Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Эжаева М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
В статье рассматривается значимость развития психолого-педагогической культуры учителя. Приводятся выдержки из профессионального стандарта учителя, указывающие на необходимость психологической культуры учителя. Обозначено содержание данного понятия в различных исследованиях. Рассматривается психолого-педагогическая культура студентов, родителей, педагогов. Описываются факторы, влияющие на развитие психолого-педагогической культуры учителя начальных классов (как внутренние – личностные, так и внешние – социальные условия. Актуализируется роль муниципальной методической службы в развитии всех граней профессионального мастерства. Отмечаются особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов. Выделяется значимость наличия психолого-педагогической культуры учителя начальных классов, которая важна для грамотного выстраивания педагогической деятельности, нахождения контакта как с ребенком, так и с его родителем. Представлены функции муниципальной методической службы и ее возможности в развитии психолого-педагогической культуры учителя.
муниципальная методическая служба
психолого-педагогическая культура
учитель
профессиональный стандарт педагога
1. Боровик О. Н. Методическая служба как фактор развития компетентности педагога // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). – №3. – 2010. – С. 166–169.
2. Жукова Т. В. Сопровождение профессионального роста педагога на основе сетевого взаимодействия в системе повышения квалификации // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика» – №1. – 2011. – С. 149–153.
3. Ильясов Д.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя. В 4-х ч.Ч.2. Педагогические ситуации в школе: учеб. пособие для слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров / Д. Ф. Ильясов, В. Н Кеспиков, Е. А. Селиванова, О. А. Ильясова. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 328 с.
4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
5. Лизинский В. М. О методической работе в школе. – М.: Педагогический поиск, 2002.- 160 с.
6. Ляшенко М. С. Психолого-педагогическая культура у студентов в вузе с позиций системного подхода // Молодой ученый. – 2012. – №5. – С. 448–451.
7. Машина Л. А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1999. – 178 с.
8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
9. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н).
10. Рыбкина Т. А. Муниципальная методическая служба как фактор развития готовности классных руководителей к концептуализации и распространению педагогического опыта: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Челябинск, 2012. – 24 с.
11. Щербакова С. Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1998. – 219 с.
12. Ярычев Н. У., Ильясов Д.Ф. Конфликтологическая культура учителя и ее развитие в самообучающейся организацией. – Челябинск: Челяб. ин-т переподготовки и повышения квалификации работников образования; Грозный: Чеч. ин-т повышения квалификации работников образования, 2011. – 354 с.
Качественные изменения в системе образования отражаются на всех этапах обучения детей. Однако в первую очередь как, впрочем, и во все времена преобразования начинаются с начальной школы. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) проходят апробацию на ступени начального общего образования с 2011 года. Соответственно учителю необходимо уже сейчас компетентно перестроить свою традиционную деятельность, включаясь в русло новых аспектов образования детей. Как известно, ключевой концептуальной основой реализации ФГОС является деятельностная парадигма, базирующаяся на теориях культурно-исторического и системно-деятельностного подходов. Основная их идея заключается в учете индивидуальных особенностей детей, выстраивании обучения с учетом ведущей деятельности в каждом возрасте, социально обусловленном характере развития и пр. Такое обучение, несомненно, ориентирует учителя начальных классов на более глубинное, а не поверхностное, знание педагогики и психологии.

Помимо прочего, утверждение профессионального стандарта педагога предписывает современному учителю оказывать не только услуги по обучению, но и воспитанию, а также развитию детей. К примеру, при реализации трудовой функции «Развивающая деятельность» учителю важно осуществлять выявление поведенческих и личностных проблем ребенка, применять психолого-педагогические технологии, требуемые для адресной работы с учащимися. Педагогу сегодня необходимо уметь оказывать индивидуальную помощь одаренным ученикам, социально уязвимым детям, детям-мигрантам, детям-сиротам, ученикам, которые попали в трудные жизненные ситуации, детям с нарушениями интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, с девиациями поведения или зависимостью [9]. Даже этот неполный ряд приведенных требований к деятельности учителя показывает, каким обширным запасом психолого-педагогических знаний он должен обладать.

Обобщая выше сказанное, можно отметить, что современному учителю необходимо владеть основами педагогической и возрастной психологии, знать основные положения специальной психологии и коррекционной педагогики, уметь проводить психодиагностику и психолого-педагогическую коррекцию. При этом важно сказать и том, что даже само знание теоретических основ педагогики и психологии еще не гарантирует успешное их применение на практике. Комплексное сочетание психолого-педагогических знаний, умений, личностных особенностей, мотивации на оказание адресной помощи не только обучающимся, но и другим участникам образовательного процесса (родителям учеников, коллегам) мы рассматриваем как психолого-педагогическую культуру учителя.

Стоит отметить, что вопрос исследования и развития психолого-педагогической культуры личности, в том числе и педагога, является актуальным на данный момент. Если обратиться к пониманию данного феномена в научной литературе, то можно выявить разные аспекты рассмотрения этого вопроса. Так, М. С. Ляшенко понимает психолого-педагогическую культуру в качестве сложного инвариантного и при этом системного образования, которое выступает компонентом профессиональной культуры личности [6]. Он исследует анализируемое явление с позиций системного подхода. Автора, правда, интересует психолого-педагогическая культура студентов вуза.

Интересным на наш взгляд является понимание психолого-педагогической культуры С. Н. Щербаковой [11]. Здесь автор исследует психолого-педагогическую культуру родителей, в качестве которой рассматривает личностное образование, выражающееся в ценностно-целевой направленности родителей на полноценное воспитание и развитие детей. Также в это понятие включается способность к рефлексии, регуляции своего поведения, самоконтролю, владение психолого-педагогическими технологиями (причем творческое) и гуманистическое взаимодействие с детьми.

Далее уточним понимание психолого-педагогической культуры непосредственно к деятельности учителя. В этой связи можно обратиться к позиции Л. А. Машиной. Данный автор рассматривает психолого-педагогическую культуру учителя как системное личностное образование, которое имеет свою особую структуру (включает следующие компоненты: аксиологический, технологический, креативный) [7]. Особенность такой культуры заключается в том, что она отличается интегративным свойством целого, которое не сводится к свойствам отдельных ее частей. Далее Л. А. Машина уточняет это понятие, раскрывая его более утонченно, рассматривая учителя обладающего психолого-педагогической культурой как субъекта, осуществляющего рефлексивно-эмпатийный тип профессионального поведения. Такой тип позволяет ему адекватно воспринимать личностные особенности ребенка в многообразии проявлений его психических процессов, свойств, состояний личности.

Таким образом, в представленных определениях явно прослеживается следующая основная идея: психолого-педагогическая культура личности многогранна, она включает множество компонентов относящихся как к когнитивной составляющей личности (психолого-педагогические знания), так и деятельностной (способность выстроить взаимодействие с обучающимся на основе данных знаний), и определяется личностными особенностями субъекта (рефлексивность, эмпатийность, этичность). Данное понимание психолого-педагогической культуры личности, в том числе учителя в научной психолого-педагогической литературе не противоречит нашему представлению об описываемом феномене. Однако полагаем, что в дальнейшем следует уточнить понимание психолого-педагогической культуры именно к деятельности учителя начальных классов. В представленной же статье считаем необходимым, прежде всего, показать, какие факторы влияют на развитие психолого-педагогической культуры педагога.

Чаще всего, рассматривая влияние каких-либо факторов на определенный процесс, речь идет о внутренних (субъективных, личностных, характерологических) и внешних (социальных, средовых, ситуационных) факторах. К внутренним факторам относят установки личности, ее мотивацию, характерологические и темпераментные особенности, некие сформированные знания, эмоциональные состояния и пр. Внешними же факторами обозначают чаще всего некие средовые условия, явления, процессы, влияющие на субъекта и исследуемый феномен.

Для развития психолого-педагогической культуры учителя начальных классов важно принимать во внимание и тот, и другой аспект. В этой связи, если рассматривать закономерности развития культуры, то можно обратить внимание на интересную на наш взгляд позицию Н. У. Ярычева, Д.Ф. Ильясова [12]. Авторы отмечают, что одной из закономерностей развития конфликтологической культуры личности является повышение мотивации учителя к установлению социальных контактов за счет расширения сети социальных партнеров. Данное утверждение можно экстраполировать и на развитие психолого-педагогической культуры учителя начальных классов, так как конфликтологическая культура является компонентом психолого-педагогической культуры.

Итак, развитие личности происходит путем ее социального взаимодействия с ближайшим окружением, начиная с раннего возраста. Специалистами в области психологии развития доказано, что человек является биосоциальным существом, формирование и развитие которого определяется социальной ситуацией [4; 8]. Если рассмотреть профессиональное развитие педагога, то оно тоже обусловлено включением в разного рода коллективы, ассоциации, сообщества, группы. Иными словами, профессиональные ассоциации и группы могут оказывать существенное влияние на профессиональное обогащение учителя.

Мы полагаем, что одним из значимых социальных факторов, влияющих на развитие психолого-педагогической культуры учителя, является муниципальная методическая служба. Основной целью муниципальной методической службы является развитие всех граней профессионального опыта педагогов. Если более детально рассмотреть деятельность муниципальной методической службы, то можно обратиться к исследованию В. М. Лизинского [5]. Он выделяет следующие функции методической службы: обеспечение учителей профессиональной информацией; поддержка исследовательской работы педагогов в образовательной организации; изучение и анализ учебно-воспитательного процесса; поддержка школы при подготовке к аттестации; организация индивидуального консультирования и профессиональной помощи педагогу; поддержка в осуществлении методической и инновационной работы школы; организация обучения педагогов и пр. Резюмируя содержание деятельности методической службы, автор отмечает, что она ориентирована на прогрессивные изменения свойств личности, психологических качеств, профессиональных знаний, педагогических умений педагога посредством методической работы.

По словам Т. А. Рыбкиной, муниципальная методическая служба является социальным институтом, который создается муниципальным органом управления образованием и функционирует как его структурное подразделение [10]. При этом она также может выступать как самостоятельное юридическое лицо, ориентированное на реализацию задач (стратегических) образовательной политики. Они осуществляются в части развития кадрового потенциала, научно-методического сопровождения инновационных процессов, поддержки внедрению проектов обновления содержания образования и пр.

Значимость методической службы отмечается и в статье Т. В. Жуковой, которая делает акцент на том, что муниципальная методическая служба является социальной организацией, представляющей собой общность специалистов, взаимодействующих на основе сотрудничества. Такое взаимодействие, по мнению автора, способствует нахождению индивидуального методического стиля педагога, выявлению его самобытности и уникальности, а также повышению методической культуры учителя [2]. О. Н. Боровик убедительно обосновывает, что методическая служба является фактором развития компетентности учителя [1].

Получается, что муниципальная методическая служба развивает и компетентность, и личностные характеристики, и профессиональную культуру учителя (с различными ее компонентами). В этой связи совершенно уверенно можно утверждать, что возможности методической службы для развития психолого-педагогической культуры учителя достаточно большие. Особенно это относится к учителям начальных классов, которые в образовательном пространстве школы живут и действуют словно в отдельном мирке. К этой ситуации даже можно применить такой распространенный речевой оборот «варятся в своем соку».

Достаточно часто можно обнаружить, что начальная школа дистанцирована от основной и средней школы. Нередки даже конфликты, основанные на недопонимании сущности профессиональной деятельности между учителями основной и начальной школы. Когда первые обвиняют учителей начальных классов (не разобравшись в истинных причинах), в том, что они «чему-то не научили детей», и теперь им приходится работать с «сырым материалом». Конфликты могут возникать и с родителями обучающихся, при этом не каждый учитель начальных классов может найти правильное разрешение конфликтной ситуации [3].

Однако именно в младшем школьном возрасте у детей формируется отношение к обучению в целом, развивается учебная мотивация [4], которая может снижаться из-за отсутствия психолого-педагогической культуры учителя. Ведь неумение найти подход к ребенку, неграмотность в вопросах урегулирования конфликтов и есть показатели слабо развитой психолого-педагогической культуры учителя. Если учитель не сможет выстраивать обучение с учетом ведущей деятельности младшего школьного возраста, не будет знать особенности возрастного кризиса, связанного с поступлением в школу (кризис 7 лет - становление социального Я), не найдет контакт с родителями обучающихся можно констатировать, что он проявит свою психолого-педагогическую безграмотность. Также следует отметить, что в последнее время появляется все больше гиперактивных, агрессивных, тревожных детей, с которыми также важно выстроить грамотное взаимодействие.

Описанные выше особенности деятельности учителя начальных классов сказываются и на мотивации и на качестве профессиональной деятельности. Поэтому именно выход за пределы своей образовательной организации, взаимодействие с коллегами, находящимися в той же профессиональной ситуации, обмен опытом по нахождению эффективных и оригинальных педагогических решений будет наиболее насыщенно происходить на базе муниципальных методических служб. Не смотря на то, что для расширения психолого-педагогической культуры учитель может использовать данные литературных источников, но именно реальное взаимодействие с коллегами в рамках муниципальной методической службы позволит по-другому взглянуть на проблемную ситуацию, получить ценный совет от коллег.

Включение в профессиональное взаимодействие под компетентно организованным руководством методической службы позволит учителю найти другой ракурс обозрения профессиональной ситуации, определить новые ориентиры своего профессионального восхождения в психолого-педагогической науке и культуре. Так как именно методическая служба на сегодняшний день является эффективным педагогическим сообществом, ориентированным на поддержку педагогов в осуществлении стратегических задач образования. Решая вопросы качества современного образования, обеспечивая его доступность и непрерывность, муниципальная методическая служба является важным звеном повышения профессионального мастерства учителя, его творческого потенциала и психолого-педагогической культуры.

Рецензенты:

Ярычев Н.У., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования», г. Грозный.

Зуева Ф.А., д.п.н., руководитель отдела научно-исследовательской работы, ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Эжаева М.А. ВОЗМОЖНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23799 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674