Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

Сабельников С.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)
На основе специфики деятельности в области управления проектами по защите информации в статье определено понятие компетенции в области управления проектами специалиста по защите информации. Выявлена его сущность и структура. В основу понятия компетенции в области управления проектами специалиста по защите информации положена специфика деятельности в этой области и содержание понятия компетенции. Специфика проектов по защите информации, выражается в объединении взаимосвязанных по времени и ресурсам процессов, нацеленных на достижение целей защиты информации (конфиденциальность, целостность, доступность). Реализация целей проекта по защите информации зависит от видов защищаемой информации (общедоступная информация, информация ограниченного доступа) и применяемых при ее защите методах (правовых, организационных и технических).
специалист по защите информации
управление проектами
компетенция
1. Астахова, Л.В. Развитие управленческой компетенции специалиста по защите информации в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6
2. Астахова, Л.В. Проблема идентификации и оценки кадровых уязвимостей информационной безопасности организации/ Л.В. Астахова//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. -2013. -Т. 13. № 1. -С. 79-83.
3. Бадейко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
4. Гордеева, М.Н. Компетенция: история становления и развития понятия в лингвистике // Идеи и идеалы. - 2012. - № 3(13).
5. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом.
6. Коноплев, С.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 128с.
7. Нижегородский институт развития образования : О «компетенции» и «компетентности» в образовании. URL http://www.niro.nnov.ru/?id=980
8. Окуловский, О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 499-500.
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61).
10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы отмечено, что для современного российского образования характерно несогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Наиболее явно это выражено в профессиональном и непрерывном образовании [9]. Вопросы подготовки кадров находят свое отражение и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, приоритетным направлением в сфере образования определено приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.  Сегодня довольно часто можно встретить утверждение о том, что управление проектами, как один из видов управленческой деятельности, сформировалось в последнее десятилетие. Однако история развития управления проектами берет свое начало с древнейших времен по настоящее время. Анализ практики управления проектами показывает, что проблема готовности специалистов особо актуальна в проектах по защите информации. С одной стороны, это объясняется постоянно изменяющейся ситуацией в сфере информационной безопасности, которая требует использования проектного подхода. С другой стороны, наблюдается неготовность специалистов по защите информации к проектному управлению и низким уровнем развития управленческой компетенции в целом. Исследования в области формирования управленческой компетенции свидетельствуют о том, что в системе управления имеет место быть кризис управленческой компетенции. Проявление его заключается в низкой готовности специалистов по защите информации к проектному управлению. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Проблема формирования управленческой компетенции рассматривалась в научных работах М.В. Селиверстовой, З.Р. Ажимовой, О.И. Сторожевой, Е.Н. Сепиашвили, и др. Проведенный анализ выявил многоаспектность исследования управленческой компетенции будущего специалиста по защите информации, и в то же время показал недостаточную действенность имеющихся в педагогической науке механизмов её формирования у выпускников ВУЗа по специальности 100503 «Информационная безопасность автоматизированных систем».

Обращаясь к определению понятия «управление проектами», можно сделать вывод о неоднозначности его трактовки. Это объясняется тем, что постоянно возрастает значимость данного термина, начиная с XIX века - ­­в период становления машиностроительного и архитектурного проектирования. В XX веке высокие темпы информатизации всех сфер человеческой жизни оказали значительное влияние на управление проектами. Новые информационные технологии дали широкие возможности эффективнее использовать такие методы и средства,  как планирование, составление графиков работ, контроль и анализ времени, стоимости, ресурсов и др. Данные методы начинают широко использовать не только крупные, а также средние и мелкие компании в самых разнообразных сферах [6]. На сегодняшний день разработка и внедрение автоматизированных систем управления являются основой в области производства и управления. Управление проектами представляет собой один из механизмов современной рыночной экономики Российской Федерации. Оно эффективно при всех видах собственности и призвано обеспечивать удовлетворение интересов всех участников проектов с приоритетом инвесторов / заказчиков и потребителей, и при конкуренции исполнителей работ и производителей продукции, и услуг [6]. Следовательно, на фоне постоянно усложняющихся процессов управления экономикой России, увеличения числа субъектов, участвующих в экономической жизни, методики управления проектами являются неотъемлемой частью профессиональных компетенций управленческого персонала.

В своей работе мы будем руководствоваться определением, данным в ГОСТ Р 54869-2011: «управление проектом» - это планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта[5]. Проекты по защите информации обладают своей уникальной спецификой, но проблема определения содержания компетенций в области управления проектами специалистов по защите информации не находит отражения в современной науке.

Этих вопросов касались ученые, исследовавшие управленческие компетенции специалиста по защите информации. Одной из первых в современной науке обратила свое внимание на проблему развития у студентов управленческих компетенций специалистов по защите информации Л.В. Астахова. В последние годы наблюдается острый дефицит в управленцах в социотехнической сфере, в том числе - в сфере информационной безопасности. Компетенции в области управления проектами являются составной частью управленческих компетенций специалиста по защите информации, как было обосновано Л.В. Астаховой [1]. Полагаем, что в основу понятия компетенции в области управления проектами специалиста по защите информации должна быть положена специфика деятельности в области управления проектами по защите информации и содержание понятия компетенции.

В рамках формирования общеевропейского пространства высшего образования Российская Федерация является одной из стран участниц Болонского процесса, в соответствии с которым проводится разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход предполагает наличие в ВУЗе системы формирования профессиональной компетентности выпускников как специалистов [8]. Данный факт нашел свое отражение в работах А.В. Самохвалова, Е.А. Коробейщикова, Ю.Г. Комендровской и др. В силу комплексного характера проблемы она неразрывно связана с модернизацией системы образования, которая проходит в России. Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования нового поколения разработаны на основе компетентностного подхода, который предполагает освоение студентами умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Данный подход направлен на развитие различных видов мышления (теоретического, критического, творческого), которые, в свою очередь, раскрываются при применении проектной технологии. Таким образом, компетентностный подход акцентирует внимание на результате обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека на ее основе адекватно действовать в различных ситуациях (в том числе и в ситуации неопределенности) [8].

Формирование профессиональных компетенций на основе ФГОС ВПО-3 с точки зрения компетентностного подхода представляет из себя:

  • формирование образа результата образовательной деятельности;
  • определение результатов образования в ВУЗе как признаков готовности студента/выпускника продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности.
  • определение структуры компетенций, включающей в себя: готовность проявлению (мотивированный аспект), владение знаниями содержания компетентности (когнитивный аспект), опыт проявления (поведенческий аспект), отношение к содержанию компетенции (ценностно-смысловой аспект) [8].

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы большой акцент ставится на развитие профессиональных компетенций специалистов, необходимых для дальнейшего трудоустройства[9]. Таким образом, при разработке образовательных программ должны учитываться потребности общества в специалистах, способных продемонстрировать на практике свои знания, полученные в результате обучения в системе профессионального образования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о значимости компетентностного подхода в ФГОС ВПО-3, однако на сегодняшний день существует проблема однозначного определения понятий «компетенция» и «компетентность». Данная проблема находит свое отражение в работах И.А. Зимней, В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, Ю.Г. Татура и др., и все исследователи отмечают, что проблема определения компетенций и компетентности заключается в их большом количестве и отсутствии единого подхода.

Обратимся к проблеме соотношения понятий «компетенция» и «компетентность». Совокупность компетенций, которыми обладает человек, образует такое его качество, как компетентность. При сопоставлении понятий компетенции и компетентности некоторые исследователи, например А.В. Притуло, считают их синонимичными, а некоторые их разграничивают. Так, Э.Ф. Вертякова, Т.В. Безродных и Ю.В. Ульянова говорят о компетенции как способности человека реализовывать на практике свою компетентность, а под компетентностью они понимают некое присущее человеку качество, характеристику личности. Т.Ю. Основина называет компетенцию способностью устанавливать и реализовывать связь между знанием, умением и ситуацией, отмечая: «Главное в компетенции - не «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное в нужный момент, при этом необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида» [4]. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует термин «профессиональное образование», как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ, знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности [10]. Следовательно, компетенция с точки зрения образовательного процесса включает в себя знания, умения и навыки, но также предполагает наличие способности действовать в заданных обстоятельствах.

Основу ФГОС третьего поколения составляют компетентностные модели. Учебные программы, разработанные по образовательным стандартам предыдущего поколения, определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплин. ФГОС третьего поколения содержит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной, с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций). Основываясь на ФГОС третьего поколения, под компетенцией, в данной работе мы будем понимать способность применять знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной области; под компетентностью - совокупность компетенций. При этом мы будем классифицировать компетенции на общекультурные и профессиональные.

Определим специфику управления проектами по защите информации, которая, в первую очередь, выражается в объединении взаимосвязанных по времени и ресурсам процессов, нацеленных на достижение целей защиты информации (конфиденциальность, целостность, доступность). Реализация целей проекта по защите информации зависит от видов защищаемой информации (общедоступная информация, информация ограниченного доступа) и применяемых методах (правовых, организационных и технических).

Руководствуясь определением управления проектами, данным в ГОСТ Р 54869 - 2011, где «управление проектом» - это планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта, дополним данное определение технологией обеспечения информационной безопасности. Под компетенциями в области управления проектами специалиста по защите информации мы будем понимать их способность применять знания, умения и личные качества для успешной профессиональной деятельности в области планирования, организации, контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта по обеспечению информационной безопасности, направленных на эффективное достижение его целей с использованием специфических средств и методов защиты различных видов информации. Научная новизна сформулированного определения заключается в том, что в его основе лежит жизненный циклуправления проектами с учетом специфики деятельности по защите информации. Особенность уточненного понятия позволяет сформулировать в рамках каждого из этапов управления проектом набор компетенций, необходимых для успешного достижения его целей.

Основываясь на классификации компетенций, представленной в ФГОС третьего поколения в нашей работе будем выделять следующие группы: общекультурные (универсальные) и профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные). Согласно идеологии новых образовательных стандартов, общекультурные компетенции являются базовыми, универсальными, отражающими требования современного общества. Общекультурные компетенции являются основанием для более конкретных, предметно-ориентированных, профессиональных.

Классификация компетенций в области управления проектами специалиста по защите информации осуществлялась на основе Государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки: 100503 «Информационная безопасность автоматизированных систем». Руководствуясь спецификой управления проектами в сфере защиты информации, был выделен состав компетенций:

  • Общекультурные и профессиональные компетенции в области планирования проекта по защите информации.

К общекультурным компетенциям в области планирования проекта по защите информации относятся: способность определять систему целей (целеполагание) защиты информации, способность сопоставлять цели и методы их достижения; способность к аналитическому (системному мышлению), анализу и синтезу информации, необходимой для проектирования систем защиты информации.

К профессиональным компетенциям в области планирования проекта по защите информации относятся: способность разрабатывать стратегические ориентиры и направления деятельности в проекте по защите информации; способность проводить оценку и анализ внутренних и внешних угроз проекту; способность определять альтернативные планы развития проекта по защите информации; способность выбирать стратегию достижения целей проекта по защите информации; способность определять календарный план проекта; способность управлять изменениями в проекте по защите информации.

  • Общекультурные и профессиональные компетенции в области организации проекта по защите информации.

К общекультурным компетенциям в области организации проекта по защите информации относятся: способность владеть основными методами защиты информации, способами, и средствами получения, хранения и переработки информации; способность работать с компьютером; способность работать с информацией в компьютерных глобальных сетях; способность использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности; умение работать в команде и сотрудничать (способность кооперации); способность разрабатывать и управлять проектами по защите информации; способность работать самостоятельно.

К профессиональным компетенциям в области организации проекта по защите информации относятся: организация успешной команды проекта по защите информации; способность определять функциональные обязанности участников проекта; управление коммуникациями в проекте по защите информации; способность управлять проектами в области кадровой безопасности [2]; управление поставками и контрактами в проекте по защите информации.

  • Общекультурные и профессиональные компетенции в области контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов.

К общекультурным компетенциям в области контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта по защите информации относятся: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; способность решать конфликты и вести переговоры.

К профессиональным компетенциям в области контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта по защите информации относятся: способность определять цену и затраты на создание и эксплуатацию системы защиты информации; способность управлять качеством в проекте по защите информации; способность управлять рисками, возникающими при защите информации; способность анализировать состояние экономической безопасности; способность давать оценку эффективности создания, внедрения, использования системы защиты информации; способность давать оценку эффективности инвестиций в защиту информации.

Таким образом, в работе сформулировано уточненное определение понятия «компетенции в области управления проектами по защите информации» с учетом специфики данной деятельности. Актуальность проблемы исследования обуславливают сложившиеся противоречия между: потребностью сферы информационной безопасности в проектном подходе и неготовностью специалистов по защите информации к проектному управлению и низким уровнем развития управленческой компетенции в целом; необходимостью реагирования системы профессиональной подготовки специалистов по защите информации на имеющиеся и вновь возникающие проблемы в данной области и отсутствием действенных методик их разрешения. Управление проектами в сфере защиты информации обладает ярко выраженной спецификой, которая легла в основу данного определения и структуры компетенций.

Рецензенты:

Астахова Л.В., д.п.н., профессор, заместитель декана факультета компьютерных технологий, управления и радиоэлектроники, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск;

Худяков В.Н., д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Сабельников С.А. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23175 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674