Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Белова И.М. 1
1 Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технологический университет"
Статья посвящена основным проблемам речевой культуры современного преподавателя высшей школы. В статье авторы показывают широкие возможности педагога, владеющего навыками культуры речи, в современном информационном обществе. Авторы раскрывают основные требования к речи современного преподавателя вуза. Убедительно показано, что педагог должен непрерывно повышать свою научную и профессиональную квалификацию, чтобы обладать адекватной речевой культурой.В статье также приведены результаты многолетних исследований ученых и мнение деятелей культуры по данному вопросу. Представлены требования к современным особенностям подготовки преподавателей, а также возможные пути подготовки педагогов в данной сфере.
профессиональная коммуникативность.
культура общения
речь
1. Белова И.М., Анисимова Т.И., Мосина И.В.Андрагогический подход к проектированию содержания образования в современных условиях// Вестник КГТУ.– 2013. –№12. –С. 361.
2. Бойко А. Язык Фемиды // Высшее образование в России. – 1999. –№5. –С.58-59.
3. БЭС. 2-е изд. / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. –С.368, 1139.
4. Галич А.И. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук. –СПб.:Русская риторика, 1830. –С.167.
5. Ганиева Г.Р., Васильева А.А. К вопросу подготовки переводчиков в техническом вузе // Вестник Казанского государственного технологического университета. –Казань, 2013. –№ 12. –С. 365-368.
6. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. –М.: Изд-во «Просвещение», 1989. –С.36-42, 147-152.
7. Зимняя И.В. Психология обучения неродному языку. –М.: Изд-во «Русский язык», 1989. –С.73-74.
8. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т.7: Труды по филологии. – М.; Л., 1952. –С.91-92.
9. Макусева, Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского государственного технологического университета. – Казань, 2012. – №12. – С. З27-331.
10. Соколова В.В. Культура общения. Программа с методическими рекомендациями учителю по организации и проведению уроков в 9-х классах средней общеобразовательной школы. – Н. Новгород, 1994. – С.76-77.

Данная статья представляет собой попытку многостороннего исследования проблемы формирования профессиональной речевой культуры студента в техническом вузе. Авторы представляют краткий обзор теоретических положений по данному вопросу, а также ряд практических рекомендаций для педагога по формированию речевой культуры студентов и повышению речевой квалификации самого преподавателя вуза.

Проблема культуры речевого поведения человека входит в понятие «культуры общения», и наиболее полно представлено определение культуры речевого поведения И.А. Зимней: «Культура речевого поведения человека есть его существенная социальная характеристика. Она определяется мерой, степенью соответствия актуального речевого поведения индивида, принятым в данной языковой общности (в языковой культуре), нормам вербального общения, поведения, правилам речевого этикета на конкретном этапе общественного развития. Культура речевого поведения определяется  общими нормами культуры общения и конкретной специальной ролью человека. При этом очевидно, что культура речевого поведения неразрывно связана с общей культурой человека, проявляющейся и в его внешнем виде (одежда, прическа и др.) и в его манере держаться (походка, манера сидеть, стоять перед аудиторией). Другими словами, культура речевого поведения есть проявление поведенческой и общей культуры человека, соотносимой с его внутренней культурой, образованием, воспитанием» [7].

Общеизвестно, что преподаватель высшей школы сегодня не просто носитель сложной информации, знаток методических тонкостей и воспитатель нового поколения. Он представляет службу особого рода: общественный организатор, оратор, вожак, дирижер любых присутствий, способный вовлечь в процесс обучения даже пассивных студентов. Он тот, кто объяснит, увлечет, снимет возмущение обывателей неотразимыми аргументами, убедит в необходимости новых знаний. Эти привлекательные способности обеспечивают преподавателю высшей школы его талант красноречия, владение выразительными средствами языка и тайнами публичной речи, что составляет неотъемлемое свойство его профессионального развития. А это, в свою очередь, предъявляет особые требования к формированию специалистов, посвятивших себя преподаванию. Преподавателю вуза на роду написано обслуживать все сферы жизни, знать закономерности экономики, культуры и быта, управления и досуга, говорить о них просто и захватывающе, не давая повода усомниться в добром запасе знаний и представлений, являемых в лексическом многообразии речи. Он буквально кормится языком. Богатство речи составляет для него не общекультурное пожелание, а незаменимый профессиональный императив. Прибавим кстати, что русский академический словарь 1789 года содержал около 50 тыс. единиц, а через два столетия - уже около 150 тыс. [3].

Уместно здесь привести убежденное суждение А.И. Галича: «Что красноречие не приходит, что доказывается: а) естественною склонностью человека облагораживать, совершенствовать и украшать все свои произведения...б) потребностью ясных и живых созерцаний, которым преимущественно и способствуют все риторические украшения... оригинальные сравнения, хитрые намеки...в) необходимостью вразумлять человека в сомнительных и запутанных положениях жизни, г) властью победительного слова над движениями страстей, кои содержат нашу душу в неослабной деятельности и влекут к новым идеям, к смелым предприятиям» [4].

«Изустное слово всегда плодотворнее письменного», - утверждал А.Ф. Кони. И был прав: слушатель в отличие от читателя становится соучастником формирования живой речи, ориентированной на его ответную реакцию. Искусство публичной речи основывается на том, что формы ее более либеральны, нежели у письменности. Отсюда ее блеск и притягательность, особая эмоциональная заразительность, но эти достоинства зависят уже от способности ритора.

До сих пор, однако, не потеряли свою злободневность горестные чеховские наблюдения о том, что «на кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним» [12]. Размышляя о культуре языка в пользовании преподавателя высшей школы, известный исследователь красноречия П.С. Пороховщиков задавался вопросом: «Но где же причина постыдного упадка богатого языка? Ответ всегда готов: виноваты школа, классическая система, неумелое преподавание... Нет, виноваты не только школа и литература, виноват каждый грамотный человек, позволяющий себе невнимание к своей разговорной и письменной речи»  [4].

«Поэтами рождаются, ораторами становятся», - утверждал Цицерон. И хотя нельзя исключить природный дар как условие высшего искусства красноречия, ораторским умением, приемами грамотной, логически убедительной речи и культурой слова может овладеть любой выпускник современного вуза. Ему можно привить навыки публичного выступления, поставить голос, снабдить уверенностью в себе. При этом должна быть общественная потребность в ораторском искусстве, и оно должно надлежащим образом оплачиваться. Есть для этого квалифицированные преподавательские кадры, имеются способные методики, наконец, у самих студентов явственно проявляется желание преуспеть в риторике, в ораторском слоге. В наших силах организовать систему учебных занятий по формированию языковой культуры будущих преподавателей вузов. Единственной работой последних лет, содержащей дельные многовариантные предложения по развитию навыков публичной речи, является книга воронежского ученого И.А. Стернина «Практическая риторика» (Воронеж, 1993).

Согласно А. Бойко, основой языковой шлифовкиявляютсяследующие составляющие[2].

1. Учебный план специальности.В этом общегосударственном нормативе не нашлось места дисциплинам, прямо предназначенным как раз формировать устную речь студента. Такие предметы, как логика, латынь, риторика, отнесены к первому, общему разделу. Тем самым ставка сделана лишь на мировоззренческие основы этих предметов, а не на практическое овладение ими.

2. Общекультурная почва.М.В. Ломоносов во вступлении к «К краткому руководству к красноречию» 1748года указывал:«К приобретению оного требуется пять следующих следствий: первое - природные дарования; второе - наука; третье - подражание авторам; четвертое - упражнение в сочинении; пятое - знание других наук» [8].

Применительно к современным особенностям подготовки преподавателей А. Бойко предлагает такие требования:

а) обязательным для языковой культуры преподавателя должно стать овладение синонимическим богатством языка; А.Ф. Кони в своей «Русской риторике» рекомендовал «не применять в речи одних и тех же выражений, даже одних и тех же слов на близком расстоянии»;

б) желательно хотя бы эпизодически обращаться к поэзии, предаваться чтению стихов, ибо «больше всего развивает язык поэзия» (Д.С. Лихачев);

в) по Ломоносову, чистота штиля и великолепие слова зависит от частого чтения хороших книг;

г) знание исторических эпизодов, лиц, событий, помогает украсить речь, усилить убедительность аргументов, вызвать расположение и симпатию к эрудиции преподавателя [2].

Преподаватель высшей школы,  хорошо владеющий речью, способен достичь наибольших профессиональных успехов. Нет сомнений, что такой человек на голову выше остальных. Не случайно известный психолог Ч. Делью утверждал, что никакая другая способность человека не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить.Профессиональная речь преподавателя вуза ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие. В этой связи его речь по своему качеству должна удовлетворять общим требованиям к речевой деятельности.

Основываясь на специфике педагогической деятельности, сформулируем некоторые требования к профессиональной речи преподавателя современного вуза.

Во-первых, его речь должна быть определенной, т.е. ясной, с четкими формулировками и конкретными выводами. Нельзя использовать неясные мысли, расплывчатые рассуждения, двусмысленные замечания и необоснованно переходить от одной мысли к другой.

Во-вторых, профессиональная речь  преподаватель должна быть непротиворечивой и последовательной. В ней не должно быть ни противоположных, ни противоречащих друг другу высказываний. Вся логика речи должна быть направлена на убеждение слушателей в истинности выдвигаемых положений.

В-третьих, его речь должна быть обоснованной, аргументированной. Логические доказательства должны опираться на действительные факты, научно подтвержденные истины, надежные источники информации.

Только при соблюдении этих требований преподаватель высшей школы сможет правильно, логически грамотно строить свою речь и нести необходимые знания гражданам,  привести их к нужным логическим выводам и силой мысли убедить принять сформулированные тезисы [6].  Современный преподаватель вуза должен иметь представление об основах социологической науки, чтобы ясно представлять себе характер социальных затруднений, связанных с общественными трансформациями, их последствия в конкретных обстоятельствах воспитания [1].

Учитывая, что весь процесс обучения представляет собой процесс передачи, переработки и хранения смысловой и эмоциональной информации, то можем сказать - эффективность управления зависит от способа органа управления перерабатывать и передавать управляющую информацию. Поэтому для повышения эффективности управления формированием знаний и умений обучающихся, педагог должен непрерывно повышать свою профессиональную и научную квалификацию, что позволит ему в рамках данной системы применять собственные новаторские разработки [9].

В общении, наряду с вербальными, широко представлены и невербальные средства:  изобразительные, кинетические и символические, которые играют не менее важную роль в общении. И чем лучше люди научатся использовать в общении эти невербальные средства и понимать их, тем плодотворнее будет сам процесс общения, потому что по мимике, жестам можно понять отношение человека к какому-либо явлению, можно судить о желании человека и его состоянии в момент общения. Осанка, скажем, придает фигуре вид, а походка может много сказать о состоянии человека. Таким образом, выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии [10]. Поэтому как бы ни возникали выразительные движения, они выполняют определенную функцию - функцию общения. Они являются средством сообщения, а также воздействия. Людям, чьи профессии относятся к категории «человек-человек» (по Климову Е.Л.), необходимо владеть средствами невербальной коммуникации.

Результатом анализа состояния проблемы формирования профессиональной коммуникативности является следующий вывод: профессиональнаякоммуникативность представляет собой тесное взаимодействие информативных и регулятивных функций общения. Профессиональнуюкоммуникативность правомерно рассматривать как высокий уровень интеллектуального общения в процессе обучения разнообразным видам профессиональной деятельности с их адекватным речевым оформлением. Формирование профессиональной коммуникативности реализуется в процессе овладения необходимыми коммуникативными умениями профессиональной направленности. Овладение данными умениями возможно на основе разработки и применения специальной системы работы по формированию профессиональной коммуникативности студентов.

Современная цивилизация вступила в эпоху информатизации в период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности.

В условиях распространения глобальных компьютерных сетей, содержащих огромные объемы научно-технической информации на иностранном языке и доступных практически каждому специалисту, возникает необходимость в том, чтобы выпускник технического вуза понимал и умел выделять профессионально важную информацию [5].

Процесс формирования данных коммуникативных умений осуществляется на основе специально сконструированных моделей профессиональной коммуникативной деятельности. Моделирование ситуаций профессионального общения позволяет решать следующие задачи формирования профессиональной коммуникативности: поэлементно отработать виды профессиональной коммуникативной деятельности с адекватным речевым оформлением; научить студентов использовать прием моделирования для практического овладения мотивационно-целевой и содержательно-процессуальной сторонами обучающего общения.

Личностно-ориентированное общение позволяет выявить уровень взаимодействия личности с характером и видами профессиональной деятельности; осуществить выбор приоритетного стиля профессионального общения в соответствии с целевой установкой профессиональной коммуникативной деятельности.

Рецензенты:

Яковлева Е.В., д.п.н.,профессор кафедры физики, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г.Нижнекамск;

АмироваС.С., д.п.н.,профессор кафедры ЭТЭОП, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г.Нижнекамск.

 


Библиографическая ссылка

Белова И.М. К ВОПРОСУ О РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22996 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674