Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Клюева Е.В. 1 Наумова Т.В. 1 Губанихина Е.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал
В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, успешность которого зависит от профессиональной компетентности педагога. Современной этап развития российского общества характеризуется изменениями в политической, экономической, социальной сферах, усилением миграционных процессов, приводящих к обострению проблем межнационального взаимодействия. В сложившейся ситуации возникает противоречие между потребностью в педагогах, профессионально ориентированных на обеспечение системы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточным отражением в содержании подготовки педагогических кадров этнокультурных особенностей России. Авторы определяют возможности содержания учебных дисциплин, педагогической практики и системы воспитательной работы в подготовке будущих бакалавров педагогики.
дети дошкольного и младшего школьного возраста
разнообразие культур
духовно-нравственное воспитание
профессиональная компетентность
1. Белогуров А. Ю. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе // Педагогика. -2013. -№ 3. – с. 100-121.
2. Губанихина Е.В. Формирование профессионально-ценностых ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 8-2 (36). - С. 8-10.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
5. Клюева Е.В. Подготовка студентов к формированию межнационального согласию у школьников // Начальная школа. – 2014. - №9. – С. 65-70.
6. Наумова Т.В., Тихомирова О.Б. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада // Наука и мир Международный научный журнал: Волгоград. - 2014. №1 (5), - С. 306-310.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М.: Просвещение, 2011.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
В условиях социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия российского общества духовно-нравственное воспитание стало важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Выступая ключевым фактором модернизации страны, образование призвано стать гарантом национального согласия, нравственности общества, укрепления российской государственности [4]. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся призывы к воспитанию в духе диалога культур. Однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые, педагоги-практики стараются избегать таких острых вопросов как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем нравственная культура человека не является генетически обусловленной, она социально детерминирована и должна быть воспитана.

В этом процессе огромная роль принадлежит педагогу [2, 5, 6]. В отечественной педагогике Учитель традиционно рассматривался не как транслятор знаний, посредник между содержанием образования и воспитанником, а как собеседник, наставник.

В этой связи формирование у будущих бакалавров педагогики, обучающихся по профилю «Начальное образование и дошкольное образование», компетентности в области духовно-нравственного воспитания детей является закономерным и рассматривается нами как важнейший компонент профессиональной подготовки. Оно предполагает овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, обозначенными в ФГОС ВПО (Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования) по направлению «Педагогическое образование»: «...готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям; способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; готовность применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса» [8, с. 6-7].

Результаты исследования и их обсуждение.

Вслед за В.С. Лазаревым компетенцию рассматриваем как интегративное психическое образование, включающее четыре компонента: комплекс знаний необходимых для решения различных видов профессиональных задач; способы постановки, планирования решения задач и оценки его результатов; методы выполнения действий, требующихся для решения этих задач и опыт, благодаря которому другие ее компоненты интегрируются в способ решения задач соответствующего типа [1, с. 104].

Следовательно, система подготовки педагогов должна быть направлена на формирование опыта решения множества профессиональных задач в области духовно-нравственного воспитания. Исходными положениями при разработке системы подготовки на факультете дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ННГУ выступили следующие:

- возраст 3 - 10 лет является сенситивным периодом формирования нравственных представлений и «духовного становления личности», что требует совершенствования качества подготовки будущих педагогов к осуществлению работы в данном направлении;

- необходимым условием эффективного нравственного развития личности является обеспечение преемственности в воспитании на этапах дошкольного и младшего школьного возраста;

- главное место в системе работы с будущими педагогами должно быть отведено развитию мотивационного компонента компетенции, понимания значимости духовно-нравственного воспитания в укреплении российской государственности;

- изучение теории нравственного воспитания направлено на формирование у студентов осознания, что основу ценностно-смыслового, содержательного и технологического компонентов этого процесса составляет система базовых национальных ценностей [3, с.18];

- в соответствии с ценностно-ориентированным и деятельностным подходами духовно-нравственное воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте должно представлять организацию жизнедеятельности детей, направленную на обогащение опыта нравственного поведения;

- одна из ключевых задач современного образования состоит в обеспечении подготовки воспитанников к признанию разнообразия культур как данности, что требует обогащения содержания подготовки будущих бакалавров.

Охарактеризуем некоторые стороны организации учебной и воспитательной работы в контексте обозначенной проблемы. Различные аспекты духовно-нравственного воспитания становятся предметом обсуждения со студентами в ходе базовой подготовки по таким дисциплинам, как: «Семейная педагогика» (1 семестр), «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» (3 семестр), «Этнопедагогика и этнопсихология» (4семестр), «Современные технологии обучения и воспитания младших школьников» (4 семестр), «Дошкольная педагогика» (5,6 семестры), «Организация внеурочной деятельности в школе полного дня» (8,9 семестры).

В ходе изучения курса «Семейная педагогика» студенты узнают об особенностях семей с однородным и межэтническим составом, в которых зачастую наблюдается скрытое неблагополучие на фоне столкновения этнических стереотипов родителей и противоречивых требований к их формированию у ребенка. В процессе лекций, практических и лабораторных занятий студенты убеждаются в том, что, работая с ребенком, необходимо учитывать этнический состав семьи, этнические стереотипы родителей, их нравственные установки и принципы. Так как именно семья, являясь первой и наиболее значимой социальной средой, оказывает определяющее влияние на формирование его личности.

Кроме этого, содержательная составляющая дисциплины включает выполнение генеалогического исследования студентами, направленного на изучение и систематизацию информации о своей семье, представителях своего рода. Исследовательская деятельность осуществляется в форме индивидуальных и коллективных проектов с последующей публичной защитой. В процессе изучения данного курса будущие педагоги знакомятся также с методикой проведения генеалогической работы с детьми в условиях детского сада и начальной школы, с основами формирования представлений дошкольников и младших школьников о роде и семье, о воспитании уважения к старшим.

Одной из дисциплин, непосредственно направленных на формирование профессиональной компетентности у будущих педагогов в области изучения воспитательного потенциала культур народов России, выступает «Этнопедагогика и этнопсихология». Содержание дисциплины реализуется в форме лекций и лабораторных занятий, позволяющих формировать знания об основных понятиях этнопедагогики, особенностях функционирования народной педагогической культуры в различных исторических и этнокультурных условиях; влиянии традиционных систем воспитания и социализации на духовно-нравственное развитие личности в различных этнических культурах.

По каждому разделу проводятся дискуссии. При организации лабораторных занятий используются элементы технологии проектного обучения по индивидуальным для каждого студента темам («Влияние мультпродукции на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста», «Народная афористика как средство нравственного воспитания младших школьников», «Потенциал народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» и др.). Тематика мини-исследований может быть предложена педагогом, возможна самостоятельная формулировка темы студентами. Исследовательский характер в рамках подготовки проекта позволяет студенту более глубоко и детально рассмотреть отдельные аспекты ключевых проблем использования потенциала народной культуры в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Одним из направлений освоения дисциплины является формирование банка нравственно-ориентированных средств воспитания, в частности, произведений устного народного творчества.

На занятиях по дисциплине «Дошкольная педагогика», наряду с другими аспектами, рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания в условиях многонационального детского коллектива. Внимание студентов обращается на то, что педагоги дошкольных образовательных организаций первыми начинают работу с группами смешанного этнического состава. В ходе анализа практик нравственного воспитания будущие педагоги выделяют возможные трудности в работе воспитателя с многонациональным детским коллективом, в частности:

- проблемы психологического характера - негативный настрой коренных жителей (родителей дошкольников), отрицательно отражающийся на педагогическом процессе;

- трудности понимания, общения и детей, и взрослых, обусловленные незнанием, плохим владением русским языком детьми-мигрантами;

- трудности общения, обусловленные различиями в национальной культуре: традициях, обычаях, образе жизни, мыслей, национальном характере;

- недостаточная насыщенность развивающей предметной среды интеркультурными компонентами. Осознание трудностей позволяет студентам прогнозировать возможные пути их решения уже на этапе обучения в вузе.

Работа со студентами проводится с опорой на изучение требований стандарта ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), в котором одной из основных задач определено «обеспечение равных возможностей для развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей» [9, с. 7]. Таким образом, будущие педагоги приходят к выводу, что особое внимание в работе с группами смешанного этнического состава следует уделять воспитанию толерантности, уважения и ценностного отношения к русской национальной культуре и культуре тех этносов, представителями которых являются воспитанники. Требования ФГОС ДО определяют принципы работы с дошкольниками на современном этапе, которыми должны руководствоваться будущие бакалавры в профессиональной деятельности:

- приобщение детей к социокультурным нормам каждого из этносов, представленных в группе, традициям семей, общества и государства;

- учёт особенностей этнокультур в развитии детей [9, с. 6].

В восьмом семестре расширению и углублению знаний будущих педагогов о духовно-нравственном воспитании в начальной школе способствует изучение курса по выбору «Духовно-нравственное воспитание младших школьников». Содержание лекций включает изложение таких вопросов, как: понятие гражданской идентичности и ее структура, методика работы по ее формированию в младшем школьном возрасте; диагностика сформированности основ гражданской идентичности. Особо со студентами рассматривается вопрос регионализации духовно-нравственного воспитания младших школьников, обусловленный этнокультурными особенностями Нижегородской области.

В процессе занятий будущие педагоги приходят к пониманию необходимости обогащения образа родной страны ценностным содержанием, включающим то, с чем ребенок сталкивается каждый день - семья, отчий дом, традиции предков, родная улица, природа родного края. Одна из тем курса предполагает расширение знаний студентов о работе учителя начальной школы по воспитанию у детей уважения к семье, к старшим по возрасту, об особенностях выработки поведения в области семейных отношений с учетом нравственных норм, принятых в культуре. Современная ситуация требует построения новых отношений между институтом семьи и образовательными организациями. Поэтому важное место при проведении занятий по данному курсу отводится изучению современных форм и методов установления партнерских отношений с родителями и проблемам, сопровождающим этот процесс.

Системы усвоенных студентами знаний недостаточно для компетентной профессиональной деятельности. Компетентным можно считать того педагога, который способен творчески решать профессиональные задачи. Достижение компетентности обеспечивается овладением теоретическими знаниями во взаимосвязи с умениями по решению разнообразных профессиональных задач. С их разнообразием студенты сталкиваются в ходе педагогической практики в режиме реального образовательного процесса. Успешность решения каждой педагогической задачи обусловлена уровнем овладения аналитическими, прогностическими, проективными и рефлексивными умениями. На развитие данных умений ориентирован комплекс заданий, выполняемых студентами, во время производственной практики на 4 курсе. Так, составление кластера «Нравственные качества современного педагога» позволяет систематизировать знания студентов о необходимых современному педагогу качествах личности и развивать рефлексивные умения. Выполнение мини-проекта нацелено на изучение состояния духовно-нравственного воспитания в практике начальной школы, на поиск и разработку путей эффективной реализации воспитательных задач. Студенты анализируют этнический состав обучающихся начальных классов, характер взаимодействия детей. По итогам выполненного задания будущие бакалавры: подбирают игры и проводят их со школьниками; составляют список произведений для внеклассного чтения; разрабатывают конспекты и проводят воспитательные мероприятия, направленные на сплочение коллектива обучающихся, на формирование у них опыта толерантного поведения. Выполнение этого задания способствует также формированию коммуникативных, организаторских умений будущих педагогов.

Оказывая помощь учителям, студенты участвуют в проведении анкетирования родителей, предназначенного для выявления их отношения к необходимости духовно-нравственного воспитания младших школьников. Совместная с учителем разработка конспекта родительского собрания и информационного буклета направлены на освоение студентами способов и форм сотрудничества с родителями обучающихся.

Цель другого задания состоит в изучении студентами возможностей общешкольных мероприятий как формы организации внеурочной деятельности младших школьников в воспитании нравственной культуры. Содержание этого задания включает: анализ системы внеурочной воспитательной работы, ее потенциала; участие в разработке и проведении одного из общешкольных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. Будущие педагоги на примере опыта работы конкретных школ имеют возможность познакомиться с разнообразными формами создания межвозрастных взаимодействий многонационального состава учащихся, например, такими как:

-конкурс родословных, семейных альбомов, гербов;

-выставка детско-родительского творчества;

-фестиваль патриотической песни, посвященный Дню народного единства;

-уроки мужества, посвященные Дням воинской славы России;

-встречи с ветеранами;

-смотры строя и песни;

-рождественский спектакль (совместно с воскресной школой).

-социальные акции и проекты.

Таким образом, содержание данного вида практики играет существенную роль в формировании профессиональной компетентности у будущих бакалавров по созданию воспитательного пространства образовательного учреждения, обеспечивающего не только сохранение, но и преумножение традиций школы, региона в целом.

Говоря о формировании компетентности будущего педагога в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, нельзя не остановиться на особенностях воспитательной работы со студентами.

В качестве приоритетной цели воспитательного процесса определено создание условий для формирования и развития социально активной личности будущего педагога-гражданина, обладающей развитым гражданским сознанием, опытом социально-значимой гражданской деятельности, осознающей общественную значимость, личную ответственность за результаты собственной педагогической деятельности, способной в новых социально-экономических условиях вносить ощутимый вклад в преобразование российского общества и государства.

Следует отметить, что эта работа проводится в системе и представляет собой комплекс разноплановых мероприятий, среди которых: посещение музеев и памятных мест г. Арзамаса, музея АФ ННГУ; проведение митингов и участие в возложении цветов к Вечному огню в День Победы, творческого конкурса «День Победы в вашей семье»; организация тематических фотовыставок гражданской тематики, конкурсов стихов о ВОВ; участие в организации и проведении общегородских мероприятий в рамках проведения Дня города. Безусловно, систематически со студентами проводятся беседы на нравственно-этические темы.

Целенаправленное воспитание осуществляется через рубрики и статьи факультетской газеты «Наше время», где студенты имеют возможность рассказать о своей малой Родине - Арзамасе, Первомайске, Починках и многих других.

Выводы.

Подводя итог, отметим, что нами обозначены отдельные аспекты совершенствования подготовки будущих педагогов в области духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте новых образовательных стандартов. Реализуемое содержание подготовки студентов по профилю «Начальное образование и дошкольное образование» отражает этнокультурные особенности России. Оно направлено на формирование компетентности в обеспечении преемственности воспитания нравственной культуры дошкольников и младших школьников.

Рецензенты:

Савенкова Л.Г., д.п.н., профессор, ФГНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», г. Москва;

Акутина С.П., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Клюева Е.В., Наумова Т.В., Губанихина Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23540 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674