Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ЭКОЛОГОВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ворошилова В.М. 1 Новикова Т.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
2 МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 351 "Крепыш"
Организация полисубъектнойэкологовалеологической деятельности на первой ступени общего образования. В.М. Ворошилова, доцент УрГПУ, кафедра ЕиМП, г.Екатеринбург. Т.А. Новикова, заведующий МБДОУ № 351 «Крепыш», Екатеринбург. В статье дано авторское определение понятия экологовалеологическое образование. Под экологовалеологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование гармоничных взаимоотношений с природой, а также устойчивых потребностей в здоровом образе жизни, мотивации к сохранению и укреплению здоровья непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование гармоничных взаимоотношений с природой, а также устойчивых потребностей в здоровом образе жизни, мотивации и к сохранению и укреплению здоровья. Жизненная потребность современного человека представляет собой мотивацию и деятельность по выработке навыков по охране и природы здоровья. Система работы по экологовалеологической деятельности на первой ступени общего образования представляет собой: реализацию экологовалеологической программы с воспитанниками по определенной схеме, профилактическую работу по программе «Здоровье», повышение компетентности родителей и педагогов, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие со сторонними организациями. Результатом внедрения экологовалеологической деятельности стало улучшение здоровья детей, сплочение всех субъектов образовательного процесса в единой цели, а значит, повышение статуса дошкольного учреждения.
деятельность.
условия
проект
дошкольник
первая ступень общего образования
экологовалеологическое образование
1. Ворошилова В.М., Новикова Т.А. Эковалеологический подход к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении Педагогическое образование в России. Научное издание / ФГБОУ ВПО УрГПУ, 2012. – № 4. – С.153.
2. Ершова Ю.Б. Развивающая предметно-пространственная среда. – С-Петербург, 2013.
3. МоисееваЛ.В., ВорошиловаВ.М., НовиковаТ.Н.Экологовалеологический подход к здоровьесбережению детей дошкольного возраста: учебное пособие /ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед. ун т». – Екатеринбург, 2015. – С. 381.
4. Пономарёва, Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологической аттракции современного образования [Текст] / Л.И. Пономарёва // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. – №. 6.– С. 115-120
5. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3.
6. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой. – М.; Л.,1930. –С.41.
7. ФГОС. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
8. Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1999. – С. 317.

Негативное воздействие на среду обитания усиливается в процессе интенсификации разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека. Поэтому закономерным считается обращение ученых к экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Ухудшение экологической ситуации способствует ухудшению здоровья людей. Многие современные исследователи, подчеркивая единство человека, природы и вселенной, рассматривают здоровье как основной человеческий ресурс. Разрабатываются средства и методы охраны окружающей среды в целях сохранения и укрепления основного национального богатства любой страны - здоровья населения, особенно детей, так как здоровье детей - это будущее страны.

В настоящее время разрабатываются и реализуются концептуальные и технологические основы экологического (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.В. Моисеева и др.) и валеологического образования - в системе общего и педагогического образования (Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева, А.К. Коломеец, и др.);

закладываются научные основы экологовалеологии (Д.Ж. Болдуин, В.П. Петленко, Н.Ф. Реймерс и др.); вводятся понятия «экологовалеология» и «экологовалеологическое образование» (И.И. Брехман, З.И. Тюмасева); ведутся исследования по содержательно-методическому наполнению экологовалеологического образования дошкольников и студентов педагогических вузов по отдельным специальностям (В.М.Ворошилова, Е.Г. Кушнина, Д.В. Натарова, Л.И.Пономарёва и др.) - без строгого определения самой экологовалеологии и без достаточной характеристики концептуальных и методологических основ экологовалеологического образования конкретных уровней, в частности первого уровня образования - дошкольного [4].

Цель нашего исследования: проверить эффективность внедрения экологовалеологической специально организованной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса на первой ступени общего образования, направленной на  здоровьесбережение детей дошкольного возраста.

Методы: теоретические (историко-логический, аналитический, педагогического моделирования и проектирования, научного прогнозирования, математической статистики) и эмпирические (анкетирование, тестирование, беседа; психолого-педагогическое наблюдение; изучение и обобщение передового опыта).

Ожидаемые результаты: внедрение экологовалеологической деятельности на первой ступени общего образования должно привести к снижению заболеваемости воспитанников; повышению уровня экологовалеологической компетентности педагогов и родителей; расширению сетевого взаимодействия; повышению статуса дошкольного учреждения через мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса.

Научная новизна исследования: определено понятие «экологовалеологическое образование»; выявлены условия образовательного процесса, в комплексе влияющие на оздоровление детей дошкольного возраста, а именно: обновление экологовалеологическойразвивающей предметно-пространственной среды; мероприятия по повышениюэкологовалеологической компетентности педагогов и родителей; непосредственно работа с детьми: образование и оздоровление; организация сетевого взаимодействия.

Практическая значимость исследования: основной группой потребителей экологовалеологической деятельности являются все субъекты образовательного процесса. Для руководителей образовательных учреждений интерес будет представлять  система работы  по экологовалеологическому направлению. Для заместителей по ВМР особый интерес будет представлять процесс образовательной экологовалеологической деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, процесс создания экологовалеологической развивающей предметно-пространственной среды. Для педагогов дошкольного образования инновационный образовательный продукт будет интересен с позиции повышения профессиональной квалификации по экологовалеологическому направлению на первой ступени общего образования. Для родителей будут интересны практические занятия с детьми. Для дошкольников данная деятельность является ключом к здоровью.Тема проекта может стать в этом случае темой программы повышения квалификации педагогов в объеме 6-12 часов.

Проблемы физического здоровья детей нельзя решать с помощью только физкультурных занятий и закаливающих процедур. Необходимо систематически и целенаправленно осуществлять экологовалеологическое образование дошкольников.

Под экологовалеологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование гармоничных взаимоотношений с природой, а также устойчивых потребностей в здоровом образе жизни, мотивации к сохранению и укреплению здоровья [1].

Экологовалеологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно по определенной научно обоснованной схеме. Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к среде обитания и своему здоровью; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы и здоровья; приобщение к мировому уровню экологовалеологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологовалеологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания оздоровительных и экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования, который предполагает деятельностный подход к образовательному процессу в ДОУ.

Содержание деятельности МБДОУ основывается на реализации программы, разработанной коллективом детского сада. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения, определяет основные направления, задачи, внедрение и реализацию инновационного проекта  «Экологовалеологический подход к оздоровлению детей дошкольного возраста».

Цель проекта: формирование экологовалеологической деятельности  всех субъектов образовательного процесса на первой ступени общего образования для здоровьесбережения детей.

Задачи проекта: 

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия   через:

  • формирование осознанной потребности в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни;
  • формирование экологической культуры личности, направленной на гармонизацию отношений человека с природой.

2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства  через:

  • формирование системы умений и навыков взаимодействия ребенка с природой;
  • закладку основ бережного и созидательного отношения к природе.

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями, развития творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром через:

  • формирование развивающей предметно-пространственной среды;
  • выполнение Санитарно-эпидемиологических требований;
  • повышение экологовалеологической компетентности всех субъектов ДОУ;
  • расширение сетевого взаимодействия.

4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и социокультурных ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества через:

  • непосредственно образовательную деятельность;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • совместную деятельность с семьей.

5. Формирование общей культуры личности детей через:

  • формирование экологической культуры;
  • формирование валеологической культуры.

6.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей через:

  • организацию просветительской работы по формированию культуры природопользования у всех субъектов.

7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через:

  • достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования[7].

Для выполнения цели и решения поставленных задач определены направления работы по экологовалеологической деятельности:

1.    Создание развивающей предметно-пространственной среды: внутренней и внешней.

2.    Работа с детьми (непосредственно-образовательная деятельность и др., психологическое сопровождение ребенка, рациональная двигательная активность, формирование здорового образа жизни, профилактические мероприятия, коррекционная работа).

3.    Повышение квалификации педагогов (семинары-практикумы, круглые столы, курсы повышения квалификации, самообразование, творческая группа, Совет педагогов, изучение передового педагогического опыта, распространение своего опыта, обучение студентов УрГПУ).

4.    Работа с родителями (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические гостиные, дни открытых дверей, совместные праздники с детьми, консультации и беседы, информационные стенды, общение на сайте).

5.    Организация внешних связей.

 В статье 64 п. 1 Закона «Об образовании»  говорится о том, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей». Именно грамотно организованная  развивающая предметно-пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи [1].

Вопрос о влиянии среды,  в том числе природной на развитие детей, рассматривала еще Е.И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать - одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника» [6].

Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе [2].

С точки зрения экологического образования развивающая предметно-пространственная среда должна стимулировать:

- Познавательное развитие (создание условий для: познавательной и продуктивной деятельности; совместной образовательной деятельности интегрированного характера; возможностей для экспериментирования с природным материалом; систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; проявления интереса к явлениям природы; поиска ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов; совместных поисково-исследовательских проектов; досугов интеллектуального характера; сюжетно-ролевых и дидактических игр).

- Художественно-эстетическое развитие (создание условий для: привлечения внимания к окружающим природным объектам; развития умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм; умения отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами; разнообразной интегративной деятельности; экспериментирования со звуками; творческих заданий).

- Речевое развитие (создание условий для: специального моделирования ситуаций общения; подвижных игр с речевым сопровождением, игр-фантазий, игр-тренингов; проведения досугов и праздников; решения проблемных ситуаций; продуктивной деятельности).

- Социально-коммуникативное развитие (создание условий для: игр (режиссерских, строительно-конструктивных, игр-путешествий, игр-фантазий,  театрализованных, сюжетно-ролевых и дидактических игр); семейных проектов, гостиных; свободного диалога и общения в наблюдениях; встреч с интересными людьми).

- Физическое развитие (создание условий для: проектной деятельности тематического характер; тематических досугов; свободного общения на темы ЗОЖ; создания проблемных ситуаций; интегрированных мероприятий; игр-имитаций, подвижных экологизированных игр; вечеров вопросов и ответов на темы ЗОЖ) [5].

В ДОУ созданы условия для экологического образования и  оздоровления детей.

Составляющие экологического пространства:

- внутренняя природная зона - экологическая/сенсорная комната, библиотека, центр  науки и экспериментирования, центр природы, центр «Родной город», экологический театр, огород на подоконнике;

- внешняя природная зона - экологическая тропа, тропа здоровья, уголок нетронутой природы, огород, места для кормления птиц, альпийская горка, театральная зона «Бабушкина избушка», уголок туриста, фитогрядка, фонтан.

Развивающая предметно-пространственная среда для укрепления здоровья:

- центр «Физическая культура» создается в целях расширения индивидуального  двигательного опыта  в  самостоятельной  деятельности, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

- центр «Здоровье» создается в целях формирования ЗОЖ у воспитанников;

- центр «Безопасность»;

 - уголок релаксации;

 - прогулочные площадки;

- игровое и оздоровительное оборудование.

Комфортность и безопасность обстановки достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.  С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней обстановке активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.).

Предметы обстановки групповых помещений подобраны таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, в группах много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу.

При проектировании мебели педагоги приложили немало усилий, чтобы она была  полифункциональной и мобильной, легко трансформировалась и складывалась. Кроме этого, удалось выдержать принципы универсальности, соразмерности, сомасштабности.

Итак, экологовалеологическая  развивающая предметно-пространственная среда, в которой присутствует множество живых объектов природы, требующих постоянного ухода, заботы и внимания, спортивное оборудование и оборудование для оздоровления, является условием и средством развития детской  экологовалеологической  деятельности, а деятельность - это необходимое условие физического развития ребенка и укрепления его здоровья [3].

С воспитанниками  организована работа по следующим направлениям:

1.    Реализация экологовалеологической программы, составляющей 40 % ООП (составлена на основе парциальных программ Т.А.Тарасовой «Я и мое здоровье», С.Н.Николаевой «Экологическое воспитание дошкольников»). Данная программа включает в себя работу по всем  областям и направлениям развития дошкольников;

2.    Экологовалеологическая деятельность специалистов ДОУ: учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель. При этом деятельность специалистов тесно связана с деятельностью воспитателя;

3.    Реализация  оздоровительной программы «Здоровье»;

4.    Мониторинг экологовалеологического образования.

Содержание оздоровительной деятельности в ДОУ включает:

- средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

- арттерапию;

- изотерапию;

- музыкотерапию;

- сказкотерапию;

- игротерапию;

- гигиенические средства;

- валеологические и экологические проекты;

- психологическое сопровождение развития ребенка;

- безопасность жизнедеятельности;

- коррекционные, профилактические мероприятия.

           Для реализации экологовалеологической деятельности педагогунеобходимо наличие экологовалеологической компетентности.

По нашему мнению, экологовалеологическаякомпетентность  -  уровень  сформированности :

- экологовалеологических компетенций  педагога дошкольногообразования, основанных на опыте, знаниях, умениях, навыках в экологовалеологическом направлении;

 - личностных качеств, взглядов;

что является побуждением к экологовалеологической деятельности во всех направлениях: деятельности (общении) с целью накопления опыта, профессиональном росте, совершенствовании личностных качеств.

Формирование экологовалеологической компетентности педагога дошкольного образования - путь последовательного превращения его собственной профессиональной деятельности в экологовалеологическую.  За основу формированияэкологовалеологическойкомпетентности педагога дошкольного образования  мы предлагаем считать следующий результат:

1. Педагог, получая ежедневно информацию, сам может выбирать и ставить перед собой цели в экологовалеологическом направлении, определять способы их осуществления, организовывать процесс достижения целей, решать соответствующие задачи, устанавливать обратную связь, критериально оценивать собственную деятельность на основе ее анализа, принимать решение о коррекции деятельности в соответствии с оценкой ее эффективности.

2.Из решения вытекает целеполагание дальнейшей экологовалеологической деятельности. Планирование и организация профессиональной деятельности требуют диагностики и анализа эффективных способов решения задач и необходимых для этого ресурсов, в том числе и ресурса собственной экологовалеологической компетентности. На основании проведенного анализа педагог принимает решение о поиске и конструировании недостающих средств, самообразования.

3. Готовность к достижению целей экологовалеологического образовательного процесса диагностируется педагогом на основе соответствующих требований. Осуществляя мониторинг освоенности экологовалеологической программы, педагог на основе установления обратной связи создает условия для проявления умственной самостоятельности и развития познавательного интереса, поскольку самоанализ познавательной деятельности воспитанниками позволяет им установить противоречия в ней, устранить ошибки, определить оптимальный способ действий, формировать установку на успех. Оценка результатов педагогического процесса (обученность, воспитанность, удовлетворенность родителей воспитанников процессом и результатами экологовалеологической деятельности) позволяет педагогу определить его эффективность, осуществить самоанализ профессиональной деятельности. Работа с педагогами по формированию экологовалеологической компетентности обеспечивает возможность педагогам двигаться и развиваться в экологовалеологическом направлении,   обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также повышение качества образовательного процесса дошкольного образования. Кроме того, педагоги дошкольного образования активно участвуют в городских методических объединениях, каждый педагог может реализовать свои творческие способности в деятельности с детьми [8].

Очень важно построить план-проект карьерного роста  для каждого педагога и на каждом этапе анализировать результат совместной работы с педагогом. Творческая группа с целью оценки повышения экологовалеологической компетентности разработала перечень анкет:  ЗОЖ, экологическая образованность, экологовалеологическая компетентность, участие в мероприятиях ДОУ, готовность к инновациям,  уровень экологического сознания, способность применения знаний, готовность работать в команде.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Задачи работы с родителями:

1. Повышение экологовалеологической культуры родителей.

2. Экологовалеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

3. Изучение и распространение положительного семейного воспитания.

4. Ознакомление родителей с основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, семинары - практикумы, консультации.

5. Включение родителей в совместную работу по  оздоровлению детей целью привития детям устойчивой потребности к здоровому образу жизни.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику работы:

  • Единство - которое достигается в том случае, когда не только воспитателям, но и родителям хорошо понятны цели, задачи воспитания здорового ребенка, когда семья знакома с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы в соответствии с планом работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

Среди родителей популярность приобрели такие формы работы, как: экологические  оздоровительные  игры, мастер-классы, обучение приемам нетрадиционных методик оздоровления, развитие экологовалеологического образовательного пространства.

За основу для анализа экологовалеологической компетентности для родителей мы взяли анкетирование по ЗОЖ, по экологии, участие в мероприятиях ДОУ, мониторинг удовлетворенности образовательным процессом.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов (на примере нескольких организаций): учета запросов общественности, принятия политики детского сада социумом, формирования содержания обязанностей детского сада и социума, сохранения имиджа учреждения в обществе, установления коммуникаций между детским садом и социумом. Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.

Система организации совместной деятельности с социальными институтами:

  • заключение договора о совместной работе;
  • составление плана совместной работы;
  • информирование родителей о проводимых мероприятиях;
  • активное участие родителей в запланированных мероприятиях;
  • проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
  • совместные совещания по итогам учебного года.

      Нашими партнерами стали:

  • ТМ ПМПК Центр «Радуга»;
  • УрГПУ, кафедра естествознания. МБДОУ является базовой площадкой для проведения и руководства практикой студентов УрГПУ, обучения по здоровьесбережению, менеджменту;
  • Библиотека им. Гоголя;
  • Музыкальная школа им. Рахманинова № 7;
  • Художественная школа № 4;
  • Отдел полиции по работе с несовершеннолетними детьми;
  • ГДЭЦ;
  • «Рифей»;
  • Центр профилактики здоровья;
  • МОУ СОШ № 83;
  • Пожарная часть № 7;
  • ДГБ № 16 по направлению: экология, медицинское обслуживание.

Результатами внедрения в образовательный процесс в комплексе данных направлений стало:

1.                  Улучшение здоровья воспитанников.

Так, в сентябре 2012 года был произведен набор детей для детского сада присмотра и оздоровления с диагнозом «часто болеющий», в связи  с чем процент часто болеющих детей возрос до 40,6%. Следовательно, увеличилось количество детей с дисгармоничным развитием с 10% до 28%, увеличился процент детей со 2,4 группой здоровья: 2 группа с 60,6% до 68%, 4 группа с 2,6% до 3%. Значительно выросли заболевания лор-органов с 21% до 22,3%, нервной системы с 22,7% до 24%, опорно-двигательного аппарата с 7,2% до 10%, нефрологии с 4% до 6%, кардио-системы с 1,7% до 7%, эндокринной системы с 1,6% до 7%. В 2013 году количество детей в ДОУ уменьшилось за счет открытия группы для детей с ЗПР. Поэтому увеличилось количество детей с дисгармоничным развитием с 28% до 40%, уменьшилось количество детей с высокогармоничным развитием с 27% до 15%, уменьшилось количество детей эпизодически с 28% до 20% и частоболеющих детей с 25,6% до 20%, больше стало не болеющих с 46% до 60%. Уменьшилось количество детей со 2 группой здоровья с 68% до 62,1%, уменьшилось с 3 группой здоровья с 22,3% до 18,1%, но появилось больше детей с 4 группой здоровья (на1,7%). Также увеличились  количество заболеваний ЖКТ на 2%, аллергии на 4,9%, опорно-двигательного аппарата на 7%, нервной системы на 0,9%, кардио-заболевания на 2%.

Уменьшились количество детей с  лор-заболеваниями на 7,5%, с заболеваниями эндокринной системы на 5,4%, нефрологии на 4%.

Считаем, что причинами уменьшения количества детей с среднегармоничным развитием, увеличение  процента  детей с хроническими заболеваниями являются:

1. Дети ЗПР реже болеют, так как первично у этих детей более ранимое психическое здоровье.

2. Группа детей с ЗПР принималась с 5 лет по Уставу ДОУ. В этом возрасте у ребенка более крепкий иммунитет.

Увеличение показателей по хроническим заболеваниям, группам здоровья (следовательно, по основному физическому развитию) напрямую зависит от экологической ситуации в городе и районе.

2.   Усвояемость экологовалеологической программы.

По экологическому  направлению получены следующие результаты: с сентября 2012 по май 2014 показатель «превышающий возрастную норму» вырос на  49,1 %.    Показатель «соответствует возрастной норме» - уменьшился на 18,7 %, за счет увеличения первого показателя. На «индивидуальном уровне возможностей» осталось 6,5% воспитанников ДОУ (в начале реализации проекта было 36,9%).

По валеологическому направлению показатель «превышающий возрастную норму» вырос до 50,6% (начальный показатель 4,4%), «соответствует возрастной норме» 36,9%, что больше по сравнению с началом на 32,1%.На «индивидуальном уровне возможностей» осталось 12,5% (в начале было 26,6%).

3.                  Рост экологовалеологической компетентностипедагогов  (на 17,4%).

4.                  Рост экологовалеологической компетентности родителей (на 18,5%).

5.                  Увеличение количества организаций в сети (на 41,7%).

6.                  Обновление предметно-пространственной среды (на 10%).

7.                  Повышение  удовлетворенности родителей (на 10%).

Считаем, чтодля решения экологических проблем необходимо привести в действие, прежде всего, разум человека путем организации полисубъектнойэкологовалеологической деятельности в комплексе. От проблем экологии среды необходимо развернуться к экологии человека, его культуре, здоровью и безопасности жизнедеятельности, обрести опережающий характер Единая цель, методы и подходы в учреждении объединяют все органы самоуправления, сплачивают коллектив сотрудников, создают благоприятный климат в учреждении.


Рецензенты:

Воронина Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры «теория и методика обучения математики и информатики в период детства» ИП и ПД ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»,  г. Екатеринбург;

Моисеева Л.В., д.п.н.,профессор, заведующий кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах, ИП и ПД ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Ворошилова В.М., Новикова Т.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ЭКОЛОГОВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22999 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674