Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Евтушенко Е.А. 1 Артемова Е.Э. 1 Евтушенко И.В. 1 Тишина Л.А. 1
1 Московский Государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Оптимизация и совершенствование системы профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» является ведущей проблемой современного специального образования. Несмотря на сравнительно малую изученность проблемы профессиональной подготовки, обучению различным видам трудовых функций, трудовых действий в профессии будущих дефектологов в отечественной науке, практическая потребность в получении научных данных, в разработке и определении путей решения данной проблемы исключительно велика. Модернизация профессиональной подготовки в системе высшего образования не осуществима без расширения и совершенствования подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных педагогических кадров. Ориентированность современной системы высшего дефектологического образования на подготовку выпускников к профессиональной мобильности, направлена на расширение возможностей их трудоустройства, для обеспечения широкого диапазона деятельности в условиях работы разнопрофильных организаций. Разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования основная образовательная программа по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», ориентирована на обновление, углубление и расширение теоретико-методологических знаний, трудовых умений и навыков в области коррекционно-педагогической деятельности у бакалавров, а также на повышение их компетенций для решения практических задач, реализуемых учителями-дефектологами в профессиональной деятельности с глухими, слепыми обучающимися, с детьми с ментальными нарушениями или с нарушениями речи. В статье представлено обоснование модели профессиональной подготовки учителя-дефектолога.
модернизация высшего образования
учитель-дефектолог
специальное (дефектологическое) образование
профессиональная подготовка
модель
1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-22994 (дата обращения: 19.11.2015).
2. Артемова Е.Э., Тишина Л.А., Глухоедова О.С., Адильжанова М.А. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми//Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2013. №3. – С.33-38.
3. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов//Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 26-27 июня 2014 г. / Под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С.136-147.
4. Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода//Социально-гуманитарные знания. – 2012. №2. – С. 145-151.
5. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910 (дата обращения: 29.07.2015).
6. Марголис А.А., Рубцов В.В. О стратегии и направлениях модернизации педагогического образования в России: анализ международного опыта подготовки учителя для новой школы//Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». – М., 2010. - С.49.
7. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23294 (дата обращения: 30.11.2015).

Современные условия модернизации педагогического образования в Российской Федерации характеризуются стремительным обновлением существующего содержания, методик обучения и попытками стандартизации образовательного процесса [1, 2, 3, 4]. Очевидна недостаточность обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки педагога при использовании одного потенциала образовательной организации среднего профессионального образования в условиях ограниченности его ресурсов. Традиционное содержание учебно-методической работы организаций среднего профессионального образования, связанное с организацией педагогических чтений, научно-практических конференций, «круглых столов» по темам, над которыми работают педагоги, представление на открытых семинарах инновационного опыта работы отдельных образовательных организаций, на настоящем этапе развития образования не могут считаться достаточными для удовлетворения возрастающих требований к специалисту.

Важной составляющей профессиональной компетентности специалиста по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, является профессионально-личностная готовность. Ее основу составляет гуманистическая направленность субъекта, проявляющаяся в осознании общечеловеческих ценностей, регламентирующих профессиональную деятельность, целеустремленность в овладении педагогическим опытом, действенность и активность индивидуума в решении специальных педагогических задач. Высоким уровнем сформированности методической, теоретической и практической подготовки будущего педагога, планирующего работать с лицами с ограниченными возможностями здоровья, можно считать готовность к самоконтролю в стремительно меняющихся стрессогенных ситуациях, быстрое и уверенное принятие стандартных и нестандартных решений, владение технологиями, позволяющими адаптироваться в самых неожиданных ситуациях.

Выбор будущим учителем-дефектологом целей, задач, содержания, методов и приемов коррекционно-развивающего обучения и воспитания немыслим без сформированности чувства ответственности за социально значимое дело, профессионального мышления, умения прогнозировать результаты собственных действий, владения способами рефлексии при анализе педагогических ситуаций, принятии профессиональных решений, гибком построении адаптированных основных образовательных программ.

Рассматривая содержательный аспект проблемы модернизации педагогического образования в России, А.А. Марголис, В.В. Рубцов отмечают, что «большинство европейских профессиональных организаций категорически возражает против сокращения длительности необходимой учителю подготовки в контексте Болонского процесса и настаивает на магистерской степени как базовом минимуме необходимого в Европе образовательного уровня учителя» [6].

Потребность для создания специальных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты обуславливают необходимость требований к подготовке специалистов, владеющих основами знаний в области смежных наук, ориентирующихся в вопросах специальной педагогики и психологии, логопедических технологий, умеющих взаимодействовать в работе с различными специалистами: педагогами, психологами, воспитателями, врачами, социальными работниками.

Специальная педагогическая деятельность с обучающимися, имеющими нарушения психического и речевого развития, опирается на психолого-педагогические, социальные, медицинские знания о детях данной категории. Эффективность реализации потенциальных возможностей развития психики обучающихся зависит, как от общего социального благополучия, внимания окружающих людей, так и от организации коррекционно-педагогического сопровождения, учитывающего особенности и значение формирования тех или иных функций, умений и навыков. Выявление слабых звеньев психического и речевого развития на разных возрастных этапах поможет определить общую картину специфических особенностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и наметить комплекс адекватной помощи не только в обучении и воспитании, но и при создании системы комплексной помощи различных специалистов (педагогов, психологов, учителей-дефектологов, медицинских работников, социальных педагогов).

В современных условиях внедрения системы инклюзивного образования выпускники образовательных организаций среднего профессионального образования оказываются профессионально не готовыми к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников требует от учителя начальных классов и воспитателя дошкольных организаций специальных знаний в области специальной педагогики и специальной психологии, владения специальными (коррекционными) методиками обучения не только в теоретических, но и в практических аспектах обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

При подготовке педагогов в организациях среднего профессионального образования методики коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья преподаются без учета психолого-педагогических и физиологических особенностей различных категорий лиц, относимых к этой группе (лица с нарушениями речи, лица с задержкой психического развития, лица с расстройствами эмоционально-волевой сферы, лица с нарушением интеллекта, лица с сенсорными нарушениями и двигательными расстройствами).

Актуальность проблемы обусловливает поиск путей решения, который возможен через создание сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

В процессе реализации программы модернизации педагогического образования, осуществляющейся в рамках выполнения задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015, на базе Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова в 2014/2015 году была проведена апробация нового подхода к проектированию и реализации программ практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования»).

В рамках проекта предполагалась разработка модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование (Учитель-дефектолог) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего и среднего профессионального образования. Сетевое взаимодействие, как один из важных ресурсов развития системы образования, позволяет выявить нереализованный потенциал, продуцировать его на всю систему, активизируя тем самым процедуру развития и самоорганизации отдельных субъектов сети в управленческом, организационном, содержательном, технологическом и финансово-экономическом аспектах.

Целью апробации разработанной нами модели стало формирование и внедрение новейших видов профессиональных образовательных программ, реализуемых при сетевом взаимодействии, направленных на освоение современных практико-ориентированных технологий, организационных форм, методов и приемов обучения, обеспечивающих эффективную подготовку педагогических работников в соответствии с потребностями инновационного развития отечественного образования в рамках программы прикладного бакалавриата. Образовательную сеть можно определить как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Задачами апробации являлись: экспертизация содержания и структуры основных профессиональных образовательных программ, программ дополнительного профессионального образования, программ среднего специального образования для укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика»; формирование перечня требований к результатам освоения программ высшего образования в условиях сетевого взаимодействия; отработка условий и технологий организации образовательного процесса при реализации сетевых программ, взаимодействии образовательных организаций и работодателей; создание условий для успешного и систематичного мониторинга реализации основных профессиональных образовательных программ; формулирование рекомендаций по доработке модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия.

Формирование образовательной модели сетевого взаимодействия организации высшего и среднего профессионального образования может помочь повысить конкурентоспособность выпускников и усовершенствовать переподготовку кадров для работы с лицами с особыми образовательными потребностями. Под сетевым взаимодействием в нашем проекте мы понимаем взаимодействие самостоятельных субъектов, осуществляемое на основе сетевых технологий. Признаками сетевого взаимодействия при таком подходе являются: автономный статус каждого субъекта; добровольный характер участия в решении общей задачи; постоянная доступность материалов совместной деятельности для всех субъектов сети; наличие соответствующей технической поддержки - возможность использования сетей телекоммуникации в интерактивном режиме. В качестве свойств сетевого взаимодействия обозначим следующие: единая среда взаимодействия; множество связей (степеней свободы); междисциплинарные связи (объединение представителей разных наук); нелинейный характер взаимодействия; открытая форма информационного обмена с внешней средой.

Таким образом, сетевое взаимодействие в образовании, как совместная деятельность отдельных образовательных организаций, направлено на повышение качества образовательной деятельности, заключающаяся в обобщении, систематизации и обмене опытом, совместной разработке и использовании инновационных методолого-методических и кадровых ресурсов. Совместные («сетевые») образовательные программы - образовательные программы, разработанные и/или реализуемые двумя и более образовательными организациями для повышения качества образования на основании развития академической мобильности.

Совместные образовательные программы предполагают: академическую мобильность обучающихся (возможность получения в рамках одной программы образовательных услуг в различных образовательных организациях); академическую мобильность педагогов (обмен преподавателями, занятыми в чтении тех или иных курсов, проведении семинаров, практикумов, а также использование методических ресурсов организаций-партнеров).

Взаимодействие сетевых организаций осуществляется на разных уровнях:

  • информационный, при настройке в системе образования действенных информационных потоков;
  • распределения обязанностей между образовательными организациями для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
  • формирования социально-педагогических, профессиональных норм;
  • ресурсного обмена между образовательными организациями;
  • реализации образовательных программ.

Типы образовательных ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые, представлены пятью обобщенными группами: кадровые ресурсы - высококвалифицированные преподаватели и педагоги-супервизоры, владеющие современными педагогическими технологиями; специалисты по образовательным технологиям, методикам обучения в системе высшего/среднего профессионального образования, частным методикам в подготовке педагогических кадров, эксперты в области оценки профессиональных компетенций; информационные ресурсы - базы данных, аккумулирующие информацию о новейших образовательных технологиях, тенденциях и разработках в сфере образовательных услуг, о рынках труда специалистов, изменениях требований работодателей к качеству профессиональной подготовки в данном сегменте рынка труда; электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.; материально-технические ресурсы - базы практик (дошкольные, школьные, медицинские учреждения), техническая база для проведения лабораторных и практических занятий, а также учебные аналоги оборудования (компьютерные модели, тренажеры и т.д.); учебно-методические ресурсы - основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и обучающихся и т.д.), диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы; социальные ресурсы - установленные партнерские связи с базами практик, образовательными и иными организациями, связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей данного сегмента рынка труда, профессиональных сообществ и т.д.

Цели сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования, входящих в сеть, носят многоплановый характер и могут быть подразделены на общие и частные, которые учитывают специфику учреждений высшего и специального профессионального образования и формы, в которых происходит сотрудничество.

Общими целями сетевого взаимодействия являются: создание единого образовательного пространства; проведение общей политики сотрудничества с работодателями; проведение единой образовательной политики с целью повышения конкурентоспособности выпускников по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; развитие сотрудничества образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования для повышения эффективности их деятельности.

Частными целями процессов взаимодействия выступают: разнообразие и вариативность профессиональной подготовки кадров; многоуровневая, многовариантная система профессионального образования; объединение разнообразного опыта обучения специалистов (учителей-дефектологов) путем трансляции кадровых запросов работодателей в требования основных и дополнительных образовательных программ с учетом актуальных производственных проблем.

Ожидаемые результаты от сетевого взаимодействия: полное обеспечение ресурсной поддержки образовательного процесса во всех учреждениях образовательной сети профессионального образования; повышение эффективности использования учебно-методических и иных ресурсов; обеспечение равных возможностей пользования методическими и другими ресурсами всех субъектов образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия; объединение возможностей образовательных учреждений сети для создания многоуровневой, многовариантной системы профессионального образования, учитывающей особенности социально-экономической ситуации; возможность увеличения количества образовательных программ.

На начальном этапе выполнения работ по проекту, сетевое взаимодействие предполагало совместную деятельность образовательных организаций на разных уровнях и в различных видах образовательной деятельности. Среди них: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия. При сетевом взаимодействии предполагалось не только распространение инновационных разработок, передового педагогического опыта, но также процесс диалога между образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования.

Одна из задач проекта была связана с формированием профессиональных компетенций и соответствующих им образовательных результатов у студентов-бакалавров в условиях баз практик среднего профессионального образования. Такой подход, на наш взгляд, не может быть реализован, поскольку: во-первых, у организаций среднего профессионального образования существуют ограниченные возможности проведения практических занятий (узкопрофессиональная направленность баз практик: для медицинских колледжей - организации системы здравоохранения, а для педагогических колледжей - организации системы образования); во-вторых, для качественной практико-ориентированной подготовки учителя-дефектолога необходимо ознакомление с работой организаций разного профиля и ведомственного подчинения (образования, здравоохранения, социальной защиты населения), освоение технологий проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных видов занятий, а также долгосрочная учебно-производственная практика (стажировка) в организациях разного профиля, осуществляющих коррекционно-развивающую деятельность; в-третьих, отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей организационные и финансовые условия сетевого взаимодействия организаций высшего и среднего профессионального образования, существенно осложняет реализацию задач проекта. В частности, по городу Москве практически все педагогические колледжи являются структурными подразделениями Московского городского педагогического университета; в-четвертых, сокращение количества часов (зачетных единиц) в организации высшего образования на педагогическую практику (до двух часов на студента заочной формы обучения и до четырех часов на студента очной формы обучения за весь период, отведенный на практику в семестре) делает практически неосуществимым практико-ориентированный подход.

По нашему мнению сетевое взаимодействие может быть реализовано следующих аспектах: 1) привлечение профессорско-преподавательского состава к повседневному участию в работе образовательной организации среднего профессионального образования, например, проведение открытых лекций для учащихся колледжа, позволило бы решить задачу повышения качества среднего профессионального образования. Важным преимуществом системы «вуз-колледж» является возможность использования учебной базы, баз практик и оборудования вузов; 2) применение вузовских технологий и средств обучения позволит организовать учебный процесс с использованием оборудования вузовских учебных и научных лабораторий, а также баз практик. Участие обучающихся колледжей в выполнении исследовательских проектов может иметь исключительное значение не только для повышения качества образования, но и для воспитания их исследовательских качеств, развития их талантов, привлечения их в науку, а также для подготовки мотивированных абитуриентов с соответствующим уровнем теоретических знаний и практических навыков.

Целью разработки программ прикладного бакалавриата направления «Педагогическое образование» является обеспечение подготовки будущих педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Достижение этих целей предполагает реализацию практико-ориентированного подхода, деятельностного подхода к подготовке будущих педагогов и исследовательского подхода. Однако при подготовке педагога-дефектолога необходимо руководствоваться стандартом педагога-дефектолога, проект которого в настоящее время проходит экспертизу. Согласно проекту профессионального стандарта уровень квалификации педагога-дефектолога должен соответствовать седьмому квалификационному уровню специалиста или магистра [5, 7].

Кроме того, между профессиональными стандартами есть отличие в определении трудовых функций: в профессиональном стандарте педагога-дефектолога представлены специальные трудовые функции, такие как: педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; педагогическая деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ; коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях сферы здравоохранения и социального обслуживания. В связи с этим некорректно оценивать уровень сформированности образовательных результатов выпускников бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» на основе профессионального стандарта педагога. Учитывая, что уровень требований к квалификации педагога-дефектолога выше, чем уровень бакалавра, считаем целесообразным на уровне правительства рассмотреть вопрос об увеличении срока реализации основной профессиональной образовательной программы и вернуться к традиционной подготовке специалистов-дефектологов с присвоением соответствующей квалификации.

В приведенной ниже Таблице 1 представлено описание обобщенных трудовых функций в соответствии с проектом профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог), обеспечивающих формирование общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Таблица 1

Функциональная карта вида профессиональной деятельности

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях

7

Общепедагогическая функция. Обучение

A/01.7

7

Воспитательная деятельность

A/02.7

7

B

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

7

Педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования

B/01.7

7

Педагогическая деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

B/02.7

7

С

Коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях сферы здравоохранения и социального обслуживания

7

Коррекционная деятельность

С/01.7

7

Развивающая деятельность

С/02.7

7

Основной единицей образовательной программы является модуль, который состоит из определенных структурных элементов: учебно-ознакомительная практика, теория, практикум и учебная практика, научно-исследовательская работа студентов, теоретико-рефлексивный этап.

При разработке основной профессиональной образовательной программы необходимо руководствоваться следующими положениями: разработанная образовательная программа должна носить модульный характер; основная профессиональная образовательная программа (учебный план) должна предполагать «входы» и «выходы» из нее; модули в программе должны располагаться в логике «от общего к частному»; учебные планы должны включать не только преддипломную (стажировка), но и учебно-ознакомительную и распределенную в течение семестра практику.

Важнейшим условием реализации основной профессиональной образовательной программы является вариативность «входов-выходов» из нее.

1. Первый вход в программу - начало ее реализации 1 семестр (модуль 1 и модуль 2). Здесь к обучению могут быть допущены все студенты, отвечающие установленным требованиям (в соответствии с правилами приема в организацию высшего образования).

2. Второй вход в программу - 2 курс третий семестр (модуль 3 и модуль 4). В этом случае к обучению могут быть допущены выпускники как педагогических, так и медицинских колледжей.

3. Для всех остальных студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки вход в программу возможен только не позже 2 курса третьего семестра, при условии успешной аттестации по индивидуальному плану структурных элементов модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки» (модуль 3). Такой переход для студентов непедагогических направлений возможен только при условии синхронизации основной профессиональной образовательной программы на уровне 1 и 2 модулей в рамках одного университета.

4. После освоения основной профессиональной образовательной программы возможен выход в программы исследовательской и прикладной (педагогической) магистратуры.

Практика программ бакалавриата организации высшего образования является обязательной вариативной частью образовательной программы высшего образования, в которой находит свое отражение контекст будущей профессионально-практической деятельности. Цели и объемы практики определяются соответствующими ФГОС высшего образования по направлениям подготовки и требованиями работодателей. Проведение всех видов практик программ бакалавриата организации высшего образования направлено на обеспечение непрерывности и последовательности достижения образовательных результатов, на овладение элементами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню профессиональной подготовленности выпускников вуза. Особенностью практики является усиление роли самостоятельной работы студентов. Практика знакомит студентов с предстоящей профессиональной деятельностью, позволяет закрепить теоретические знания и приобрести опыт практической работы. Инновационным подходом к организации практики студентов является: наличие учебно-ознакомительной практики (с 1 по 5 семестр), которая проводится в дошкольных и школьных образовательных организациях и учреждениях социальной защиты населения и здравоохранения; наличие производственной (распределенной) практики, начиная с пятого семестра обучения по седьмой семестр, которая проводится в дошкольных и школьных образовательных организациях и организациях социальной защиты населения и здравоохранения; наличие долгосрочной производственной практики (стажировка), которая проводится в восьмом семестре в соответствии с задачами выпускной квалификационной работы. Подобный подход позволяет не только с самого начала обучения задействовать контекст будущей профессиональной деятельности, но и дает студентам дополнительную возможность оценить свои способности, убедиться в своей готовности выполнять соответствующие трудовые функции и трудовые действия. Каждому модулю образовательной программы соответствуют свой раздел практики, в рамках которого и формируется учебно-профессиональная среда, позволяющая достигать запланированные образовательные результаты.

В основу проектирования новых основных профессиональных образовательных программ бакалавриата были положены принципы, обеспечивающие методологическую основу разработанных модулей, среди которых основным является принцип сетевого взаимодействия с организациями, реализующими адаптированную основную образовательную программу для разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация принципа обеспечивает высокое качество практической подготовки педагога-дефектолога.

В организационном плане участие работников образовательной организации чрезвычайно важно в процессе реализации практической части модуля, организации в реальных условиях различных форм социального взаимодействия студентов (круглые столы, консультативные встречи, обсуждение актуальных проблем развития сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, практики и т.д.) с работниками образовательных организаций.

Проектирование и реализация новых программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» может стать базой для совершенствования процесса подготовки учителя-дефектолога в профессиональной деятельности в изменяющейся системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу такой подготовки положен компетентностный подход к ожидаемым результатам, предполагающий смещение акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на формирование конкретных трудовых действий как ожидаемых результатов образовательного процесса, что имеет особое значение для бакалавра, осваивающего разработанные образовательные программы. В подготовке учителей-дефектологов необходимо учитывать реальные потребности работодателей и общества в кадрах соответствующего уровня и квалификации. Модульное построение структуры основной профессиональной образовательной программы, создаваемой совокупностью структурных элементов базовой и вариативной части, обеспечивает не только общепрофессиональную подготовку по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», но и формирование готовности к профессиональной деятельности в разных областях или сферах специального образования, реабилитации и др.

Результаты, полученные в ходе апробации модулей, позволили доработать содержательную часть структурных элементов модулей, в соответствии с объемом и качеством образовательных результатов, осваиваемых бакалаврами:

1. Определена кластерная принадлежность каждого из модулей программы;

2. Пересмотрены сроки изучения модулей и соотношение базовых и вариативных частей программы;

3. Определены три вида практик в ходе освоения модулей основной профессиональной образовательной программы: учебно-ознакомительная практика, производственная (распределенная) практика, долгосрочная производственная практика (стажировка);

4. Определен инструментарий оценки сформированности образовательных результатов в ходе освоения каждого из модулей;

5. Образовательные результаты приведены в соответствие с проектом профессионального стандарта педагога-дефектолога;

6. Определены образовательные технологии и методы оценки уровня сформированности образовательных результатов.

Для того чтобы определить специфику подготовки учителя-дефектолога, целесообразно рассмотреть трудовые действия и трудовые функции на основе профессионального стандарта педагога и профессионального стандарта педагога-дефектолога, осваиваемые в рамках изучаемых модулей (Таблица 2).

Таблица 2

Соотношение трудовых действий и трудовых функций в профессиональных стандартах педагога и педагога-дефектолога

Трудовое действие профессионального стандарта педагога, которое осваивается в модуле

Трудовое действие профессионального стандарта дефектолога, которое осваивается в модуле

Профессиональные компетенции

Модуль 1. «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла»

Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 

 

 

 

 

Готов консультировать родителей относительно законов и иных нормативно правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; законодательства о правах ребенка, о правах инвалидов, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды,

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания специальных условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Готов к участию в разработке и реализация программы развития образовательной организации в целях создания специальных условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Трудовая функция

Воспитательная деятельность

 

Трудовые действия

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни,

 

Трудовая функция

Воспитательная деятельность

Трудовые действия

Осуществление духовно-нравственного, общекультурного и личностного развития (патриотическое, правовое, экологическое, экономическое, трудовое, физическое, половое, санитарно-гигиеническое, антиалкогольное и антинаркотическое, эстетическое) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

Готов консультировать родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по правовым, экономическим вопросам образовательного процесса

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Регулирование поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения безопасной образовательной среды

Готов принимать участие в обеспечении безопасной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Модуль 2. «Дисциплины математического и естественно-научного цикла»

Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия

Формирование навыков, связанных с информационно - коммуникационными технологиями

Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями

 

 

 

 

Готов к формированию навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

Участие в разработке и реализация программы развития образовательной организации в целях создания специальных условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Готов к участию в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

Трудовая функция

Воспитательная деятельность

 

Трудовые действия

-

 

Трудовая функция

Воспитательная деятельность

Трудовые действия

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 

 

 

 

Готов к формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Модуль 3. «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки»

Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия

Формирование мотивации к обучению

Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия

Формирование мотивации к обучению

 

 

 

 

Способен к формированию мотивации к обучению

Трудовая функция

Воспитательная деятельность

 

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Трудовая функция

Воспитательная деятельность

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения безопасной образовательной среды

 

 

 

 

Готов к регулированию поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Создание и обеспечение охранительного педагогического режима, поддержание эмоционально положительной атмосферы и традиций образовательной организации

Способен к поддержанию уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Формирование толерантности в меняющейся поликультурной среде

Способен к формированию толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их, как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Готов к реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их, как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

Реализация воспитательных возможностей различных видов урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (учебная, игровая, трудовая, спортивная, художественная, общественная и т.д.)

Готов к реализации воспитательных возможностей различных видов урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (учебная, игровая, трудовая, спортивная, художественная, общественная и т.д.)

Трудовая функция

Развивающая деятельность

Трудовые действия

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Трудовая функция

Развивающая деятельность

Трудовые действия

Выявление в ходе педагогического наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанных с особенностями их развития

 

 

 

Способен к выявлению в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Применение инструментария и методов диагностики

 

Применение методов психолого-педагогической диагностики для оценки особенностей, уровня и динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Готов к применению инструментария и методов диагностики для оценки особенностей, уровня и динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Модуль 4. «Теоретические и экспериментальные основы образовательно-коррекционного процесса»

Трудовая функция

Общепедагогическая функция.

Воспитание

Трудовые действия

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Воспитание

Трудовые действия

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей, характера и степени проявления недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

Готов к постановке воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей, характера и степени проявления недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Способен к использованию конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Трудовая функция

Развивающая деятельность

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Трудовая функция

Развивающая деятельность

Оказание адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Готов к оказанию адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

Разработка совместно с родителями семейно центрированных программ развития ребенка раннего и дошкольного возраста; ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Способен к реализации семейно центрированных программ развития ребенка раннего и дошкольного возраста; ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Модуль 5. «Изучение, обучение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Трудовая функция

Общепедагогическая функция. Обучение

Трудовые действия

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках адаптированных основных общеобразовательных программ

 

 

 

 

Готов к разработке и реализация программ учебных дисциплин в рамках адаптированных основных общеобразовательных программ

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Систематический анализ эффективности учебных занятий

Способен к систематическому анализу эффективности учебных занятий

Планирование и проведение учебных занятий

Планирование и проведение учебных занятий с учетом особенностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Готов к планированию и проведению учебных занятий с учетом особенностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей, характера и степени проявления недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Готов к постановке воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей, характера и степени проявления недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Проектирование и моделирование воспитывающих ситуаций и событий, развивающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции, ценностные установки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Способен к проектированию и моделированию воспитывающих ситуаций и событий, развивающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции, ценностные установки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

 

Объективно оценивать знания обучающихся на основе вариативных методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Готов к объективной оценке знаний обучающихся на основе вариативных методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Трудовая функция

Развивающая деятельность

Трудовые действия

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

 

Трудовая функция

Коррекционная деятельность

Трудовые действия

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

 

 

 

Способен к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

Применение специальных методов и технологий коррекционной работы

Способен к применению специальных методов и технологий коррекционной работы

Подводя итоги, необходимо отметить, что освоение технологий изучения, обучения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья требует большего объема специальных знаний для осуществления коррекционного воздействия при различных патологиях (нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения интеллекта, нарушения опорно-двигательного аппарата, комплексные нарушения и др.). Поэтому кажется целесообразным рассмотрение вопроса о присвоении выпускникам по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» квалификации специалиста (учитель-сурдопедагог, учитель-логопед, учитель-олигофренопедагог, учитель-тифлопедагог).

Рецензенты:

Жигорева М.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Левченко И.Ю., д.псх.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23919 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674