Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ ОБ ЭТАПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Коневец А.А. 1
1 Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Проведен анализ нормативных документов, посвященных государственному регулированию предприятий малого бизнеса в нашей стране за последние 25 лет. Развитие рыночной экономики и становление демократических основ в управлении государством явились экономической и политической основой формирования предпринимательства, становление и продвижение которого тем не менее складывалось непросто. Показано, как вырабатывались и уточнялись идентификационные критерии предпринимательской деятельности. В России в основном сформирована система государственной поддержки малого предпринимательства. Она базируется на нормах федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и деятельность специализированных объектов инфраструктуры соответствующих бюджетов. Установлено, что законодательные акты последних лет способствуют поступательному развитию сектора малого предпринимательства. Определены перспективные направления исследований, связанных с изучением особого хода развития малого предпринимательства в нашей стране.
социология
малый бизнес
предпринимательство
законодательство
патернализм
1. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 14.07.1995) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 52. Ст. 4006
2. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 27. —Ст. 2577.
3. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс. – М., 2010.
4. Постановление Правительства РСФФСР «О поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18.07.1991 г. № 406. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1991. — № 10, — Ст. 1177
5. Постановление Правительства РФ от З февраля 1994 г. № 65 «Об утверждении Положения о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 5. — С. 490
6. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 «Об утверждении Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996–1997 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 48. — Ст. 4677.
7. Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697 «Об утверждении Федеральной Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998–1999 гг.» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 28. — Ст. 3361
8. Князев В.Г. Налоги в механизме стимулирования малого предпринимательства // Финансы. — 2002. — № 8. — С. 19–249.
9. Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации // Финансы. — 1998. — № 1. — С. 23–27.
10. Пуртов В.А., Рагимов С.Н. Формирование рыночной инфраструктуры и налоги // Финансы. — 1997. — № 5. — С. 25–29.
История предпринимательства в России является непродолжительной по сравнению с другими странами Европы и США и насчитывает чуть более двух десятилетий. Точкой отсчета развития государственной поддержки малого бизнеса можно считать 1989 г., когда в СССР был создан Союз малых государственных предприятий СССР. В том же году было принято Положение об организации деятельности малых предприятий. Такими предприятиями в то время считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования, а Положение предусматривало порядок открытия, реорганизации, ликвидации данных предприятий. Однако даже в этот период малые предприятия не имели четко выраженного статуса [10].

Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 г., когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. «О поддержке и развитии малых предприятий в РСФСР» [4]. Именно этими документами впервые регламентировались правила регистрации предпринимательской деятельности (численность предприятия, условия формирования и т.д.). Однако, несмотря на законодательное закрепление основ предпринимательства в России, желающих открыть свое дело оказалось немного, что связано в первую очередь с советской ментальностью.

Второй этап государственного регулирования формирования предпринимательства в России связан с образованием Российской Федерации, признанием демократических основ в управлении государством и развитием рыночной экономики, которая немыслима без формирования предпринимательства. В этот период появляется Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ, а также Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере [5].

Функциями данных организаций стали проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере; оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Несмотря на предпринимаемые меры в поддержке бизнеса, распространение предпринимательства затянулось еще на несколько лет. Во многом такие медленные темпы роста предпринимательства в России связаны с социально-экономической нестабильностью в стране, политическими преобразованиями, высоким уровнем инфляции, ростом налогов, отсутствием достаточных финансовых средств. В связи с этим многие предприятия ликвидировались в течение нескольких месяцев после регистрации.

Именно поэтому государство начинает формировать в середине 1990-х гг. политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу, создавая инфраструктуру поддержки и развития малого предпринимательства, льготные условия использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий, устанавливая упрощенный порядок регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, поддерживая внешнеэкономическую деятельность, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами.

Задача государственного регулирования экономики и политических процессов сделала необходимостью выделение достаточно простого и количественно определяемого идентификационного критерия предпринимательской деятельности. Основным таким критерием стало понятие «малое предпринимательство» как субъект государственной помощи и статистических исследований. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1] определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с принятием этого Закона появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается следующая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. [6]. Новая программа в значительной степени опиралась на работу с Государственным комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами и создаваемыми центрами поддержки малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 г. в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства было выделено 386,6 млрд рублей.

Целью второй Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах. Разрабатывалась концепция обществ взаимного кредитования и механизма предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке малого бизнеса в кризисных и депрессивных районах [9].

На тот момент в России существовало около 1 млн малых предприятий, однако главной их проблемой оставалась выживаемость. Новая программа предусматривала поддержку данных организаций в регионах в части кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.

Вскоре государство осознало необходимость изменения налогового законодательства в части налогообложения, в связи с чем был принят Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [2], позволяющий предпринимателям исключительно по добровольному желанию перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало возможным уплачивать единый налог.

Очередная Федеральная Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг. [7] предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.

Таким образом, в течение 1990-х гг. в Российской Федерации в основном сформирована система государственной поддержки малого пред­принимательства. Она базируется на нормах федерального законо­дательства и законодательства субъектов Российской Федерации, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, и деятельность специализиро­ванных объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

С началом нового тысячелетия начинается очередной этап государственной поддержки малого предпринимательства, однако стоит признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на тот период (2000-2005 гг.) остались по большей части декларациями.

В этот период упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют; порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден; порядок предоставления кредитных льгот не определен; ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федерального Собрания не вносятся [8].

В 2005 г. ликвидируется Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, и лишь только в июле 2007 г. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3]. Этот Закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество; формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора); меры финансовой поддержки; меры для развития инфраструктуры поддержки. Реализация этих направлений позволила обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране.

На предприятиях малого бизнеса в России в 2013 г. в среднем было занято 6483,5 тыс. человек, или около 10% активного населе­ния страны. По численности работников промышленность и строитель­ство занимают соответственно 20,8 и 20,5% (1351,6 и 1333,7 тыс. чело­век), что также, на мой взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности занимают торговля и общественное питание (2289,9 тыс. человек, или 35,3%). Количество работающих на пред­приятиях малого бизнеса, так же как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях - почти не меняется. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в на­шей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будет зависеть развитие экономики в целом.

Рецензенты:

Голуб О.Ю., д.соц.н., профессор кафедры социальных коммуникаций юридического факультета ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов;

Шахматова Н.В., д.соц.н., профессор кафедры прикладной социологии социологического факультета ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Коневец А.А. К ВОПРОСУ ОБ ЭТАПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23193 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674