Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Ягафарова Г.А. 1 Иванов А.Н. 1 Шагарова Г.М. 1 Уткина И.Ю. 1 Хамзин И.Р. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО УГНТУ
Проведён теоретический анализ сущности социально-нравственного развития личности студента; определены роль и место педагогического моделирования в социально-нравственном развитии студентов в вузе. Исследование сущности социально – нравственного развития и его структурообразующих компонентов позволили теоретически обосновать возможность повышения значимости положения социально-нравственного развития в учебно-воспитательном процессе вуза. В процессе исследования социально-нравственного развития студентов вуза была разработана модель формирования социально - нравственного развития студентов и система организации внеаудиторной работы в вузе, что способствовало формированию позитивных социально-нравственных ориентаций у студентов в учебно-воспитательном процессе и позволило определить значительную роль и важное место социально-нравственной ориентации в профессиональной подготовке студентов. Реализация модели социально-нравственного развития студентов в образовательном пространстве вуза предусматривается в качестве подсистемы в целостной системе образования студентов в вузе. Педагогический эксперимент доказал эффективность педагогических условий социально-нравственного развития студентов вуза, благодаря которым было достигнуто гармоничное единство социальных и нравственных установок студентов.
ценность и уровни усвоения ценностей
установка
моральный выбор
направленность и основные типы направленности личности
черты (качества) личности
1. Головнева Е.В. Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – 49 с.
2. Ягафарова Г.А. Деловая культура и психология общения: Учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ. 2008. – 95 с.
3. Ягафарова Г.А., Григорьев Е.С., Самков Ю.О., Иванов А.Н. Толерантность и межкультурная коммуникация как факторы развития патриотизма в студенческой среде // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: www.science-education.ru/128-22684
4. Ягафарова Г.А., Мунасыпов А.М. Проблема человеческой сущности: культурологический подход: Монография. - Наука и эпоха: монография /под общей ред. проф. О.И.Кирикова. - Книга 1. - Воронеж: ВГПУ, 2010. – С.120-130.
5. Ягафарова Г.А. Педагогическое моделирование социально-нравственного развития студентов в вузе: Автореф. …канд.пед.наук / Волжская инженерно – педагогическая академия – Н.Новгород, 2005. – 24 с.
6. Ягафарова Г.А. Проблема общекультурной подготовки студентов в техническом вузе / Г.А. Ягафарова, Г.Б. Аскарова, Г.И. Нуруллина // Актуальные проблемы химической технологии и подготовки кадров: материалы всероссийской научно – практической конференции. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2006. – С. 101-103
Глубокие преобразования, произошедшие в нашей стране в конце ХХ - начале ХХI веков существенно изменили социокультурную ситуацию в российском обществе, вызвали к жизни многообразные, как позитивные, так и негативные тенденции, что отразилось на гражданской позиции современного человека, потребностях и ценностных предпочтениях, выступающих регулятивами его жизнедеятельности в социуме [5, с.3].

Сложность современной ситуации состоит в том, что человек встал перед необходимостью разрешения социально-нравственного кризиса, который затрагивает не только общество в целом, но и каждого отдельного человека. Современное общество справедливо обеспокоено состоянием  нравственной сферы личности, определяющей ее отношения, поступки, потребности и, в конечном итоге, социальные последствия ее деятельности.  При этом закономерно, что особое внимание обращается на образовательные институты как пространство социально-нравственного становления  подрастающего поколения. В связи с этим возрастает роль образовательных институтов в социально-нравственном становлении личности и особенно - образовательного пространства вузов, что обусловлено социально-психологическими особенностями личности студента:  период студенчества   характеризуется стремлением молодого человека к самоактуализации, самоопределению в межличностных и социальных отношениях, самоутверждению в  будущей  профессии, студенческой среде и жизни в целом. В то же время, переходя от общего (школьного) к профессиональному высшему (вузовскому) образованию, молодой человек одновременно попадает в ситуацию, где ему предъявляются новые, более сложные социально-нравственные требования, актуализирующие такие качества его личности, как гражданская ответственность, социальная активность, способность к нравственному выбору и т.п. В образовательном пространстве вуза происходит освоение социальных отношений, включение молодого человека в различные виды социально-культурной деятельности (познавательную, коммуникативную, трудовую, досуговую, социально-гражданского значения и др.), в которых реализуются, корректируются и развиваются его индивидуальные нравственные установки.

Таким образом, образовательное пространство вуза располагает потенциалом позитивного влияния на социально-нравственное  развитие личности молодого человека.  В то же время, проделанный в процессе изучения проблемы анализ научных источников показал, что социально-нравственное развитие студентов в условиях целенаправленного педагогического моделирования этого процесса в вузе не являлось предметом специального педагогического исследования. А научно обоснованное педагогическое моделирование социально-нравственного развития личности студентов в вузе до настоящего времени не получило широкого распространения.

Для научной разработки вопроса о педагогическом моделировании социально-нравственного становления личности студентов сложился теоретический базис, изучение которого свидетельствует, что данная проблема сложна и многоаспектна, а ее изучение имеет свою историю и традиции в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике образования.

Изучение философского и социологического аспектов позволяет констатировать, что проблема социально-нравственного становления личности рассматривается в контексте аксиологического подхода. В результате теоретической и практической разработки гуманистической концепции образования получила педагогическое осмысление сущность общечеловеческих ценностей и  возможности их реализации в педагогическом процессе воспитания личности. Среди философов и социологов Башкортостана проблема ценностей разрабатывалась в трудах Н.А. Аитова, М.М. Утяшева, Ф.Б. Садыкова, Д.Ж. Валеева, М.М. Орешникова.

Названный подход нашел применение и в социально-педагогических исследованиях, связанных с изучением ценностных ориентаций молодежи, в том числе - формирующихся в процессе профессионального образования. Изучение научных источников и образовательной практики вуза позволяет констатировать наличие противоречий, главными из которых являются противоречия между:

- потребностью современной системы высшего образования в целостной институциональной модели социально-нравственного  развития личности современного молодого человека и недостаточной разработанностью  адекватных новому времени научно-педагогических основ ее построения;

-  наличием  в образовательном пространстве вуза потенциала   позитивного влияния на социально-нравственное развитие личности студентов и недостаточной разработанностью механизмов педагогического  моделирования этого процесса.  

Необходимость разрешения названных противоречий позволяет констатировать актуальность проблемы педагогического моделирования социально-нравственного становления личности студентов.

Указанные противоречия обусловили определение проблемы исследования: какова модель образовательного пространства вуза, эффективно способствующего социально-нравственному развитию личности студентов.

Цель исследования: разработать научно обоснованную педагогическую модель, способствующую социально-нравственному развитию студентов в вузе.

Объект исследования: высшее учебное заведение как пространство социально-нравственного развития личности студентов.

Предмет исследования: социально-нравственное  развитие личности студентов в условиях целенаправленного педагогического моделирования этого процесса в вузе.

В соответствии с целью  исследования определены его задачи: выявить сущность социально-нравственного  развития личности и описать его структурные компоненты; проанализировать теоретические основы педагогического моделирования   с целью содействия социально-нравственному развитию студентов; выявить педагогические закономерности социально-нравственного  развития  личности студентов в вузе; разработать педагогическое обеспечение модели социально-нравственного  развития студентов в вузе; опытно-экспериментальным путем апробировать разработанную педагогическую модель в  целостной учебно-воспитательной системе вуза.

Методологические основы исследования составили: положения системного подхода к анализу педагогических явлений и разработке педагогических объектов;  философские концепции образования и культуры (аксиологическая, антропологическая, культурологическая); теоретические и практические аспекты педагогического проектирования и моделирования; гуманитарная и смысловая парадигмы образования; совокупность диалектических методов (целостности, всеобщей связи и взаимозависимости и т.д.); философское учение об интегральной природе человека и деятельности как основе его социального развития, гуманистическая парадигма образования.

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов теоретического, эмпирического и опытно - экспериментального исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, комплексная диагностика с использованием анкетирования, интервьюирования, тестирования, ранжирования; педагогический естественный эксперимент. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированы принципы педагогического моделирования социально-нравственного  развития   студентов в вузе; уточнены базовые понятия и основные категории социально-нравственного развития студентов: «ценность» и «уровни усвоения ценностей», «социально-нравственная установка», «моральный выбор», «направленность» и основные типы направленности личности, «черты» (как социально-нравственные качества личности), «духовно-нравственный потенциал личности».

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализована разработанная и внедренная автором исследования система внеаудиторной работы вуза по социально-нравственному развитию студентов, функционирующая в настоящее время в филиале Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке. Разработан диагностический комплекс по изучению уровней развития социально-нравственной ориентации студентов вуза и методика исследования направленности личности при помощи тестовых заданий. Внедрено в практику разработанное в процессе исследования педагогическое обеспечение социально-нравственного развития студентов в  высшем учебном заведении; представлено описание опыта социально-нравственного развития студентов  во внеаудиторной работе вуза.

Составлены и внедрены в практику широко адресованные методические рекомендации «Программа внеаудиторной деятельности со студентами технических вузов», доказавшие свою результативность в практике работы вуза.

 Достоверность и обоснованность основных положений и результатов исследования обеспечивается опорой на  фундаментальные теоретические положения философии, психологии, педагогики; положения и выводы ведущих исследователей в области проблем социально-нравственного развития человека; совокупностью методов, адекватных задачам исследования; опытно - экспериментальной проверкой гипотезы.

В настоящее время целью воспитания должно стать формирование человека нового типа: способного свободно ориентироваться в новых социально - экономических условиях, умеющего жить и действовать в соответствии с нормами общечеловеческой морали - трудолюбивого, отзывчивого, предприимчивого, порядочного, честного, эрудированного и мн. др. Реализации этой цели способствует во многом социально- нравственная ориентация, одним из обязательных условий ее успешного осуществления является своевременная и регулярная педагогическая диагностика ориентаций студентов. Это позволит выявить пробелы в воспитании и обеспечить осуществление внутренней и внешней коррекции социальных и нравственных ориентиров студентов [6].

Следует отметить тот факт, что в социальной педагогике и психологии проблема ценностных ориентаций традиционно рассматривается в двух смысловых значениях:

1.          Как совокупность оценок индивидом окружающей его действительности с последующей ориентацией в ней;

2.         Как способ дифференциации объектов индивидом по степени их значимости.

Формирование ценностных ориентаций осуществляется в процессе социализации человека и закономерно проявляется в мировоззрении личности через её цели, идеалы, убеждения и интересы. Соответственно, система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, выражая сущностное основание её отношений к действительности [2, с.22].

Обращаясь к анализу сущности ценностных ориентаций, заметим, что категориальное ядро данного феномена составляет понятие  "ценность".

В силу родственности (но не идентичности) явлений «социально- нравственная ориентация» и «ценностные ориентации», всё вышеприведённое во многом характеризует и сущность интересующего нас явления. Однако мы рассматриваем вопрос ориентации в более узком разрезе - в аспекте социальных и нравственных ориентаций студентов, где под социальными понимаются ориентации, непосредственно вызванные к жизни развитием социальной действительности и определяющие формирование таких личностных качеств, которые бы способствовали адаптации личности в современном обществе. Под нравственными же ориентирами понимается установка на конкретные моральные качества общечеловеческого характера типа милосердия, доброты, верности, порядочности и др. В то время как ценностные ориентации представляют собой сложное единство идеологических, политических, моральных, эстетических, правовых, научных, философских и прочих установок и устремлений личности.

Принципы гуманизации и демократизации образования тесно связаны между собой. Гуманизм как в социальной политике, так и в образовании следует понимать, как признание самоценности каждого отдельно взятого человека через обеспечение его свободы. Важнейшей чертой свободы является креативность, право на творчество. Наиболее точное выражение свободы в образовании достигается в свободе выбора и возможности творческой деятельности. Суть человеческой деятельности состоит в преобразовании действительности, в активном воздействии человека на предметный мир. Деятельность - это основная форма проявления активности человека, его социального назначения. Важно отметить, что в деятельности происходит не только освоение предметного мира человеком, но и вырабатывается отношение к нему, к своему месту в этом мире, к обществу, к людям, что содействует социальному и нравственному становлению его самого.

Гуманитаризация современного технического образования требует высокого уровня развития у современного преподавателя таких профессионально- личностных качеств, как справедливость; способность к эмпатийному общению; гуманистическая направленность; общительность, потребность в общении с воспитанниками; умение влиять своими личностными качествами на личность других людей [3]. Таковы, на наш взгляд, основные профессионально-личностные качества педагога, которыми он должен обладать сегодня, в период преобразования и обновления всех сторон общественной жизни. Обязательным условием успешности этого процесса становится непосредственное участие каждого субъекта образовательного процесса в воспитательной работе [4]. Мы считаем, что важным условием гуманитаризации образования в высшей школе и способом формирования социально - нравственной ориентации, является внеаудиторная работа со студентами. При этом мы ориентируемся на методические приемы оптимизации процесса формирования личности студента в системе высшего профессионального образования, предложенные Е.В. Головневой, одним из которых является «целевое обращение к общечеловеческим и национальным духовно-нравственным ценностям на учебных и внеаудиторных занятиях» [1, с. 30].

В ходе исследования отмечены особенности, характеризующие студентов технического вуза, а также присущие им характерные черты юношеского возраста. Дана характеристика внеаудиторной деятельности, определены ее виды и формы, выделены особенности внеаудиторной деятельности. Мы определили внеаудиторную деятельность как организационные и целенаправленные разнообразные виды и формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. Основная задача при активном включении студентов в разнообразные виды внеаудиторной работы состояла в приобретении новых качеств личности, как ответственность, самодисциплина, креативность и т.п, и в совершенствовании уже имеющихся, в формировании высоких духовных интересов и увлечений студентов, которые в конечном итоге способствовали формированию социально - нравственной ориентации; в вооружении их знаниями, а также в приобретении соответствующих умений и навыков, и перенос знаний, умений, навыков в практическую деятельность.

Разработанные и внедренные модель социально-нравственного развития студентов вуза и система организации внеаудиторной деятельности вуза, во-первых, наполнили новым содержанием внеаудиторную работу вуза, во-вторых, активизировали деятельность центров студенческого самоуправления, в-третьих, позволили создать систему внеаудиторной работы, основные направления которой обеспечивают процесс формирования положительных социально-нравственных ориентаций личности.

Результаты  опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили необходимость и эффективность  педагогического моделирования социально-нравственного развития студентов, так как посредством  реализации разработанных моделей была достигнута существенная коррекция социально-нравственных ориентаций студентов.

Таким образом, в современном отечественном образовании отражаются противоречивые тенденции социокультурной ситуации в России. С одной стороны, культивирование экономического индивидуализма, нестабильность разделяет людей, подрывает нравственные основы их взаимоотношений, ведет к эгоистичному служению личному интересу. С другой стороны, серьезные прогрессивные изменения всей государственной жизни требуют переосмысления концептуальных оснований жизни человека и самого общества, признания самоценности человека, его свободы, способности к творчеству, новых смыслов и ценностей. В связи с этим возрастает роль образовательных институтов в социально-нравственном развитии личности и особенно образовательного пространства вузов.

Рецензенты:

Головнева Е.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;

Фатыхова А.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.                                                                                                      


Библиографическая ссылка

Ягафарова Г.А., Иванов А.Н., Шагарова Г.М., Уткина И.Ю., Хамзин И.Р. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23956 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674