Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Корнеева А.А. 1 Севостьянова Т.И. 1 Акмалов А.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный университет"
В статье представлена модель культуры межличностных отношений, проанализированыее сущность и структура как компоненталичностной культуры.Отмечается влияния уровня сформированности культуры межличностных отношений наготовность устанавливать эффективные отношения в любой профессиональной сфере. Содержание ценностно-ориентационного компонента культуры межличностных отношений дополнено ценностью толерантных отношений.Толерантность является необходимой основой организации общения и взаимодействия в условиях инклюзивного образовательного процесса. В работе отмечены особенности инклюзивного образования. Рассматриваются задачи, которые возможно решить через организацию инклюзивного образовательного процесса в вузе, основной из которых является обеспечение социальной адаптации в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья.Обосновывается комплекс психолого-педагогических условий формирования культуры межличностных отношений у участников инклюзивного образовательного процесса в вузе.
толерантность
инклюзивный образовательный процесс
лица с ограниченными возможностями здоровья
культура межличностных отношений
1. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы [Электронный ресурс] //Официальный сайт министерства труда и социальной защиты Российской федерации. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения 23.10.2015).
2. Казакова, Л.А. Обучение взаимодействию детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–11. – С. 2459-2463.
3. Курносова, С.А., Мухаметова, Н.М., Акмалов, А.Ю. Целеполагание как компонент моделирования подготовки компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; www.science-education.ru/120-15929 (дата обращения: 24.10.2015).
4. Макеева, И.А. Толерантность как ценностная основа инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с. – С. 60-64.
5. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие/ Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204 с.
6. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. / М.А. Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 с.
7. Сорокоумова, С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения./ С.Н. Сорокоумова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук – 2010. - Т. 12. – №3. 134-136.
8. Яковлева, Н.Н. Инклюзивное образование: социально-психологический аспект - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии [Электронный ресурс] / Н.Н. Яковлева // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. Режим доступа — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44259_full.shtml (дата обращения 23.10.2015).
В настоящее время приоритетным направлением государственной образовательной политики России является развитие системы инклюзивного образования с целью реализации права любого человека на получение образования, необходимого для успешной адаптации в обществе и получение профессии. Так, одной из задач Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы является «устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами» [1].

Одним из факторов, определяющих особенности установления и поддержания контактов человека с другими людьми во всех сферах деятельности и обеспечивающих успешную адаптацию и интеграцию в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья, является уровень сформированности культуры межличностных отношений.

Культура межличностных отношений, ее сущность, структура и особенности формирования представлены в работах ученых психологической и педагогической областей научного знания М.С. Кагана, Е.Г. Злобиной, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, И.С. Кона, Л.К. Шияна, В.А. Кан-Калика, И.И. Диденко, К.Э. Казарьянц, К.А. Кисина, Н.Ю. Попиковой, М.В. Тарасова, И.В. Хитровой.

В результате раннее проведенного теоретического анализа работ представителей психологии отношений А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, теории деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровского, исследований базовой культуры личности О.С. Газмана, определения общей культуры личности И.А. Зимней в рамках личностно-деятельностного подхода и работ Н.Л. Худяковой, нами было сформулировано рабочее определение категории культуры межличностных отношений. Культура межличностных отношений – компонент личностной культуры, включающий в себя систему ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, высокий уровень развития которых позволяет человеку самостоятельно выбирать и использовать средства для установления оптимальных (эффективных) межличностных отношений, с ориентацией на достижение общей (конечной) цели взаимодействия.


В модели культуры межличностных отношений, представленной на рисунке 1, отражены ее структурные компоненты.

Особенности ценностно-ориентационного компонента культуры межличностных отношений детерминируют понимание целей взаимодействия в различных сферах деятельности человека, а также избирательное использование средств и способов установления и поддержания отношений с партнерами по взаимодействию, необходимых для достиженияпланируемого результата.

Теоретическое исследование показало, что высокий уровень сформированности ценностно-ориентационного компонента культуры межличностных отношений ориентирует субъекта наконечные (итоговые) цели взаимодействия, поэтому,в нашем понимании, взаимоотношение должно быть не только гармоничным и комфортным, но, прежде всего, эффективным. Именно ценностные ориентации определяют выбор способов и средств организации общения и взаимодействия в отдельных ситуациях, когда может возникнуть необходимость вызвать не только положительный эмоциональный ответ (симпатия, привязанность, одобрение), но и отрицательную реакцию (антипатия, гнев, фрустрация).Такие ситуации характерны для образовательного процесса, а также реализуются в ходе делового общения и взаимодействия в различных сферах профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование культуры межличностных отношений у студентов вуза может быть рассмотрено как одно из направлений подготовки компетентных специалистов всех профессиональных областей.

В рамках современнойсистемыроссийского образования особое внимание уделяется проблеме обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее эффективный способ решения этой проблемы – обеспечение инклюзивной, доступнойдля каждого, образовательной среды.

Инклюзивное образование предполагает «включение человека с особыми возможностями в общеобразовательный процесс вместе другими для освоения социального опыта и существующей системы общественных отношений» [5, с. 49]. Инклюзивное образование – это не просто обучение лиц с особыми возможностями, но это, прежде всего, обеспечение успешной социальной адаптации и интеграции вобществе лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантности всех членов социума.

Учет социально-психологических особенностей инклюзивного образовательного процесса в вузе, по нашему мнению, позволяет расширить само понимание культуры межличностных отношений и акцентировать внимание на реализации ряда условий, необходимых для формирования культуры межличностных отношений выпускников вуза.

Инклюзия предполагает полное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, однако для установления эффективного взаимодействия необходима адаптация всех участников такого образовательного процесса. Так, в работах И.А. Макеевой [4], М.А. Писаревской [6] и Н.Н. Яковлевой [8] отмечается, что опыт взаимодействия нормально развивающихся детей в инклюзивном образовательном процессе способствует формированию у них толерантности, эмпатиии гуманности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Исследование Л.А. Казаковой [2] направлено на анализ трудностей, которые возникают удетей с ограниченными возможностями здоровья, в процессеустановление контактов в условиях инклюзивного образовательного процесса, а также поиск путей их преодоления.

Можно сделать вывод, что включение обучающихся в инклюзивный образовательный процесс в вузе обеспечивает решение ряда задач:

1.                  качественная, практически ориентированная профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2.                  равноправное включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества [8];

3.                  формирование толерантности и эмпатии у всех участников инклюзивного образовательного процесса (качества, необходимые для понимания и принятия людей «другой» группы, субкультуры) [6, 8];

4.                  формированиеу лиц сограниченными возможностями здоровья способности иготовности взаимодействовать между собой и со здоровыми сверстниками вусловиях образовательной организации иза её пределами [2];

5.                  формирование у всех участников инклюзивного образовательного процесса способности иготовности запросить иоказать помощь [2].

По нашему мнению, инклюзивный образовательный процессв вузе позволяет преодолетьсоциально-психологические барьеры между отличающимися категориями студентов, влияет на ценностно-ориентационную сферу личности участников, обеспечивает приобретение новых знаний, умений и опыта эффективного взаимодействия в условиях инклюзивной образовательной среды, что в целом способствует формированию готовности выпускников вуза к реализации профессиональной деятельности в инклюзивном обществе.

Таким образом, включенность обучающихся в инклюзивный образовательный процесс в вузе способствует формированию культуры межличностных отношений –практическому обогащению деятельностного компонента новыми средствами и способами установления и поддержания эффективных, гармоничных, комфортных и толерантных взаимоотношений с «отличающимися» партнерами, дополнению и детализации на этой основе знаниевого компонента, и, в итоге, осознанию значимости и принятию толерантной ценностной ориентации как одной из основ построения межличностных отношений.

Формирование культуры межличностных отношений в условиях инклюзивного образовательного процесса в вузе будет обеспечено реализацией следующих психолого-педагогических условий:

1.                  предварительнойпсихолого-педагогической подготовкой профессорско-преподавательского персонала к работе в условиях инклюзивного образования [3];

2.                  организацией групповых форм работы на учебных занятиях, а также групповых формподготовки проектных заданий, обеспечивающих формирование социально-психологических знаний, навыков общения и взаимодействия в малой группе, опыта рефлексии и познания партнеров по общению;

3.                  включением в программы психолого-педагогических дисциплин элементов психологических и социально-психологических тренингов, направленных на формирование рефлексивных способностей, толерантности, навыков межличностной рефлексии;

4.                  организацией творческих форм работы с целью формирования самостоятельности и раскрытия творческого потенциала личности всех обучающихся, включая студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексная реализация выше перечисленных психолого-педагогических условий будет способствовать формированию культуры межличностных отношений в условиях инклюзивного образовательного процесса в вузе и позволит решить приоритетные задачи инклюзивного образования.

 

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Сериков С.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Колмогорова А.В., д.фил.н., профессор, ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации, г. Красноярск.



Библиографическая ссылка

Корнеева А.А., Севостьянова Т.И., Акмалов А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23392 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674