Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СДУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кротова Е.А. 1 Вилкова А.Д. 1 Кожевникова А.В. 1
1 ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В статье исследуется проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов в условиях компетентностно-ориентированного высшего образования. Выделяются ведущие принципы управления научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются положительно зарекомендовавшие себя традиционные и инновационные формы реализации научно-исследовательской деятельности студентов. Акцентируется внимание на особенностях организации научно-исследовательской работы, с учетом инновационных тенденций, в рамках лабораторно-практических занятий, при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ. Обосновывается, что технология проектного обучения занимает особое место при формировании профессионально-экологических компетенций в рамках исследовательской деятельности. Рассматривается исследовательский проект «Экологическая обстановка в городах Нижегородской области: наблюдение, оценка, прогноз», реализуемый на практических занятиях в курсе «Экологический мониторинг».Отмечается, что курсовые и выпускные квалификационные работы, являясь неотъемлемой частью профессионально-экологической подготовки, на современном этапе выходят на качественно иной уровень исследовательской деятельности, обеспечиваемый применением информационно-коммуникативных технологий, ГИС-программ, мультимедиа. В статье рассматривается проблематика исследовательских работ, отражающая развитие приоритетных направлений экологической науки и практики, экологической политики страны.
курсовая работа.
технология проектной деятельности
научно-исследовательская деятельность
компетентностный подход
1. Бережнова Е.В. Основы научно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования/ Е.В.Бережнова, В. В. Краевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 128 с.
2. Демидова Н.Н., Камерилова Г.С., Матвеева А.В. Система формирования экологической компетентности на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса: теоретико-методологические основы и методическая модель// Вестник Мининского университета. – 2014. – № 2: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_ activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения 10.06.1015).
3. Киселева Н.Ю., Варламов А.С. Организация учебно-исследовательской деятельности в международном эколого-образовательном интернет-проекте «Весна идет» // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 9. – С.90-94.
4. Кротова Е.А., Матвеева А.В., Проблемы формирования опыта творческой деятельности обучающихся //Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 312-315.
5. Организация работы студентов по выполнению курсовых работ направлений: 022000.62 «Экология и природопользование»; 022000.68 «Экология и природопользование»: учебное пособие / [Е.А. Кротова и др.]. – Н.Новгород: НГПУ, 2014. – 43 с.
6. Современные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография / под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 317 с.

Компетентностно-ориентированная модель высшего профессионального образования предъявляет особые требования к организации научно-исследовательской деятельности студентов и отражает ведущие направления экологической науки, образования для устойчивого развития, социально-экономические запросы общества.

На основе анализа ведущих принципов менеджмента и исследования  в области управления  научной деятельностью в вузах Г.С. Камериловой, Е.Н. Петровой  разработана  система принципиальных положений организации научно-исследовательской экологической деятельности студентов. Основными принципами являются:системно-средовый, ориентация на коэволюционныеэкогуманистические ценности устойчивого развития общества, интеграция, полифункциональность [6].

Переориентация образовательного процесса на компетентностный подход требует пересмотра содержания и разработки новых форм научно-исследовательской деятельности студентов. По форме организации научно-исследовательская деятельность студентов в высшем профессионально-экологическом образовании может проводиться: в рамках  учебного процесса, во внеучебное время, дополняющая учебный процесс.

            Наиболее действенными традиционными формами организации научно-исследовательской работы студентов являются: выполнение индивидуальных заданий исследовательского характера; подготовка научного реферата; выполнение научно-исследовательской работы на полевых и производственных практиках; участие в научных семинарах, конференциях, круглых столах по решению экологических проблем; участие в студенческих состязательных мероприятиях различного уровня (конкурсы научно-исследовательских работ, олимпиады); написание курсовых и дипломных работ; студенческие кружки, научные группы по экологическим проблемам.

К инновационным формам научно-исследовательской деятельности, набирающим популярность в студенческой среде, относятся исследовательские проекты, реализуемые в рамках хоздоговорной, грантовой деятельности, межвузовские и межнациональные творческие объединения.

             Остановимся на особенностях организации научно-исследовательской деятельности студентов, с учетом инновационных тенденций, в рамках лабораторно-практических занятий и при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.

Креативность, творческая активность, высокий уровень самостоятельности  научно-исследовательской деятельности в наибольшей степени реализуются при использовании  на занятиях исследовательских технологий: проектной, проблемной, ситуационного анализа.

Технология проектного обучения занимает особое место при формировании  профессионально-экологических компетенций. Включение в проектную исследовательскую деятельность позволяет студентам, погружаясь в особую образовательную среду, формировать аналитические, проектировочные, оценочные, прогностические умения, ответственность за принятие решений и межличностную коммуникативность. Главная ценность личностно-деятельностнойтехнологии проектного обучения состоит в развитии творческого опыта, позволяющего самореализоваться в будущей профессии [4].

Рассмотрим в качестве примера проект «Экологическая обстановка в городах Нижегородской области: наблюдение, оценка, прогноз», реализуемый на практических занятиях в курсе «Экологический мониторинг».

Разработка проекта осуществляется в 4 этапа: 1) ценностно-ориентировочный; 2) конструктивный; 3) оценочно-рефлексивный; 4) презентативный.На аудиторном занятии осуществляется 1-й, ценностно-ориентировочный этап и проходит защита проектов - 4-й, презентативный этап. Само выполнение проекта (конструктивный и оценочно-рефлексивный этапы) осуществляется в рамках самостоятельной исследовательской деятельности.

На первом этапе студенты знакомятся с замыслом проекта, объединяются в  группы для осуществления проектной деятельности. Каждая группа составляет проект «Экологическая обстановка в населенном пункте Нижегородской области: наблюдение, оценка, прогноз» (Н.Новгороде, Арзамасе, Балахне, Дзержинске, Кстово)  на основе единых для всех подходов и принципов.

Конструктивный  этап связан с поисково-исследовательской деятельностью по выполнению проекта. Студенты распределяют обязанности по выполнению проекта, составляют план работы, определяют источники информации, приступают к сбору и анализу материала.

Задания для  исследовательских групп:

            1. Изучите природоохранные предприятия и организации, осуществляющие экологический мониторинг окружающей среды в Нижегородской области; определите основные направления их деятельности.

2. С помощью условных обозначений нанесите на план города основные промышленные предприятия и пункты наблюдения за состоянием окружающей среды.

 3. По данным мониторинга атмосферного воздуха проведите исследование и оцените уровень загрязнения атмосферы. Для этого:а) изучите организацию сети наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в городе; б) установите количество и категории пунктов наблюдений за загрязнением атмосферы и их расположение по районам;в) определите типы программ, по которым ведется наблюдение; г) оцените организацию сети пунктов наблюдений за состоянием атмосферы в соответствии с экологическими стандартами;д) выявите контролируемые на этих пунктах загрязняющие вещества и их концентрации, определите класс опасности веществ; е) рассчитайте КИЗА для своего населенного пункта;ж) определите основные источники загрязнения атмосферного воздуха города;е) составьте прогноз уровня загрязнения воздуха в городе.

4. Оцените качество воды в водных объектах города по алгоритму:  а) установите водные объекты и категории пунктов наблюдений на них; б) выявите основные источники загрязнения поверхностных вод; в) проведите диагностику качества воды по гидрохимическим показателям, на основе определения среднегодовой концентрации в ПДК приоритетных загрязняющих веществ и расчета удельного комбинаторного индекса загрязненности воды; г) распределите водные объекты города по качеству водыпо категориям: слабо загрязненные, весьма загрязненные, очень загрязненные, грязные;

5. Оцените радиационную обстановку города.

6. По данным мониторинга дайте оценку:а) загрязнению почв и снежного покрова токсикантами промышленного происхождения; б) загрязнению почв сельхозугодий остаточными количествами пестицидов.

7.  Составьте общий прогноз развития экологической обстановки в городе.

8. Разработайте рекомендации по улучшению сложившейся экологической ситуации.

            На оценочно-рефлексивном этапе участники творческих рабочих групп критически оценивают получившийся проект, формулируют основные положения своего проекта. После корректировки отдельных частей проекта проводят его компоновку, оформление в виде отчета о проведенном исследовании экологической ситуации в одном из городов Нижегородской области.

Презентативный этап направлен на защиту проектов, проведение дискуссии и оценку созданного проекта. Студенты описывают научно-исследовательские методы, при помощи которых они выполняли свой проект, рассказывают о возникших затруднениях и способах их преодоления. На данном этапе заполняется «карточка достижений проектной группы», которая помогает оценить проект членами экспертной комиссии.

Одним из традиционных направлений научно-исследовательской деятельности студентов, подтвердивших свою эффективность, является выполнение курсовых работ. Курсовые работы являются неотъемлемой частью профессионально-экологической подготовки и представляет собой законченное самостоятельное исследование, включающее все компоненты научно-исследовательской деятельности.

Общая экологическая проблематика курсовых работ по экологии и природопользованию отличается достаточной широтой и охватывает ведущие экологические направления с учетом исследовательских интересов студентов. В соответствии с учебным планом направления 022000.62 «Экология и природопользование» кафедрой экологического образования и рационального природопользования Мининского университета утверждены дисциплины, по которым определены курсовые работы:Основы природопользования,  Оценка воздействия на окружающую среду,  Техногенные системы и экологические риски, Экологический аудит природопользования, Социальная экология [5].

Тематика курсовых работ по основам природопользования отражает особенности воздействия различных видов природопользования на окружающую среду, в том числе: особенности рекреационного природопользования, проблемы природопользования в химической промышленности, лесопользование как направление ресурсного природопользования и другие.

Курсовая работа по дисциплине «Оценка воздействий на окружающую среду» (ОВОС) предполагает оценку состояния отдельных компонентов (параметров) окружающей среды и прогнозирование воздействий на них. Объектом исследования может являться: геологическая, геоморфологическая, гидрогеологическая, атмосферная, почвенная среды, растительный и животный мир; техногенные физические воздействия, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические параметры, существующий режим природопользования. Примерами работ данного направления являются: «ОВОС в процессе строительства и эксплуатации комплекса по производству ПВХ ООО «Русвинил» в г. Кстово Нижегородской области», «ОВОС при создании памятников природы регионального значения "Дендрарий г. Арзамас" и "Смирновский пруд" Нижегородской области».

Выполнение курсовых работ по техногенным системам и экологическому риску способствует более детальному изучению вопросов обеспечения безопасности взаимодействия техногенных систем с природной средой, предупреждения нежелательных последствий хозяйственной деятельности для окружающей среды и здоровья человека,  оценки роли управления техногенными системами в обеспечении их безопасного функционирования. Например, «Производственные процессы предприятия Выксунского металлургического завода как источники экологических рисков», «Проблема подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м.: оценка социально-экологических рисков и экономического ущерба».

            Тематика курсовых работ по экологическому аудиту природопользования охватывает широкий спектр вопросов, касающихся экологического аудирования в различных системах природопользования: 1) ресурсного: экоаудит недропользования, землепользования, водопользования, лесопользования; 2) отраслевого: экоаудит промышленного, сельскохозяйственного, рекреационного природопользования, аудит в транспортно-коммуникационной сфере, социальной инфраструктуре; 3) территориального: экоаудит  любого территориального образования - города, района, муниципального образования, речного бассейна.

Выполнение курсовых работ по социальной экологии направлено на формирование у студентов знаний о закономерностях взаимодействия общества и природы;  комплексного научного подхода к поиску оптимальных путей решения экологических проблем; развитие представлений о перспективах человечества, формирование экологической культуры личности: «Научные и эколого-образовательные результаты международного Интернет проекта «Весна идет!», «Проблемы формирования социально-экологических параметров городской среды в районах точечной застройки г. Нижнего Новгорода» [3].

Курсовые работы отличаются разнообразием тематики, объединены в целом высоким уровнем проведенного исследования, имеющего, как правило, прикладной характер и выполняемого часто по заказу природоохранных организаций в рамках грантовой или проектной деятельности. При разработке тематики курсовых работ предусмотрена возможность использования их результатов при выполнении в последующем выпускных квалификационных работ.

Проблематика выпускных квалификационных работе характеризуется определенной этапностью, отражающей развитие приоритетных направлений экологической науки и практики, социально-экологического заказа, экологической политики страны. Каждому этапу соответствуют научные кластеры, выделенные Г.С. Камериловой и возглавляемые ведущими специалистами кафедры экологического образования и рационального природопользования Мининского университета [6].  

Первый этап и соответствующий ему научно-исследовательский кластер связан с классической экологией и исследованием проблем сокращения биоразнообразия, способов его сохранения [2]. Основной акцент делается на поисково-исследовательскую эколого-орнитологическую деятельность студентов  в рамках  активно работающего  регионального  отделения Союза охраны птиц России. Успешно изучаются вопросы теории и практики организации заповедного дела, выполняемые по заказу Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Керженского биосферного заповедника. Во время полевых и производственных практик, научных экспедиций проводится обследование видового разнообразия, разрабатываются меры по сохранению орнитофауны: «Антропогенная фрагментарность южно-таежных лесов Нижегородской области как фактор воздействия на биоразнообразие», «Оценка возможности реинтродукции северного оленя в Нижегородской области».

Второй этап объединяет исследование экологических проблем  в различных системах природопользования и включает осмысление актуальных экологических вопросов  конкретных субъектов хозяйственной деятельности. Особое внимание обращается на актуальные общероссийские экологические проблемы: ОВОС, экологическая диагностика территорий, экологический мониторинг, обращение с отходами производства и потребления, а также проблемы регионального уровня: подъем уровня Чебоксарского водохранилища,   строительство АЭС, обеспечения экологической безопасности, организации экологического контроля и надзора. Примерами работ данного направления являются: «Экологические механизмы регулирования воздействия на окружающую среду на примере ЗАО НПП "Композит" г. Дзержинска», «Оценка потенциального ущерба биологическому разнообразию при реализации проекта строительства низконапорной ГЭС в Балахнинском районе Нижегородской области»;

Третий этапсвязан с инновационными процессами, обусловившими широкую международную интеграцию и формирование открытого доступа на мировые рынки продукции и услуг, и касается экологического менеджмента и экологического аудита. Студенты включаются в исследовательскую деятельность на предприятиях, активно позиционирующих свою экологическую политику, следующих международным стандартам качества серии  ISO и  аналогичным отечественным нормативам. Тематика работ касается методологии системы экологического менеджмента и исследования проблем ее  практического внедрения, научных подходов к разработке  стандартов серии ISO, теории и практики  проведении  экологических аудитов: «Оценка геологического строения и рельефа территории микрорайона Мещерское озеро г. Нижнего Новгорода для целей территориального экологического аудита», «Исследование экодизайна городской среды г. Нижнего Новгорода в процедуре территориального экологического аудита», «Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента на предприятии ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез».

Высокий уровень результатов научно-исследовательской деятельности студентов обеспечивается использованием информационно-коммуникационных, ГИС-технологий, мультимедиа, дистанционной информации и находит отражение в проблематике студенческих работ: «Использование методов дистанционного мониторинга для оценки площади зеленых насаждений г. Нижнего Новгорода», «Создание цифрового кадастра местообитания редких видов беспозвоночных Нижегородской области»., «Опыт векторизации в ГИС-редакторе ArcView архивной информации Горьковской геологоразведческой экспедиции по болотам Камско-Бакалдинской группы».

Современная система научно-исследовательской деятельности студентов, базирующаяся на интегрированном использовании эффективных традиционных и инновационных форм, характеризуется усилением творческой самостоятельности студентов, преобладанием коллективного творческого взаимодействия в решении экологических проблем, освоением студентами новейших электронных средств и систем научно-технической информации, развитием профессионально-значимых качеств и личностногопрофессионального опыта студентов, что отвечает требованиям компетентностно-ориентированного высшего образования.


Рецензенты:

Камерилова Г. С., д.п.н., профессор, кафедра физиологии и безопасности  жизнедеятельности человека, «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Демидова Н.Н., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой экологического образования и рационального природопользования, «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Кротова Е.А., Вилкова А.Д., Кожевникова А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СДУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22975 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674