Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ ЛИНГВО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ

Шабалкина С.Е. 1
1 ЧОУ ВО «Международный институт рынка»
В данной статье представлен краткийанализ динамики показателей формирования социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде. Рассматриваются два компонента формирования социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде: 1. коммуникативно-деятельностной, 2. процессуально-технологический. и представлена характеристика лингво-коммуникативной среды. Когнитивным показателем развития первого компонента являются коммуникативные и личностные достижения подростков в освоении организованных педагогами практик позитивного взаимодействия на иностранном языке. Праксиологическим показателем развития второго компонента являются личностные достижения подростков в умениях действовать, взаимодействовать выполняя субъектные роли с использованием знания иностранного языка. На основе самооценки подростками реализации своего «Я» была установлена динамика формирования рефлексивного показателя.
показатели.
формирование
лингво-коммуникативная среда
социальные компетенции
1.Дроздова О.Е. Роль иностранных языков в формировании опыта лингвистической активности школьников // Иностр. языки в школе. - 2011. - №2. – С. 21 – 27.
2.Молчкова Л.В., Шевырина Н.А. О направлении интеграции в преподавании стилистик русского и английского языков. // Вестник Международного института рынка. – 2015. - №1. – С. 205-212.
\3.Молчкова Л.В. Интеграция циклов дисциплин: профессиональная направленность преподавания при подготовке переводчиков // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова. -2007. - № 1. – Нижний Новгород. - С. 287 – 296.
4. Стуколова Л.З., Карпова Т.П. Личностно-профессиональное развитие будущих менеджеров-бакалавров как ценностная основа формирования профессиональных компетенций // Экономика и политика. - №1 (2). – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова, 2014. –С. 120-123.
5.Тихомирова Е.И. Солнечное ожерелье: Учебно-методическое пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, руководителей детских и молодежных объединений.- Самара: Изд-во СГПУ, 2008. - 188 с.
6.Шабалкина С.Е. Практика формирования социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде // Фундаментальные исследования. -2014. –№12-2. – Пенза: Академия Естествознания, 2014. – С. 388 – 391.
7.Щукина Г.О. Формирование переводческого портфолио студентов в рамках семинарских занятий по теории перевода // Вестник Международного института рынка. – 2015. - №1. – С. 222-228.
Анализ динамики показателей формирования социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде включал в себя анализ представлений подростков о ценностной сущности и социальной значимости изучения иностранного языка в школе и осуществлялся на всех этапах исследования. Мы определили в результате пилотного опроса подростков, что содержание представлений подростков о ценностной сущности и социальной значимости изучения в школе иностранного языка это: 1) возможность взаимодействовать на иностранном языке в социуме; 2) современная необходимость изучения иностранного языка; 3)реализация своего «Я» как развивающегося социального субъекта.

Цель исследования. Полученные данные показали, что подростки экспериментальных и контрольных групп определяют ценностную сущность и социальную значимость изучения иностранного языка в школе как средство, актуализирующее социальную потребность и возможность реализации своего «Я» во взаимодействии с другими людьми используя знания иностранного языка, необходимые современному человеку.

В исследовании мы определяем лингво-коммуникативную среду как особым образом организованное в пространстве и времени, на уроке и вне урока, межличностное взаимодействие, обеспечивающее развитие у подростков умений проявлять свое «Я» - когнитивное, «Я» - коммуникативное, «Я» - праксиологическое как успешно познающих, позитивно взаимодействующих и активно действующих субъектов социума [6].

Особое  внимание уделяем тому факту, что социальные компетенции подростков в школе формируются и проявляются в процессе освоения информации (результат освоения – знания), приобретения опыта и развития умений применять накопленные знания (результат – компетенции), инициировать социальное взаимодействие на основе знаний и опыта (результат – социальные компетенции) [6].

Материал и методы исследования. Формирующий этап эксперимента был основан на системном внедрении в практику деятельности подростков модели и программы формирования социальных компетенций подростков (ФСКП) в школьной лингво-коммуникативной среде путем актуализации социально ориентированной потребности и реализации интегрированной способности подростков проявлять себя активным субъектом социума, в частности, в процессе реализации программы «Я расту…» [5]. В программе «Я расту…» выделено когнитивное направление ФСКП (познание, уточнение понятий, развитие представлений, которое предполагает актуализацию когнитивного «Я» подростков на основе развития потребности и реализации способности осуществлять успешное познание, путем активизации их познавательной деятельности). Актуализация «Я» - когнитивного подростков проявлялась в приобретении ими знаний, представлений о сущности базовых понятий, в активном познании своего «Я» и социума.

На основе результатов констатирующего эксперимента сделан вывод о необходимости развития коммуникативно-деятельностного компонента ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде, формирующего умения подростков осуществлять позитивное межличностное взаимодействие. Показателем развития этого компонента являются коммуникативные и личностные достижения  подростков в освоении организованных педагогами практик позитивного взаимодействия с использованием знания иностранного языка. Для диагностики этого показателя мы использовали модифицированные методики «Напиши свой портрет», «Стиль общения» для определения коммуникативных способностей, ценностных ориентаций подростков, способствующих формированию потребности реализовать себя в социуме, чувствовать, осознавать и реализовывать потребность осуществлять позитивное межличностное взаимодействие с применением знания иностранного языка.

Проведенный анализ результатов опроса показал, что подростки способны понять сущность своего развития на основе приобретенного ими опыта позитивного взаимодействия, а также и своего личностного развития в нем. По мнению подростков экспериментальных и контрольных групп, в процессе позитивного взаимодействия, которое является средством формирования социальных компетенций в лингво-коммуникативной среде, в первую очередь  развиваются следующие качества личности: понимание смысла выполняемой деятельности, активность, трудолюбие, инициатива, общительность, самообладание, умение самостоятельно принимать решения, ответственность, организаторские умения. Наглядно соотношение мнений подростков экспериментальных и контрольных групп от общего числа опрошенных после формирующего эксперимента, в процентном выражении представлено в диаграммах 1, 2. Различие во мнениях подростков обеих групп составляет: понимание смысла выполняемой деятельности – 10,2%, активность – 33,6%, трудолюбие – 33,6%, инициатива – 12,1%, общительность – 10,4%, самообладание – 14,7%, умение самостоятельно принимать решения – 15,2%, ответственность – 25,1%, организаторские умения – 10%.

Это логичный результат, так как процесс успешного познания ценностной сущности и социальной значимости изучения иностранного языка  подростками экспериментальных групп совершается в определенных временных и пространственных рамках. В качестве пространственно – временного ограничения выступает особым образом организованная педагогами лингво-коммуникативная среда в школе, которая является для подростков «центром социума, в котором он живет, действует в очень важный период своей жизни – взросления и самоопределения» (А.В.Кирьякова) [1].

Диаграмма 1

Мнения подростков экспериментальных групп о качествах личности, развиваемых в процессе позитивного взаимодействия в школьной лингво-коммуникативной среде

Диаграмма 2

Мнения подростков контрольных групп о качествах личности, развиваемых в процессе позитивного взаимодействия в школьной лингво-коммуникативной среде

На основе результатов констатирующего эксперимента сделан вывод о необходимости развития процессуально-технологического компонента ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде, формирующего умения подростков приобретать опыт выполнения индивидуальных ролей в активной, креативной социально ориентированной деятельности. Показателем развития этого компонента являются личностные достижения  подростков в умениях действовать, содействовать, взаимодействовать, сочувствовать, сопереживать другим людям, выполняя субъектные роли с использованием знания иностранного языка. Следовательно, нами была установлена динамика формирования праксиологического показателя социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде.

Действенно-практическое направление самореализации подростков как социальных субъектов в процессе ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде актуализирует подростков на реализацию своего «Я» - праксиологического в активной социально ориентированной деятельности путем освоения лингво-коммуникативных практик успешного познания, позитивного межличностного взаимодействия и приобретения опыта выбора и выполнения индивидуальных ролей: инициатора деятельности, проектов, акций, презентаций, соревнований, новых идей, предложений; организатора деятельности, взаимодействия, общения, способного объединять подростков на достижение цели; креативного исполнителя, реализующего цели, продуктивно корректирующего получаемые задания, улучшающего их исполнение;  рефлексирующего зрителя, воспринимающего, оценивающего, активно выражающего, эмоционально проявляющего свое отношение к происходящему (В.Г. Асафов, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Е.И. Тихомирова, Л.И. Уманский).

Подростки осваивали роли во время различных мероприятий: акций, конкурсов, смотров, а также в процессе регулярно организуемой в школе познавательной, культурно-массовой, спортивной, благотворительной, творческой деятельности в лингво-коммуникативной среде. В активной социально ориентированной деятельности подростки приобретали опыт, осознавали ценности традиций воспитания в школе (содружество, сообщество, сотрудничество), учились презентовать себя родителям, социальным партнерам, младшим школьникам, сверстникам, старшеклассникам во время внеурочной деятельности на иностранном языке: неделя иностранного языка в школе, конкурсы на лучший журнал, стенгазету, рисунок, перевод, исполнение песни; самопрезентация «Мои достижения»; посвящение; смотр социально ориентированных проектов и др.

На этапе формирующего эксперимента все подростки экспериментальных групп были включены в познавательную, творческую, игровую, социально ориентированную деятельность, поэтому факт участия был у всех подростков, а степень участия, отношение к выполняемой деятельности были разные. Динамика праксиологического показателя ФСКП в школе в лингво-коммуникативной среде, полученная на основе результатов наблюдения и тестирования подростков экспериментальных и контрольных групп в процессе освоения ими индивидуальных ролей в активной социально ориентированной деятельности представлена в таблице 1.

В начале опытно-экспериментальной работы были подростки, проявляющие себя  как инициаторы деятельности, которые сами активно предлагали новые формы деятельности,

Таблица 1

Динамика праксиологического показателя формирования

социальных компетенций  подростков в экспериментальных группах

 

Осваиваемые индивидуальные роли в активной социально ориентированной деятельности

Экспериментальные группы / контрольные группы (% от общего числа)

Подростки 6-х классов

Подростки 7-х классов

Подростки 8-х классов

Начало экспер.

Конец экспер.

Начало экспер.

Конец экспер.

Начало экспер.

Конец экспер.

Автор идеи, инициатор деятельности

27,3 /12,9

92,9/ 55,9

17,9/ 12,8

89,8/55,6

22,8/13,2

88,3/57,3

Организатор деятельности, руководитель

26,3 /12,9

82,2/62,9

17,4/12,8

85,9/32,8

25,6/13,2

88,3/46,3

Креативный

исполнитель деятельности, практик

32,8/17,6

97,7 / 72,4

33,1/22,2

94,9/63,3

33,3/21,9

97,2/61,3

Рефлексирующий зритель, аналитик

55,5/47,1

52,8 / 44,1

58,5/52,8

56,2/47,2

48,3/37,5

47,1/36,1

Значение t - критерия Стьюдента при крит. значениях в пределах 2.45 -  3.71

 

3.8/ 3,6

 

3.8/2,1

 

3.8/3,6

проекты (27,3%  - подростки 6-го класса, 17,9% – 7-го класса, 22,8% – 8-го класса); как организаторы деятельности, которые умело организовывали деятельность младших и сверстников, реализуя предложения и проекты инициаторов (26,3% - подростки 6-го класса, 17,4% – 7-го класса, 25,6% – 8-го класса);как творческие, инициативные исполнители, обеспечивающие процесс выполнения деятельности и ее результат (32,8% - подростки 6-го класса, 33,1% – 7-го класса, 33,3% – 8-го класса). Были и подростки – зрители (55,5% - подростки 6-го класса, 58,5% – 7-го класса, 48,3% – 8-го класса), которые исправно выполняли роли наблюдающих за действиями других, выражали свое одобрение или относились индифферентно к процессу деятельности, т.е. осуществляли рефлексию [6].  Следует отметить, что часть подростков проявляла себя одновременно во всех ролях: автор идеи, организатор, руководитель и креативный исполнитель деятельности. Были подростки, генерирующие идеи, но не участвовавшие в общественных мероприятиях, но с удовольствием выполняли монопроекты. Это объясняется индивидуальными личностными особенностями каждого подростка (экстраверты, интроверты), что мы и учитывали при организации каждого задания.

По результатам формирующего эксперимента количество подростков, проявляющих умения инициировать, организовывать, руководить, исполнять деятельность в процессе изучения иностранного языка в экспериментальных группах  увеличилось почти на 60% в каждом классе. В контрольных группах число подростков, проявляющих себя и как инициаторы, и как организаторы, и как творческие исполнители было в среднем 13%. К концу эксперимента число таких подростков возросло почти на 40%.

Для нашего исследования важно было создать мотивацию подростков на участие в разных видах деятельности, которая обеспечивает формирование социальных компетенций, в частности, в активной социально ориентированной деятельности – на благо других людей, в которой реализуется возрастная потребность подростков проявить себя в социально значимых делах (Б.З. Вульфов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик). Этот факт объясняется тем, что активная социально ориентированная деятельность, основанная на традициях российского социума – помогать, поддерживать, взаимодействовать, обеспечивает освоение подростками практик и  приобретение подростками опыта социально ориентированной деятельности уже в школе[2;3;4;5].

Результатыисследования и их обсуждение. Включение подростков в активную социально ориентированную деятельность на основе реализации модели ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде позволило достичь желаемой тенденции в формировании социальных компетенций подростков: развитие познавательной активности и самостоятельности; увеличение инициативных предложений; стремление  практиковаться и приобретать опыт освоения разнообразных ролей; ориентация на позиционирование своих достижений на основе адекватной самооценки, познания, рефлексии.

Результатом целенаправленной активной социально ориентированной деятельности подростков в школе на благо младших школьников, сверстников, старших школьников  явились победы подростков в конкурсах, инициирование проектов на соревнованиях, реализация проекта «Сюрприз на память!» для младших школьников, «Дебаты» - для сверстников, «Театрализованное ШОУ» - для всех учеников школы и др.

Заключение. Нами была установлена динамика формирования рефлексивного показателя социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде на основе самооценки подростками реализации своего «Я» в процессе выполнения индивидуальных ролей в активной социально ориентированной деятельности, участвовавших в формирующем эксперименте. Подростки экспериментальных групп проявили умения достигать и анализировать свои результаты успешного познания, позитивного межличностного взаимодействия, активной социально ориентированной деятельности по следующим параметрам: 1 - реализация своего «Я» в активной социально ориентированной деятельности; 2 – приобретение опыта освоения подростками индивидуальных ролей в активной социально ориентированной деятельности; 3 – готовность подростков к инновационной социально ориентированной деятельности; 4 – развитие коммуникативных умений подростков; 5 – готовность подростков к самостоятельной организации.

Рецензенты:

Водоватова Т.Е., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой германских языков.Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный институт рынка»,    г. Самара;

Стуколова Л.З., д.п.н., профессор кафедры социального управления и организации работы с молодежью. Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный институт рынка», г. Самара.


Библиографическая ссылка

Шабалкина С.Е. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ ЛИНГВО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23963 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674