Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Свиридова И.А. 1 Кошко Н.Н. 1 Блинова Н.Г. 2 Фёдоров А.И. 2 Варич Л.А. 2 Шагвалиева Е.А. 3
1 ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»»
2 ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
3 МБОУ «Детский дом №1»
В статье представлены результаты изучения морфофункциональных, психофизиологических особенностей и состояния здоровья воспитанников детского дома г. Кемерово. У всех воспитанников проводилась оценка показателей физического развития, нейродинамических функций, особенностей функциональной асимметрии головного мозга, функционального состояния организма по показателям сердечного ритма с учётом медицинского анамнеза. Установлено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, характеризуются низкими показателями физического развития, снижением функциональных возможностей организма, высокой частотой перинатальных поражений центральной нервной системы, в том числе умственной отсталостью. Дети с минимальными мозговыми дисфункциями различного характера не имеют выраженных отклонений в развитии нейродинамических функций, характеризуются доминированием правого полушария, что объясняется его компенсаторным эффектом. У воспитанников, имеющих диагноз умственная отсталость, отмечается доминирование левого полушария, обусловленное ранним пренатальным поражением правого полушария.
дети
оставшиеся без попечения родителей
состояние здоровья
физическое развитие
функциональное состояние организма
психофизиологические особенности.
1. Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека: монография / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.
2. Галеев А.Р. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6-16 лет / А.Р. Галеев, Л.Н. Игишева, Э.М. Казин // Физиолгия человека. – 2002. Т. 28, №4. – С. 54-58.
3. Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома: монография / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. – Москва: Педагогика, 1990. – 264 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999. - 603с.
5. Платонова Н.М. Современное социальное сиротство в России: причины и возможности профилактики/ Н.М. Платонова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы -2003г.,N 1. стр.95-98.
6. Практикум по психофизиологической диагностике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. Э.М. Казина. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2000. – 128 с.
7. Прихожан А.М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А. М.Прихожан, Н. Н.Толстых — М.: Педагогика, 1990. — 160.
8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое со-провождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
9. Тонкова-Ямпольская Р. В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребёнка / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фрухт. - Москва. Просвещение, 1989. –192с.
10. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. - 627 с.

Тема социального сиротства широко обсуждается в средствах массовой информации на протяжении многих лет. Несмотря на сокращение детских домов, происходит постоянное пополнение их рядов вновь поступающими детьми [5]. Среди детей, поступающих в детские дома, практически нет здоровых детей. Поскольку детей с незначительными проблемами здоровья стараются быстро оформить в замещающую семью, в детских домах остаются дети с выраженными отклонениями в здоровье [9]. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем больше шансов имеет он адаптироваться к нормальным условиям жизни. Среди детей, воспитывающихся в детских домах, основной процент составляют дети из асоциальных семей, лишенных родительских прав, на втором месте отказные дети в связи с тяжелым заболеванием. Брошенные дети, дети-сироты и дети больных родителей занимают небольшую часть в детских домах.

В настоящее время резко повысился интерес к проблеме усыновления детей из детских домов. Однако, вместе с желанием усыновить или принять под опеку в свою семью ребенка у приемных родителей и будущих опекунов рождаются опасения: не выявится ли у ребенка какой-либо патологии, которая превратит его жизнь и жизнь приемных родителей в суровое испытание и имеются ли у него индивидуальные особенности развития, затрудняющие процесс воспитания и обучения.

Цель настоящей работы заключалась в изучении морфофункциональных, психофизиологических особенностей и состояния здоровья детей, воспитывающихся в детском доме.

Комплексное психофизиологическое обследование воспитанников детских домов г. Кемерово проводилось в октябре 2015 году. В обследовании приняли участие дети в возрасте 6-10 лет обоего пола в количестве 64 человек.

Антропометрические измерения детей осуществлялись по унифицированным методикам [6]. Измерялись показатели: длина тела в см, масса тела в кг, окружность грудной клетки в см. Индивидуальная оценка гармоничности физического развития проводилась путём сопоставления индивидуальных измерений длины, массы тела и окружности грудной клетки с возрастно-половыми региональными центильными таблицами [6].

Исследование психофизиологических показателей проводилось по средствам автоматизированного комплекса «PFK» и включало измерение скорости простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР, мс). Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и регуляторных систем организма проводилась по показателям вариабельности сердечного ритма в покое и при выполнении ортостатической пробы по методике Р. М. Баевского (1984) с использованием автоматизированной кардиоритмографической программы [2].

Оценка особенностей функциональной асимметрии мозга (ФАМ) проводилась по методике Н.Н. Брагиной, Т.А. Доброхотовой с использованием тестов по моторной (двигательной) и сенсорной асимметриям [1].

Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью программы «Statistica 6.0» с использованием методик описательной статистики.

Оценка социального статуса воспитанников детских домов г. Кемерово выявила высокий процент детей, чьи родители лишены родительских прав (50%). Дети – сироты и помещенные временно по заявлению одного из родителей составили 25%.

Анализ заболеваемости детей показал, что у большинства обследуемых в анамнезе отмечается наличие минимальных мозговых дисфункций (ММД) – 73,5% (II и III группы здоровья), у 25% - разная степень умственной отсталости (IV и V группы здоровья), и только 1,5% воспитанников были практически здоровы (I группа здоровья).

Особенности физического развития воспитанников детских домов заключаются в высокой частоте встречаемости детей, имеющих дисгармоничное физическое развитие - 18,3% и замедленные темпы роста - 37,3% (рис.1). Наиболее частыми отклонениями физического развития у воспитанников домов ребенка являются низкий рост, дефицит массы тела и их сочетание.

Рис. 1. Процентное распределение обследуемых детей по показателям физического развития

Анализ показателей сердечного ритма выявил достоверно высокий процент воспитанников с неудовлетворительным функциональным состоянием организма (ФСО) среди детей, имеющих разную степень слабоумия (50%), по сравнению с детьми двух других групп. Так, практически здоровые дети отличаются оптимальным ФСО - 100%, а для воспитанников, имеющих диагноз ММД, характерно процентное распределение являющееся нормальным для среднестатистической группы детей (рис.2).

Рис. 2. Процентное распределение обследуемых детей по функциональному состоянию организма с учетом основного диагноза

Примечание: 1 группа – практически здоровые дети, 2 группа – дети с диагнозом ММД, 3 группа – дети с разной степенью слабоумия.

Процентное распределение воспитанников по типу вегетативной регуляции сердечной деятельности свидетельствует о преобладании среди детей с разной степенью слабоумия представителей с симпатикотонией (рис.3).

Рис. 3. Процентное распределение обследуемых детей по типу вегетативной регуляции сердечного ритма с учетом основного диагноза

Примечание: 1 группа – практически здоровые дети, 2 группа – дети с диагнозом ММД, 3 группа – дети с разной степенью слабоумия.

Сопоставление результатов оценки ФСО и особенностей вегетативной регуляции сердечной деятельности детей с разной степенью слабоумия позволяет говорить о значительном снижении функциональных резервов организма, обусловленном дискоординацией деятельности основных регуляторных систем.

Оценка функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) по показателю ПЗМР позволила выявить высокий процент детей с низким уровнем изучаемого показателя (64%), средний уровень имели 28,6% обследуемых и высокий уровень – 7,4%. Высокий процент детей с низким и средним уровнем ПЗМР объясняется распространенностью диагноза - перинатальное поражение ЦНС (рис.4).

Рис. 4. Процентное распределение обследуемых детей по группам уровню ПЗМР с учетом основного диагноза

Примечание: 1 группа – практически здоровые дети, 2 группа – дети с диагнозом ММД, 3 группа – дети с разной степенью слабоумия.

Перинатальные поражения ЦНС – это повреждения головного мозга, возникающие с 28–ой недели беременности и до 8-ого дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. В постнатальном периоде развития ребенка большое значение имеют социально-педагогические условия, которые могут усугублять или нивелировать проявления ПЭП. Поскольку период раннего развития большинства детей, попавших в детский дом из асоциальных семей, характеризуется негативными социально-педагогическими условиями, у них наблюдается проявление и усугубление перинатальных поражений ЦНС (ММД).

По мнению ряда авторов в данных учреждения оказывается, сосредоточен весьма специфический контингент детей. У детей, живущих в детских домах и интернатах, наблюдается не просто отставание в развитии, а формирование некоторых принципиально иных психических механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях [4,3,7,10]. Ряд исследователей считают, что самыми драматическим последствием социального сиротства - это прямой вред здоровью как физическому, так и психическому [9, 10].

Изучение особенностей функциональной асимметрии мозга показало, что у детей, имеющих диагноз умственная отсталость, отмечается доминирование левого полушария, тогда как у остальных воспитанников, имеющих ММД, ведущим является правое полушарие головного мозга. Доминирование правого полушария мозга у детей с ММД можно объяснить компенсаторным эффектом. Мозговые дисфункции возникают в результате локальных повреждений головного мозга при патологии беременности и родов. Их развитие возможно при пора­жениях различных мозговых зон, так как высшие психи­ческие функции обеспечиваются одновременной совме­стной работой многих областей головного мозга. В случае ранних очаговых поражений мозга специ­фические функции, благодаря высокой пластичности мозговых механизмов, могут компенсироваться.

Обследования детей в детских домах показали, что среди сирот почти нет практически здоровых детей. Нарушение их физического и психического развития часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности, неблагополучными условиями жизни в бывшей семье [5]. Таким образом, воспитанники детских домов, прошедшие комплексное психофизиологическое обследование, характеризуются низкими показателями физического развития, снижением функциональных возможностей организма, высокой частотой перинатальных поражений ЦНС, в том числе умственной отсталостью.

Рецензенты:

Казин Э.М., д.б.н., профессор, профессор кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности КемГУ, г. Кемерово;

Игишева Л.Н., д.м.н., профессор кафедры педиатрии и неонатологии КемГМА, г. Кемерово.


Библиографическая ссылка

Свиридова И.А., Кошко Н.Н., Блинова Н.Г., Фёдоров А.И., Варич Л.А., Шагвалиева Е.А. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24024 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674