Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Тарасова М.В. 1 Кудашов В.И. 1
1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Проведен элементный анализ системы образования и дано определение образовательного идеала как элемента данной системы. Выявлены две образовательные модели, обозначенные как диктатная и энтузиазная. Установлено, что диктатное и энтузиазное образовательное начала с необходимостью соприсутствуют в каждой образовательной технологии, составляют основу образовательного идеала. Система образования охарактеризована как диалектическая, направленная на создание образовательного отношения в единстве диктатных объект-операций и энтузиазных субъект-операций. Рассмотрена структура системы образования. Продемонстрированы отличия естественной и искусственной системы образования. Искусственная система образования, определенная институционально-административными условиями внедрения образовательных стандартов и решения конкретных учебных задач, раскрыта как диалектически зависимая от естественного образовательного потенциала идеалов культуры, актуализирующих через образованиe свои возможности становления единичных и общих картин мироотношения.
образовательный стандарт
Диалектика
образовательный идеал
система образования
1. Тарасова М.В., Кудашов В.И. Диалектика взаимодействия культурных и социальных идеалов // Идеи и идеалы. № 2(24), т.2, 2015. – С. 70-78.
2. Тарасова М.В., Кудашов В.И. Идеалы научной культуры в образовании: социально-философский анализ // Профессиональное образование в современном мире. - 2015. - № 1 (16). - С. 33-44.
3. Тарасова М.В. Культура и образование: принципы взаимодействия. Красноярск: Изд-во Сибир. федер. ун-та, 2012. – 360 с.
4. Тарасова М.В. Образование как система: традиции исследования // Философия образования. № 3 (36), 2011. – С. 170-178.
5. Тарасова М.В., Кудашов В.И. Образовательная реализация идеалов культуры в системе социума // Философия образования. № 6 (57), 2014. – С. 94-104.
Определение, корректировка и распространение национальных образовательных стандартов - процесс, происходящий в постоянном взаимодействии теории и практики. Теория и философия образования создает фундамент практической реализации стандартов в конкретных образовательных технологиях. Образовательный идеал всегда технологичен, операционален, определен схемой действия субъектов образовательного отношения. Практика введения образовательных стандартов в среду профессионального образования актуализирует теоретические принципы образовательного действия, при этом проводя их верификацию. В связи с этим, всестороннее научное постижение законов развития системы образования представляется условием, необходимым для эффективного планирования национальных и международных образовательных стандартов.

Цель исследования состоит в определении специфики взаимодействия теории и практики образования при разработке и внедрении профессиональных образовательных стандартов. Образованиенаправлено на становление мироотношения через создание образовательного идеала. Образование формирует человека, владеющего схемами действия с идеалами культуры и готового экстраполировать данные схемы на способ своего отношения с миром. Образовательные стандарты регулируют процессами актуализации и экстраполяции идеалов культуры в образовательном становлении субъекта учения.

Методологическую базу исследования составляет диалектический метод.  Принципы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение эмпирического и теоретического) позволяют аргументированно связать выводы относительно теории и практики образовательной деятельности.

Обсуждение результатов исследования

Если диктатная образовательная модель [3] выстроена на основе приоритета общего и всеобщего начала, претендующего на свою власть над всяким единичным, то энтузиазная образовательная модель, наоборот, определена господством единичного начала, которое в независимости и в отрицании власти всеобщего стремится вести собственный образовательный процесс. Эти две модели не столько связаны с традиционными системами [4], бытовавшими и бытующими в образовании, сколько представляют два доминирующих и взаимно противоположных начала, взаимодействие которых приводит все образовательное пространство в действие. Та или иная форма взаимоотношения двух начал проявляется в каждой образовательной системе. Образовательный результат предполагает возникновение нового качества, явившегося результатом отношения двух сторон образовательного диалога. Диктатное и энтузиазное начала должны сосуществовать, соединяясь и взаимодействуя для формирования того нового качества, которое проявляет процесс и результат образовательного творчества.

Диктатное и энтузиазное начало выступают по отношению друг к другу в роли противоположностей, между которыми существует взаимное притяжение. Всеобщее способно проявиться только в единичном, а единичное руководствуется стремлением самоутверждения через соучастие с всеобщим. Действие этих сил подчинено закону диалектики.

Диалектическое качество системы образования во многом объясняется природой взаимодействия другой диады образовательных систем - естественной и искусственной. Естественная система образования есть система операций, осуществление которых ведет к образованию человеком самого себя через отношение с миром. Самоопределение возможно через взаимоотражение со своим-иным. Для единичного начала качеством своего-иного обладают общее и всеобщее начала. В естественную образовательную систему человек стремится включиться вне зависимости от участия в искусственных образовательных программах. Та искусственная система образования, которая ставит своей целью наибольшую эффективность реализации, стремится соответствовать установкам и технологической специфике естественной системы.

Следовательно, формирование в искусственной системе образования тех ситуаций, в которых возможно опосредование Единичного и Всеобщего, может быть понято как основа эффективного моделирования образовательного процесса.

Процесс, организуемый диалектической системой образования, можно определить как образовательное отношение. Отношение означает не просто партнерство, но взаимную необходимость каждой из сторон для самоопределения другой стороны.

Направленность диалектической системы образования на создание условий возникновения образовательного отношения означает, что образование служит идеальным посредническим пространством, в котором Единичное и Всеобщее способствуют образованию друг друга. Образовываться, образовывая - этот закон лежит в основе образовательного отношения.Образовательный диалог-отношение - так можно охарактеризовать действие, созданию которого предназначает себя диалектическая система образования.

Образовательное отношение - субъект-субъектно. В отличие от традиционных видов системы образования, в которых действуют правила субъект-объектной связи, диалектическая система образования предполагает установление таких отношений, где каждая из сторон - субъектна. Под понятием «субъект образовательного отношения» подразумевается активная сторона, совершающая образовательное действие как собственную инициативу.

Поскольку субъект образования технологичен, то он всегда представляет собой комплекс образовательных операций. В образовательное отношение вступают человек, с одной стороны, и тот эталон, который произведен системой культуры, с другой стороны. Эталон может входить в образовательный диалог через антропоморфную фигуру, одним из самых популярных вариантов которой выступает учитель, но это не должно помешать исследователю увидеть истинного соучастника образовательного отношения - идеал культуры. Человек представляет собой энтузиазного субъекта учения. Культурный эталон является диктатным субъектом научения. Соответственно, в отношение вступает комплекс единичных образовательных операций и комплекс эталонных всеобщих образовательных операций. Операционное сопряжение этих двух комплексов создает ту технологию, которая позволяет образовательному отношению состояться.

Единство технологической обусловленности является основанием, на котором строится структурно-деятельностное слияние двух начал диалектической системы образования. Элементом системы образования выступает образовательная операция. При этом образовательная технология представляет собой многосоставное операционное целое. И природа образовательной технологии предполагает интеграцию общих и единичных операций.

С одной стороны, для реализации образовательной технологии необходима ориентация на общие правила, в которых заложена эталонная схема действия. В общих образовательных правилах закладывается та программа мироотношения, которую являет культурный идеал, созданный как посредник между миром и человеком. Данная программа реализуются через общие образовательные объект-операции.

С другой стороны, эталонная образовательная операция невозможна без конкретного единичного действия по своему осуществлению, без разворачивания схемы в реальное действие. И это разворачивание происходит в форме единичных образовательных субъект-операций.

В результате, образовательная технология характеризуется совмещением объективных и субъективных операций. Более того, чисто объективные и чисто субъективные операции принадлежат области абстрактных научных категорий. Чаще всего объективное и субъективное качество входят во взаимодействие внутри образовательной операции, формируя в ней неразрывное единство противоположностей. Следовательно, образовательная технология организована взаимодействием субъектно-объектных операций.

Что есть образовательный диктат в диалектической системе образования? С одной стороны, аналогично традиционным представлениям, в основании диктатных образовательных операций в диалектической системе образования лежит идея императивного адресования образцовых схем действия, соответствия которым востребуется от адресата. Субъект образовательного диктата ориентирован не только на возврат своих схем действия в виде, максимально приближенном к эталонному, но только прошедшем через стадию актуализации. Что более важно, это ориентация на становление нового качества в виртуальном пространстве между двумя субъектами образовательного отношения.

В диалектической системе образования комплекс диктатных образовательных операций исходит от эталона культуры. В результате конечный антропоморфный посредник отходит на второй план и главным учителем становится само произведение культуры: историческая концепция, устанавливающая логику взаимосвязи человеческого прошлого и настоящего; естественнонаучная теория, объясняющая законы устройства космоса и места человека в нем; философская доктрина, оговаривающая основные вопросы бытия и определяющая круг поиска ответов и т.д.

Если система культуры продуцирует идеалы сопряжения явленного и познанного мира с человеком, то система образования открывает собой начало процесса признания идеала, прохождения по тому пути сопряжения, который предложен системой культуры. В образовании эталонная всеобщая схема действия мироотношения должна быть проверена на прочность - выявлена степень ее актуальности и возможности для построения множества индивидуальных, единичных картин мира [5].

Будучи держателем образовательного диктата, культурный идеал изъявляет свои посреднические возможности, приобретая технологическое качество комплекса образовательных операций. Через культурные эталоны мир обозначает предназначение человека - в этом одна из основ образовательного диктата в диалектической системе образования. Диктат эталона культуры в образовании обозначает объективные законы устройства мира, как в социальном, так и в космическом смыслах, которые человеку с необходимостью предстоит принять или опровергнуть. Всеобщие операции эталона раскрывают общее начало и в самом человеке. Выявить эталонное качество в себе - в этом состоит одно из главных искушений образовательного диктата для человека, стоящего на позиции ученика. Точка отсчета любого возможного образовательного действия кроется в субъекте образовательного диктата.

В диалектической системе образования образовательный энтузиазм означает актуализацию эталонных принципов через конфликт двух начал - единичного и всеобщего. Законы диалектики подразумевают, что субъект образовательного энтузиазма не находится в плену эгоцентрического стремления ниспровергнуть все каноны и опровергнуть истинность существующих эталонов. Образовательный энтузиазм заключается в потребности единичного субъекта обрести свое место в том мире, который ему декларируется. Привнесение в мир того незаменимого единичного элемента, который представляет собой каждый энтузиаст естественного образовательного процесса - вот те предпосылки, которые делают это начало значимым для структуры образовательного целого.

Рассмотрев равную необходимость диктатного и энтузиазного начала для диалектической системы образования, можно заключить, что структура данной системы должна быть подчинена закону взаимодействия, постепенного уравновешивания и гармонизации двух начал, проявляющихся через интегрирование образовательных операций. Интеграция происходит в образовательных технологиях.

Господствующее диалектическое качество системы образования позволяет утверждать, что ее структура определена наличием ряда необходимых элементов, представляющих взаимные противоположности. Диалектическую систему образования можно представить в виде двойной спирали. Спирали подчинены разворачиванию одного из двух образовательных начал: когда одна спираль организуется движением образовательного диктата, то другая, устремляющаяся ей навстречу, определена силой образовательного энтузиазма. Критическими точками волн каждой из спиралей являются те образовательные операции, в которых присутствие лишь одного из двух образовательных начал доведено до крайности, практически полностью исключающего возможности создания в этой точки образовательной технологии по диалектическим принципам.

Но система образования - динамичный организм, который не только ведет успешную борьбу с попытками саморазрушения, возникающими в крайних точках, но и подчиняет все свое внутреннее устройство обеспечению бесконечного процесса самовоспроизводства и саморегуляции. Стремясь преодолеть явление нарастания энтропии, система образования порождает технологии, в которых оказываются востребованными оба образовательных начала. Движение системы определено потребностью в возникновении равновесия между силами двух начал.

По мере приближения к месту встречи двух спиралей, со стороны, идущей от крайней точки объект-операций образовательного диктата, появляется все больше интегрированных образовательных операций, в которых присутствие энтузиазного начала постепенно увеличивается. При этом с противоположной стороны, идущей от зоны, окружающей крайнюю точку образовательного энтузиазма, движется другая волна, порождающая интегрированные операции, в которых нарастает значение диктатного начала. В результате этого взаимного движения возникает элемент, появление которого может быть названо достижением системой образования своей цели и исполнением ее предназначения. Узловой точкой системы образования являются такая объект-субъектная образовательная операция, в которой диктатное и энтузиазное образовательные начала обладают равными правами. Именно в этой точке эталонно-всеобщие и единичные операции взаимодействуют в той образовательной технологии, которая позволяет идеалу культуры перейти из потенциальной фазы своего бытия в актуальную, а человеку - обрести программу мироотношения.

Если обратиться к уровню существования системы образования в реальности сегодняшнего дня, то каждую из существующих образовательных систем можно охарактеризовать как одну из точек на карте движения двойной спирали системы образования. Так, одновременно действующими и стремящимися через самопреодоление к гармонизации со своей противоположностью оказываются образовательные системы с преимуществом как диктатного, так и энтузиазного содержания. Всякая конкретная образовательная технология определена структурой двойной спирали: тактика синтеза и интеграции образовательных объект- и субъект-операций находится связана со стратегией реализации образовательного отношения диктатного и энтузиазного начал.

Выводы

Разработка образовательных стандартов в искусственной системе образования с необходимостью подчинена правилам интегрирования диктатных объект-операций и энтузиазных субъект-операций. Интеграция направлена на создания баланса в образовательном отношении - модели мироотношения. Диалектика всеобщего и единичного лежит в основе диктатно-энтузиазного образовательного стандарта, определяющего технологии профессионального образования.

Достижение гармонии двух образовательных начал, влекущее систему образования к своему бесконечно возобновляемому развитию, означает становление образовательного идеала.

Рецензенты:

Грицков Ю.В., д.ф.н.,, профессор ГИ СФУ, г. Красноярск;

Нескрябина О.Ф., д.ф.н., профессор ИФиЯК СФУ, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Тарасова М.В., Кудашов В.И. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23548 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674