Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беляева Т.К. 1 Пухова А.Г. 1 Таможняя Е.А. 2 Толкунова С.Г. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Статья посвящена проблеме развития творческого мышления будущих учителей географии в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. В работе рассматриваются пути формирования опыта творческой деятельности будущего учителя географии. Дается анализ различных аспектов педагогического творчества в исследованиях отечественных ученых педагогов и психологов. На основе исследований зарубежных и отечественных авторов выделены фазы творческого процесса, которые будущие учителя реализуют при подготовке «методического портфеля». Особый вклад в формирование и развитие творческого мышления вносит опытно-экспериментальная деятельность студентов во время педагогической практики. В процессе педагогической практики студенты переосмысливают накопленные знания, корректируют авторские методические разработки с учетом профиля школы и класса. Таким образом, развитие творческого мышления у студентов является важнейшей задачей современной системы педагогического образования.
творческий характер деятельности учителя
опытно-экспериментальная деятельность студента
фазы творческого процесса
подготовка учителя географии
самостоятельная исследовательская деятельность
творческое мышление
1. Алексеев Н. Б. О психологических методах изучения творчества / Н. Б. Алексеев, Э. Г. Юдин // Проблемы научного творчества в современной психологии. – М.: Наука, 1971. – С. 151-203.
2. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии / Н. Н. Баранский. – М., 1990. – С. 296.
3. Беляева, Т. К. Организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза / Т. К. Беляева // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. – Вып. 16. – 2012. – С.203-213.
4. Беляева Т. К., Пухова А. Г. Портфолио как средство оценивания исследовательской деятельности студентов по курсу «Экономическая и социальная география России» //Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестке: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Мининский ун-т, 2015. – С. 71.
5. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления / Р. Вудвортс // Психология мышления: хрестоматия по общей психологии; под ред. Ю. П. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 255-257.
6. Калошина И. П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 559 с.
7. Маркова С. М. , Горлова В. Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 3. – URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 13.03.2015).
8. Таможняя Е. А. Комплекс учебно-методических задач как основа формирования методической готовности учителя географии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Изд-во МГОУ, 2011. – № 1. – С. 88-95.
9. Таможняя Е. А. Методическое мышление как разновидность профессионального педагогического мышления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – М.: Изд-во МГОУ, 2010. – № 1. – С. 188-193.
10. Татарникова Н. С. Реализация принципа индивидуализации в деятельности педагога // Вестник Мининского университета. – 2013. – № 1. – URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no1 (дата обращения: 13.03.2015).

Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. В этих условиях возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности. В связи с этим к образованию предъявляются более высокие требования в вопросах подготовки учителя к будущей профессиональной деятельности. Ориентация современного педагогического образования на развитие личности учителя, его педагогических способностей предполагает его творческое развитие. В силу своей значимости проблема развития творческого мышления изучалась представителями различных направлений науки: философские и методологические проблемы творчества рассмотрены в работах Н. А Бердяева, Б. С. Гершунского, А. Г. Спиркина и др.; творчество как высшая форма человеческой активности раскрыта в исследованиях К. А. Абульхановой; творчество как получение нового результата анализировалось психологами Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным,  Ю. К. Кулюткиным, Я. А. Пономаревым, С. Л. Рубинштейном и др. Исследования психологов и педагогов показывают, что творческую личность способен воспитать только творческий педагог: «Серость и порождает только серость» (П. Е. Решетников). Поэтому следует целенаправленно формировать творчески мыслящего учителя, так как учитель, несомненно, оказывает влияние на судьбу своих учеников.

Педагогическое творчество возникает не стихийно. Оно возможно лишь при осознании учителем собственной индивидуальности. Поэтому важно не упустить возможности развития творческого мышления студента, которые имеются в период его профессиональной подготовки. Это особенно важно учитывать при подготовке будущих учителей географии, поскольку география как школьный предмет обладает огромным потенциалом для развития творческого мышления школьников.

Современный учитель не выполнит своей функции, если не сформируется как творческая личность. Различные аспекты педагогического творчества были исследованы в работах многих ученых. Общие и специфические особенности творческой деятельности  –  в работах В. И. Загвязинского, Я. Л. Коломинского, Л. В. Кузминой, А. А. Реан, Л. М. Фридмана и др.; система подготовки учителя к творческой деятельности – в исследованиях С. И Архангельского, Л. Ф. Спирина и др.; психология творческого поведения учителя в коллективе и  модели творческого педагогического процесса в трудах В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандрова и др.[1].

В исследованиях А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Т. И. Рудневой, Е. К. Осиповой и других авторов отмечается творческий характер труда учителя, определяются этапы решения психолого-педагогических задач, описываются особенности интеллектуальных умений.

Вопросам профессионального становления учителя географии посвящены исследования Л. М. Панчешниковой, М. В. Рыжакова, И. В. Душиной, Т. К. Щербаковой и др. Особое внимание в их исследованиях уделяется вопросам развития методического и  творческого мышления как необходимого условия успешной профессиональной деятельности учителя географии. В процессе исследований установлено, что сформированное методическое и творческое  мышление позволяет выявлять методическую задачу, грамотно её формулировать, выдвигать и оценивать гипотезы о путях её решения, находить оптимальный вариант решения на основе реализации наиболее приемлемой гипотезы, анализировать полученный результат и вносить в случае необходимости коррективы в методическую деятельность [9].

Однако некоторые аспекты формирования и развития творческого мышления и связанные с ними процессы все еще недостаточно разработаны. В частности, остается открытым вопрос о возможностях формирования творческого мышления студентов в процессе их профессионально-педагогической подготовки, о совокупности средств и методов, необходимых для формирования творческого мышления будущих педагогов, о практической готовности студентов к творческому решению учебных задач.

Задача учителя заключается не только в передаче накопленных обществом знаний, развития интеллектуальных умений, но и мастерстве воспитания творческой личности, способной принимать нестандартные решения, обладающей оригинальностью мысли и т. д. Особую остроту приобретает проблема подготовки педагога нового типа, учителя- профессионала, способного к творческому поиску. Перед педагогическим вузом стоит задача подготовки учителя, сформированного как профессионально-компетентностная и индивидуально творческая личность, способная создавать атмосферу бережного отношения к человеческой неповторимости. Поворот в сфере образования к человеку с целью создания условий для открытия и развития его потенциальных возможностей в различных видах деятельности предъявляет новые требования не только к общедидактической предметной составляющей профессиональной подготовки будущего учителя, но и к уровню сформированности его творческого мышления. Вариативность технологической структуры высшего образования позволяет индивидуализировать учебно-познавательный процесс. Перевод образовательных целей на язык педагогических компетенций делает необходимым проведение тщательного анализа и диагностики процесса обучения, определение его особенностей, усиление работы по формированию творческого мышления [6]. В современной школе у учителя имеются широкие возможности для реализации своего  опыта творческой деятельности, он не ограничен жесткими рамками единой для всех школ страны программой и единым стабильным учебником. Перед учителем встали такие ранее отсутствующие задачи, как определение особенностей обучения географии в школах разных типов, выбор программ и учебника из ряда имеющихся, создание собственной оригинальной программы, отвечающей интересам учащихся и особенностям географии своей местности.

Профессиональная деятельность современного учителя, как и любая иная, имеет задачную структуру, то есть осуществляется как решение специфических для нее профессиональных задач [8]. Применение учебно-методических задач в учебном процессе вуза требует разработки методики их решения и критериев оценки представленного решения на учебном занятии или педагогической практике. Как отмечает С. И. Архангельский, «обучение студентов оптимальному поиску решения многообразных учебных и научных задач есть важный акт их вузовской подготовки» [1]. В этой связи учебно-познавательную и учебно-исследовательскую деятельность студентов необходимо выстраивать через решение учебных задач. Учебные задачи смогли бы актуализировать необходимые знания из раз­личных учебных дисциплин (психологии, педагогики, географии, методики преподавания географии), создать в процессе обучения положительный опыт методической деятельности, развивая при этом у студента профессиональное и творческое мышление, методические компетенции, личностные профессиональные качества, то есть готовность к будущей профессиональной деятельности. Имитация разных видов профессиональной деятельности в условиях решения учебных задач есть средство овладения знаниями способов действий, основа формирования профессиональных компетенций учителя географии.

В исследовании Т. К. Щербаковой подчеркивается особая важность подготовки творческого учителя, учителя-исследователя. Подготовка такого учителя является одной из главных составляющих университетского образования. Развитие творческого мышления будущих учителей – насущная задача профессиональной подготовки. Только личность, обладающая творческим мышлением, способна гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия социума, образовательной среды, находить адекватные формы организации, обновление знаний, умений, профессиональных действий [3].  

Современные требования, предъявляемые к подготовке учителя географии, предполагают, что одним из эффективных путей формирования творческого мышления является самостоятельная методическая исследовательская деятельность студентов. О значении самостоятельной деятельности учителя говорил еще Н. Н. Баранский: «Эта работа нужна для того, чтобы учитель не превратился в  “человека в футляре”, чтобы он продолжал деятельно работать, потому что учитель без творческой работы неизбежно превращается в схоласта не только не полезного, а по существу прямо таки вредного для умственного развития врученной ему молодежи» [2].

Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого процесса: фаза собирания материала, накопления знания, фаза созревания, фаза контроля (проверки) [5]. Все эти фазы студенты-географы реализуют при подготовке «методического портфеля», в котором накапливается методический материал (сценарии уроков, методические статьи, разработки внеклассных мероприятий, тестов и т.д.) [4]. На основе накопленных методических знаний разрабатываются собственные конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий по географии, практических работ и т.д.

В процессе педагогической практики студенты переосмысливают накопленные знания, корректируют авторские методические разработки с учетом профиля школы и класса. В ходе наблюдений за учебно-методической деятельностью студентов на аудиторных занятиях и педагогической практике установлено, что обнаруживается определенная корреляция между уровнем учебно-познавательной деятельности студента на аудиторных занятиях и уровнем его самостоятельной деятельности (на педагогической практике). Если учебная деятельность ограничивается лишь алгоритмическим уровнем, то велика вероятность, что и практическая деятельность в образовательном учреждении осуществляется формально. При решении учебно-методических задач студент выполняет различные виды учебных действий (ориентировочные, исполнительные, оценочно-корректирующие), в ходе которых реализуется образовательная направленность методической подготовки, предполагающая овладение содержанием изучаемой дисциплины. Однако параллельно с этим осуществляется постановка цели учебно-методической деятельности, происходит анализ состава и содержания методических умений, осмысление выполняемых действий и определение их места в общей структуре деятельности учителя географии, что способствует формированию операционально-деятельностной и мотивационно-личностной готовности обучаемых, то есть реализации профессиональной направленности методической подготовки. Применение учебно-методических задач для формирования и развития творческого мышления будущего учителя географии требует разработки методики диагностики уровня развития умений решать подобные задачи и оценивать учебно-методическую деятельность студентов. Нами было предложено четыре уровня умений решения учебно-методических задач: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.

Целенаправленное развитие у студентов опыта творческой деятельности при решении учебно-методических задач, связанных с преобразованием, прогнозированием, моделированием вариантов содержания и структуры учебного материала, выбора средств и методов обучения и т. д., определяет возможность выполнения педагогической деятельности продуктивно [10]. 

Особый вклад в формирование и развитие  творческого мышления вносит опытно-экспериментальная деятельность студентов во время педагогической практики [7]. Студенты изучают опыт учителей школ, разрабатывают и проводят уроки, экскурсии и внеклассные мероприятия с их анализом и оценкой, создают элективные и факультативные курсы. Каждый будущий учитель географии разрабатывает и исследует какую-либо методическую тему или проблему.

Наиболее важным видом научно-исследовательской работы студентов являются курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы. Они содержат в себе все основные элементы научного поиска, начиная с обоснования актуальности, постановки проблемы и задач, выдвижения и формулирования гипотезы и до построения выводов и обобщений на основе собранных и научно подтвержденных фактов. Такая деятельность будущих учителей географии носит явный творческий характер, отличается научной новизной и практической значимостью для школьного географического образования. Многие студенты оформляют результаты своих исследований в виде печатных работ, выступают с сообщениями на научных студенческих конференциях, круглых столах и т.д.

По мнению С. Д. Смирнова, одним из важных педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения развития творческого мышления, является то, что ни в коем случае нельзя подавлять инициативу студента. Будущего учителя следует поощрять за попытку проявлять инициативу и направлять на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи. Второе педагогическое требование состоит в  необходимости формирования у студентов уверенности в своих силах и творческом потенциале. Третье важнейшее требование к формированию творческого мышления – опора на совместную с преподавателем исследовательскую деятельность студентов.

Таким образом, развитие творческого мышления у будущих учителей становится важнейшей задачей современной системы педагогического образования. Исследовательская деятельность учителя, его творческий поиск, является основным средством обновления современного школьного образования.


Библиографическая ссылка

Беляева Т.К., Пухова А.Г., Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24206 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674