Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ШКОЛЫ № 143 КРАСНОЯРСКА)

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Современные проблемы науки и образования" № 1 от 14.08.19г. на основании выявления дублирующего материала Арутюнян Т.Г. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ГИМНАЗИИ № 14 ГОРОДА КРАСНОЯРСКА) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2244-2247
Арутюнян Т.Г. 1, 2, 3 Ивашко Н.В. 3
1 Сибирский федеральный университет
2 Главное управление образования администрации «Красноярский информационно-методический центр»
3 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева
Показано содержание физического и патриотического воспитания учащихся на основе их взаимосвязи в школе № 143 города Красноярска. Рассматривается разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности физического и патриотического воспитания. Разработанная система теоретических занятий на основе спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» способствовала повышению мотивации учащихся к двигательной активности в течение учебного года. Предложенные комплексы утренней гигиенической и пальцекистевой гимнастики, используемые до учебных занятий, повысили эффективность умственной деятельности учащихся, что отразилось на успеваемости детей. Мобильная коррекция рабочей программы дисциплины «Физическая культура» по данным мониторинга привела к приросту показателей физической подготовленности учащихся. Упражнения данных комплексов эффективно использовались в качестве физкультминутки на уроках. Результаты средних величин физической подготовленности после эксперимента по критерию Стьюдента были статистически значимо выше в экспериментальных группах у мальчиков и у девочек. Результаты характеризовалась статистически значимым приростом с достоверностью 95 %. Определялись дисперсия, стандартная ошибка разностей, среднее арифметическое и вычисленный t-критерий.
Отечество.
программа
движение
здоровье
упражнение
воспитание
физкультура
патриот
взаимосвязь
методика
1. Арутюнян Т.Г. Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества: спецкурс, рекомендован КИМЦ ГУО администрации г. Красноярска для практической работы в средних общеобразовательных учреждениях. – Красноярск: Городской информационно-издательский центр, 2011. – 40 с.
2. Барабанова В.Б. «Социум – культура – человек» в социальной практике спорта // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 189-194.
3. Гаськов А.В. Основные концептуальные положения изменений военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодёжи / А.В. Гаськов, Г.Я. Галимов, Т.Г. Арутюнян, М.Д. Кудрявцев // Вестник Бурятского государственного университета. – Вып. 14. Физическая культура и спорт. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуд. ун-та, 2014. – С. 116–120.
4. Закирьянов К.Х. Экспериментальные методы в педагогике, психологии и физической культуре / К.Х. Закирьянов, Л.И. Орехов – Алматы: Казахская академия спорта и туризма, 2002. – 112 с.
5. Ивашко, Н. В. Основы работы студентов в тренажерном зале: учебное пособие / Н.В. Ивашко, А. Шакиров. – Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, 2015. – 86 с.
6. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – М.: Советский спорт, 2011. – 346 с.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 544 с.
8. Сайт Президента России: Президент утвердил новую редакцию Военной доктрины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/news/47334 (дата обращения: 07. 05.15).
9. Таймазов В.А. Показатели, характеризующие готовность боевых пловцов к военно-профессиональной деятельности / В.А. Таймазов, А.Э. Болотин, С.А. Цветков, В.Е. Михеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – СПб.: Изд-во ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта», 2015. – № 1 (119). – С. 169–172.
10. Хазова С.А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурно-спортивному образованию // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп, 2008. – Вып. 7.
В связи с внешнеполитическими реалиями Военная доктрина Российской Федерации от 26 декабря 2014 года нацеливает на необходимость объединения усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации. Российское общество нуждается в разработках и реализации мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации [8].

Концептуальное направление нашего исследования – морально-психологическая подготовленность допризывной молодежи [9], отражено в спецкурсе «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1].

Модернизируя методику Б.Х. Ланды [6] и учитывая вышесказанное, была разработана Красноярская городская Программа «Мониторинг физического здоровья и физической подготовленности школьников». Программа была реализована в 2011–2012 и в 2012–2013 учебном году. Программа первоначально разрабатывалась для целевой группы – юношей старших классов. Но в нее вошли все желающие, то есть различный контингент учащихся. В данном случае учащиеся 1-х и 5-х классов в 2011–2012 учебном году.

В процессе исследования мы учитывали современные взгляды концептуальных изменений военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодёжи [3],  гуманистический принцип равных возможностей [2], а также развитие профессионально важных качеств и психолого-физиологических свойств [10]. 

Методология теоретических положений исследования охарактеризована тесным соединением философских, общенаучных, отраслевых и конкретно-исследовательских принципов, подходов и методов [5; 7].

Объект исследования: взаимосвязь процесса патриотического и физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования: программно-методическое и структурно-организационное обеспечение взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику организации и содержательного обеспечения взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся.

Задачи исследования

1. На основании мониторинга разработать и апробировать экспериментальную программу, способствующую более качественному оборонно-физкультурному воспитанию учащихся с помощью и на основе средств физического воспитания.

2. Повысить мотивацию учащихся к двигательной активности на основе спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества», обеспечивающего взаимосвязь патриотического и физического воспитания, адаптированного к данной возрастной группе [1].

3. Повысить эффективность учебной деятельности с помощью физического упражнения.

4. По данным мониторинга произвести коррекцию рабочей программы дисциплины «Физическая культура» во время учебного года.

Гипотеза исследования: патриотическое и физическое воспитание школьников будет успешным и поступательным, если будут:

– разработаны предмет и программно-методическое обеспечение взаимосвязи патриотического и физического воспитания;

– разработаны и реализованы структура руководства и организации патриотического и физического воспитания.

Научная новизна результатов исследования заключается в постановке и решении проблемы качественной физической подготовки на основе использования средств физического воспитания в муниципальной системе образования Красноярска, разработке оборонно-физкультурной системы, обеспечивающей патриотическое воспитание молодёжи и способствующей улучшению здоровья, ее теоретическом обосновании и экспериментальной апробации, ставшей предметом комплексного научного исследования.

Материалы и методы исследования

Исследование в школе № 143 города Красноярска проводилось в течение 2011–2012 учебного года среди учащихся 1 «г», 1 «е» и 5 «а», 5 «и» класса. Осуществлялся контроль физической подготовки испытуемых. В эксперименте приняли участие 104 человека с одинаковой физической подготовленностью, из них 53 человека в течение учебного года получали дополнительное образование по спецкурсу «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества». Проведён формирующий педагогический эксперимент, в котором участвовали учащиеся 1-х и 5-х классов вышеназванного учреждения. Основной эксперимент всё время проводился в условиях учебного процесса, что позволило полностью контролировать уровень физического состояния обучающихся, рост их тренированности и восстановительные процессы. Анализ результатов проводимого педагогического эксперимента позволил конкретизировать методические подходы и внести уточнения в ранее разработанный спецкурс. Методом случайной выборки в контрольную группу 1 «г» класса было включено 25 и в экспериментальную группу 1 «е» класса 27 учащихся. А также в контрольную группу 5 «а» класса было включено 26 и в экспериментальную группу 5 «и» класса 26 учащихся. Результаты девочек и мальчиков подсчитывались отдельно. В экспериментальной группе, 1 «е» классе 27 учащихся, из которых 13 мальчиков и 14 девочек, а в контрольной группе, 1 «г» классе 25 учащихся, из которых 14 мальчиков и 11 девочек. В экспериментальной группе, 5 «и» классе 26 учащихся, из которых 12 мальчиков и 14 девочек, а в контрольной группе, 5 «а» классе 26 учащихся, из которых 11 мальчиков и 15 девочек.

Сопоставление велось по нескольким параметрам. Определялось физическое развитие: рост, масса тела, окружность грудной клетки, сила кисти, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), артериальное давление, задержка дыхания. Устанавливалась частота сердечных сокращений (ЧСС): в покое лёжа, в покое стоя, после нагрузки, после 1 мин восстановления. Производились измерения физической подготовленности: прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъем туловища за 30 секунд, подтягивания, челночный бег 3х10 м. В течение урока производился контроль частоты сердечных сокращений и коррекция нагрузки.

Благодаря директору А.А. Савенко, заместителю директора по учебно-воспитательной работе Л.Я. Малеевой, руководителю методического комплекса школы Е.И. Попковой и руководителю методического объединения учителей физической культуры школы А. В. Пичуевой был организован процесс физического воспитания во взаимосвязи с патриотическим, а именно:

● введение лекционного сопровождения (классные часы, тематические вечера и др.) – спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» [1];

● мониторинг воспитания воли посредством физического упражнения через учебные задания-ситуации в конце курса;

● введение индивидуального для каждого учащегося комплекса утренней гигиенической гимнастики;

● оценка учащегося по предмету «Физическая культура» по его личному приросту физических и улучшению функциональных качеств. Отказ от фиксированных нормативов;

● обязательная пульсометрия в начале каждого занятия;

● введение пальцекистевой гимнастики во время проведения утренней гигиенической гимнастики или после первого урока;

● мобильная коррекция рабочих программ предмета «Физическая культура». Рабочие программы в общеобразовательных учреждениях утверждаются руководством и не меняются до конца учебного года. Но с участниками Программы была оговорена их коррекция после первого тестирования в экспериментальных группах.

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнение средних величин шести видов тестирования физической подготовленности по критерию Стьюдента на начало эксперимента не выявило статистически значимых различий ни у мальчиков, ни у девочек. На конец эксперимента у мальчиков и у девочек экспериментальной группы и в 1 и в 5 классе результат достоверно выше. Коэффициент прироста у мальчиков в экспериментальной группе 1 класса составил в среднем 15,2 % (у девочек 12,1%), а в контрольной группе 5,4 % (у девочек 5,1%). В 5 классе у мальчиков 18,3 % (у девочек 11,2 %), а в контрольной 7,3 % (у девочек 6,9 %). Процент прироста физической подготовленности рассматривался в каждой группе, он вычислялся по формуле S. Brody:

arutyun01.wmf

где v1 – исходный показатель; v2 – конечный показатель, получаем процент прироста физической подготовленности за соответствующий период. Результаты характеризовались статистически значимым приростом с достоверностью 95 %. Определялись дисперсия, стандартная ошибка разностей, среднее арифметическое и вычисленный t-критерий [4].

Актом внедрения программы «Мониторинг физического здоровья и физической подготовленности школьников» в школу № 143 города Красноярска подтверждается положительный эффект, выраженный в следующем:

1. Разработанная система теоретических занятий на основе спецкурса «Физическое упражнение как средство воспитания воли и сверхволи будущего защитника Отечества» способствовала повышению мотивации учащихся к двигательной активности в течение учебного года.

2. Предложенные комплексы утренней гигиенической и пальцекистевой гимнастики, используемые до учебных занятий, повысили эффективность умственной деятельности учащихся.

3. Мобильная коррекция рабочей программы дисциплины «Физическая культура» по данным мониторинга привела к приросту показателей физической подготовленности учащихся в среднем на 10 % в 1 классе (комплексное экспериментальное воздействие привело к приросту в среднем на 15 % в ЭГ – авт.) и на 11 % в 5 классе (комплексное экспериментальное воздействие привело к приросту в среднем на 18 % в ЭГ – авт.).

Выводы:

1. Взаимосвязь патриотического и физического воспитания, выраженная в авторском спецкурсе, способствовала повышению мотивации учащихся к двигательной активности.

2. На основании мониторинга разработана и апробирована экспериментальная программа, которая способствовала более качественному оборонно-физкультурному воспитанию учащихся с помощью и на основе физического упражнения.

3. Эффективность учебной деятельности повысилась с помощью предложенных комплексов утренней гигиенической и пальцекистевой гимнастики.

4. Коррекция рабочей программы дисциплины «Физическая культура» во время учебного года привела к приросту показателей физической подготовленности.

5. Испытания у мальчиков и у девочек получили статистически значимый прирост с достоверностью 95 %. Поэтому мы говорим об экспериментальном обосновании и эффективности содержательного обеспечения взаимосвязи патриотического и физического воспитания учащихся под воздействием данной методики.

 

Работа выполнена по специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».


Рецензенты:

Сидоров Л.К., д.п.н., профессор, КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Кудрявцев М.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой валеологии Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Министерство образования и науки РФ, г Красноярск.