Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЫЕЗДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА

Чернякова М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью совершенствования вузовского образования, приспособления его к меняющимся социально-экономическим условиям. В настоящее время большую роль в экономике и социально-культурной сфере начинает играть туризм, который способствует переходу России к новому типу экономического хозяйствования. Растущий спрос на туристские услуги, высокая конкуренция в туристской сфере выдвигают высокие требования к работникам индустрии туризма, которые должны быть готовы успешно приспосабливаться к ситуации социальных перемен, активно осваиваться в условиях общественных и экономических трансформаций, создавать и продвигать внутренний туристский продукт, успешно общаться с клиентами туристских предприятий. В данной статье делается попытка обосновать необходимость использования в практике вузовской подготовки работников турпредприятий активных видов обучения, каковыми выступают выездные практические занятия. В статье обосновывается цель, задачи проведения выездных практических занятий, приводятся примеры заданий для них.
выездные практические занятия
инновационные образовательные технологии
бакалавр туризма
профессиональная подготовка в туризме
туризм
высшее образование
1. Давыдов В. В. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста // Инновации в образовании. – 2002. – №2. – С. 62-83.
2. Дмитриенко Н. А. К вопросу о развитии жизнеспособности специалиста // Современная наука. – 2011. – №1. – С. 80-84.
3. Ермакова Н.В. Разработка и внедрение в учебный процесс деловой игры «Контрольная закупка молока» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 2). 29.06.2015. URL: http://www.science-education.ru/125-20127 (дата обращения: 15.08.2015).
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
5. Пищулин В. Н. Реализация компетентностного подхода в подготовке бакалавров в сфере туризма на занятиях по экономическим дисциплинам // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – № 30. – 139-144.
6. Полуэктова М. В., Гониянц С. А. Формирование базовых компетенций будущего специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму на выездных практических занятиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 4. – С. 73-78.
7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р.
8. Халитова Н. Р. Психолого-педагогическое сопровождение практических выездных занятий для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / Материалы международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития», Челябинск, 2011. Код доступа: http://conf-v.narod.ru/Sbsoder1.pdf (дата обращения: 21.09.2015).
9. Халитова Н. Р., Серебрякова А. А. Проблемы адаптации студентов-первокурсников, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» // Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И.А. Кувшиновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – C. 170-173.
10. Чернякова М. А. Особенности реализации инновационного подхода к обучению будущих специалистов сферы сервиса и туризма // Профессиональное образование: теория, практика, инновации. – 2010. – № 2. – С. 43-47.
11. Чернякова М. А. Практико-ориентированный подход к обучению будущих работников сферы сервиса и туризма // Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов всероссийской научно-практической конференции / под ред. И. А. Кувшиновой, В. А. Чернобровкина. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – С. 302-306.
Современную мировую экономику уже нельзя представить без такой быстро и эффективно развивающейся отрасли, как туризм, неоднократно названный феноменом XX века. Как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи сферы туризма и гостеприимства, влияние этих отраслей на экономику отдельных стран и мировую экономику в целом непрерывно возрастает. Для нашей страны развитие туризма важно по целому ряду причин: оно позволило бы решить как экономические, так и социальные проблемы (занятость населения, организация полноценного отдыха граждан, повышение качества жизни населения и т. п.). Не случайно проблему развития туризма решают на самом высоком уровне: так, туризм как существенная составляющая инновационного развития России рассматривается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4]. Разработан и специальный документ, посвящённый данному вопросу: «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» [7].

Не последнее место в названном документе отводится вопросу повышения качества оказания туристских услуг, что невозможно без наличия квалифицированных работников данной сферы. И потому отдельным пунктом Стратегия предполагает работу по повышению качества подготовки кадров в сфере туризма. Это тем более логично, что, несмотря на наличие у многих российских регионов большого потенциала развития туризма (культурных, природно-климатических, рекреационных ресурсов), по-настоящему стремительному развитию этих регионов препятствует нехватка квалифицированных кадров, необходимых для развития туристской отрасли.

Как мы отмечали в наших предыдущих работах [10, 11], трудно переоценить значимость грамотных, хорошо обученных и компетентных специалистов в сфере туризма, поскольку деятельность по обслуживанию туристов, как никакая другая, ориентирована на «человекосбережение». Сама специфика туристской деятельности, на всех этапах осуществления которой ведущим типом взаимоотношений являются отношения «человек-человек», предполагает необходимость не просто обучения, но и воспитания будущего специалиста.

В этой связи возрастают и требования к учебным заведениям, готовящим будущих работников сферы туризма. В соответствии с требованиями современных образовательных стандартов основной чертой современного обучения становится его практическая ориентированность и творческая направленность, установка на то, чтобы готовить учащихся успешно приспосабливаться к ситуации социальных перемен, активно осваиваться в условиях общественных и экономических трансформаций.

По этой причине, выстраивая систему подготовки кадров для сферы туризма, необходимо руководствоваться мыслью о том, что надлежит готовить не только и не столько «человека познающего», сколько «человека действующего». Поэтому при построении учебного процесса следует уделять практике времени, по крайней мере, не меньше, чем теории. Как справедливо отмечает Н. В. Ермакова, современный образовательный процесс немыслим без таких форм учебной деятельности, при которых акцент делается на «вынужденную познавательную активность обучающегося и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач ... В этом отношении игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, нетрадиционные лекции, тренинги должны сыграть основную роль при подготовке современных бакалавров» [3].

Выездные практические занятия как активная форма практических занятий позволяет реализовать студенту профессиональные знания, полученные на лекционных занятиях. Главная цель выездных практических занятий - подготовка студентов к профессиональной деятельности в качестве работника сферы туризма. Цели этой можно достичь через решение следующих задач:

  1. закрепление и углубление теоретических знаний;
  2. проведение научных исследований с целью подготовки курсовых и квалификационных работ;
  3. формирование готовности студента к выполнению основных видов профессиональной деятельности;
  4. ориентирование студентов на ценности современной туристской индустрии;
  5. комплексное развитие ключевых социальных, творческих и профессиональных компетенций студентов;
  6. достижение целостности физической, интеллектуальной и нравственной сторон личности студентов.

Выездные практические занятия целесообразно, на наш взгляд, проводить, начиная с первого курса обучения. Это позволит, во-первых, сразу включить студента в активную познавательную и созидательную учебную деятельность. Во-вторых, при помощи выездных практических занятий быстрее проходит процесс адаптации первокурсников к новым, отличным от школьных, условиям учебной деятельности и об­щения. Именно процесс подготовки к выездному занятию и отчётной документации по нему позволит решить такие отмеченные Н. Р. Халитовой и А. А. Серебряковой [9] проблемы адаптации первокурсников, как несформированность умений и навыков познания, самоконтроля и самооценки, готовности к самостоятельному учебному труду, к новому типу взаимоотношений с преподавателями и сверстниками, умения налаживать ком­муникативные контакты в различных условиях и пр.

Руководство выездными практическими занятиями возлагается на преподавателя, ответственного за данный вид деятельности студентов. Функции преподавателя, ответственного за выездные практические занятия:

  • общее руководство выездными практическими занятиями;
  • составление и утверждение графиков выездных практических занятий по группам;
  • утверждение направлений и программ выездных практических занятий;
  • контроль над соблюдением графиков выездных практических занятий;
  • проведение конференций по итогам выездных практических занятий.

Как отмечает Н. Р. Халитова, даже однодневная учебная экскурсия требует не только решения технических сторон путешествия, но и особого внимания к формированию будущего коллектива участников: «поскольку в практическом выездном занятии зачастую принимают участие студенты разных учебных групп, а, значит разного возраста, пола и других характерных особенностей, педагогу необходимо провести предварительную работу по мотивации (не секрет, что часть студентов воспринимают учебные экскурсии как исключительно развлекательное мероприятие). В связи с этим необходимо до начала выездного практического занятия предложить студентам задание, которое они будут выполнять в ходе предстоящей экскурсии, прокомментировать форму отчетности» [8].

Приведём пример задания по дисциплине «Ресторанный и гостиничный сервис»:

1. Дать общую характеристику предприятия размещения/питания в посещаемом регионе:

  • точное название предприятия;
  • категория предприятия;
  • вместимость.

2. Оценить поток посетителей:

  • по количественным показателям;
  • по качественным показателям.

3. Охарактеризовать месторасположение гостиничного/ресторанного предприятия.

4. Охарактеризовать услуги предприятия:

  • основные;
  • дополнительные;
  • специализация предприятия;
  • дифференциация обслуживания;
  • работа персонала.

5. Описать оснащение и оборудование предприятия:

  • оснащение номерного фонда (для гостиниц);
  • оборудование зон общественного назначения;
  • особенности интерьера.

6. Выявить инновации в процессе обслуживания.

7. Сформулировать заключение о работе предприятия.

Задание даётся студентам, освоившим большую часть учебного плана по дисциплине и выполнявшим подобные работы в ходе традиционных практических занятий под руководством преподавателя. В нашей практике приведённое выше задание, предполагающее достаточно подробный анализ средства размещения или предприятия питания, получали студенты, когда в ходе выездного занятия планировалось пребывание в одном средстве размещения в течение минимум суток.

Однако бывают выездные занятия, в ходе которых планируется быстрый осмотр большого количества средств размещения - аналог рекламным турам туристских компаний. В этом случае студентам предлагается заполнить таблицу, в которую вносятся оценки различных компонентов осмотренных средств размещения по пятибалльной шкале, где «1» - плохо, «5» - отлично (табл. 1), а затем подводится общий итог - по каждому средству размещения и по дестинации в целом.

Таблица 1

Оценка средств размещения, расположенных в горнолыжном центре «Абзаково»

Название

отеля

Общий вид

Инфраструктура

Номерной фонд

Пункт питания

Доп.услуги

Итого

ТауТаш

 

 

 

 

 

 

Шале BASEL

 

 

 

 

 

 

ЯшТан

 

 

 

 

 

 

Горки

 

 

 

 

 

 

Aldego Village

 

 

 

 

 

 

Итого ГЛЦ «Абзаково»

 

 

 

 

 

 

Заключительным этапом работы студента на выездном практическом занятии является отчет студента, который позволяет подвести итоги его деятельности и определить успешность освоения им практических навыков. В типовом отчете по выездному практическому занятию обычно содержатся:

  • задание студента в соответствии с видом выездного практического занятия и изучаемой дисциплиной;
  • описание выполнения задания в соответствии с предложенным планом;
  • описание технологических операций, выполняемых студентом в ходе выездного практического занятия;
  • приложение в виде материалов, раскрывающих особенность прохождения студентом практики (фото- и видеоматериал, рекламные проспекты, статистические данные, буклеты, расчёты и т.п.).

В заключении кратко формулируется обобщающий результат проделанной работы, выводы и оценки каждого этапа выездного практического занятия.

После сдачи отчётов и проверки их руководителем проводится итоговая конференция. В ходе конференции анализируется проведённое выездное занятие, успехи и ошибки студентов, что способствует формированию профессиональных компетенций будущих работников сферы туризма и снижает вероятность повторения ошибок в ходе реальной профессиональной деятельности.

На наш взгляд, использование исключительно традиционных (лекционных и семинарских) форм обучения не позволяет студентам направлений подготовки «Туризм» в полной мере овладеть навыками, необходимыми для их будущей профессиональной деятельности. Использование выездных практических занятий, позволит, как мы думаем, преодолеть пассивность студента в получении информации; стимулировать познавательную мотивацию студента; преодолеть дистанционность общения преподавателя со студентами, что, в свою очередь, даст возможность преодолеть или даже не допустить дефицита диалога между участниками учебного процесса и реализовать принцип индивидуализации обучения.

Рецензенты:

Орехова Т.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск;

Кружилина Т.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск.


Библиографическая ссылка

Чернякова М.А. ВЫЕЗДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23000 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674