Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, КАК ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ

Масягина Н.В. 1
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта
Решение поставленных государством задач в сфере физической культуры и спорта невозможно без квалифицированного кадрового обеспечения в области физической культуры и спорта, а именно тренеров, инструкторов, преподавателей физической культуры и т.д. В настоящее время особую актуальность и значение приобретают профессионализм кадров, которые являются проводником реформ, проводимых в нашей стране. В этих условиях одной из важнейших задач становится организация целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку кадров для физкультурно-спортивной отрасли. В статье проанализированы особенности труда специалистов физической культуры и спорта, которые свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и, в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности.
физкультурно-спортивная организация
профессиональное образование
персонал
непрерывное образование
1. Малкин Е.С. Особенности труда специалистов в области спорта // Науковедение. – 2013. – № 6; URL: http://naukovedenie.ru/PDF/38EVN613.pdf.
2. Масягина Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11384.
3. Масягина Н.В. Повышение квалификации тренерских кадров в системе непрерывного образования в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/122-18567.
4. Масягина Н.В. Организация деятельности учебно-спортивного центра, как инструмент формирования кадрового резерва для физкультурно-спортивной отрасли // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17907.
5. Масягина Н.В. Управление деловой карьерой в организациях физкультурно-спортивного профиля // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www.science-education.ru/123-17437.
6. Масягина Н.В. Модель воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www.science-education.ru/123-20300.
7. Тестов В.А. Переход к новой образовательной парадигм в условиях сетевого пространства // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1). — С. 50–56.
8. Храмов В.В. Моделирование предстоящей профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта в дидактической компьютерной среде // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2012. – № 5. – С 106–116.
9. Шувалов Ю.Н. Педагогическое мастерство специалиста по физической культуре дошкольников (учебное пособие) – Тула: издательство Тульского государственного педагогического университета 2008. – http://reftrend.ru/136358.html.

Увеличение численности населения России, а также растущий интерес наших граждан к занятиям физической культурой и спортом приводят к постоянному увеличению числа организаций физкультурно-спортивного профиля. Это значит, что в нашей стране систематически растет численность специалистов физической культуры и спорта. Для того чтобы квалификация этих специалистов была на должном уровне, в стране должно быть предусмотрено определенное количество образовательных учреждений, а также большое количество учебных центров, отвечающих за систематическое повышение квалификации и непрерывное образование этих специалистов.

Обучение специалистов должно соответствовать современным условиям рыночной экономики, когда квалификация работника полностью удовлетворяет работодателя и учащегося. Для того чтобы реализовать такое удовлетворение, необходимо корректно оценить характер труда специалиста и его особенности – этим определяется актуальность данной темы.

Цель исследования

Определение специфических особенностей работы специалиста физической культуры и спорта с тем, чтобы выявить ориентир модернизации системы подготовки и переподготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли.

Методы исследования

Анализ научной литературы, оценка работы практических специалистов, педагогическое исследование, личные аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта, наблюдения в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассматривая труд специалистов в области физической культуры и спорта, можно утверждать, что для достижения поставленных целей в процессе своей профессиональной деятельности данным специалистам необходимо решать ряд задач различного характера, требующих определенной квалификации, знаний и опыта. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта является трудом педагогическим, так как физическая культура и спорт являются по определению педагогической отраслью знаний. Первое, на что надо обратить внимание, заключается в том, что специалист физической культуры занят физической работой, основанной на знаниях, умениях и навыках, вытекающих из определенных закономерностей физической культуры и спорта. Другими словами, в работе такого специалиста выступают ярко выраженные компетенции. В ходе анализа научной литературы по проблеме организации труда работников физкультурно-спортивной направленности и проведенного исследования деятельности работников Москомспорта мы выделили ряд особенностей, присущих труду специалистов физической культуры и спорта. Систематизировав выстроенный ряд, к основным особенностям труда мы отнесли:

● педагогические особенности труда – специалисту по физической культуре в ходе трудовой деятельности приходится руководствоваться педагогическими принципами как в учебном, так и в учебно-тренировочном процессе, учитывая индивидуальные особенности спортивно-функциональной подготовки обучающихся. Необходим персонифицированный подход в системе отношений «тренер — ученик», «ученик — тренер». Труд тренера в спорте можно определить как взаимодействие человека с человеком, в связи с чем результативность деятельности посредством такого общения зависит не только от отношения тренера к ученикам, но и от отношения учеников к тренеру. Успешность такого двустороннего взаимодействия напрямую зависит как от профессионализма, опыта, так и от наличия личностных качеств тренера, таких как: доброжелательность, позитивность, честность, открытость, коммуникабельность, внимательность, справедливость, требовательность [1];

● воспитательные особенности труда – учитель, преподаватель, тренер в ходе работы (в основном с детьми и молодежью) берут на себя функцию воспитателя – следя за дисциплиной учеников, выполнением распорядка дня и соблюдением внутреннего режима в команде и иным, притом воспитательная функция в деятельности специалиста по физической культуре и спорту присуща по профилю деятельности «Физическое воспитание учеников» и реализуется в нравственном отношении, направленном на формирование коллективизма, дружбы, спортивной этики и культуры человека в целом;

● управленческо-административные особенности труда. Управляя процессом физического воспитания, специалист сталкивается с вопросами планирования, обеспечения, организации, контроля и учета. Он должен уметь осуществлять перспективное и текущее планирование своей деятельности (например, четко и грамотно спланировать физкультурно-спортивную деятельность образовательной организации, начиная от урока как основной формы организации занятий по физической культуре в школе, физкультурно-оздоровительной работы, школьных спортивно-массовых мероприятий). Пример текущего планирования: специалист может спланировать хорошее мероприятие, но провести его на очень низком уровне, учитель (педагог) может составить хороший конспект занятия, но само занятие провести плохо, так как не сумеет организовать работу воспитанников. Также нужно уметь организовать как свою деятельность, так и деятельность воспитанников. Одной из функций деятельности специалиста по физической культуре и спорту является проведение различных физкультурно-спортивных мероприятий, где он выступает как организатор либо соорганизатор. Административные умения специалиста должны распространяться на вопросы организации выезда спортивной команды на соревнования. Он должен грамотно и своевременно попасть в план-календарь соревнований (перспективное планирование), подать заявку, составить смету, забронировать и разместить спортсменов в гостинице, организовать прохождение мандатной комиссии и иное (текущее планирование), что также требует от специалиста организаторских способностей;

● анатомо-физиологические особенности труда. Профессиональная деятельность специалистов физической культуры и спорта органически связана со здоровьем людей. В основе этой работы лежат постоянные занятия физическими упражнениями, что влечет за собой физическое воздействие на организм человека. Учитывая тот факт, что организм занимающихся крайне индивидуален, физические упражнения по-разному влияют на людей. Следовательно, специалист физической культуры, осуществляющий свою деятельность с определенным контингентом, должен располагать набором средств первичной оценки состояния здоровья своих подопечных, а затем – комбинацией средств и методов воздействия на тренирующегося для того, чтобы достичь поставленной цели.

Сам специалист должен обладать специфическими психомоторными качествами. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать в ходе своей практической деятельности, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой педагога по физической культуре является поддержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением двигательного режима, режима питания, со слежением за своим здоровьем [10].

Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т.д. Поэтому деление профессионально важных качеств специалиста по физической культуре на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание [10];

● пропаганда здорового образа жизни как особенность деятельности. Учитель (педагог), тренер является органом пропаганды, агитации и других видов распространения идей здорового образа жизни и последних научных достижений в образовательной организации, спортивном клубе, секции. Учитель (педагог), тренер по роду своей деятельности занимается набором в спортивные секции и группы. Он находится в постоянном поиске новых учеников, поэтому в своей работе он должен заинтересовывать желающих заниматься избранным видам спорта, убедить их в интересности и значимости спортивного вида [5, 9];

● коммуникативные особенности труда. Еще одной специфической характеристикой тренерского труда является необходимость вести диалог с коллегами — учителями, преподавателями, тренерами, с детьми, родителями занимающихся, как в процессе образовательной деятельности, так и на всех этапах спортивной подготовки, так как родители должны принимать активное участие как в подготовке начинающих спортсменов, так и в карьере состоявшегося спортсмена [4, 9].

Смысловое осознание специфики профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта позволило нам наметить четкие ориентиры преобразования деятельности учебно-спортивного центра по подготовке и переподготовке сотрудников физкультурно-спортивных организаций Москомспорта. Выявлены особенности построения этой работы, основной целью которой является создание системы непрерывного развития и роста профессиональной компетентности кадров, обновление теоретических и практических знаний специалистов, обеспечивающих повышение качества образовательных услуг в физкультурно-спортивной отрасли города Москвы.

Выше был представлен основной ряд специфики труда специалистов физической культуры и спорта. На основании этих представлений нами было проведено исследование по оценке использования этих факторов в практической работе наших специалистов. С этой целью мы пригласили 25 испытуемых, проходивших обучение в нашем Центре (рис. 1.): тренеров – 19 человек, учителей физической культуры – 5 человек, клубных организаторов – 7 человек.

Рис. 1. Использование профессиональных особенностей труда в практике специалистов физической культуры и спорта

Испытуемым были розданы анкеты, в которых перечислены вышеприведенные особенности труда: 1 – наличие профессиональных компетенций, 2 – внимание к здоровью учеников, 3 – работа с приборами, аппаратурой и тренажерами, 4 – проведение воспитательной работы, 5 – организационная работа, 6 – работа по здоровому образу жизни, 7 – осуществление пропаганды и агитации в пользу физической культуры и спорта. Респонденты должны были подчеркнуть те особенности, которые они применяют в своей практике. Результат их работы был следующим: наличие профессиональных компетенций отметили 25 испытуемых, внимание к здоровью учеников – 25, использование приборов, аппаратуры и тренажеров – 13, проведение воспитательной работы — 18, осуществление организационной работы – 22, внимание к здоровому образу жизни – 25, проведение агитации и пропаганды – 11. Эти данные представлены на рисунке 1.

Выводы

Выявленные специфические особенности работы специалистов физической культуры и спорта позволили нам наметить основные ориентиры модернизации системы подготовки и переподготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли, что, по нашему мнению, будет способствовать более качественному воспроизводству кадров в системе физической культуры и спорта, поднимет уровень образовательного процесса и будет способствовать дальнейшему формированию системы непрерывного образования специалистов в нашей стране.

Рецензенты:

Абаев А.М., д.п.н., доцент, заместитель председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», г. Москва;

Кабачков В.А., д.п.н., профессор, руководитель управления массовой физической культурой ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Масягина Н.В. ОСОБЕННОСТИ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, КАК ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23125 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674