Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»

Мендибай С.Т. 1 Бейсекова М.М. 1 Алышева Н.О. 1 Омарова А.О. 1
1 Карагандинский государственный медицинский университет
Для студента медицинского Вуза производственная практика – неотъемлемая часть учебного процесса, помогающая сориентироваться и найти себя в профессии. В статье представлен анализ рабочей программы по производственной практике в качестве специалиста по эпидемиологии студентов специальности «Медико-профилактическое дело». Изложены цель, задачи, этапы практики, перечислены практические навыки, которые студенты должны освоить для приобретения необходимых знаний, умений, навыков будущей профессиональной деятельности. В статье показана организация практики, база ее прохождения, форма контроля правильности и качества выполненной работы студентами. Установлено, что форма итогового контроля производственной практики проводится в виде сдачи дифференцированного зачета с оценкой. Оценка по итогам производственной практики ставится в соответствии с «Балльно-рейтинговой оценки знаний обучающихся», что позволяет решить проблему оценивания учебно-профессиональных достижений студентов на производственной практике.
рабочая программа
производственная практика
форма итогового контроля
1. Антонова, Н. С Проблемы организации производственной практики студентов в условиях кредитной технологии обучения / Н. С. Антонова, М. А. Смирнова, Е. А. Спирина // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 5. – С. 196-202.
2. Карасова, И. С. Инновационные подходы в оценке учебно-профессиональных достижений студентов на педагогической практике / И. С. Карасова, Е. А. Леонова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 5. – С. 111-115.
3. Симоненко, Н. Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения / Н.Н. Симоненко // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2012. – № 2. – С. 201–206.
4. Третьякова, М. Н. Формирование системного мышления студентов в процессе производственной практики / М. Н. Третьякова // Интеграция образования. – 2009. – № 1. – С. 49-52.
5. Чистякова, Г. Н. Организация и проведение производственной практики. Учебно-методическое пособие / Г. Н. Чистякова, Б. Т. Жакатаева // Караганд. гос. ун-т им. Е. А. Букетова. – Караганды, 2007. – 54 с.

Эпидемиология – самостоятельная отрасль науки, изучающая причины возникновения и особенности распространения заболеваний в обществе с целью применения полученных знаний для решения проблем здравоохранения.

Эпидемиология, как общемедицинская наука, изучает причины, условия и механизмы формирования заболеваемости населения путем анализа особенностей ее распределения по территории, среди различных групп населения, во времени и использует эти данные для разработки способов профилактики заболеваний.

Эпидемиология относится к числу наук, знание  которой необходимо бакалаврам по специальности «Медико-профилактическое дело». Будущие специалисты должны знать пути и механизмы распространения инфекционных заболеваний, возможности предупреждения распространения болезней и ликвидации очагов инфекций. Знания по эпидемиологии c основами дезинфекционного дела необходимы для проведения анализа эпидемической ситуации и прогнозирования развития  эпидемического процесса, а также организации комплекса противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Производственная практика, вид учебных занятий, в процессе которых студенты самостоятельно выполняют определенные учебной программой производственные задачи в условиях действующего производства (на предприятиях, в медицинских, педагогических, научно-исследовательских и других учреждениях) [5].

Для студента медицинского вуза производственная практика – неотъемлемая часть учебного процесса, помогающая сориентироваться и найти себя в профессии. Для работодателей производственная практика хоть и связана с рядом трудностей, однако, является прекрасной возможностью присмотреть себе персонал заранее и привлечь в свою организацию ценные молодые кадры [3].

Производственная практика имеет цель закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых знаний, умений, навыков практической работы по изучаемой специальности.

Производственная практика — это довольно увлекательный процесс, который позволяет на ранних этапах обучения определить: насколько ваша будущая профессия актуальна и интересна, а также то, насколько соответствует избранной профессиональной деятельности.

Известно, что именно практика, как ничто другое, лучше всего повышает профессионализм будущих специалистов на всех уровнях, дает им возможности приобрести опыт, который они пронесут всю жизнь [4].

Производственная практика должна носить творческий характер и требовать от студента напряжения всех его способностей и активизации всех его знаний. В период прохождения практики студенты должны овладеть определенной профессиональной деятельностью и методами ее совершенствования [2].

Основой эффективности практики является самостоятельная и индивидуальная работа студентов в производственных условиях. Важным фактором является приобщение студента к социальной среде организаций с целью формирования компетенций, необходимых для дальнейшей работы в качестве специалиста.

Оценка учебно-профессиональных достижений студентов на практике связана с рядом трудностей, которые обусловлены объективными и субъективными причинами. Объективные трудности определяются многогранным характером практики, её задачами, функциями, выполняемыми студентами и, наконец, заданиями кафедры. Субъективные трудности определяются совокупностью отчётной документации, которую студент должен представить по результатам своей профессиональной деятельности. Устранить объективные и субъективные трудности можно, совершенствуя различные аспекты производственной практики, например, осуществляя выбор необходимых в данных условиях критериев и показателей отслеживания результатов деятельности студента [1].

Производственная практика в качестве специалиста-эпидемиолога предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки бакалавра 5В110400- «Медико-профилактического дела».

Во время производственной практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического учебно-практического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранной специальности или профессии.

Основной целью производственной практики является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков работы в качестве специалиста- эпидемиолога при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Задачами производственной практики являются: научить студентов организации и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; работе с официальной медицинской документацией лечебно-профилактических организаций здравоохранения; ознакомить с приказами и инструкциями, статистической учетной и отчетной документацией; осуществлять эпидемиологический надзор за инфекционными, паразитарными и социально значимыми заболеваниями; планировать и организовать профилактические и противоэпидемические дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия в очагах инфекционных заболеваний; проводить оперативный и ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости.

Этапы производственной практики можно назвать модулями, потому что каждый ее этап связан не только с самостоятельными задачами, но и требованиями к реализации этих задач, временными затратами.

Каждый модуль характеризуется системой параметров: 1) название курса; 2) вид практики; 3) продолжительность практики (число недель); 4) временные затраты преподавателя на руководство практикой; 5) временные затраты студентов на выполнение программы практики (шесть часов ежедневной работы).

Студенты специальности «Медико-профилактическое дело» должны обладать следующими практическими навыками: проводить эпидемиологические обследования очагов инфекционных заболеваний; составлять план мероприятий по локализации (ликвидации) эпидемического очага; организовать и проводить специфическую профилактику инфекционных заболеваний и дезинфекционное дело; заполнять карты эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания, акты обследования; протоколы о нарушении и закрытии объектов; проводить оперативный и ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости.

Временные затраты студентов на производственную практику определяются их недельной нагрузкой. Объём часов составляет – 75. За этот период студент должен выполнить программу производственной практики, которая включает совокупность задач и требований, предъявляемых кафедрой.

Ежегодная производственная практика в качестве специалиста по эпидемиологии проводится в отделе эпидемиологического надзора «Департамента/Комитета по защите прав потребителей» (Д/КЗПП), утвержденных в качестве баз для практики, согласно с программой и календарными графиками. Предварительно с базами практик заключаются «Договора о создании научно-образовательного консорциума в области государственного санитарно- эпидемиологического надзора и организации профессиональной практики».

В период прохождения производственной практики студенты должны соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка отдела эпидемиологического надзора Д/КЗПП и Центра экспертизы. Вместе с тем принимать участие во всех мероприятиях по организационной и методической работе, качественно выполнять порученную работу на любом этапе практики, участвовать в общественной жизни организации.

Организацию, проведение и руководство практикой осуществляет кафедра, преподающая дисциплину «Эпидемиология». Практика проводится во внеучебное время, согласно графику.

Конечными результатами производственной практики в качестве специалиста по эпидемиологии являются:

  1. Проведение эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания: сбор и оценка исходных материалов, необходимых для проведения обследования эпидемического очага; сбор эпидемиологического анамнеза (опрос больного, родственников и других лиц), проведение осмотра эпидемического очага и прилегающей территории с учетом особенностей эпидемиологии конкретной нозоформы, определение границ эпидемического очага; организация отбора проб (смывов) с объектов окружающей среды для лабораторного исследования; выявление контактных лиц, подлежащих наблюдению, изоляции, клинико-лабораторному обследованию; оформление заключения по результатам проведенного эпидемиологического обследования очага; заполнение карты эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания.
  2. Планирование противоэпидемических и профилактических мероприятий, направленных на локализацию (ликвидацию) эпидемического очага, то есть проведение мероприятий в отношении источника инфекции: изоляция, лабораторное обследование, лечение, диспансерное наблюдение; проведение мероприятий, направленных на механизм передачи возбудителя: обеззараживание факторов передачи, дезинфекция, дезинсекция, санитарно-гигиенические и санитарно-ветеринарные мероприятия; мероприятия в отношении контактных лиц: медицинское наблюдение, осмотр, лабораторное обследование, экстренная профилактика, составление плана противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации эпидемического очага.
  3. Проведение контроля качества предстерилизационной очистки и стерилизации медицинского инструментария, т.е. освоить методику проведения качества предстерилизационной обработки (на наличие скрытой крови, на остатки щелочных компонентов) и методику проведения контроля качества стерилизации (физический, химический, бактериологический методы).
  4. Организация проведения заключительной дезинфекции: проведение контроля качества дезинфекции (смывы с предметов, исследование проб исходных дезинфектантов, рабочих растворов).
  5. Проведение контроля за транспортировкой, условиями хранения иммунобиологических препаратов; проведение контроля за планированием, организацией и проведением профилактических прививок.
  6. Умение провести текущий (оперативный) эпидемиологический анализ инфекционной заболеваемости населения; умение провести ретроспективный эпидемиологический анализ инфекционной заболеваемости населения (анализ многолетней динамики заболеваемости, годовой динамики заболеваемости, заболеваемости по эпидемиологическим признакам).
  7. Организация эпидемиологического надзора при отдельных нозологических формах инфекционных заболеваний: систематический непрерывный сбор, сопоставление, анализ и оценка необходимых данных, своевременное распространение информации среди заинтересованных лиц для принятия определенных мер.

При освоении производственной практики студенты должны бытькомпетентными в вопросах нормативно-правовой и законодательной деятельности в сфере медицинской службы; статистического анализа статистических параметров состояния здоровья населения в связи с различными условиями жизнедеятельности; интеграции различных медицинских служб, общественного здравоохранения и образовательных, воспитательных, социальных, культурных сфер.

Организацию, проведение и контроль осуществляет опытный преподаватель, знающий специфику профессии (доцент, преподаватель с большим опытом работы), совместно с заведующим отделом эпидемиологического надзора Д/КЗПП.

Предварительно кафедра разрабатывает Рабочую программу по производственной практике в качестве специалиста по эпидемиологии для студентов 5 курса специальности «Медико-профилактическое дело». Рабочая программа разрабатывается в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования 2009 года и Типовой учебной программы бакалавриата по данной специальности 5В110400 – «Медико-профилактическое дело».

Рабочая учебная программа по производственной практике в качестве специалиста по гигиене труда, эпидемиологии предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки специалистов медико-профилактического дела и является основой для разработки рабочей учебной программы.

Рабочая программа в качестве специалиста по эпидемиологии включает следующие разделы: введение, цель практики, задачи, конечные результаты, содержание практики, виды и объем деятельности студента, примерный распорядок дня производственной практики, содержание и сроки выполнения индивидуальных заданий, порядок подготовки и сроки защиты отчетов по практике.

Рабочая программа содержит дневник практики, в котором подробно отражены: виды и объем деятельности студента, содержание выполняемой работы, количественный учет практических навыков, а также общая характеристика студента, которую дает руководитель базы с оценкой. Студент ежедневно ведет дневник, в котором отражает всю работу, проведенную им в течение дня. К видам и объемам деятельности студента относятся:

- оформление отчетно-учетной документации;

- проведение эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний;

- составление плана мероприятий по локализации (ликвидации) эпидемического очага;

- организация и проведение специфической профилактики инфекционных заболеваний;

- организация дезинфекционного дела;

- заполнение карты эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания, актов обследования, протоколов о нарушении и закрытии объектов;

- проведение оперативного и ретроспективного эпидемиологического анализа заболеваемости.

Для прохождения практики преподавателями кафедры разработаны методические указания по производственной практике в качестве специалиста по эпидемиологии. Где прописывается цель, задачи практики, форма итогового контроля, критерии оценки навыков и умения студентов, перечень вопросов к дифференцированному зачету.

Руководитель практики должен контролировать правильность и качество выполненной работы студентов и при необходимости вносить поправки, подписывать дневник. Контроль знаний студентов во время производственной практики рекомендуется проводить ежедневно по полученным практическим навыкам. Каждый студент, выполняя различные задания, может получить 100 баллов, что соответствует выполнению всех заданий в полном объеме.

Форма итогового контроля производственной практики в качестве специалиста по эпидемиологии проводится в виде сдачи дифференцированного зачета с оценкой. Студент должен предоставить отчет по практике (дневник практики) с характеристикой руководителя практики по месту прохождения. Оценка по итогам производственной практики основывается на результатах оценки практических навыков или умений студентов в соответствии с таблицей «Балльно-рейтинговой оценки знаний обучающихся».

Таким образом, производственная практика на основе рейтинговой системы контроля знаний обучающихся, и представленного способа отслеживания сформированности его профессиональных навыков и умений позволяет решить проблему оценивания учебно-профессиональных достижений студентов на производственной практике.


Библиографическая ссылка

Мендибай С.Т., Бейсекова М.М., Алышева Н.О., Омарова А.О. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24307 (дата обращения: 15.11.2019).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074