Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Фролова С.В. 1 Пепеляева С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) является гарантом соблюдения необходимых педагогических условий и реализации адекватных методов для достижения цели современного высшего образования. В статье раскрывается сущность индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов, а также совокупность необходимых педагогических условий его организации и реализации. Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности способствует индивидуализации персонального пути студента в воспитательной среде вуза. Авторами проанализированы необходимые педагогические условия для реализации индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов с позиции актуальности в современном образовательном пространстве. В ходе исследования использованы такие педагогические методы, как педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент. Результаты исследования могут быть применимы в учебном процессе образовательной среды высшей школы и иных типов образовательных учреждений.
педагогические условия
воспитательная деятельность
индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности
1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогический эксперимент / Ю.К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике. – М., 1988. – С. 127.
3. Белова Е.А. Опыт студенческого самоуправления в педуниверситете / Е.А. Белова, С.В. Горячева // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 65–69.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе: Изд. 2-е, испр./ М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
5. Богданова Р.У. Студенческое самоуправление: инновационный подход / Р.У. Богданова // Вестник Герценовского университета. – 2007. – № 1. – С. 35–39.
6. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: Мирос, 2002. – 208 с.
7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – С. 189.
8. Сидорина Е.В. Психолого-педагогические аспекты изучения ценностно-смысловой сферы периода взрослости // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. – С. 146.
9. Фролова C.В. Технология создания индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов / С.В. Фролова// Нижегородское образование – 2013. − № 4. − С. 79−85.

В современных условиях массового перехода на многоуровневую структуру подготовки в вузе исследователями подчеркивается наличие двух первостепенных задач: обеспечение получения студентами глубоких фундаментальных знаний, а также поиск подходов к организации образовательного процесса, в том числе и внеучебной деятельности, причем важным является учет индивидуальных склонностей, мотивов и интересов студентов в самоопределении и самореализации. Вместе с тем в профессиональном становлении студента играет роль внеучебная деятельность в образовательном пространстве вуза. Внеучебная деятельность является вариативной картой событий для студента, выстроить которую возможно с помощью индивидуального образовательного маршрута.

Исследование индивидуального образовательного маршрута занимает место в работах А.П. Тряпицыной, В.В. Лоренц, В.В. Николиной, М.Л. Соколовой, Н.Г. Зверевой, Н.А. Лабунской, С.В. Воробьевой и др. Опираясь на данные исследования, мы определяем индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности (далее - ИОМ ВД) как персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, творческого, духовно-нравственного потенциала студента в образовательном процессе в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями и социальным заказом общества [9].

В контексте аксиологического, индивидуально-личностного, событийно-деятельностного подходов выделяются педагогические условия организации ИОМ ВД. Под педагогическими условиями понимается внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, интенционально предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса [2].

Для реализации ИОМ ВД студентов необходимо соблюдение соответствующих педагогических условий:

1)             аксиологическое насыщение воспитательной среды вуза духовно-нравственной событийностью;

2)             создание возможностей для мотивированного и свободного выбора студентами событийного вектора собственного ИОМ ВД;

3)             организация студенческого самоуправления как ведущей деятельности для успешной реализации ИОМ ВД студентов;

4)             подготовка специалистов, организующих ИОМ ВД студентов;

5)             разработка педагогического сопровождения студента на ИОМ ВД.

Выделенные педагогические условия обусловлены определенными особенностями. Во-первых, требованиями государственных нормативно-правовых документов к воспитанию будущих педагогов. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Во-вторых, педагогические условия обусловлены психофизиологическими особенностями студенческого возраста. Студент обладает практически всеми качествами взрослой личности, но процесс социализации, осмысление духовности в контексте личностной онтологии, принятие смысложизненных ценностных ориентиров происходят именно в процессе получения высшего (или среднего специального) образования.

Подробно охарактеризуем выделенные педагогические условия.

Первое условие - аксиологическое насыщение духовно-нравственной событийностью воспитательной среды вуза. Формирование духовно-нравственных ценностей у студентов напрямую связано с условием духовно-нравственной событийности воспитательной среды. Студент, являясь субъектом ИОМ ВД, проектирует и реализует его события, которые насыщены духовно-нравственными ценностями. Духовно-нравственная событийность - это совокупность событий воспитательного пространства, смысловое содержание которых пронизано духовно-нравственными ценностями. В процессе реализации духовно-нравственной событийности субъект события устремляется к осмыслению нравственных и духовных категорий, принятию и присвоению духовных ценностей им самим как своих личных ценностных жизненных ориентиров. Организатор ИОМ ВД (куратор, педагог, тьютор), а также сотрудники вуза и студенты должны организовать, проектировать и реализовать события, основа которых едина - духовно-нравственные ценности, однако форма и направленность таких событий могут быть абсолютно разнообразны.

Второе условие - это создание возможностей для мотивированного и свободного выбора студентов персонального ИОМ ВД из веера имеющихся. Следует подчеркнуть, что ИОМ ВД, его смысло-содержательный вектор определяются самим студентом. Свободный выбор должен обеспечиваться условиями создания веера векторов ИОМ, который заключается в реализации социальной, культурно-творческой, волонтерской деятельности и социального проектирования, способствующих вовлечению студентов в активную практическую деятельность, обеспечивающих опыт высоконравственного поведения, способствующих формированию и развитию духовно-нравственных ценностей. Все направления воспитательной деятельности в контексте ИОМ должны выполнять функцию нравственного воспитания. Выполнить эту функцию возможно благодаря различным формам деятельности. Каждый вектор маршрута обладает аксиологической насыщенностью. Среда должна обладать целым спектром направлений воспитательной деятельности: культурно-творческое направление, социальное направление, гражданско-патриотическое, научное и др. Студент выбирает не только направление своей деятельности в рамках вуза, но и те формы деятельности, которые для него наиболее актуальны. Наличие в вузе студенческих организаций, выполняющих свою деятельность на основе студенческого самоуправления, также является важным звеном в организации воспитательной среды.

Третье условие успешной реализации модели формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД - это организация студенческого самоуправления в вузе.

Р.У. Богданова определяет студенческое самоуправление как режим протекания совместной самостоятельной жизнедеятельности студентов, обеспечивающий динамику демократических отношений в студенческой среде, способствующий реализации возможности гражданского и личностного самоопределения студентов [5]. Функционирование студенческого самоуправления в вузе является необходимым условием для реализации ИОМ и заключается в вовлечении молодых людей в многообразную деятельность, направленную на качественное решение важных общественных задач и др.

Организация студенческого самоуправления традиционно включает в себя деятельность студенческого совета, советов факультетов, клубов по интересам, студенческих отрядов и др. Многообразие студенческих организаций и направлений их деятельности является предпосылкой  и возможностью для организации и реализации разнонаправленных векторов ИОМ ВД, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей: вектор волонтерской деятельности, вектор экологического воспитания, культурно-творческий вектор и др.

Студенческое самоуправление - это пространство активного самоопределения и саморазвития личности студента. Основываясь на принципах «равный равному», свободы выбора, творчества и успеха, саморазвития, студенческое самоуправление способствует становлению социально зрелой личности, формированию организаторских и коммуникативных навыков будущих педагогов. Активная деятельность студента в студенческом самоуправлении является фактором роста, профессиональной компетентности, ответственности, самостоятельности, способности к саморазвитию, самовоспитанию и саморегуляции, а также проявления субъектности студента в воспитательном пространстве вуза. Наряду с этим вовлечение студента в практическую общественную деятельность студенческого самоуправления является условием формирования духовно-нравственной личности студента, так как именно через осуществление практической деятельности формируются его ценностные ориентации, взгляды и поведение в целом [3].

Четвертое условие - подготовка специалистов, организующих ИОМ ВД студентов.

Данное условие направлено на формирование компетенций преподавателя по проектированию ИОМ ВД, овладение навыками моделирования ИОМ, методикой педагогической поддержки студента. Реализация ИОМ ВД в вузе является сложным процессом, охватывающим разнообразные виды деятельности: планирование, проектирование, моделирование. Специалист вуза должен обладать соответствующими знаниями и умениями для осуществления технологий создания ИОМ ВД, реализации сопутствующих технологий персонифицированной педагогики, воспитательных технологий и технологии педагогического сопровождения. Решением данных задач может являться разработанный и внедренный обучающий курс «Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей студентов» для преподавателей (кураторов, тьюторов, педагогов-организаторов, заместителей деканов по воспитательной работе и др.). Важным условием является создание научно-методического обеспечения преподавателей (тьюторов, кураторов). Научно-методическое обеспечение должно содержать в себе необходимую информацию о сущности и особенностях ИОМ, раскрывая механизм реализации ИОМ, этап проектирования и внедрения ИОМ, специфику событийно-содержательного наполнения ИОМ ВД духовно-нравственными ценностями.

Пятое условие эффективной реализации ИОМ ВД - это разработка педагогического сопровождения студента.

Е.А. Александрова рассматривает педагогическое сопровождение в контексте ИОМ как тип педагогической деятельности, сущность которого состоит в превентивном процессе научения студента самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации [1].

Одним из первых научно обосновал проблему педагогического сопровождения О.С. Газман, а затем последователи его научной школы Н.М. Касицына, Н.Н. Михайлов, С.М. Юсфин и др. [6]. Определяя механизм педагогического сопровождения студента на ИОМ ВД, мы опираемся на методологические исследования данной научной школы. Лаборатория О.С. Газмана разработала и предложила последовательную логичную цепь взаимосвязанных фаз индивидуального педагогического сопровождения в воспитании, таких как:

-     диагностическая (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы);

-     поисковая (совместный поиск решения проблемы или трудности);

-     договорная (проектирование и взаимная договоренность о действиях);

-     деятельностная (поддержка инициативы учащегося, помощь и взаимодействие);

-     рефлексивная (обсуждение, констатация, осмысление опыта).

Диагностическая фаза педагогического сопровождения ИОМ ВД заключается в определении интересов, потребностей студента, в установлении его мотивации. Поисковая фаза заключается в осуществлении поиска вектора ИОМ, поиска его направленности, смыслосодержания, определяющегося мотивами и потребностями субъекта ИОМ. Договорная (проектная) фаза педагогического сопровождения заключается в проектировании ИОМ ВД студента, определении его этапов, траектории, насыщении ИОМ соответствующими событиями. Деятельностная фаза основывается на поддержке, направлении, помощи педагога в преодолении кризисов и барьеров студента в реализации ИОМ. Опираясь на особенности студенческого возраста, сформированности их способности к самоанализу и рефлексии, педагогическая поддержка деятельностной фазы в процессе реализации студентом ИОМ может носить опережающий, пролонгированный или дискретный характер в зависимости от состояния проблемы. Рефлексивная фаза педагогической поддержки заключается в осмыслении, осознании результатов ИОМ ВД субъектом ИОМ.

Педагогическое сопровождение ИОМ ВД студента основывается на двух концептуальных подходах, таких как технология психолого-педагогической поддержки и сопровождения (О.С. Газман) и модель тьюторской поддержки и сопровождения учащегося (Т.М. Ковалева).

Модель педагогической поддержки О.С. Газмана в осуществлении ИОМ включает помощь студенту в обретении уверенности в собственных силах, в подкреплении положительных качеств студента, поддержку стремления к самостоятельности, самодвижению, помощь студентам в преодолении трудностей. Тьюторское сопровождение Т.М. Ковалевой основывается на методе рефлексивного обсуждения, который является одним из главных в проектировании ИОМ. Такое сопровождение позволяет овладеть техниками рефлексивного осмысления, построения собственного процесса обучения, реально создавать свой ИОМ, планировать работу по самовоспитанию, самоутверждению, самореализации, включая самосовершенствование в когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах [7].

Таким образом, в нашем понимании педагогическое сопровождение в контексте ИОМ ВД - это такая модель субъект-субъектных отношений педагога (тьютора, куратора) и студента, при которой педагог:

-     осуществляет помощь студенту в самопознании, саморефлексии, саморазвитии;

-     ориентирует студента в направлении его самодвижения;

-     обеспечивает условия свободного выбора своего вектора ИОМ и возможностей для его реализации;

-     обозначает пути выхода из кризисных ситуаций, возникающих при прохождении субъектом ИОМ.

Неотъемлемой частью педагогического сопровождения ИОМ ВД выступает документальное и методическое сопровождение: разработка и внедрение индивидуальной маршрутной карты и учебно-методического комплекса пособий. Индивидуальная маршрутная карта студента отображает ИОМ ВД конкретного студента, фиксирует движение студента по событиям ИОМ, замеряет динамику его духовно-нравственного развития, а также позволяет выявить степень эффективности реализации ИОМ. В структуру индивидуальной маршрутной карты входит несколько составляющих: график инвариантного образовательного маршрута внеучебной деятельности, индивидуальная карта самодвижения по событиям внеучебной деятельности, индивидуальная карта личностного развития студента.

Таким образом, рассматривая педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей, мы пришли к выводу, что только комплексное создание условий дает возможность успешной реализации модели формирования духовно-нравственных ценностей бакалавров образования на основе ИОМ ВД.

Рецензенты:

Маркова С.М., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Быстрицкая Е.В., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Фролова С.В., Пепеляева С.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22777 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674