Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ

Каракотова С.М. 1 Боташева А.М. 1
1 ФБГОУ ВПО "Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева"
Одной из важнейших форм общественного развития в полиэтническом и поликультурном государстве, каковым является Россия, служит культура межнационального общения. Поскольку молодое поколение является носителем всего прогрессивного, эта категория наименьшим образом подвержена предрассудкам и ориентирована на включение в различные формы взаимодействия, мы решили обратить внимание на значимость межнационального общения преподавателей и студентов нашего университета. Определив возможные причины неприязненных отношений между студентами различных этносов и культур, мы попытались извлечь опыт из работы старейших работников университета и указать на необходимость усиления работы кураторов, преподавателей, профсоюзов и других работников вуза. Особый акцент мы сделали на формировании эмпатии у родителей, а затем обратили внимание на сформированность эмпатических способностей у самого педагога как главного и необходимого в этом деле качества личности.
эмпатия
взаимодействие
общение
культура
толерантность
1. Каракотова С.М, Каракотов Р.Б. Роль эмпатии в формировании толерантности учащихся и студентов в системе общего и профессионального образования. Сборник научных статей КЧГУ. — Поиск. Знание. Наука. Карачаевск: КЧГУ,2011. — 124 с.
2. Кущетерова Ф.Т-Б. В помощь куратору академической группы учебное пособие. — Карачаевск: КЧГУ, 2013. — 240 с.
3. Маркова Н.Г. Формирование толерантности у молодежи как индикатора культуры межнациональных отношений. Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности. Материалы 11-й Международной научно-практической конференции. Часть 2 СПб., 2009. — С. 119.
4. Толерантность и культура межнационального общения. Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Краснодар: Просвещение-Юг. — 305 с.
5. Шлягина Е.И. Этническая толерантность личности // Научно-публицистический вестник «Век толерантности» М., 2001. Вып. 3, 4. — С. 125.
Современный мир уверенно идет по пути расширения взаимосвязей между странами, различными народами, группами и коллективами. Расширяются контакты между государственными институтами, социальными группами, индивидами различных государств, этническими и религиозными представительствами, языками и культурами, заимствованиями культурных ценностей и миграция людей из одной культуры в другую. Существующий процесс глобализации уже не терпит прежнюю систему общественных отношений. Необходимость перехода от иерархической системы к демократической очевидна. И здесь уместно было бы вспомнить о существовании такого понятия, как «толерантность». В Словаре по этике (1981) сказано: «Толерантность является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я». В Философском словаре по правам человека (2007) подчеркивается, что «толерантность» не есть терпимость или снисходительность. Она - активное признание прав и свобод другого безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям. Таким образом, толерантность - категория, обеспечивающая не только уважение чужих, но и позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Данное определение подчеркивает, что толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека независимо от его культурного и социального уровня [4]. Толерантность - это желание добра и мира другому, бесконфликтное общение, эмпатия, умение слушать и слышать, коммуникативная толерантность, принятие личности другого человека, его языка, его культуры, его привычек. И где еще, как не в учреждениях образования, толерантность обязана быть составной и неотъемлемой частью жизни современного человека? Образовательные институты наиболее эффективно могут проводить работу по формированию толерантных, благоприятных межэтнических отношений. Эта проблема на сегодняшний день остается самой сложной и многогранной, поскольку возникла не сегодня, она имеет глубокие исторические корни. Как будут жить в мире и согласии наши потомки, зависит от нас, от умения конструктивно решать задачи обновления и демократизации общества, от умения готовить студентов к будущей жизни в этом меняющемся мире. Решение проблемы формирования культуры межэтнических отношений зависит не только от желания преподавателей и студентов, но и от эффективности проводимых в мире, нашей стране, нашей республике и в нашем университете социальных преобразований. Основными целями формирования толерантности у студентов мы видим следующие: это глубокое познание культуры своего народа, интеграция в другие культуры; формирование знаний о разнообразии культур; формирование взаимодействия с представителями различных культур; формирование у студентов терпимости, доброжелательности в процессе межнационального общения. Формирование у студентов толерантности должно осуществляться на основе разработанных нравственных ценностей, которые вырабатывались в ходе развития человечества. Главное в культуре - это духовность. Только она делает человека личностью. Низкий уровень духовности, культуры сказывается на социальной стабильности народа, на межнациональных отношениях, на толерантном отношении к другим культурам. Проблеме межэтнических отношений за последние годы посвящено много литературы. Одна из книг, которая отражает более полно актуальность данной тематики,  - это учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов и преподавателей вузов: «Толерантность и культура межнационального общения» издательства «Просвещение-Юг». г. Краснодар. Авторы издания считают, что решению данной проблемы существенно может помочь межкультурный диалог. Они пишут: «Межкультурный диалог - это активные действия, за которыми должен быть и результат. Результатом может явиться и осознание людьми своих собственных недостатков» [4]. Продолжая эту мысль, авторы утверждают, что межкультурному диалогу помогает и вовлечение молодежи в процесс принятия решения как на уровне отдельных государств, так и на международном уровне. Молодежь - самая мобильная группа населения, наименее подверженная предрассудкам, ориентированная на включение в различные формы взаимодействия. Формирование у студентов толерантных отношений к социуму, к историческому и культурному наследию не только своего народа, но и всего «другого, иного» и является глобальной задачей современного образования. Проблема межэтнического взаимодействия на мировом уровне остается нерешенной, и мы это слышим ежедневно в средствах массовой информации, примером могут служить события в Украине. В этом конфликте участниками являются представители различных национальностей. Проблема взаимоотношений на этнической основе не миновала и наш университет. Ни для кого не секрет, что вуз всегда был интернационален. Здесь учились и занимались преподавательской деятельностью представители более 30 национальностей. Университет наш всегда был примером толерантных взаимоотношений студентов и преподавателей. Сейчас здесь обучаются студенты из Средней Азии. И в связи с этим нередко слышатся высказывания осуждающего характера в адрес другой стороны, касающиеся привычек, обычаев, традиций, манеры поведения, использования родного языка противоположной стороной. Редко, но наблюдаются и споры на этнической почве, кто и чем лучше. Каковы же причины неприязненных отношений между студентами различных национальностей? Мы видим это в отсутствии элементарной культуры поведения, нежелании принимать окружающих людей такими, какие они есть, независимо от национальности, пола, возраста, цвета кожи, религиозных убеждений, социального положения. Другую причину взаимного непонимания мы видим в отсутствии знаний норм этнического этикета основной массой студентов. В течение многих сотен лет люди искали пути, которые приводили бы их к достижению мира и согласия, созданию атмосферы терпимости, доброжелательности, уважения друг к другу. Правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности, в дальнейшем стали надежным средством равноправного межнационального диалога. Они позволяли избегать ненужных конфликтов и натянутости в отношениях между народами [3]. Жизнь показала, что только знание этнического этикета и выполнение его требований может способствовать снижению роста конфликтности в вузах. Другая важная составляющая процесса формирования межнациональных отношений у студенческой молодежи - этнопсихологическая адаптивность. Она дает возможность быстро и эффективно приспосабливаться к традициям, обычаям, культуре, языку, образу мышления и действиям представителей различных этнических общностей, но при этом сохранять и беречь свою культуру, обычаи, манеру общения, язык, особенно если обычаи, культура и язык имеют много общего. Например, представителям студенчества из Средней Азии гораздо проще адаптироваться к среде нашего университета и к студентам коренных этносов ввиду схожести языка, обычаев, традиций, культуры, религии и многого другого. Следующая причина взаимного непонимания состоит в том, что далеко не все кураторы групп уделяют этой проблеме должное внимание, считая, вероятно, что со временем все само устроится. Но мы все знаем, что возникающие проблемы нужно решать, и иногда решать быстро, а не ждать, когда само по себе все решится. Вот куратору и «карты в руки», ведь он является социальным наставником, носителем новой культуры вуза, «университетского духа» [2].

Формирование толерантности в условиях высшего образования происходит в рамках общей тенденции роста образованности - как сближение между позициями преподавателей и студентов. Поэтому кураторы групп относительно формирования толерантности должны работать не только со студентами, но и с педагогами и родителями. Кураторы групп имеют возможность общаться с родителями по телефону, рассказать об успехах сына или дочери, советоваться по тому или иному вопросу. Процессы воспитания и обучения в системе современного образования имеют много различных психологических аспектов. На развитие ценностного и коммуникативного потенциала влияет межличностное общение и взаимодействие в студенческих коллективах. Задача педагогов и кураторов - создание доброжелательной обстановки в группе. Это мировоззренческая проблема, которую необходимо решать обществу и преподавателям. Ориентация студентов на общечеловеческие ценности и идеалы связана с необходимостью формирования у них национального самосознания, этнической толерантности, воспитания в духе мира и добра. Становление личности студента в поликультурном пространстве, которое моделируется вузом, а именно его образовательной программой, жизненной средой, нравственно-эстетическим и этическим «климатом» педагогического общения, предполагает формирование гуманного отношения к любому студенту, не важно, кто он и откуда. Все это в конечном счете и будет составлять базовую культуру студента. Сюда, безусловно, входит и межэтническая культура. Национальная культура как база обучения и воспитания играет все большую роль в формировании личности студента в условиях нарастающей бездуховности, антикультуры и падения нравственных устоев в обществе.

Благотворное влияние на формирование личности студента оказывают литературные герои - сказочные богатыри-нарты, неустанно ведущие борьбу со злом во всех его проявлениях. Использование народных песен, танцев, игр, сказок, пословиц, поговорок, созданных народом, как знак протеста против несправедливости, зла, насилия, - вот арсенал работников университета, которым они мастерски пользуются для формирования нравственно-этического потенциала студентов, а также межэтнического и межкультурного взаимодействия [2]. В вузах акцент делается на осознанное распознавание студентами проявлений толерантности и ее противоположности - интолерантности; на распознавание их теоретических моделей; на соотнесение тех и других; на соотнесение собственных взглядов с взглядами преподавателей и однокурсников. Осознание значения конструктивных межчеловеческих отношений помогает преодолевать чувство интолерантности. Процессы воспитания и обучения в системе современного образования имеют много различных психологических аспектов. Процессы смысловой рефлексии обучающихся сопровождаются активизацией их эмоционально-волевой сферы. Основной деятельностью становится деятельность переживания, благодаря которой происходит формирование толерантности. Толерантное взаимодействие строится на основе эмпатии - способности субъективно воспринять другого и эмоционально отзываться на переживания других людей. На основе эмпатии создается атмосфера доверия и терпимости. Доброжелательность позволяет не только чувствовать, но и показывать уважение и симпатию, уметь принимать другого даже тогда, когда не одобряешь его поступки, поддержать его в трудной жизненной ситуации. Развитие эмпатии - одна из самых сложнейших психолого-педагогических задач. Ее невозможно вызвать волевым усилием над собой, для ее возникновения требуется создание специальных условий [1]. Местом зарождения и дальнейшего развития эмпатии являются семья, а затем образовательное учреждение. На первом месте, безусловно, находится семья. В пределах семьи и ее членов происходит дальнейшее развитие эмпатии, а потом, постепенно она переходит границы семьи и распространяется на окружающий ребенка мир. Под руководством родителей, прародителей, старших братьев и сестер дети усваивают социальный опыт, характер эмоциональных отношений и учатся избирательно относиться к происходящим вокруг событиям. Если в семье устанавливаются благоприятные, доверительные отношения родителей с детьми, если родители обращают внимание на то, как поступки детей сказываются на благополучии других людей,  в этом случае процесс развития эмпатии у молодых людей будет проходить наиболее эффективно.

Второе условие эффективного формирования эмпатии студента - развитие эмпатии самого педагога. Очевидно, что для того, чтобы сформировать эмпатию в других, необходимо и самому педагогу проявлять сочувствие, сопереживать, уметь оказывать поддержку. Сформированность эмпатических способностей преподавателя определяет адекватное поведение по отношению к студенту. В результате эмпатийных, толерантных отношений с педагогом студенты осознают, что значит уважение к представителям других этносов и культур, обычаев, традиций, языка, сами строят прочный фундамент, на котором будет стоять дом, именуемый межэтническим взаимодействием и культурой подрастающего поколения.

Рецензенты:

Семенова Ф.О., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск;

Эбзеев М.М., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск.


Библиографическая ссылка

Каракотова С.М., Боташева А.М. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23405 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674