Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Колокольникова З.У. 1 Захарова Т.В. 1 Яковлева Е.Н. 1 Лобанова О.Б. 1 Коршунова В.В. 2 Фархутдинова Т.Г. 3
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
2 Сибирский федеральный университет
3 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия города Лесосибирска»
В статье показано, что учебная и внеучебная деятельность студентов, направленная на формирование универсальных компетенций, должна включать в себя комплекс различных приемов, способов, методов и форм организации работы; при этом особое предпочтение должно быть отдано таким, которые предусматривают развитие познавательной активности студентов, учат анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать изучаемый материал или производимое действие, формируют способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, учат выступать перед аудиторией и работать в команде, самостоятельно организовывать собственную деятельность, проверять правильность и эффективность ее результатов. Статья подготовлена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0031 от 18.06.2014г., реализуемого Сибирским федеральным университетом «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования».
внеучебная деятельность
учебная деятельность
прикладной бакалавриат
универсальная компетенция
компетенция
1. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Яковлева Е.Н. Формирование культурно-просветительской компетентности будущего учителя посредством музейной педагогики // Образование и наука. – 2013 – №2
2. Концепции модернизации педагогического образования (проект, 2014). Режим доступа: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/documents/show/3.
3. Профессиональный стандарт педагога приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.
4. Перечень универсальных компетенций. - Режим доступа: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/documents/show/107.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация «бакалавр»). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» января 2011 г. № 46 // СПС Консультант Плюс. Обновляемая версия. 1992-2014.
Принятый Профстандарт педагога и Концепция модернизации педагогического образования задают направления изменений, необходимость которых назрела уже давно и предопределена принятием ФГОС всех ступеней образования [3]. Существенным аспектом модернизации педагогического образования на современном этапе является ее «направленность на корректировку традиционных методов, средств и технологий организации личностно-профессионального становления будущего учителя, а также на создание инновационного программного и методического обеспечения образовательного процесса» [2]. На современном этапе модернизации педагогического образования активно разрабатываются и апробируются различные модели модульных ОПОП. Одним из этапов разработки и апробации является разработка и обсуждение педагогическим сообществом системы универсальных, общепрофессиональных и специальных компетенций. В перечень универсальных компетенций (УК) бакалавра предполагается включить 9 компетенций, связанных с готовностью использовать различные группы знаний для формирования мировоззрения, гражданской позиции, толерантности, коммуникативных умений, физической культуры и др [4]. Проблеме формирования универсальных компетенций и условиям их развития посвящены исследования Л.Апариной, В.Балашовой, И.Бурмакиной, С.Герасимова, Э.Зеер, Д.Заводчикова, Е.Зуевой, А.Казанцева, А.Конобеевой, О.Михановой, Е.Никитиной, У.Ордон, В.Погодиной, И.Шкляевой и др. Важнейшие аспекты подготовки будущих учителей к формированию у учащихся универсальных учебных действий отражены в работах И.Г. Липатниковой, М.И. Шутиковой, И.В. Морозовой, М.А. Шаталова,  Е.В.Чердынцевой. Авторами данных работ в различных аспектах освещаются вопросы, касающиеся проектирования и реализации способов развития универсальных учебных действий не только у учеников общеобразовательной школы, но и непосредственно у самого будущего педагога.

В проекте МППГУ предложен следующий перечень УК, который в 2015 г. активно обсуждался на сайте педагогическоеобразование.рф:  способностью использовать основы философских знаний для формирования  мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества  для формирования гражданской позиции (ОК-2);  способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) [4].

Наряду с обсуждением перечня УК встает проблема выбора технологий для формирования УК и разработки диагностических средств и материалов для оценки сформированности компетенций. Если провести аналогии с ФГОС НОО в спектре универсальных компетенций будущего педагога можно выделить познавательные (ОК-1 и ОК-2, исследовательские и проектные), регулятивные (ОК-7, самоорганизация и саморегуляция) и коммуникативные (ОК-5 и ОК-6)  компетенции (табл.1).

Таблица 1

Соответствие УУД школьника  и УК будущего педагога

 

Универсальные учебные действия (УУД) (ФГОС НОО)

Универсальные компетенции (УК) ФГОС ВО

1

познавательные 

 (ОК-1 и ОК-2, исследовательские и проектные),

2

личностные

3

регулятивные

 (ОК-7, самоорганизация и саморегуляция)

4

коммуникативные

(ОК-5 и ОК-6, опыт работы в команде)

Традиционные способы преподавания постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. При этом крайне важным является высокая степень сформированности универсальных учебных действий у самого будущего педагога, составляющих основу всей его профессиональной подготовки и определяющих качество учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим подробнее формирование УК будущего педагога в учебной деятельности. Каждая учебная дисциплина в зависимости от ее содержания и способов организации образовательной деятельности студентов-будущих педагогов предоставляет определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Предмет методика обучения математике по своему содержанию и организации способов учебной деятельности дает огромные возможности для формирования у студентов  условно выделенных УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).  В качестве примера можно предложить следующие задания по методике математики, направленные на формирование УК:

1. В соответствии с тем, что  планируемые образовательные результаты (урока, темы,  учебного предмета) представлены двумя блоками - «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться», студенты-будущие учителя, должны научиться создавать на уроке такие условия, чтобы школьники достигли результатов базового уровня и попробовали достичь результаты повышенного уровня. Студентам на лабораторном занятии  предлагается спроектировать учебную ситуацию (фрагмент урока), в ходе которой будут формироваться результаты того и другого уровня. В соответствии с заданием, будущим педагогам необходимо спроектировать личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные), предметные результаты учащихся по предложенным темам, предложив свой вариант учебной ситуации. Студенты работают с таблицами индивидуально, затем свои варианты решения обсуждают в группе. 

2. Разработайте фрагмент урока по формированию регулятивных УУД у школьников по предложенной теме.

При разработке фрагмента урока по математике у студентов формируются умения выбирать и применять методические приемы для формирования регулятивных УУД у школьников. Рассмотрим ряд приемов, рекомендуемых студентам для выполнения задания.

Прием постановки наводящих вопросов. При объявлении новой темы на доске записаны слова: О чём? Зачем? Как? Почему? Каким образом? и др. Школьникам предлагается ответить на вопросы к теме, начинающиеся с этих слов. Затруднения школьников при ответе на предлагаемые вопросы позволяют организовать этап целеполагания на  уроке.

Прием формирования целеполагания и планирования при работе с учебником. Школьникам предлагается прочитать заголовок параграфа и ответить на вопросы: О чем пойдет речь в параграфе? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом? Выслушиваются любые ответы, отбираются те, из которых можно сформулировать цели урока, соотнести то, что уже известно и усвоено учащимися, и то, что еще неизвестно, определить последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составить план действий. Таким образом, формируются целеполагание как постановка учебной задачи, планирование как последовательность промежуточных действий и прогнозирование как конечный результат выполнения учебной задачи.

Прием формирования самоконтроля и взаимоконтроля. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, школьниками проводятся самопроверки и взаимопроверки решения математических задач. Самопроверка организуется с помощью проецирования на экран верных ответов задач и самооценки выполненной работы в различных формах (шкалы, оценки, баллы, диаграммы  и др.). При взаимоконтроле школьники обмениваются работами и выступают в роли эксперта. Подобная работа выступает основой для формирования рефлексии школьника.

Наиболее востребованными активными методами обучения по формированию УК на занятиях по методике обучения математике являются деловые игры и микропреподавание. При выполнении задания по формированию регулятивного УУД - действия самоконтроля, для студентов организуется деловая игра. Студент (в роли учителя) проводит математический диктант. После выполнения диктанта каждый студент (в роли ученика) пытается самостоятельно оценить свою работу, еще не зная ответов, т. е., опираясь на интуицию или реально представляя свои знания. Происходит формирование самооценки. На доске заранее написаны ответы. После написания диктанта ответы открываются, и каждый студент (в роли ученика) самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным студентом (в роли учителя). Анализируя и рефлексируя собственную деятельность в роли учителя и ученика, студенты-будущие педагоги учатся видеть, что такой вид проверки, прежде всего, направлен на развитие внимания, умения контролировать результат деятельности и честно оценивать самого себя.

При выполнении аналогичного задания по формированию действия взаимоконтроля студенты (в роли учеников) меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок. Результаты работы в парах представляются для общего обсуждения. Студент (в роли учителя) осуществляет роль модератора при этом обсуждении. Анализируя этот вид проверки, студенты отмечают, что появляется элемент ответственности за партнера, развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог, возрастает ответственность за оценку, выставленную товарищу.

В 2015 г. ЛПИ-филиал СФУ принял участие в реализации проекта СФУ по разработке и апробации ОПОП по прикладному бакалавриату.  При изучении студентами 2 курса (3 семестр, ПИПНО, прикладной бакалавриат, 20 чел.) дисциплины «Математика с методикой ее преподавания» с целью выяснения сформированности УК у студентов экспериментальной группы был проведен анкетный опрос. Проведенное исследование позволяет отметить, что УК (табл.1) в той или иной мере формируются у студентов в ходе подготовки и проведения занятий по дисциплине «Математика с методикой ее преподавания». Результаты по отдельным УК представлены в табл.2.

Таблица 2.

Сформированность УК у студентов педвуза в учебной деятельности

 

Универсальные компетенции (УК)

Результаты опроса

%

1

познавательные  и личностные

(ОК-1 и ОК-2, исследовательские и проектные),

способностью использовать философские и исторические знания для формирования мировоззренческой и гражданской позиции в образовательной, профессиональной деятельности

0

 

находить информацию, вести поиск, исследование

100

2

регулятивные (ОК-7, самоорганизация и саморегуляция)

способностью к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения.

75

3

Коммуникативные

 (ОК-5 и ОК-6)

готовностью  к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе -

100

 

способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь 

75

 

способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики 

13

При организации учебной деятельности студента-будущего педагога основное внимание нами обращалось на формирование у студентов - готовности к коммуникации; способности к сотрудничеству, воспитание активности, инициативности и самостоятельности, что собственно и представляет собой универсальные компетенции. Необходимо отметить, что подобные задания кроме выделенных УК, направлены на формирование у студентов общепрофессиональных и специальных компетенций: математических знаний и умений; готовности реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов, способности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики [5].

Одной из технологий, которая позволяет в комплексе формировать УК во внеучебной деятельности является на наш взгляд музейная педагогика, которая как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности, т.к. это область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Музейная педагогика предполагает систематическую работу музея в образовательном учреждении, вовлечение студентов не только в деятельность по сбору, каталогизации и экспонированию музейных экспонатов, но в активную работу по подготовке музейных экспозиций и проведению экскурсий для студентов и школьников. Использование музейной педагогики позволяет формировать не только спектр УК будущего педагога, но и профессиональных. В ходе подготовки музейной экспозиции мы выделили четыре технологических этапа: организационный, исследовательский, экспозиционный, экспертный этапы [1].

При изучении студентами 1 курса (2 семестр, ПИПНО, прикладной бакалавриат) дисциплины «История и теория обучения и воспитания» было предложено подготовить музейную экспозицию «Школа в годы войны» и провести экскурсии для студентов и школьников г.Лесосибирска. В ходе подготовки были реализованы все вышеописанные этапы. Студентами было проведено 4 экскурсии для студентов, старшеклассников и обучающихся 3-8 классов. На этапе диагностики сформированности универсальных компетенций использовались такие методы как анкетирование, самооценка и экспертная оценка сформированности компетенций, рефлексия. Проведенное исследование позволяет отметить, что УК (табл.1) в той или иной мере формируются в ходе подготовки и проведения музейных экспозиций для студентов и школьников. Именно эти универсальные компетенции  (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-7) из перечня УК были выбраны для диагностирования уровня их сформированности по результатам проведения музейной экспозиции. Результаты по отдельным УК представлены в табл.3.

Таблица 3.

Сформированность УК у студентов педвуза средствами музейной педагогики

Универсальные компетенции (УК)

Результаты опроса

%

1

познавательные  и личностные (ОК-1 и ОК-2, исследовательские и проектные),

способностью использовать философские и исторические знания для формирования мировоззренческой и гражданской позиции в образовательной, профессиональной деятельности

95

находить информацию, вести поиск, исследование

65

2

регулятивные (ОК-7, самоорганизация и саморегуляция)

способностью к обобщению, анализу, постановке цели и выбору путей её достижения.

100

3

коммуникативные

(ОК-5 и ОК-6)

готовностью  к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе -

95

способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь 

70

способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики 

75

Из таблицы 3 видно, что  УК  сформированы, по мнению студентов и экспертов, у более чем 65% опрошенных. В ходе анкетирования было выявлено, что опыт подготовки и проведения музейных экспозиций может пригодиться в профессиональной работе с детьми разного возраста - 75% опрошенных студентов, 25% считают, что данная работа может пригодиться и в условиях семейного воспитания. В ходе анализа рефлексивных отчетов 95% опрошенных показали, что им была интересна и полезна работа по подготовке и проведению музейных экспозиций: «мне понравилось участвовать в подготовке и проведении музейной экспозиции, это конечно, занимает много времени и сил, но это того стоит», «в музее все до мелочи было продумано, начиная от внешнего вида участников экспозиции  и заканчивая специально созданной обстановкой, которая создавала настроение», «я узнала много нового и интересного, что пригодится мне в профессии учителя», «я увидела, как нужно четко и системно организовывать мероприятия, поняла, что необходимы репетиции», «я стала чуть увереннее выступать перед аудиторией и поняла как сделать так, чтобы тебя было интересно слушать».

Таким образом, рассмотренная учебная и внеучебная деятельность студентов, направленная на формирование универсальных компетенций, должна включать в себя комплекс различных приемов, способов, методов и форм организации работы. При этом особое предпочтение должно быть отдано таким, которые предусматривают развитие познавательной активности студентов, учат анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать изучаемый материал или производимое действие, формируют способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, учат выступать перед аудиторией и работать в команде, самостоятельно организовывать собственную деятельность, проверять правильность и эффективность ее результатов.

Рецензенты

Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск;

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, Институт педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Колокольникова З.У., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Коршунова В.В., Фархутдинова Т.Г. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23811 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674