Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изаак С.И. 1 Шивринская С.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Одним из основных направлений модернизации системы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях является внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» проведение ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся закреплено как обязательное условие деятельности образовательной организации в области физического воспитания. Перспективным в аспекте включения в показатели педагогического мониторинга, явилось изучение кумулятивного эффекта программы физического воспитания, который может быть оценен по показателю вовлеченности выпускников ДОУ в регулярные занятия физическими упражнениями спортивной направленности. Реализация педагогического мониторинга старших дошкольников на основе изучения вариативности параметров здоровья, физической подготовленности и сформированности знаний обучающихся под воздействием разработанной программы физического воспитания позволила определить и сформулировать методические рекомендации по планированию индивидуальной траектории формирования физической культуры воспитанника, организации и методике занятий для инструкторов физического воспитания дошкольных образовательных учреждений.
старшие дошкольники
физическое воспитание
педагогический мониторинг
мониторинг
1. Изаак С.И. Реализация Указа Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» // Спорт: экономика, право, управление. – М.: Изд-во «Юрист». - № 2. – С. 12-14.
2. Изаак С.И. Всероссийский мониторинг физического состояния детей, подростков и молодежи России: основные направления работы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М.: НИЦ «ТиПФКиС», 2004. - № 3. – С. 20.
3. Изаак С.И., Панасюк Т.В. Мониторинг физического развития и физической подготовленности российский детей дошкольного возраста // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – М.: Изд-во «Педиатрия», 2005. – Т. 84. - № 3. – С. 60-62.
4. Изаак С.И., Кабачков В.А. Мониторинг физического здоровья в образовательной среде // Дополнительное образование и воспитание. – М.: ИД «Витязь-М», 2004. - № 8. – С. 44-48.
5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О. Филипповой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 416 с.
6. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 20.10.2015).
7. Шивринская С.Е., Новикова Г.В. Взаимодействие семьи и ДОУ как условие формирования физической культуры дошкольника // Мир детства и образования: материалы IV Всерос. научно-практической конф. с приглашением представителей стран СНГ (Магнитогорск, 21 мая 2010 г.). – Магнитогорск, 2010. – С.125-128.
Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, определенная в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р), ориентирована на увеличение доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 80% (раздел IV, п.2), на модернизацию физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях (раздел VII, п.2), на существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных организациях во внеурочное время путем реализации дополнительных образовательных программ спортивно-оздоровительных групп (раздел VII, п.2).

Одним из основных направлений модернизации системы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях является внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Особенно важно это направление в связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» [1]. Комплекс ГТО предполагает сдачу нормативов детьми уже с 6-8-летнего возраста, что, безусловно, вызывает объективную необходимость выявления готовности и соответствия возможностей детей заданным нормативам уже на уровне дошкольного образования.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» проведение ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся закреплено как обязательное условие деятельности образовательной организации в области физического воспитания (ст.28, п.7) [6].

Ведущим понятием нашего исследования является понятие «мониторинг», который рассматривается как процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, осуществление контроля за характером происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития [2]. Мониторинг представляет собой непрерывный процесс, организующийся на достаточно продолжительном отрезке времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, осуществлять прогноз развития этих тенденций [3].

Важно уточнить, что педагогический мониторинг - это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития [4].

Важным аспектом педагогического мониторинга процесса физического воспитания на уровне дошкольного образования является не только получение необходимой информации о двигательных способностях и физическом развитии ребенка, но и разработка рекомендаций по выбору индивидуальной траектории формирования физической культуры воспитанника.

С.О. Филиппова указывает на определенные проблемы, связанные с проведением мониторинга физической подготовленности в дошкольном образовательном учреждении, который в большинстве случаев ориентирован на «средние условия» и направлен на решение «общих задач» [5, с.115].

Поэтому, на наш взгляд, проведение мониторинговых исследований в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должно включать реализацию следующих конкретных задач: отбор характеристик объекта (здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность и др.), создание диагностической базы, обобщенный анализ результатов, разработка рекомендаций и принятие управленческого решения.

Цель исследования: реализация педагогического мониторинга разработанной программы физического воспитания старших дошкольников на основе изучения вариативности параметров здоровья, физической подготовленности и уровня сформированности знаний обучающихся.

Материал и методы исследования. В исследовании приняла участие группа дошкольников, которая начала заниматься по разработанной методике с 5-6 лет (старшая группа детского сада) и завершила занятия в подготовительной группе в возрасте 6-7 лет (26 человек: мальчиков - 15 чел., девочек - 11 чел.). Занятия проводились два раза в неделю по 35 минут в спортивном зале МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №63» г. Череповца.

Предметом обучения экспериментальной методики физического воспитания были выбраны движения с мечом, которые составляют техническую основу таких командно-игровых видов спорта, как баскетбол, волейбол и футбол.

Такой выбор обусловлен следующими факторами:

- освоение технических элементов спортивных игр позволяет существенно расширить двигательный опыт и обеспечить оптимальный объем двигательной активности занимающихся как важной составляющей здорового стиля жизни;

- большой арсенал прыжковых, скоростных и силовых упражнений обеспечивает условия воспитания физических качеств и двигательных способностей занимающихся, содействует укреплению здоровья, оптимизации и коррекции физического развития, повышению уровня общей физической подготовленности;

- коллективное решение учебных задач по эффективному выполнению технико-тактических игровых и соревновательных действий содействует развитию основных психофизических свойств и коммуникативных умений личности, социальной толерантности;

- игровая деятельность, лежащая в основе спортивных игр, обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности;

- необходимость принимать быстрые и разумные игровые решения, правильно их реализовывать в совместной командной деятельности способствует воспитанию уверенности в себе и формирует навыки эффективного коллективного взаимодействия;

- собственно соревновательная деятельность формирует эмоционально-нравственную и волевую сферы занимающихся, устойчивые мотивы к занятиям физическими упражнениями;

- соблюдение правил выполнения технико-тактических приемов, как условия успешности соревновательной деятельности, содействует воспитанию общественно ценных и личностно значимых нравственных качеств занимающихся - ответственности, настойчивости, сознательной дисциплины, инициативности и творческой активности, самостоятельности и решительности;

- высокий эмоциональный уровень командных действий обеспечивает формирование интереса, устойчивых мотивов и положительного отношения к собственно физкультурно-спортивной деятельности;

- зрелищность и привлекательность спортивных игр содействует популяризации спорта как средства оздоровления и физической рекреации, как пространства самореализации и самосовершенствования;

- знакомство со спортивными традициями и ритуалами, историей развития спорта и правилами ведения соревновательной борьбы формирует у занимающихся основы общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за спортивные достижения и принадлежности к увлекательному миру спорта.

Исследование подтвердило глубокий образовательный, оздоровительный, воспитательный и развивающий потенциал командно-игровых видов спорта, их уникальность как пространства становления и развития личности.

Поэтому содержанием педагогического мониторинга был выбран большой спектр традиционных показателей, характеризующих уровень развития занимающихся (уровень здоровья, показатели физического развития и физической подготовленности, уровень сформированности знаний в области физической культуры и спорта, и показателей, позволяющих в целом оценить результативность программы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

На наш взгляд, перспективным в аспекте включения в показатели педагогического мониторинга, явилось изучение кумулятивного эффекта программы физического воспитания по разработанной методике, который оценивался по показателю вовлеченности выпускников ДОУ в регулярные занятия физическими упражнениями спортивной направленности.

Оценка состояния здоровья осуществлялась по показателям частоты и продолжительности простудных заболеваний на основании данных медицинского контроля. Для оценки уровня физической подготовленности детей (высокий, средний, низкий) использовалась батарея тестов, включающих: подъем туловища за 30 сек (силовые способности), бег на 30 м (скоростные способности), статическое равновесие (координационные способности), наклон вперед из положения сидя (гибкость), бег на 300 м (выносливость). Для оценки уровня сформированности знаний в сфере физической культуры и спорта проводилось интервьюирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогическое воздействие на обучающихся осуществлялось посредством применения разработанной методики физического воспитания, основанной на элементах наиболее популярных спортивных игр - футбола, баскетбола и волейбола. Учебно-тренировочные занятия предполагали решение целого комплекса задач: укрепление здоровья, формирование навыков ЗОЖ, повышение уровня физической подготовленности, совершенствование основных и овладение техникой специальных движений с мячом, изучение спортивной терминологии, содействие развитию психофизических и волевых качеств ребенка, формирование культуры ведения соревновательной борьбы.

Исследование показало, что в целом вариативности параметров здоровья, физической подготовленности, объема двигательных навыков и уровня сформированности знаний обучающихся под воздействием разработанной программы физического воспитания может быть дана следующая характеристика.

По всем исследуемым показателям выявлена положительная динамика. Но эта динамика не одинакова по показателям отдельных физических качеств. Самым существенным стал результат в развитии гибкости (70% у мальчиков и 100% у девочек). На наш взгляд, в значительной мере это объясняется фактором оптимального воздействия на организм ребенка физических упражнений в сензитивный период развития гибкости. Статистическое подтверждение получила и динамика показателей координационных способностей, которая составила 39% у мальчиков и более 73% у девочек. Значительные различия в результатах мальчиков и девочек мы связываем с тем, что у последних сензитивные периоды в развитии многих координационных способностей наступают несколько раньше, чем у мальчиков. По показателям развития силовых способностей статистически значимы изменения только у девочек (28%). А по показателям выносливости и быстроты только у мальчиков (17,8% и 12,6% соответственно). При этом в целом уровень физической подготовленности отдельных испытуемых существенно повысился (таблица).

Статистически значимые различия показателей физической подготовленности старших дошкольников за период занятий

Показатели физической подготовлен-ности

Начальный этап

Заключительный этап

динамика

t-критерий Стьюдента

tкрит = 2,06

при p>0,05

_

х

 

уровень

_

х

 

уровень

 

в ед.

 

в %

силовые способности

М

8,8 р

н. средн

9,8 р

н. средн

+1,0 раз

11,3

-

Д

7,1 р

н. средн

9,8 р

средний

+2,7 раз

28

2,34

скоростные способности

М

8,7 с

средний

7,6 с

средний

+1,1 сек

12,6

2,08

Д

9,1 с

н. средн

8,2 с

средний

+0,9 сек

9,9

-

координац. способности

М

27,9 с

н. средн

38,8 с

средний

+10,9сек

39,1

3,04

Д

32 с

н. средн

55,5 с

в. средн

+23,5сек

73,4

3,26

гибкость

М

4,3 см

средний

7,3 см

средний

+ 3 см

69,7

3,82

Д

5,3 см

средний

10,6 см

средний

+ 5,3 см

100

4,02

выносливость

М

109,5с

н. средн

90 с

средний

+19,5сек

17,8

2,18

Д

110,2с

средний

102 с

средний

+8,2 сек

7,4

-

Достоверно повысился уровень знаний в сфере физической культуры и спорта, а также интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Существенное сокращение числа дней, пропущенных детьми по болезни, обусловлено эффективностью всего комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, реализуемых в ДОУ.

По нашему мнению, значимым можно отметить результат по кумулятивному эффекту программы: из 26 выпускников экспериментальной группы приступили к систематическим занятиям спортом 15 человек (58%) (хоккей, плавание, каратэ, баскетбол, гимнастика, футбол).

Заключение. Реализация педагогического мониторинга в процессе физического воспитания старших дошкольников на основе изучения вариативности параметров здоровья, физической подготовленности, сформированности знаний обучающихся, кумулятивного эффекта специально организованных занятий (показатель вовлеченности дошкольников в регулярные занятия физическими упражнениями спортивной направленности после окончания ДОУ) позволила определить и сформулировать методические рекомендации по планированию, организации и методике занятий для инструкторов и руководителей физического воспитания ДОУ.

Кроме того, мы полагаем, что содержание педагогического мониторинга процесса физического воспитания детей дошкольного возраста должно быть ориентировано на те показатели, которые не только позволяют эффективно управлять данным процессом в ДОУ, но и обеспечивают получение объективной информации о перспективах включения конкретного ребенка в пространство физической культуры и спорта на ступени начального образования.

Рецензенты:

Денисова О.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец;

Филимонова С.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физического воспитании и спортивной тренировки Педагогического института физической культуры и спорта, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Изаак С.И., Шивринская С.Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23377 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674