Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Вильданов Х.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Работа посвящена анализу взаимосвязи ценностей и поведения, раскрытию регулятивной функции ценностей, выступающих как необходимые и определяющие факторы мотивов поведения человека. В статье рассматривается ценностно обусловленный мотив субъекта, представляющий собой диалектическое единство объективного и субъективного в ценности, общественных и индивидуальных ценностей, личностного ценностного смысла и ценностной смысловой установки, выступающей той внутренней побудительной причиной, которая непосредственно вызывает и направляет поведение и действие. Автор освещает ценности как единственный тип социальной регуляции, апеллирующий в первую очередь к личностному началу в человеке, к личности, принимающей и исполняющей, вытекающие из ценности не только желаемое для самой личности поведение, но и нормативное поведение и действие в виде моральных и нравственных требований общества.
мотив
поведение человека
ценности
ценностные ориентации
функции ценностей
1. Аминов Т.М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования // Педагогический журнал Башкортостана. – 2007. – № 2 (9). – С. 42-62.
2. Вильданов Х.С. Ценность как предмет философского познания// диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Магнитогорский государственный университет. – Магнитогорск, 2009. – 432 с.
3. Давлетбаева Р.Г. Система формирования билингвальной личности младшего школьника// диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Уфа, 2010.
4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. «XVIII международный психологический конгресс. Проблемы общей психологии. Тезисы сообщений». – Т. 2. – М., 1966.
5. Понькина Е.С. Психофизиологическое исследование отдаленных последствий эмоционального общения матери с ребенком: дис… канд. психол. наук. – Уфа, 2000.

В течение многовековой истории общества люди выработали способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они питают особое отношение: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. Ориентация на ценности выступает характерной чертой человеческой жизни. При этом у человека ценности выступают системой координат – картой его природного и социального мира, с которой он регулирует своё поведение и деятельность. Объект почитания придаёт жизни человека определённый смысл, даёт веру и основания, тем самым концентрируя и направляя его энергию в определённом направлении. В этой ситуации ценности служат нормативной формой ориентации. И человек обычно стремится в жизни проделывать что-то важное, нужное, значимое для самого себя, но в то же время положительно оцениваемое и обществом, сопровождаемые для него жизненно важными идеями и идеалами, коими являются ценности. Эта ориентационная функция ценности как бы «программирует» всю деятельность человека на продолжительные сроки, определяет генеральную линию его поведения. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода цельность ценностного сознания и поведения личности, обеспечивают их последовательность и устойчивость, верность определённым принципам и идеалам.

Целью исследования является изучение мотивационной структуры поведения человека, обусловленной ценностными ориентациями и системой ценностей.

Методология и методы исследования. В исследовании применены междисциплинарный подход к мотивационной структуре поведения человека, общенаучные и педагогические принципы анализа социальных процессов и явлений, методы структурно-функционального анализа деятельности субъекта, необходимые для выявления поливариантных значений и смыслов, являющихся предпосылками выстраивания человеком своих мотивационных стратегий. Также использованы деятельностный и системно-структурный подходы, позволяющие раскрыть процессы становления индивидуального сознания и развития личности, охарактеризовать мотивы познавательной и практической деятельности человека.

Результаты исследования. На сегодняшний день не существуют достаточно развёрнутых исследований, в которых ценности были бы представлены как некие целостные регуляторы поведения человека и где были бы последовательно показаны, как влияют эти регуляторы поведения как ценностные ориентации на большие и малые социальные группы, на отдельного, конкретного человека. В обществе обнаруживаются три наиболее различимых уровня влияния ценностей на поведение: макросреда, мезосреда и микросреда [2, 376]. Эти уровни отличаются друг от друга по объёму входящих в них социальных общностей. В нашем случае больший интерес представляет первый и третий уровни, которые мы рассмотрим более подробно.

Первый уровень, или – макросреда, как основание общественных идеалов и ценностной регуляции, включает большие социальные группы, объективно сложившиеся в ходе исторического развития и занимающие своё устойчивое место в системе определённой ценностной картины мира. Ценностно интерпретированные большие социальные группы выглядят как общности, у которых: 1) относительно одинаковые объективные и субъективные ценностные позиции и, следовательно, общие интересы; 2) относительно одинаковый диапазон социальных возможностей для ценностного выбора; 3) общая в структурно-типологическом плане устроенность ценностного сознания; 4) общая ценностная ориентация; 5) приблизительно одинаковые способы проявления своей ценностной позиции и регуляции поведения; 6) общность оснований оценки, рассматриваемая как содержательные «рамки» построения привычных ценностных суждений. Вышеназванные признаки выступают предпосылками формирования общепризнанных ценностей и, следовательно, их регулятивных способностей.

Третий, личностный уровень или микросреда представляют конкретные личности. Личность выступает как определённая конфигурация связей в пространстве ценностных отношений, способная к саморегуляции и самодетерминации. В этой специфически-ценностной характеристике личности отражается, во-первых, доминирующая точка зрения на специфику ценности (ценностная регуляция как саморегуляция и самодетерминация) и, во-вторых, представление о феномене личности, которое возникает и существует как сгусток общественных связей, устанавливающихся между индивидами в процессе ценностно ориентированной деятельности. Особенность этого уровня ценностной регуляции заключается в том, что ценность – единственный тип социальной регуляции, апеллирующий в первую очередь к личностному началу в человеке, к личности, принимающей и исполняющей, вытекающие из ценности не только желаемое для самой личности поведение, но и нормативное поведение и действие в виде моральных и нравственных требований общества. Любая другая регуляция – правовая, административная и т.д. – может функционировать, довольствуясь объектом, который не есть личность в полном смысле, т.е. свободный и автономный субъект деятельности.

Рассматривая эти два уровня регуляции поведения человека, необходимо также отметить, что в общей структуре ценностной регуляции каждый из уровней выполняет определённые функциональные задачи. Ценностные процессы макросреды в основном охватываются четырьмя функциями: креативной, аккумулирующей, транслирующей и модальной [2, 372].

Креативная функция есть созидание ценностных императивов, которые осуществляются различными механизмами культуры, среди которых можно выделить: во-первых, перенос норм и других форм общественного сознания и последующее придание им собственно ценностной логики. Например, весьма интенсивный нормообмен происходит между ценностью и моралью, ценностью и религией, ценностью и правом; во-вторых, перенос-заимствование ценностей других региональных культур.

Возникшие тем или иным способом ценности и соответствующие ценностные ориентации накапливаются в ходе развития культуры, в чём и состоит аккумулирующая функция макросреды. Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Основное значение аккумулирующей функции заключается в невозможности самостоятельного продуцирования новыми поколениями всей совокупности ценностных императивов, обязательных для нормального функционирования общества и жизнедеятельности отдельного конкретного субъекта. Новые ценности базируются и формируются на основе аккумулированных когда-то в культуре ценностей, в форме дальнейшего развития уже имеющихся ценностей или отрицания того ценностного значения, которое было заложено в предметы или явления, отталкиваясь от которого создаются новые ценности.

А ретранслирующая функция ценностных процессов макросреды заключается в передаче «полученных» из макросреды ценностных императивов на личностный уровень, например, через воспитание, опыт, практику.

Модальная функция ценностных систем макросреды могла бы рассматриваться в двух аспектах. Она выполняет роль общественно необходимой меры поведения человека и общественно необходимого масштаба оценочного акта. Ценность и оценка здесь связаны с сознательным и целенаправленным регулированием человеческого поведения, они представляют собой дополняющие друг друга формы социальной ориентации. Связь между ними бывает различной в зависимости от характера оценочного акта. При ретроспективной оценке ценность играет роль критерия. При перспективной оценке ценность по преимуществу выражает должное. По отношению к будущему поведению ценность и оценка выполняют единую регулятивную роль. Когда модальная функция выполняет роль общественно необходимой меры поведения человека, она является средством определения (выбора) человеческих действий и поступков, а при выполнении ею роли общественно необходимого масштаба оценочного акта – средством их «измерения». Человек через модальную функцию ценности определяет общественный критерий оценки, одобрения или осуждения прошлых, настоящих и будущих событий. Усвоенная личностью модальная функция ценности проявляется как персонифицированная (внутренняя) мера должного поведения и оценочного отношения.

Признавая регулятивное значение ценностей, необходимо отметить, что наличие ценностей, функционирующих на уровне макросреды, раскрывает, прежде всего, три существенных момента ценностной действительности:

а) качественно-количественную определённость ценностей и ценностных ориентаций, их относительную устойчивость;

б) функциональную сторону универсального взаимодействия ценностных феноменов, т.е. момент значения одного явления для другого явления;

в) объективную возможность человека осознавать и абстрагировать эти относительно устойчивые общезначимые предметы, явления и ситуации, посредством которых формы деятельности закрепляются в желаемом для общества и отдельного конкретного человека направлении.

При рассмотрении ценности как регулятора поведения на уровне отдельной конкретной личности, необходимо отметить, что в принципе внешние силы, в нашем случае заданные заранее ценностные нормы и представления, т.е. наличие определённой ценностной картины мира или общественных идеалов и ценностей, внутри которых оказывается личность, осуществляют своё социализирующее и регулирующее воздействие на неё через её внутренние условия – интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, идеологическую ориентацию, оценочные критерии, убеждения и стремления. Это положение было развито советскими психологами Л.С. Выготским, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейном. По их мнению, объективный мир, внешние регулятивные факторы воздействуют на человека не непосредственно и автоматически, а через его сознательную психическую ценностно ориентированную деятельность [1]. Обусловленная объективными обстоятельствами и, в свою очередь, мотивирующая поведение человека сознательно-психологическая ценностно ориентированная деятельность, рассматриваемая двусторонне – как обусловленная и обуславливающая, включается, таким образом, в механизм воздействия личности со средой, образуя его психическое содержание.

Тем не менее следует отметить, что анализ феномена ценности как регулятора поведения человека будет явно недостаточным, если не провести конкретизацию сказанного на личностном, психологическом уровне. Здесь ценность как регулятор поведения человека с неизбежностью «погружается» во множество определений, служащих раскрытию структуры конкретного субъекта – человеческой личности.

Сложная зависимость и взаимодействие личности с заранее заданной ценностной картиной мира, выступающей отражением объективной реальности и деятельности людей, опосредствуется внутренним (субъективным) механизмом персонификации ею внешних воздействий. Под персонификацией мы понимаем сложный и противоречивый процесс взаимодействия ценностно информационного содержания социализирующих и регулирующих деятельность и поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личностный модус человека (потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, оценочные критерии, стремления, индивидуальный опыт) [5, c.100]. Персонифицированные феномены представляют собой качественно новый синтетический результат, который получается при взаимодействии между влиянием объективной окружающей действительности, социальной среды и личности.

Ценность как регулятор поведения на уровне отдельной конкретной личности проявляется через интериоризацию. Важные стороны ценностной интериоризации вскрывает ценностная интерпретация психологического феномена личностного смысла. Система личностных смыслов и система значений – две составляющие индивидуального сознания. Если ценностные нормы общества проинтерпретировать как значения культуры, а их присутствие в индивидуальном ценностном сознании – как личностные ценностные смыслы, то ценностная интериоризация предстает как процесс движения ценностных императивов от формы значений к форме личностных ценностных смыслов. Личностные ценностные смыслы объясняют способ существования общих ценностных норм в индивидуальном сознании. А переход ценностного смысла из сознания в план поведения на личностном уровне происходит благодаря ценностным смысловым установкам – опосредствующим звеньям, с помощью которых идеальные содержания ценностного сознания становятся материальными поступками.

Ценностная смысловая установка – своего рода стабилизатор линии поведения, производящий выбор явлений, ситуаций через ценностное мировоззрение. Линия поведения как критерий поступков личности вырабатывается во многом благодаря системе ценностных установок субъекта [3]. Ценностная смысловая установка является ценностно-психологическим «пусковым механизмом», помогающим перейти рубеж между ценностным сознанием и поведением. В структуре поведения она относится к предшествующей работе ценностного сознания.

Личностные ценностные смыслы и смысловые установки выступают звеньями единого ценностно-психологического феномена, в котором личностный ценностный смысл – ценностное содержание, а смысловая установка – форма (способ) его поведенческой реализации. Следовательно, интериоризация внешних сил и экстериоризация личностных свойств и качеств – две стороны функционирования человеческой личности, которые в совокупности образуют содержание процесса её взаимодействия со средой. Человеческий индивид формируется не как пассивный объект социализирующего воздействия ценности, а как активный социальный субъект – посредством своей собственной практической деятельности. Это означает, что и сама активность человека включается в механизм реализации ценностей. Внешняя детерминация, внутренняя персонификация и поведенческая объективизация представляют собой три аспекта единого и целостного процесса ценностной регуляции.

Отношение субъекта к ценностям является основным содержанием личностного ценностного смысла. Оно представляет собой специфическое состояние личности, в котором выражается её субъективное отношение к общественным ценностям и идеалам, её внутреннюю «установку», ориентацию и готовность реализовать соответствующее поведение и деятельность. Смысловая установка придаёт ценностной ориентации человека глубокий личностный смысл, так как играет роль специфического психологического и идеологического механизма, выявляющего и формирующего активное избирательное отношение индивида к ценностям. Поэтому она вместе с оценочными критериями имеет существенное значение в системе ценностной мотивации человеческой деятельности и поведения. «Мотивы, – пишет А.Н. Леонтьев, – выполняют двоякую функцию: первая состоит в том, что они побуждают и направляют деятельность; их вторая функция состоит в том, что они придают деятельности субъективный, личностный смысл» [4, 25].

В целом мотивацию поведения личности можно, на наш взгляд, разделить на четыре основные сферы: а) сфера целеполагания, которая связана с целями, желаниями и стремлениями человека, т.е. ценностной смысловой установкой; б) должная сфера, связанная с должным отношением; в) оценочная сфера, в которой основное значение имеют оценочные критерии и позиции личности, т.е. личностные ценностные смыслы; г) сфера заинтересованного отношения.

Отметим, что в основе всех этих мотивирующих сфер лежат определённые потребности, образующее их ценностное содержание. Все они являются структурными звеньями единой и целостной мотивирующей системы поведения и деятельности человека. Наиболее общей формой мотивации является мотивация, раскрывающая связь поведения с той или иной ценностью. Установление такой связи входит и в ценностную оценку, и в самооценку, и в предписание «должного» (императивность). В этом плане мотивация устанавливает: а) ценность, от апелляции к которой зависит поведение; б) связь поведения с этой ценностью – через намерения и действия субъекта; в) соотношение объективных условий с реализацией ценности в поведении, т.е. степень позитивной максимальности ценностного выбора; г) объективно значимый результат всех конкретных элементов поведения и деятельности субъекта в целом.

Ценностно обусловленный мотив субъекта, представляющий собой диалектическое единство объективного и субъективного в ценности, общественных и индивидуальных ценностей, личностного ценностного смысла и ценностной смысловой установки, выступает той внутренней побудительной причиной, которая непосредственно вызывает и целенаправляет поведение и действие. Важно заметить, что мотив есть ценностно осознанное, т.е. выраженное в ценностных чувствах, представлениях, понятиях побуждение человека к действию. Мотив возникает и существует как «идеальное стремление», направленность нормативно-ценностного сознания и воли человека на удовлетворение потребности, интереса – в этом качестве как их отражённая форма, субъективная заинтересованность в объективном действии. При этом мотив как ценностный феномен всегда подготовлен предшествующей деятельностью ценностного сознания человека, его убеждениями, нравственными чувствами, эмоциями, качествами и способностями. Именно ценность в диалектическом единстве с субъектом, выражаясь через его ценностное сознание, формирует не только личностный ценностный смысл, ценностную смысловую установку и мотив, но и становится предпосылкой деятельности и регулирования поведения этого субъекта. Ценность, как предпосылка деятельности и регулятор поведения человека, является своеобразным оценочно-регулятивным способом освоения и преобразования действительности, который определяет отношение человека к миру через призму ценностных представлений добра и зла, правды и лжи, справедливого и несправедливого, хорошего и плохого. Освоение и преобразование личностью действительности, регулируемые ценностями и ценностными ориентациями, создаёт перспективу дальнейших действий и поступков.

В заключение следует отметить ту главную мысль, являющуюся узловой для данной статьи: ценность и ценностные ориентации – это необходимый и определяющий регулятор поведения человека. Благодаря оценочной деятельности субъекта и вносится творческое начало в логические процедуры, обеспечивается оригинальность всякого продукта отражения. В рефлексии субъектом реализуется подведение некоего оценочного знания о реальном объекте под идеальный конструкт, абстрактное понятие как мера, критерий, принцип оценки этого знания. И сущность такого рода оценочного знания не в том, чтобы человеку вырваться за пределы реального, уйти от жизни, а в практическом применении добытых знаний в своей жизнедеятельности.


Библиографическая ссылка

Вильданов Х.С. МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24484 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674