Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ

Куимова Н.Н. 1 Никишина О.А. 1 Пепеляева С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
В статье получили отражение разных подходов к трактовке понятия «дистанционное образование (обучение). Представлена классификация методов, методик и технологий дистанционного обучения. Рассмотрена проблема введения в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений дистанционной формы обучения с использованием компьютеров (ИКТ) и других технических средств. Обозначена проблема обучения младших подростков (10-12 лет) с задержкой психического развития при переходе из начальной в основную школу. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к многообразным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование ИКТ в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения. Для младших подростков 10-12 лет с ЗПР данный способ получения информации необходим, еще и потому, что вызывает познавательную активность и снижает степень напряжения волевых усилий. Авторы предлагают апробированную программу с общей структурой этапов коррекционно-развивающих занятий.
коррекционно-развивающая программа
дети с задержкой психического развития
информационно-коммуникационные технологии
дистанционное обучение
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
3. Куимова Н.Н. Особенности развития социально-личностных и субъектно-деятельностных компонентов адаптивности у учащихся 10-12 лет с задержкой психического развития посредством компьютерных технологий // Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов развития в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. - СПб: КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС. - 2014. С. 78-82.http://elibrary.ru/item.asp?id=22710609
4. Князева Т.Н., Куимова Н.Н. Становление адаптивности как субъектной способности в младшем подростковом возрасте // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - №6. http://www.science-education.ru/113-r11772
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, - 2006. — 495 с.
6. Хан Е. Ю. Применение метапредметного подхода в дистанционном образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб: Реноме, 2012. — С. 228-234.
В настоящее время в Российской Федерации идет активная работа по развитию  многоуровневой системы электронного дистанционного обучения.

В литературных источниках имеются разные подходы к трактовке понятия «дистанционное образование (обучение)». Дистанционное обучение (ДО) - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся[4].

Оно осуществляется через взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность[1, 2].

Дистанционное обучение, как и другие его виды - это двусторонний процесс, связанный с передачей и получением знаний через синхронные и асинхронные учебные системы информации предметного, метапредметного и личностного характера.

В научных источниках до сих пор отсутствует единая классификация методов, методик и технологий ДО, хотя это может раскрыть резервы и возможности перестройки учебного процесса, моделирования в нем творческих ситуаций, ведя поиск новых индивидуальных и коллективных форм обучения, мобилизующих возможности и стимулируя сотворчество педагогов и обучающихся.Сегодня активно используются такие формы ДО как: чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий, которые проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату; Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция - проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. Naturallearningmanner). Телеприсутствие, то есть учащийся, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у ребенка создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками[5].

Введение в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений дистанционной формы обучения с использованием компьютеров (ИКТ) и других технических средств предоставляет возможность ускорения развития обучающихся, обеспечивает максимально дифференцированный подход в сопровождение ребёнка, а также помогает частично решать вопрос об обучении учащихся с различными нарушениями в развитии. Данная проблема характерна и для детей, обучающихся далёко от городских и районных ОУ. Дистанционное образование позволяет всем школьникам, оставаясь на своих «микроучастках» (сельская школа, дом и др.), параллельно очному образованию получать дистанционное. Подобная организация образовательного процесса дает возможность всем категориям обучающихся получать полноценное общее образование доступного и нужного уровня и профиля. В связи с этим возникает необходимость разработки новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса для всех обучающихся, независимо от наличия или отсутствия у них ограничений возможностей здоровья, с целью подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Тем не менее, для детей с ограниченными возможностями здоровья информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают доступ к новым источникам знаний, общения, развития. Системное использование ИКТ и, в частности, технологий дистанционного обучения может стать  эффективным решением проблемы образования и социализации детей с различными  нарушениями. Однако, особая роль в этом процессе принадлежит специалисту (психологу, педагогу), владеющему такими технологиями.

В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность психолога, его способность решать профессиональные психолого-педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма. А в системе специального образования это становится принципиально важным, поскольку позволяет решать задачи развития ребенка не только в процессе обучения, но и во внеурочное время.

Наше исследование, посвященное проблеме адаптации детей с задержкой психического развития при переходе из начальной в основную школу в качестве одной из основных задач имело разработку специальной психокоррекционной программы, нацеленной на отработку способов взаимодействия в виртуальной ситуации, а затем с помощью психолога переносу их уже в реальную ситуацию взаимодействия со взрослым и сверстником на новом этапе обучения.

Обучение ребенка в основной школе - чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в физиологическом, социальном, но и в психологическом плане. Начало обучения в 5-ом классе изменяет жизнь ребенка. Это новые условия общения, новые контакты, новые требования, принципиально новый вид деятельности, значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

Переход на II ступень школьного образования неизбежно влечет за собой  резкое изменение   всего   образа  жизни   ребенка, его   деятельности   и   предъявляет серьезные требования к  психическому и физическому развитию. Успешность обучения во многом зависит от того, на­сколько готов ребенок к обучению, к новым для него учебным нагрузкам.

Очевидно, что значимость этой проблемы возрастает, если речь идёт о детях с нарушениями развития, интегрированными в общеобразовательную среду. Процесс интеграции этих детей, проходящий без квалифицированного учета их индивидуально-психологических особенностей, зачастую приводит к различным формам дезадаптации (Н.Н.Малофеев, Э.Н.Макшанцева, В.М.Махова, Н.М.Назарова, У.В.Ульенкова, И.В.Черепанова и др).  В связи с этим детей с задержкой психического развития  (ЗПР) можно отнести к категории риска, поскольку патология развития и, зачастую, её сочетание с неблагоприятной социокультурной средой могут  препятствовать своевременному формированию у них адаптивных механизмов.

В настоящее время в образовательных учреждениях, в которых учатся и дети с ЗПР,  используются  различные технологии и методы обучения, нацеленные на развитие познавательной  активности учащихся. Однако, не так много времени имеет учитель и, тем более, школьный психолог для подготовки специальных видов деятельности, активизирующих познавательную мотивацию у детей с задержкой развития. Огромный потенциал в этом плане представляют собой возможности мультимединых технологий.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к многообразным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

 Использование ИКТ в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения. Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Открываются новые возможности для развития произвольной регуляции деятельности школьников: умения подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков.

 Использование ИКТ в рамках нашей программы было обусловлено необходимостью преодоления скованности и неуверенности испытуемых, связанной с повышенной тревожностью (что было выявлено в констатирующей части исследования). Для младших подростков 10-12 лет с ЗПР данный способ получения информации необходим, еще и потому, что вызывает познавательную активность и снижает степень напряжения волевых усилий. Наличие познавательной активности у этих испытуемых - психологический фактор, который обеспечивает достижение целей коррекционной работы [3].

В ходе программы решались следующие задачи:

  • снижение школьной тревожности учащихся;
  • развитие навыков социального взаимодействия со сверстниками;
  • расширение знаний и способов поведения в трудной (конфликтной) ситуации;
  • развитие волевойсаморегуляции;
  • развитие аналитических и прогностических действий, самостоятельности мышления;
  • расширением средств общения.

Общая структура занятий включала в себя несколько этапов.

Организационно-мотивационный этап

Его целью является создание позитивного эмоционального отношения к предстоящей деятельности; стимуляция интереса ребёнка к этой деятельности (взаимодействию); осознание её важности для субъекта [4].

Информационно-операционный этап

Его цель: расширение базы знаний ребёнка по теме занятия (о себе, об отношениях с другими, о способах взаимодействия и т.д.) и перенос этих знаний на решение конкретной задачи (ситуации), «апробация» этих знаний. Формы такой «апробации» могут быть различны: решение проблемной ситуации; деловая игра; анализ видеофрагмента; моделирование ситуации и т.п.

Аналитико-обобщающий этап

Его цель: анализ собственных действий на предыдущем этапе, осмысление позитивного и негативного опыта, полученного в результате «апробации»; обобщение необходимой в дальнейшем информации. Этот этап, как этап вербализации, необходим для интериоризации нового опыта. Конечно, этот процесс занимает не одно занятие, но в системе всего курса дети не только привыкают, но и осознают его необходимость, как завершение действия на уровне его анализа, оценки, критики или позитивного принятия.

Этап самостоятельности

Это особый этап, который предполагает самостоятельную деятельность учащегося (размышление, выполнение задания, творческую работу и т.д.) по теме занятия. Это не обязательный этап (не домашнее задание, не урок); он предлагается детям для самостоятельного творчества по теме, если у ребёнка есть для этого желание, необходимость, интерес. Дети, которые увлекаются той или иной темой, либо те, кто понимают её важность для себя, с интересом выполняют или придумывают новые задания по той же тематике. Более того, именно необязательность этого этапа зачастую делает его привлекательным, особенно если ребёнок видит, что сверстники выполняют его с интересом.

На каждое занятие отводится не более 35 - 45 мин. Особое внимание психологом уделяется атмосфере этих занятий, она должна носить характер доверительного и делового сотрудничества, поскольку именно содержание заданий и форма общения с психологом и сверстниками является для ребёнка главным внутренним стимулом к дальнейшему посещению этих занятий.

Апробация этой программы показала, что  специальные развивающие задания, нацеленные на отработку способов взаимодействия в виртуальной ситуации, способствуют закреплению навыков и умений, и с помощью психолога переносу их уже в непосредственную ситуацию взаимодействия. Между психологом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае психолог выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на психологическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

В процессе занятий с применением компьютера дети учились преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремился к достижению положительных результатов, учился подчинять свои действия поставленной цели.

Кроме того, мы использовали ИКТ как средство, позволяющее объединить детей в интересных групповых занятиях, что способствовало их неформальному общению, поскольку за одним компьютером одновременно работали два - три ребенка. В целом, использование компьютерных технологий при проведении работы с проблемными детьми носило полифункциональный характер: решались задачи развития внимания, стимулирования познавательной активности, произвольной регуляции деятельности, прогностических умений.

Результаты апробации этой программы свидетельствуют о значимой положительной динамике изучаемых характеристик адаптивности школьников с ЗПР на этапе перехода из начальной в основную школу. В частности, у испытуемых отмечено расширение репертуара знаний и способов  поведения в трудной (конфликтной) ситуации, учащиеся научились адекватно оценивать свои возможности, стали менее подозрительными. У значительной части испытуемых  появилась способность самостоятельно регулировать своё поведение и деятельность, роль внешнего контроля заметно снизилась, повысилась роль волевой регуляции и активности в общении и деятельности.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные, показали, что созданная и апробированная нами программа (мы условно назвали ее «В пятом классе без проблем»)  позволяет оказывать учащимся действенную помощь в наиболее противоречивый период их школьной жизни, а использование информационных технологий,выполняя мотивирующую, информационную, обучающую и развивающую функции позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка   достаточно эффективным, открывает новые возможности образования и психологической помощи детям.

 

Рецензенты:

Гапонова С.А.,д.псх.н., профессор кафедры социальной и организационной психологии Нижегородского государственного педагогического университета, г. Нижний Новгород;

Сорокоумова Г.В., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой психологии НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Куимова Н.Н., Никишина О.А., Пепеляева С.В. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23347 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674