Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АМГПГУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ В КРАЕ ПРОЕКТА ТОСЭР

Шумейко А.А. 1 Анкудинова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Успешная деятельность гуманитарно-педагогических университетов рассматривается как один из значимых показателей инновационного социально-экономического развития государства. Это усиливает значимость педагогического и гуманитарного образования для территорий опережающего социально-экономического развития. АмГПГУ является одним из ведущих звеньев системы непрерывного профессионального образования Дальневосточного региона. В статье описаны формы и методы работы университета в целях инновационного развития Хабаровского края, описаны условия повышения качество педагогического образования. В рамках модели непрерывного профессионального педагогического образования описаны этапы становления педагога. В качестве стратегических задач обозначена модернизация системы педагогического образования с учетом необходимости инновационного развития края посредством закрепления лучших молодых педагогических кадров, создание условий для обмена опытом и распространения лучших практик обучения; формирование резерва директоров-лидеров, корректировка образовательных программ.
педагогические кадры
ТОСЭР
инновационное развитие
1. Иноземцева В.Е. Подготовка педагогических кадров в вузах России [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 04 октября 2007. - Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191501116&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.10.2015.
2. Минобрнауки планирует изменить подходы к подготовке педагогов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/society/20140110/988600848.html (дата обращения 15.12.2014).
3. Петрова В.И. Компаративный анализ систем подготовки педагогических кадров в современном мировом образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-17209 (дата обращения: 28.11.2015).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
5. Шумейко А.А. Механизмы обновления высшего профессионально-педагогического образования/А.А. Шумейко//Амурский научный вестник. Вып. 2: сборник научных трудов. -Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009. - С. 6-12.
6. Шумейко А.А., Бавыкин В.С. Роль вузовской науки в решении вопросов кадровой политики Дальневосточного региона//Материалы Международ. науч.-практ. конф. «Дальний Восток: наука, образование. XXI век» -В 2.т. Т.1. -Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского гос. пед. ун-та, 2003. -С. 45-59.

Подготовке педагогических кадров с университетским образованием всегда придавалось большое значение: успешная деятельность гуманитарно-педагогических университетов рассматривается как один из значимых показателей инновационного социально-экономического развития государства. Университеты, осуществляющие подготовку квалифицированных педагогических кадров, всегда играли важную роль в системе  образования: именно из выпускников университетского студенчества  пополняются педагогические коллективы школ [1, 3]. Следует отметить, что чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается ее экономика, что значимо именно сейчас - при реализации в крае проекта ТОСЭР [4]. Ни для кого не является секретом, что хорошее образование населения позитивно воздействует на различные сферы жизни общества. Ясность целей педагогического образования, рассмотрение его как системы, действующей на разных уровнях, внедрение эффективных моделей его модернизации являются важнейшим фактором развития образования в целом по различным УГС (укрупненным группам специальностей), например, без осуществления качественного физико-математического образования невозможно и развитие инженерного образования.  

Повышение эффективности и конкурентоспособности образования напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников, от соответствия системы их подготовки требованиям социально-экономического развития. Система подготовки педагогических кадров в АмГПГУ функционирует как единство инвариантной составляющей, которая обеспечивает внутреннюю целостность педагогической системы, связанной с непосредственной передачей традиционных педагогических и гуманистических ценностей, и вариативной составляющей, связанной с адаптацией этой системы к изменяющейся условиям социума.

Развитие педагогического образования неразрывно связано с состоянием самой профессии педагога, анализом основных тенденций на рынке труда педагогических кадров и прогнозированием долгосрочных потребностей в подготовке кадров для него. Значимым условием обеспечения модернизации педагогического образования является развитие педагогических университетов как инновационных центров для проведения педагогических и психолого-педагогических научных исследований, подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации и профессиональной переподготовки на основе постоянного сотрудничества с образовательными учреждениями всех типов и органами управления образованием, а также активность самого профессионального сообщества, участвующего в подготовке педагогических кадров [2].

Выступая ведущим звеном системы непрерывного профессионального образования Дальневосточного региона, АмГПГУ определяет основной целью подготовку высококвалифицированных специалистов, научных, педагогических и управленческих кадров, конкурентоспособных на международном рынке труда, в соответствии с существующими и перспективными требованиями и потребностями личности, общества и государства. Функционируя в системе личность-вуз-работодатель (получатель услуг), АмГПГУ гарантирует достижение четко обоснованных и поставленных целей, точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.

Учитывая основные положения стратегии инновационного развития Хабаровского края, университет ставит пред собой следующие задачи [6]:

  1. развитие профессиональных компетентностей педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профстандарта педагога к трудовым функциям;
  2. сотрудничество с сетевыми партнерами в контексте создание условий для осознанного выбора педагогической профессии в системе общего образования края (допрофессиональная подготовка);
  3. разработка мер профессиональной поддержки молодых педагогов - выпускников АмГПГУ - для их закрепления в образовательных учреждениях края с целью выполнения указов президента о повышении процентного количества молодых педагогов в общем количества педагогических кадров субъекта Федерации;
  4. повышение престижа педагогической профессии в современном обществе.

АмГПГУ является активным участником реализации проектов, реализуемых в сфере образования Хабаровского края: «Развитие физико-математического образования»; «Духовно-нравственное развитие учащихся»; «Интеллектуальная одаренность»; «Кадры образования» и других. В рамках реализации требований модернизации педагогического образования специалисты университета участвовали в обсуждении Профессионального стандарта педагога во время работы секции краевой августовской конференции педагогических работников «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» (2014 г., 2015 г.). В 2015 г. были внесены предложения  по корректировки содержания профессиональных компетенций в проект ФГОС 3+ в рамках требований Профессионального стандарта педагога к содержанию трудовых функций.

Изменение содержания и технологий подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональными стандартами, развитие сетевого взаимодействия и академической мобильности, обеспечение многоканального входа в педагогическую профессию - это те задачи, которые сегодня стоят перед университетом. Сегодня можно говорить  о первых результатах, которые появились при решении этих задач. Мы получили опыт проектирования образовательных программ, разработали и апробируем образовательные модули для магистратуры, создаем региональную образовательную сеть из числа различных организаций участвующих в подготовке педагогических кадров (школа - педагогический колледж - гуманитарно-педагогический вуз - система послевузовского образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка); формируем банк новых контрольно-измерительных материалов и инструментов оценивания результатов обучения студентов [5]. 

Следует отметить, что в АмГПГУ уделяется внимание именно разработке проекта подготовки квалифицированных педагогических кадров, ориентированных на работу в конкретных условиях системы образования края. В рамках проходившей в Комсомольске-на-Амуре городской научно-практической конференции педагогических работников (26 августа 2015 г.) проректор по стратегическому развитию, инновационной политике и науке представил информацию о развитии партнерских отношений со школами, сетевом взаимодействии, новых подходах к организации практико-ориентированной деятельности с образовательными учреждениями города, а инновационная палатка университета раскрывала «Бренд АмГПГУ», опыт и перспективы развития сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями города.

27 августа  2015 г. на базе университета  состоялся  семинар-совещание «Сотрудничество университета с организациями дошкольного и общего образования города в решении потребности в педагогических кадрах». Участниками семинара-совещания только со стороны города стали более 100 человек - директора и завучи общеобразовательных учреждений, а также заведующие дошкольными образовательными учреждениями. Участники семинара-совещания отметили:

  • необходимость активного включения в реализацию Комплекса мер по развитию кадрового ресурса отрасли «Образование» Хабаровского края на 2016-2020 г.г.;
  • важность согласования на муниципальном уровне меры направленные на обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

В качестве условия повышения качества педагогического образования участники отмечают:

  • необходимость развития сетевого взаимодействия с общеобразовательных организаций, построенного на принципах школьно-университетского партнерства, включая разработку критериев отбора образовательных организаций для участия в партнерстве, проведение такого отбора, оформление договорных отношений с партнером, разработку согласованной учебно-методической документации и программы практической подготовки на базе партнера направленной на формирование списка профессиональных компетенций, соответствующих задачам образовательного модуля и требованиям начального уровня Профессионального стандарта педагога, включая длительную практику и стажировку в школах-партнерах, введение практики будущих учителей в формате образовательных проектов, ориентированных на развитие умений работать в команде, проведение коллективных исследований, организацию тьюторского сопровождения студентов младших курсов, организацию общественно-педагогической практики (ОПП), постановку задач и сопровождение НИРС, направленной на преодоление проблем, возникающих в реализации профессиональных действий студента, разработку контрольно-измерительных материалов по оценке сформированности профессиональных компетенций, создание условий доступа ко всем элементам образовательной сети для решения образовательных целей;
  • обеспечение организации в условиях сети переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога, в том числе направленных на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • совместно с органами управления образованием продолжение работы, направленной на уточнение требований к педагогическим кадрам, прогнозирование тенденций развития рынка образовательных услуг;
  • проведение работы по долгосрочному адресному прогнозированию кадровой потребности всех образовательных организаций города; внедрение модели «раннего распределения студентов» в конкретные образовательные организации;
  • создание банка вакансий по педагогическим специальностям с размещением его на официальных сайтах;
  • активизация работы по ранней профессиональной ориентации на профессии гуманитарного профиля, входящих в укрупненную группу специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки»;
  • обеспечить эффективность деятельности краевого образовательного кластера «Школа-колледж-вуз-школа», преемственности между уровнями кластера;
  • активнее привлекать ученых педагогических вузов к выполнению научных исследований и проведению экспертной работы по проблематике, связанной с совершенствованием содержания и обновлением технологий педагогического образования, участию в разработке, апробации, внедрении типовых документов общеобразовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта;
  • обеспечить заинтересованность участников сети в использовании совместных статусных, материальных, кадровых и информационных ресурсов сети. Понимание структуры профессионального знания педагога, как знания, прежде всего, практического предполагает принципиальное изменение отношения к школе в рамках подготовки педагогов, связанное с пониманием невозможности подготовить к профессиональной деятельности вне школы, в которой представлены образцы реальных профессиональных действий и технологий, а также педагоги, являющиеся обладателями формируемых компетенций. Таким образом, именно школа оказывается ключевым источником важнейших компонентов содержания профессионально-ориентированных программ подготовки.

Реализуя современную модель непрерывного профессионального педагогического образования университет осознает, что профессиональное становление педагога, которое ведет к достижению им профессионализма и педагогического мастерства, представляет собой длительный, непрерывный процесс - это путешествие длиною в жизнь (К. Рождерс):

  1. период оптации - реализация современной модели допрофессионального психолого-педагогического образования «Из школы в школу» в рамках деятельности краевого инновационного комплекса «Роль сетевого взаимодействия учреждений высшего и общего образования в формировании профессиональных компетенций будущего педагога», когда лучшие выпускники школ, получив профессию «педагог», возвращаются работать в школы;
  2. период адептации - формирование профессиональных компетенций в условиях высшего образования;
  3. период адаптации - вхождение молодого специалиста в практическую педагогическую деятельность;
  4. период интернала- время, когда учитель становится опытным педагогом, который уже способен самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;
  5. период мастерства, когда педагог может свободно ориентироваться в различных сферах профессиональной деятельности, приобретает свой почерк, индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается постоянных положительных результатов;
  6. период авторитета- учитель как мастер своего дела приобретает широкую известность в своем кругу или за его пределами, у него накоплен богатый педагогический опыт, за счет которого он благополучно решает любые профессиональные задачи;
  7. период наставничества - педагог делится своим опытом с другими, помогает им в их профессионально-личностном росте, именно такой педагог приглашается к работе со студентами.

Таким образом, огромная роль в успешном прохождении педагогам основных этапов профессионального становления отведена системе его подготовки и повышения квалификации, которая включает три основных составляющих: довузовскую, вузовскую и послевузовскую.

В нынешней сложной социокультурной ситуации есть противоречие между растущими требованиями к личности и деятельности педагога и фактическим уровнем готовности (мотивационной, теоретической и практической) выпускника педагогического вуза к осуществлению своих профессиональных функций. Разрешение данного противоречия требует от системы педагогического образования решения большого числа проблем: преобразования целей профессиональной подготовки, совершенствования структуры и содержания педагогического образования, обновления организационных форм и методов.

Стратегическими задачами АмГПГУ является модернизация системы педагогического образования с учетом необходимости инновационного развития края, в т.ч.:

  • обеспечение обучения и закрепления лучших молодых педагогических кадров, их профессиональное развитие и удержание;
  • создание условий для обмена опытом, накопления и распространения лучших практик обучения;
  • формирование корпуса (резерва) директоров-лидеров, реализующихся лучшие стратегии  развития школ, и педагогов-лидеров.
  • корректировка образовательных программ всех ступеней образования для усиления формирования гармонично-развитых, социально-активных и творческих личностей с учетом необходимости внедрения современных управленческих, педагогических и технологических решений  и координации с системой дополнительного образования.

Библиографическая ссылка

Шумейко А.А., Анкудинова Е.В. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АМГПГУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ В КРАЕ ПРОЕКТА ТОСЭР // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23867 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674