Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕСТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Агафонова М.А. 1
1 НОУ Православная гимназия г. Калининград
В статье рассматривается вопрос об особенностях формирования тестологической компетентности, как одного из ключевых факторов, влияющих на уровень профессиональной компетентности преподавателей английского языка. Данный вопрос является особенно актуальным в связи с переходом к системе независимого тестирования, распространения международных квалификационных экзаменов и предъявления особых требований к подготовке и переподготовке учителей иностранного языка. В статье освещается структура тестологической компетентности, особенности стратегии подготовки к тестам, рассматривается вопрос о важности формирования и развития тестологической компетентности как одной из приоритетных задач для российского образования в связи с обоснованной потребностью выбора оптимальных способов контроля полученных знаний и умений, а также введением международных стандартов языкового тестирования и обучения.
компетенция
языковое тестирование и оценка
тестовые стратегии
тестология
1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.:Академия, 2007. – 272с.
2. Коккота В.А. Лингводидактическое тестирование: Научно – теоретическое пособие. – М.: Высш. Школа, 1989. – 127с.
3. Крокер Л. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник / Л. Крокер, Дж. Алгина; под общей ред. В.И. Звонникова и М.Б. Челышковой. – М.: Логос, 2010. – 668с.
4. Кузнецова В.И. Структура тестологических компетенций будущего учителя // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы научно – практической конференции 25 – 30 мая 2010г.: Москва, 2012. – С.132 - 137.
5. Пермяков О.Е., Менькова С.В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. – М.: ФИРО, 2010. – 114с.
6. Савченкова Н.Н. Формирование тестологической культуры учителя: проблемы, сущность, структура, уровни, критерии // Известия Смоленского государственного университета. Ежеквартальный журнал. 2011. №1 (13) С.335 – 346.
7. Coombe, C. and Hubley, N. Fundamentals of Language Assessment [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.uruguayeduca.edu.uy/.../FLA%Manual (дата обращения: 10.10.2015).
8. Hughes, Arthur Testing for Language Teachers (Cambridge Language Testing Library) Cambridge University Press, 2003. – 255p.

Развитие современного российского образования в условиях глобализации и интеграции в европейское образовательной пространство после подписания Россией Болонской декларации в 2003 году предъявляет особые требования к преподаванию иностранных языков. Это предполагает решение целого ряда задач по реформированию системы образования с целью повышения его эффективности. Особое место в данном вопросе занимает проблема должной оценки и систематического контроля полученных знаний и умений. В этой связи переход к системе независимого тестирования, которая вошла в образовательную практику российских школ в середине 1990-х годов является одним из направлений по повышению качества обучения. Введение единых унифицированных экзаменов, какими являются ОГЭ и ЕГЭ, распространение международных квалификационных экзаменов (KET, PET, FCE), введение в некоторых вузах международных экзаменов актуализировало вопрос профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей иностранного языка (английского в частности), через использование системы тестирования как непосредственной составляющей учебной диагностики. Однако, несмотря на широкое распространение форм тестирования, в педагогическом сообществе все еще существует определённое недоверие по отношению к надёжности и объективности результатов тестовых методов контроля и оценки. В качестве причин, объясняющих такое явление, можно привести следующие:

  • ­недостаточная осведомлённость преподавателей о принципах и методах современных средств оценки учебных достижений;
  • ­преувеличение, в том числе и в СМИ, негативного опыта использования тестирования;
  • слабо развитая структура подготовки кадров по вопросам тестирования и тестологии в рамках системы ВПО и повышения квалификации работников образовательных учреждений;
  • низкий уровень тестологической культуры учителей.

В связи с этим представляется необходимым рассмотрение вопроса о специальной подготовке современных учителей английского языка к освоению и применению тестовых технологий в образовательном процессе. Хотя за последнее время появились учебные пособия по вопросам тестирования, как показывает практика, лишь небольшая часть преподавателей готова самостоятельно осваивать новые тестовые технологии. Вполне очевидно, что в настоящее время учитель должен обладать определённым набором компетенций, которые позволяют ему не только осуществлять контроль знаний и умений учащихся, но и самому принимать участие в процессе тестирования. Подготовка учащихся к аттестации, к сдаче экзаменов, проводимых в форме тестирования, предполагает наличие у учителя определённых тестолого-методических знаний. Не секрет, что в низких результатах ЕГЭ учителя видят закономерную угрозу их профессиональной карьере и профпригодности.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности преподавателей английского языка должно происходить непременно с учетом формирования тестологической компетенции как неотъемлемой её составляющей. Как отмечают Л. Крокер и Дж. Алгина, в современной системе образования тестирование должно быть органично вплетено во всю ткань учебного процесса, таким образом, знание его теоретических основ и прикладных методов требуется от каждого преподавателя [3]. В работах отечественных и зарубежных исследователей подчеркивается значимость специальной подготовки учителя к использованию тестирования в процессе обучения (Л. Крокер, Дж. Алгина, В.И. Звонников, А.Н. Майоров, Т.Ю. Новичкова, Н.М. Саенко, Е.В. Солонин, М.Б. Челышкова, Т.И. Шамова и др.). С точки зрения направленности на формирование тестологической компетенции их можно разделить на три группы.

К первой группе относятся работы (А.И. Ахулкова, Т.А. Гудкова, A.B. Добудько, O.A. Козырева, В.И. Кудзоева, Т.С. Мамонтова, A.Г. Мордкович, И.А. Новик, Н.Б. Паршукова, Н.В. Позднякова, Н.В. Садовникова, Л.Б. Сенкевич, С.Н. Цымбал и др.), в которых не затрагивается проблема подготовки будущего учителя к использованию тестирования в обучении. Вторую группу представляют исследования (И.Н. Андреева, B.А. Андриеш, Н.Ю. Гутарева, А.Е. Казеев, С.С. Копылова, М.А. Магомедова, И.А. Морев, A.B. Никитин, Т.Ю. Новичкова, В.П. Овчаренко, Е.В. Солонин, Л.А. Сучкова, Т.Н. Тягунова, Т.А. Устименко, A.M. Шуйцев, Н.В. Ялаева и др.), в которых рассматривается тестирование как средство управления педагогическими процессами. В данных работах подробно освещаются основные положения дидактической тестологии, разрабатываются тестовые материалы для достижения конкретных целей обучения, описываются методики использования дидактического тестирования, однако, не уделяется внимания вопросам подготовки учителя в данной области. В третью группу входят исследования (И.В. Дробышева, А.Н. Майоров, Н.М. Саенко и др.), в которых разработаны такие отдельные аспекты изучаемой нами проблемы, как: 1) знакомство будущих учителей с понятийным аппаратом дидактической тестологии; 2) формирование знаний и умений по составлению критериально-ориентированных тестов, направленных на диагностику индивидуальных особенностей учащихся; 3) определение критериев компетентности в вопросах тестирования.

Тестологическая деятельность учителя связана непосредственно с тестированием в образовательном процессе. При этом, имеет значение его тестологическая компетентность, которую вслед за Кузнецовой В.И. мы определяем как владение совокупностью организационно-управленческих и аналитико-конструктивных тестологических компетенций, личностное отношение к ним, а также к предмету и результату деятельности по использованию тестирования в процессе обучения [4]. По мнению исследователя, организационно-управленческие тестологические компетенции отражают способности педагога к постановке целей дидактического тестирования, определению времени, необходимого на выполнение отдельного тестового задания и всего теста в целом, шкалированию и интерпретации полученных результатов.

Второй вид компетенций характеризует способности педагога к воспроизведению теоретических основ дидактической тестологии, связанных с основными характеристиками тестовых материалов и особенностями их разработки, а также способности к анализу, оценке, коррекции и конструированию тестовых материалов. В связи с этим закономерно возникает вопрос о необходимости владения учителем английского языка стратегиями подготовки к тестам (Test Preparation Strategies). В данный блок (по Кристин Кум) входят определённые знания, умения и стратегии. Тестовые знания (Assessment knowledge) представляют собой знания о видах тестов и других формах лингвистической оценки, структуре, формате, критериях оценивания. Умения по подготовке к тесту (Test Preparation Skills) состоят из нескольких групп умений, которые подразделяются на психологические и учебные. Также следует упомянуть и о стратегиях выполнения теста, в которых автор выделяет претестовые ("Before The Test" Strategies), стартовые ("At The Start" Strategies), непосредственно сами экзаменационные ("During The Exam" Strategies), и послеэкзаменационные ("After The Exam" Strategies) [7]. Также представляется необходимым упомянуть о собственно тестовых компетенциях, а также об одной из её составляющих - Test Wiseness. Этот компонент, «умудренность в тестировании», приводится в работах многих исследователей и имеет большое влияние на конечный результат [8].

Рассматривая вопрос о применении педагогического тестирования и тестологической деятельности учителя, многие исследователи упоминают о важности формирования особой тестологической культуры учителя. В этой связи следует отметить исследования Н.Н. Савченковой, которая выделяет в её составе следующие компоненты: мировоззренческий, содержательно - операционный и личностно - творческий. При этом определяются также и условные уровни проявления тестологической культуры, среди которых присутствуют адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный [6].

Таким образом, формирование и развитие тестологической компетентности преподавателей английского языка является одной из приоритетных задач для российского образования в связи с растущей потребностью в оптимальных способах контроля. Требования, предъявляемые сегодня обществом к современному специалисту - преподавателю иностранного языка, подразумевают постоянное повышение своей квалификации, в том числе и через выполнение тестов. В данном случае процесс формирования профессиональной компетентности должен рассматривать включение тестологической компетентности как её составной части.


Библиографическая ссылка

Агафонова М.А. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕСТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23791 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674