и внеаудиторную [2]; как прием учения [6]; как метод обучения или форму организации деятельности учащихся, раскрывая её сущность через описание путей руководства деятельностью или форм организации учебных занятий с учащимися [1]; как любую организованную активную деятельность учащихся, направленную на достижение дидактической цели [4]; как качество познавательной активности [3].

Обобщая различные подходы к определению данного понятия, мы под самостоятельной работой будем понимать планируемый, организованный и осуществляемый под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия процесс выполнения курсантами комплекса заданий различного уровня сложности в специально отведенное для этого время (в нашем случае это время, отведенное для обязательной самостоятельной подготовки курсантов).

Самостоятельную работу курсантов характеризуют ряд признаков, среди которых: 1) выполнение самостоятельной работы без непосредственной помощи преподавателя; 2) опора на собственные знания и умения, убеждения и субъектный (жизненный) опыт, мировоззрение; выражение личного отношения и высказывание собственной аргументации; проявление инициативы и творчества; 3) напряжение мышления, его развитие, воспитание воли и целеустремленности курсанта, вызванные содержанием самостоятельной работы.

Содержание заданий для самостоятельной работы отличается большим разнообразием и включает в себя поиск необходимых знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.  В процессе самостоятельной работы курсанты устанавливают сущность фундаментальных (предметных) понятий; привлекают дополнительный учебный материал; самостоятельно применяют те или иные логические операции, осуществляют их выбор при выполнении заданий; развивают умения использовать знания в качестве инструмента для самостоятельного анализа проблем. Самостоятельность познавательных и мыслительных действий, безусловно, способствует  глубокому усвоению учебного материала, развитию умений выделять основные понятия, устанавливать причинно-следственные связи, определять главное. Только на основе такого осмысленного восприятия учебного материала развивается умение самостоятельно рассуждать, доказывать, строить умозаключения и высказывать свои суждения, отстаивать свою позицию.

Работая самостоятельно, курсанты не только прочно и глубоко усваивают предметный учебный материал, но и развивают навыки исследовательской и профессиональной деятельности, способность принимать ответственные и конструктивные решения в различных ситуациях.

Организация самостоятельной работы курсантов осуществляется с учетом дидактических принципов, отражающих специфику данного направления деятельности в военном вузе. Рассматривая принцип, как руководящую идею, рекомендации, направляющие деятельность преподавателя и курсанта на достижение поставленных целей, мы предлагаем следующую систему принципов, которые способствуют формированию у курсантов умений и навыков самостоятельной работы.

Принцип единства учебной, аудиторной и самостоятельной, внеаудиторной деятельности курсантов. Аудиторные занятия должны обеспечивать выполнение обязательного минимума самостоятельной работы всеми курсантами, при этом задания, разрабатываемые преподавателем, должны быть разного уровня сложности. Аудиторная самостоятельная работа осуществляется под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить своевременную консультацию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом в часы самоподготовки в учебной аудитории, лаборатории, учебной мастерской, в читальном зале библиотеки. Для успешности ее выполнения преподавателем разрабатываются методические рекомендации и указания, алгоритмы и предписания, обеспечивающие успешное выполнение заданий и направленные на развитие самостоятельности студентов. Методические рекомендации должны указывать последовательность изучения учебного материала по предмету, обращать внимание на особенности изучения отдельных вопросов, ориентировать курсантов на более важные и необходимые сведения, давать объяснения по вопросам программы курса, которые обычно вызывают затруднения. При этом преподавателю нужно помнить, что не следует перегружать курсантов творческими заданиями; необходимо чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеаудиторное время; давать студентам четкий инструктаж по выполнению самостоятельных заданий.

Принцип индивидуализации и дифференциации, позволяющий максимально учитывать познавательные возможности, способности и интересы курсантов. Реализация данного принципа предполагает разработку разноуровневых заданий, необходимость использования которых объясняется тем, что курсанты имеют различные интеллектуальные способности. Курсантам, отлично успевающим по предмету, следует предлагать индивидуальные задания повышенной сложности, участие в научно-исследовательской деятельности, в работе над исследовательскими, творческими, междисциплинарными проектами. Для более «слабых» курсантов необходимо организовывать дополнительные консультации. В военном вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к семинарам, практическим и лабораторным работам, зачетам и экзаменам, работа над рефератом и (или) курсовым и квалификационным проектами.

Принцип профессиональной направленности, способствующий переводу учебно-познавательной деятельности курсантов в военно-профессиональную. Военно-профессиональная направленность характеризуется личностными качествами будущего офицера, формируется и развивается на основе интереса к военно-профессиональной деятельности, теоретических знаний, подкрепляется собственным опытом, приобретаемым будущими офицерами в процессе профессионально ориентированных практик.

Принцип сознательности и активности. Активность личности социальна по своей природе и является показателем деятельной сущности человека. Активность присутствует во всех видах деятельности человека – познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и др., и характеризуется способностью человека производить социально и личностно значимые преобразования окружающего мира. Отношение курсанта к военно-профессиональной подготовке характеризуется активностью учения, освоения предметного содержания, которая определяет интенсивность взаимодействия обучающегося с предметом его деятельности. Принцип активности предполагает такое качество учебной и самостоятельной деятельности курсантов, которое характеризуется высоким уровнем положительной мотивации, сознательности и активности курсантов, осознанной потребности в усвоении военно-профессиональных знаний, умений и компетенций, результативностью и соответствием требованиям, предъявляемым обществом и государством к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров. Одним из условий реализации данного принципа является опора на самостоятельность курсантов.

Следует отметить, что для эффективного выполнения курсантами самостоятельной работы необходимы планирование и контроль со стороны преподавателя объема самостоятельной работы в учебных планах, разработки учебно-методических пособий, направленных на ее организацию и помощь.

            Успех любого дела зависит от заинтересованности человека в достижении определенных результатов, уровня сформированности позитивной мотивации. Наличие серьезной устойчивой мотивации курсантов к самостоятельной работе является безусловным гарантом ее эффективности. Особенно важно сформировать у курсантов процессуальную (учебную) мотивацию, проявляющуюся в понимании ими полезности выполняемой работы. В качестве мотива самостоятельной деятельности курсанта выступает потребность в новых знаниях, возникающая в процессе решения познавательной задачи. Поэтому необходимы психологическая настройка курсанта, показ важности выполняемой работы для профессиональной подготовки, расширения кругозора, эрудиции военного специалиста. Необходимо доказать, что результаты самостоятельной работы помогут ему лучше понять лекционный материал, практические задания и т.д. В зависимости от курса, на котором учится студент, специфики изучаемого предмета задание для самостоятельной работы может быть весьма разнообразным. При этом важно стремиться к тому, чтобы на младших курсах целью самостоятельной работы было расширение и закрепление знаний и умений, приобретаемых курсантом на традиционных формах занятий. На старших курсах самостоятельная работа должна способствовать развитию творческого потенциала курсанта, проявлению его профессиональной направленности, выраженного военно-профессионального сознания и мышления.

Организуя внеаудиторную самостоятельную работу курсантов, необходимо сформировать достаточную степень их подготовленности к самостоятельному труду, определенный уровень самодисциплины.

Контроль ставит курсантов перед необходимостью своевременно предоставлять результаты самостоятельной работы преподавателю. При этом никаких ограничений в выборе способа её выполнения перед курсантом не ставится. Результаты самостоятельной работы выражаются в подготовке и сдаче рефератов, зачетов, экзаменов, коллоквиумов, выполнении тестовых заданий в процессе текущего контроля. Предметом контроля, характеристикой результата выступают объём и степень правильности выполнения заданий, решения задач, качество подготовленного сообщения, доклада, реферата, а также степень трудоёмкости и затраченное время. Важной составляющей данного компонента является самоконтроль и самооценка результатов самостоятельной работы самим курсантом. Задача преподавателя - вооружить курсантов способами самопроверки и самоконтроля.

В педагогике выделяют две основные формы управления самостоятельной работой курсанта:

1) самостоятельная работа, организуемая самим курсантом в библиотеке, учебно-методическом кабинете, лаборатории и др., мотивируемая собственными познавательными потребностями и интересами и контролируемая самим курсантом, т.е. самоуправление в данном случае выступает основным видом контроля;

2) самостоятельная работа, предполагающая выполнение курсантом выданного учебного задания под руководством и контролем преподавателя. Этот вид самостоятельной работы организуется на лекциях, семинарских, практических занятиях. В ходе выполнения заданий и упражнений курсанты, руководствуясь специальными методическими указаниями преподавателя, приобретают и совершенствуют знания, умения и навыки, накапливают практический опыт.

В целях интенсификации учебного процесса, наиболее рационального и эффективного использования времени, книжного и аудиторного фонда, консультационной помощи преподавателей в вузе проводится самостоятельная подготовка курсантов.

В зависимости от места, времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя, а также способа контроля результатов следует выделять следующие виды самостоятельной работы студентов: самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических занятий); систематическое чтение и конспектирование литературы по вопросам специализации; подготовка к семинарским и практическим занятиям, составление конспектов и планов для выступлений; написание рефератов, курсовых проектов; самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов; подбор материала и написание рефератов и курсовой работы; самостоятельное углубленное изучение узловых вопросов учебной программы, недостаточно освещенных в учебных пособиях; обработка и анализ экспериментальных данных, полученных во время экспериментов и наблюдений для научно-исследовательских работ в рамках научного кружка; внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении заданий учебного и творческого характера; выполнение проектов исследовательского характера.

Самостоятельная подготовка курсантов организуется на всех курсах в часы, отведенные распорядком дня, в специально закрепленных за учебными группами аудиториях, читальных залах, учебно-методических кабинетах, специализированных классах. Для самостоятельной подготовки курсанты получают дидактические материалы и учебные пособия, имеющиеся в библиотеках и учебно-методических кабинетах кафедр. Во время самоподготовки курсанты имеют возможность получить индивидуальную консультацию у преподавателя, выполнить дополнительные задания или контрольную работу, пройти собеседование или тестирование, подготовить реферат, доклад. Преподаватель, наблюдая за самостоятельной работой курсантов, получает возможность определить уровень сформированных знаний, их глубину, прочность и системность, развитие познавательного интереса и способностей, умение применять полученные теоретические знания при решении практических заданий, что позволяет своевременно внести коррективы в процесс обучения.


Библиографическая ссылка

Елагина В.С., Хайрулин Ш.Ш., Хайрулина Н.Н., Рогожин В.М. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24632 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674