Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ В ШКОЛАХ СЕВЕРА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Федоров Г.М. 1
1 ФГБНУ “НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия)”
Целью данной работы является конструирование компонентов основных общеобразовательных программ в части, обеспечивающей формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности, в особенности в формате модульных курсов по предмету окружающий мир в начальной школе для 1-4 классов школ Севера. Представлены результаты первого этапа исследования: отобраны содержание, дополнены его принципы с учетом традиционных, обоснован новый принцип использование духовно-нравственных ценностей педагогики Севера, отражающих особенности воспитания и социализации детей коренных малочисленных народов, выявлена социально-экономическая значимость и экономическая эффективность и определены специфические особенности модульных курсов. Обсуждена научно-теоретическая основа и выявлены принципы модульных курсов. Определена методика обучения направленная на деятельность самого обучающегося. Которая рассматривается как средство организации и упорядочения учебной деятельности, в которой в структурированном виде представлены цели, мотивы, способы действия и результаты, самоконтроль и самооценка. Результаты исследования могут быть востребованы в общеобразовательных школах Севера и для обучения студентов в педагогических колледжах и институтах и в курсах повышения квалификации учителей и их переподготовки.
традиционные экологические знания
младшие школьники
федеральный государственный образовательный стандарт
коренные малочисленные народы Севера
модульные курсы
устойчивое развитие
экологическое образование
1. Бауэрман К.И. Пенжинский район Камчатского округа (Краткий физико-географический, статист.-экономический и этнографический обзор). Дальневосточное статистическое обозрение, Хабаровск-Благовещенск 1928, № 10(49).
2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций: Избранные труды. С.231. Т.4.;
3. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996 - с. 146
5. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России С.5
6. Интеллектуальная собственность и традиционные знания. Брошюра №2, ВОИС. - С. 2. 2005.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат.. 1975. – 304 с.;
8. Методические рекомендации по работе с традиционными экологическими знаниями / Составитель В.Н. Шарахматова. – Петропавловск-Камчатский. – С. 3. - Изд-во КамГу им. Витуса Беринга. – 2008.
9. Николаева, Э.И. Региональный компонент в структуре начального школьного образования / Начальная школа №3 2009. С.40
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
11. Федоров, Г.М. Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников (на примере Республики Саха): дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – M., 2007.
12. Федоров, Г.М., Никитина, Р.С., Фёдорова, З.П. Деятельностный подход в экологическом образовании младших школьников / Президиум РАО научно-метод. журн. «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы». - М., 2008. - №3. - С. 40-43; 13. Федоров, Г.М. Эколого-региональный компонент в образовании // журн. «Воспитание школьников». - М., 2008. - №5. - С. 14-18
13. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко; – 332 с.
14. Stcretariat of the United Nations Permanent Forum on lndigenous lssues. «Working Paper for the 23-d Session of the Working Group on Lndigenous Popolations». United Nations Permanent Forum on lndigenous lssues, 2005/ UN Document E/CN.4/Sub.2/AC.4/2005/CRP; UNDG, UNDG Guidelines.
Экологическая угроза, нарушение экологических параметров среды проживания для коренных малочисленных народов Севера - эвенов, эвенков, долган, юкагиров, чукчи является острейшей проблемой в современных условиях социокультурной модернизации общества.

Между тем, проблемы экологического образования в школах Севера Республики Саха (Якутия) (далее - РС (Я)) приобретают особую остроту и жизненную значимость в разработке примерных основных образовательных программ, формирующих формы идентичности у детей. Отсюда следует необходимость пересмотра нового содержания и технологии экологического образования в образовательном процессе в школе, вне школы и в повседневной практической жизни.

Одним из средств решения этой проблемы является обновление и совершенствование содержании и технологии экологического образования в школах Севера с учетом гражданской, региональной и этнокультурной идентичности.

Исследование и систематизация экологического образования способствуют устойчивому развитию отдельно взятого региона поселка, района, республики, страны в целом. Это является наиболее актуальной и востребованной в интересах устойчивого развития общества в целом.

В 1992 году термин устойчивое развитие был принят на конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Устойчивое развитие направлено на то, чтобы не допустить в дальнейшем деградации окружающей природной среды, обеспечивающее экологически устойчивое развитие, оптимальное соотношение между развитием общества и природы.

В настоящее время этот термин используется для обозначения всех объектов, относящихся к деятельности, устойчивое развитие имеет, главным образом, "практическую природу, в особенности в оленеводстве, охоте, рыболовстве, собирательстве" [1]. "Традиционные экологические знания являются неотъемлемой частью людей, земли и животных" [8, С. 3]. Эти знания не ограничены определенной сферой деятельности, они имеют отношение и к окружающей среде, и к любой сфере деятельности человека, они неотделимы от уклада жизни, от культурных ценностей и духовных убеждений. Это означает, что "жизненно важно сохранять не просто знания, а социальную и естественную среду, неотъемлемой частью которой являются традиционные знания" [6, С.2].

"Традиционные экологические знания рассматриваются как опыт, накопленного на протяжении веков и обусловленного особенностями местной культуры, окружающей среды, и является потенциальным источником обогащения коренных малочисленных народов" [14]. Опыт обучения, воспитания и развития детей коренных малочисленных народов связан с хозяйственной деятельностью: оленеводством, охотой, рыболовством, уходом за домашними животными. Это всегда требовало особого подхода к этой проблеме, так как традиции, обычаи, обряды, привычки определяются в соответствии с природными и климатическими условиями, укладом жизни, традиционными знаниями, хозяйственной культурной и эмоционально-психологической деятельностью.

Современная "Россия остается многонациональным государством с множеством регионов, для которых характерно разнообразие типов школ, этнокультурных и региональных моделей образования" [9, С.40]. Именно поэтому современная структура содержания образования представлена с учетом формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности.

В сложившейся ситуации назрела необходимость передать подрастающему поколению традиционные знания, связанные с ближайшей окружающей средой, укладом жизни, традиционным хозяйствованием коренных народов Севера.

Между тем, в новых условиях внедрения ФГОС руководители и педагоги образовательных организаций испытывают трудности в отношении в разработке компонентов основных общеобразовательных программ, с учетом идеологии формирующих формы гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у детей коренных малочисленных народов Севера.

Одним из основных целей, задач федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) является "духовное единство народа, сохранение и уважение национального богатства - родного языка, самобытной культуры, самобытных культурных ценностей, что является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений" [5, С.5].

В связи с этим в ФГБНУ "НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия)" проводится научно-исследовательская работа по проектированию компонентов содержания основной образовательной программы начального и основного общего образования в части, направленной на комплексное формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у детей коренных народов Севера, который состоит из трех этапов.

Целью первого этапа исследования является конструирование компонентов основных общеобразовательных программ в части, обеспечивающей формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности, в особенности в формате модульных курсов по предмету окружающий мир в начальной школе для 1-4 классов школ Севера.

В ФГОС общего образования отмечается, что компоненты основных общеобразовательных программ направлены на обеспечения "российской гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонациональной России" [10].

Научные и практические задели по проектированию компонентов основных общеобразовательных программ в части, обеспечивающего национально-региональный компонент показали, что структура современного содержания образования позволяет разработать компоненты основной общеобразовательной программы в начальной школе в формате универсальных модульных курсов по предмету "Окружающий мир".

Создания новых универсальных модульных курсов, позволяет использовать их в учебный процесс при выборе разных образовательных систем учителем по предмету "Окружающий мир".

В связи с этим, с целью расширение и углубление основных тем и разделов базового содержания предмета "Окружающий мир" учитываются "своеобразие родного края, самобытность народной культуры, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой родины и страны в целом" [9, С 40].

Результатом первого этапа исследования являются: во-первых, отбор содержание модульного курса для 1-4 классов по предмету "Окружающий мир" с учетом региональной и этнокультурной идентичностью. Во-вторых, дополнение принципа отбора содержания модульного курса с учетом традиционных знаний. В-третьих, обоснована целесообразность учета таких принципов, как использование духовно-нравственных ценностей педагогики Севера, отражающих особенности воспитания и социализации детей коренных малочисленных народов. В-четвертых, разработан модульный курс для 1 класса "Я и окружающий мир" состоящий из следующих тем: «Как познаем окружающий мир? Что такое природа?», «Как познавали окружающий мир наши предки?», «Как можно описать природу родного края? Чем отличается животные друг от друга?»

В-пятых, выявлена социально-экономическая значимость модульных курсов, которая заключается в организации образовательной деятельности в школе, вне школы и повседневной практической жизни в северных школах, а также кочевых общеобразовательных учреждениях Севера Республики Саха (Якутия). В-шестых, определена экономическая эффективность или значимость модульных курсов. Это обеспечение доступности использования модульных курсов при выборе образовательных систем по предмету "Окружающий мир" в разных видах и типах общеобразовательных организаций (кочевая, агрошкола), расположенных местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Кроме того, обеспечение эффективности качественного обучения, воспитания и социализации детей коренных малочисленных народов Севера посредством использования модульных курсов в урочной и внеурочной деятельности, а также в условиях кочевья - оленеводческих стадах, рыболовецких артелях, охотоведческих участках.

В-седьмых, определены специфические особенности модульных курсов для 1-4 классов школ Севера на основе компонентов учебной деятельности: мотивация, целеполагание, учебные действия, рефлексия и учет гражданской, региональной и этнокультурной идентичности вызывает большой интерес и является весьма перспективным для решения проблем в обучение и развитии детей в условиях устойчивого развития. Этот аспект деятельности является очень важным для обучения студентов в педагогических колледжах и институтах и в курсах повышения квалификации учителей и их переподготовки.

Обсуждена научно-теоретическая основа модульных курсов, которая обоснована на научно-теоретических положениях и концептуальных подходах Выготского Л.С. [2], Леонтьева А.Н. [7], Эльконина Д.Б. [14], Давыдова В.В. [4], Гальперина П.Я. [3], диссертационного исследования Федорова Г.М. [11]. А также научно-методологических подходах региональных УМК по предмету "Тулалыыр эйгэ" для якутских [12] и кочевых [13] школ Республики Саха (Якутия).

Выявлены принципы модульных курсов:

- принцип деятельности - предполагает, что обучающийся активно усваивает определенные компетенции, т.е. личностные, метапредметные и предметные результаты деятельности в процессе собственной деятельности или направляющей деятельности учителя;

- принцип вариативности - воспитание обучающихся, способных самостоятельно выбрать и отстаивать свою позицию;

- принцип психологической совместимости - создание в группе, коллективе идей педагогики сотрудничества, доброжелательного отношения к обучающимся, развитие общения;

- принцип творчества - приобретение собственного опыта в процессе урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, практической реализации проектов, созданных детьми.

Определена методика обучения направленная на деятельность самого обучающегося, на компоненты учебной деятельности. Это мотивация (актуализация знаний) - «Что знаю?», целеполагание (постановка учебной задачи) - «Чего не знаю?», учебные действия (способы действий для решения поставленной учебной задачи) - «Как могу узнать?», контроль (усвоение новых знаний и умений - «Что узнал нового?») и (рефлексия собственной деятельности - «Что буду использовать в своей жизни?»). Кроме того, методика преподавания модульных курсов направлена на ближайшее социо-культурное окружение обучающегося, на его творческий мир, обеспечивающий их потребности, интересы, увлечения. Главное обучающийся, младший школьник самостоятельно делает выбор, свободно проявляет волю, раскрывается как личность для познания окружающего мира. Обучение может проводиться в оленеводческих стадах, охотничьих угодьях, рыболовецких артелях, мастерских, общении, обсуждении познания окружающего мира в реальной практической жизни. Все это формирует определенные компетенции, необходимые в повседневной жизни и дает возможность превратить урочную и внеурочную деятельность в полноценное пространство социализации детей, где происходит диалог между детьми, со сверстниками и педагогом, который учит самостоятельно вставить учебную задачу и решить его в реальных социо-природных условиях. Например, совместные наблюдения за живой и неживой природой, поездки, экспедиции в священные места предков, памятники природы (исторические и географические ландшафты), маршруты кочевок и угодий, участие в обряде или празднике, тем самым ребенок приобретает новые жизненные ценности и социальный опыт, который составляет целый пласт познаний ближайшего социального и природного окружения. В ходе деятельности дети исследуют объекты природы, наблюдают за жизнью северян и проводят практические работы, делают полезные в жизни проекты. Это позволяет формированию определенных компетенций: не разрушать бессмысленно растения, не убивать животных и птиц, не загрязнять водоемы, озера и реки, оберегать и поклоняться горам, лесам, вставить учебную задачу, высказать собственное мнение, находить способы действий, решить поставленную учебную задачу и другие.

Особенностью модульных курсов является деятельность, которая организуется при совместном взаимодействии учителя, школьника и сверстников. Формирование любых компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности проходит через совместную деятельность, связанную с ближайшей социокультурной средой, с традиционной хозяйственной деятельностью - оленеводство, рыболовство, охота, собирательство и шитье одежды.

Таким образом, можно заключить, что модульные курсы по предмету "Окружающий мир" по урочной и внеурочной деятельности осуществляет деятельностно-направленный подход с учетом гражданской, региональной и этнокультурной идентичности и позволит реально рассматривать их как главный фактор целостного развития личности, помогает познать мир и выжить в суровых условиях Севера.

Рецензенты:

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой начального образования педагогического института при Северо-Восточном федеральном университете, г. Якутск;

Прокопьева М.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии педагогического института при Северо-Восточном федеральном университете, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Федоров Г.М. МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ В ШКОЛАХ СЕВЕРА В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23010 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674