Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ЭКОЛОГО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ РОССИИ

Гараева М.В. 1 Гайсин И.Т. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье рассматриваются некоторые аспекты экологической и экономической безопасности в условиях устойчивого развития регионов страны при изучении курса «География России. Население и хозяйство» в общеобразовательных учреждениях. В современных обстоятельствах улучшение условий жизни и удовлетворение потребностей человека происходят за счет увеличения неконтролируемого использования природных ресурсов. Поэтому на планете интенсивно развиваются процессы антропогенного загрязнения всех оболочек биосферы. Усиленное вовлечение новых природных ресурсов в техногенную деятельность оказывается губительным для окружающей среды и способствует углублению экологического кризиса. В этих условиях важным направлением государственной политики должно стать обеспечение эколого-экономической безопасности как отдельного человека, так и конкретных регионов страны и общества в целом. Поэтому при изучении экономической и социальной географии необходимо уделять значительное внимание проблемам эколого-экономической безопасности учащейся молодежи. Особенно при изучении межотраслевых комплексов: топливно-энергетического, металлургического, химико-лесного, агропромышленного, транспортного и др. Эколого-экономическая политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в настоящее время базируется на программных документах, принятых на конференциях ООН в Йоханнесбурге (2002), Рио-де-Жанейро (2012), а также на Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции перехода Российской Федерации к устойчивому экономическому развитию» (1996), на «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (2009), Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (2014) и многих других нормативно-правовых актах.
экономическая и социальная география россии.
транспорт
сельское хозяйство
страна
отрасли промышленности
концепция
регион
охрана окружающей среды
экосистема
устойчивое развитие
экологическая и экономическая безопасность
1. Гайсин И.Т. Вопросы экологической безопасности и экономики // Филология и культура. - 2008. - № 14. - С. 64-66.
2. Гайсин И.Т., Галимов Ш.Ш., Хусаинов З.А. География и экология Республики Татарстан : учеб. пособие. – 2-е изд. – Казань : Изд-во ТГГПУ, 2010. – 112 с.
3. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – 20-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. – 285 с.; с ил., карт.
4. Зверев А.Т. Устойчивое развитие и экологическое образование // География в школе. – 2009. - № 6. - С. 11.
5. Новая Российская энциклопедия : в 12 т. / редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Карев и др. - М. : Энциклопедия, 2004. – Т. 1: Россия. - 2004. – 960 с.
6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек : учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 560 с.
7. Селивановская С.Ю. [и др.] Окружающая среда и устойчивое развитие регионов // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2014. - № 2. – С. 118-119.
8. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы. 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова; под общ. ред. В.П. Дронова. – М. : Вента-Граф, 2010. – 386 c.
9. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству : учеб. пособие. – М. : Логос, 2002. -193 с.
10. Gaisin I.T., Beketova S.I., Gaisin R.I. Competence-based approach as an effective way to increase the level of training of geographers in universities // Life Science Journal. – 2014. – № 11. – C. 166-170.

Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности государства является обязательным условием устойчивого развития, выступает основой сохранения природных систем для поддержания требуемого качества окружающей природной среды. Важно обеспечить глубокими знаниями в сфере эколого-экономической безопасности обучающихся для принятия оптимальных решений с учетом экологических, экономических и географических особенностей регионов; показать необходимость природоохранной деятельности, так как состояние окружающей среды и ее компоненты все в большей степени влияют на экономическое развитие регионов, здоровье и продолжительность жизни населения.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании значимости использования некоторых аспектов эколого-экономической безопасности в процессе изучения экономической и социальной географии России.

В процессе исследования использовались теоретические методы: научно-теоретический анализ педагогической, географической, экономической литературы по исследуемой проблеме, нормативной и методической документации.

Актуальность исследования вызвана приоритетностью направления подготовки экологически и экономически грамотных обучающихся с учетом состояния эколого-экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Соответственно можно отметить то, что новое экологическое сознание меняет отношение молодежи к окружающей природе, то есть антропоцентрический тип экологического сознания на экоцентрический. Раньше природа всегда воспринималась только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда» [3]. Начиная с 70-80-х годов ХХ века природа как окружающая среда достаточно полно представлена в современном экологическом образовании, где возможно формирование знаний об эколого-­экономической безопасности.

В России был принят Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991), который заполнил пробел экологического законодательства и определил основные пути решения противоречий, возникающих между экологией и экономикой. Данный Закон предусматривает право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и т.д. [6; 7].

В настоящие время эколого-экономическая проблема является отражением противоречий, возникающих в системе связей общества и природы в результате интенсификации, где происходит воздействие на человека в условиях его жизнедеятельности (социально-политических, экономических, природоохранных и др.). Ввиду этого в средствах массовой информации начали уделять серьезное внимание вопросам экологической и экономической безопасности регионов и страны в целом.

По мнению В.И. Данилова-Данильяна, экологическая безопасность - это процесс обеспечения защищенности важных интересов человека и общества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду [7]. Следовательно, экологическая опасность - это угроза разрушения среды обитания человека, связанных с ним растений и животных в результате неконтролируемого развития экономики, отставания техники и технологии, естественных и антропогенных аварий и катастроф и т.д. Таким образом, для поддержания экологической безопасности большое значение имеет прогнозирование состояния окружающей среды конкретного региона и страны в целом. А основным критерием для экологической безопасности является наличие определенных опасностей, которые могут нанести ущерб в настоящем и в будущем, особенно в условиях рыночной экономики [2; 4; 6].

Учителя географии в школах и гимназиях уделяют значительное внимание экологическим вопросам при изучении отраслей топливно-энергетического, металлургического, химико-лесного, машиностроительного, агропромышленного комплексов. Хозяйственная деятельность человека оказывает большое влияние на окружающую природу, и в результате природная среда претерпевает значительные изменения [1; 3; 8; 9]. Поэтому для поддержания состояния экологической безопасности в отдельных регионах, крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях большое значение имеет прогнозирование состояния окружающей среды конкретного района, региона и страны в целом. Основным критерием для экологической безопасности является наличие определенных опасностей, особенно крупных аварий и катастроф, которые могут нанести ущерб в настоящем и будущем, особенно в условиях рыночной экономики [1; 6; 8].

Как показывает проведенный анализ источников литературы, качество окружающей природной среды резко отличается по экономическим районам страны. Около 65% территории России характеризуется как не затронутые хозяйственной деятельностью человека, полностью сохранившие биопродуктивность и биоразнообразие [4; 7]. Несмотря на это, в последние годы в России увеличивается количество экономических районов и регионов с критической эколого-экономической ситуацией. В этих регионах, по мнению Ю.В. Новикова, спад промышленного производства в конце ХХ и в начале XXI веков не сопровождается пропорциональными снижениями техногенной нагрузки на окружающую среду. Для того чтобы качество жизни населения улучшалось, а воздействие на окружающую среду оставалось в доступных пределах, необходимо соблюдать следующие условия: усиление контроля над увеличением численности населения; оптимизация промышленного производства на предприятиях топливной, энергетической, химической и нефтехимической промышленности; оптимальное использование природных ресурсов; информирование населения в сфере экологической и экономической безопасности [2; 4; 5; 10].

По мнению С.Н. Бобылева, Э.В. Гирусова, Р.А. Перелет, Н.С. Крецу, А.Т. Зверева, устойчивое развитие – это такое развитие общества, при котором условия жизни человека улучшаются, а его воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что природная среда функционирования человечества не разрушается [4].

В последние годы в обществе возникает комплексная экологическая, экономическая, правовая и научно-техническая проблема - обеспечение эколого-экономической безопасности населения. Целью обеспечения эколого­-экономической безопасности является не только решение экологических и экономических задач, но и повышение социальной защищенности человека и окружающей среды, стабильности и устойчивости производственно-­хозяйственной деятельности страны, регионов. В опубликованных документах по итогам конференций ООН в Рио-де-Жанейро (1992), в Йоханнесбурге (2002), вновь спустя 20 лет в Рио-де-Жанейро (2012) говорится, что основами устойчивого развития являются следующие компоненты: экономическое и социальное развитие, охрана окружающей среды и др. [6]. Таким образом, эколого-экономическую безопасность можно рассматривать как комплекс взаимодействия компонентов, обеспечивающих эколого-экономический баланс на локальном, национальном, региональном и на глобальном уровнях.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому экономическому развитию (1996) говорится, что механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты. Указывается полная оценка затрат, выгод и рисков, с соблюдением следующих критериев: никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызванного ущерба; ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов [6].

В Концепции национальной безопасности РФ (1997) отмечается, что угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов находятся в зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность проблем [9]. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного исследования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры населения [5; 6; 9].

В данной Концепции в разделе IV «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» перечисляются основные приоритетные направления деятельности государства в сфере экологии: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, ликвидация последствий, произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безотходных производств и др.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы (2014) политика субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды должна ориентироваться на достижение общей цели по повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных систем.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009) и целями по обеспечению экологической безопасности и рационального природопользования необходимо осуществить сохранение окружающей природной среды и обеспечить её защиту в условиях возрастающей экономической активности и ликвидировать экологические последствия хозяйственной деятельности.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (2012) определяют экологическую направленность государственной политики. Ввиду этого основным является решение социально-экономических задач, обеспечивающих рост экономики, ориентированный на сохранение благоприятной окружающей среды, для удовлетворения потребностей населения страны, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также повышения уровня экологического сознания населения.

Проблемы эколого-экономической безопасности, имеющие связь с развитием производительных сил, условно можно разделить на три группы: локальные, комплексные и межрегиональные. Размещение производства, оптимизация взаимосвязей на уровне регионов является важнейшим инструментом в решении эколого-экономических проблем в отдельных субъектах и экономических районах Российской Федерации.

Например, в Республике Татарстан с начала 80-х годов ХХ века интенсивно развивается химическая и нефтехимическая промышленность. Построены и работают крупные химические и нефтехимические предприятия в городах Казань, Нижнекамск, Менделеевск, где наблюдаются интенсивные процессы загрязнения окружающей природы различными отходами промышленного производства. Поэтому для городов становится актуальной проблема защиты окружающей среды. В 2006 году в Республике Татарстан была принята Концепция экологической безопасности до 2015 года [5]. Данная концепция была направлена на сбалансированное решение задач социально­-экономического и демографического развития, обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений,

Актуальность решения проблем эколого-экономической безопасности на региональном уровне связана с формированием территориально-производственных комплексов с их географическими и эколого-экономическими особенностями. Нами проанализирован курс «География России. Население и хозяйство» (9 класс), соответствующий Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по географии [З]. Целями данного курса являются: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства, о роли России в современном мире; развитие географического мышления, где возможно использование некоторых вопросов эколого-экономической безопасности с учетом быстрого развития экономической, политической обстановки, с учетом  уровня предшествующей подготовки учащихся [4; 8; 9]. Учебник включает две части курса: «Общая часть» и «Региональная часть курса», а также приложения и словарь терминов.

В общей части в теме 1 «Место России в мире» раскрываются важные понятия:  «экономико-географическое положение», «физико-географическое положение», «политико-географическое положение»; влияние географического положения на окружающую природу, расселение населения, развитие экономики, сотрудничество с другими странами. Раскрываются некоторые вопросы эколого-экономической безопасности в процессе изучения экономической географии России. В теме «Географические особенности экономики России» изучаются вопросы: Россия в современной мировой экономике; проблемы развития экономики России. В темах «Машиностроительный комплекс», «Топливно-энергетический комплекс», «Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества», «Агропромышленный комплекс», «Инфраструктурный комплекс» затрагиваются вопросы, обусловленные актуальностью и важностью эколого-­экономической безопасности: влияние изучаемого комплекса на окружающую среду; размещение на территории России; проблемы и перспективы комплекса; оценка основных источников загрязнения окружающей среды, пути решения экологических проблем в эксплуатации данного комплекса; роль комплекса в развитии хозяйства; экологические, технологические, экономические, технические проблемы комплекса; проблемы, связанные с внедрением новейших технологий.

Во второй региональной части учебника идет речь об особенностях регионов России, где темы соответствуют названиям регионов России, и изучаются некоторые вопросы эколого-экономической безопасности: состав территории и особенности экономико-географического положения; влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства района; экологические и экономические проблемы.

Учитывая некоторые проблемы эколого-экономической безопасности, необходимо обновить ранее полученные знания по экологии и охране окружающей среды, экономике. В связи с переходом к рыночной экономике, расширением коммерческой деятельности и частной собственности необходимо уделять больше внимания вопросам эколого-экономической безопасности в сфере образования школьников.

Выводы. Эколого-экономическая безопасность является необходимым условием устойчивого развития и основой для сохранения природных систем и охраны окружающей среды. Соблюдение эколого-экономической безопасности в хозяйственном комплексе страны и ее регионов способствует безопасному развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и коммунального хозяйства; рациональному использованию природных ресурсов; сохранению и восстановлению уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем. Однако, несмотря на проводимую работу, в учебно­воспитательном процессе при изучении экономической географии России все еще уделяется недостаточное внимание некоторым аспектам экологической и экономической безопасности отраслей промышленности и сельского хозяйства, транспорта в отдельных регионах страны, связанных с ухудшением экологического состояния окружающей среды. 


Библиографическая ссылка

Гараева М.В., Гайсин И.Т. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ЭКОЛОГО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24601 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674