Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЬЮТОРСТВО КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Беляева Т.К. 1 Никишина О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В статье приведены действующие нормативные основы функционирования тьюторства, отражено определение современного понимания тьюторства, описаны функции тьютора. Отмечается, что в условиях перехода к компетентностному образованию и поиска новых методов преподавания использование тьюторства позволит повысить качество обучения иностранных студентов. Приведены результаты опроса иностранных студентов, обучающихся в Мининском университете, обуславливающие необходимость создания института тьюторства в высшем учебном заведении с целью повышения качества образования.Определено, что внедрение тьюторской системы обучения позволит улучшить академические достижения иностранных студентов, адаптировать процесс обучения потребностям обучающихся, активно вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность вуза, четко прослеживать траекторию развития обучающихся. Внедрение тьюторства для иностранных студентов обеспечит возможность своевременно предоставлять квалифицированную помощь в процессе адаптации личности обучающегося и как следствие – подготовить профессионала в своей деятельности, востребованного на родине.
профессиональная подготовка бакалавров.
процесс адаптации иностранных студентов
профессиональные компетенции
индивидуализация обучения
иностранный студент
качество образования
тьюторство
1. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): Автореф. дис. д-ра пед. наук - М., 1997. - 41 с.
2. Беляева Т.К. Организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2011. - № 16. - С. 203-212.
3. Ковалева Т.М. Основные тенденции развития тьюторства в России. // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта 2012г., г. Пермь) / Под общ.ред. Л.А.Косолаповой. - Пермь, ПГГПУ,2012. - С. 3-5.
4. Набивачева Е. Проблема адаптации иностранных студентов в вузе // Высш. образование в России. - 2006. - № 12. - С. 89-92.
5. Пепеляева С.В., Никишина О.А. Основные элементы внутренней системы оценки качества обучения студентов // Современное образование: содержание, технологии, качество: XXI Междунар. науч.-метод. конф.: в 2 т. Т.2. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ". - 2015. - С. 94-95.
6. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 33 - ст. 4381.
7. Приказ Минкультуры России от 05.05.2014 № 763 (ред. от 05.08.2015) «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.2014 № 32841) // Российская газета. - 2014. - № 175.
8. Приказ Минобрнауки РФ от 05.07.2011 № 2103 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 070800 Драматургия (квалификация (степень) «магистр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.2011 № 21475) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 3.
9. Приказ Росстата от 31.07.2015 № 350 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183901;div=LAW;dst=100003,1;rnd=177853.971932259388268 (Дата обращения 22.10.2015).
10. Федоров А.А. Внутривузовская система качества: организационно-управленческий аспект/А.А. Федоров, Е.П. Седых. - Н.Новгород, 2013. - 186 с.

Модернизация российского образования обозначила круг вопросов, связанных с пониманием качества современного образования в условиях многоконфессионального и поликультурного общества. Вхождение России в мировое образовательное пространство потребовало приведения образовательной системы в соответствие с общемировыми стандартами: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности высшей школы, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение к Болонским соглашениям, новые образовательные стандарты, концепция непрерывного образовательного процесса требуют изменения подходов к различным факторам работы в вузе, в том числе и к взаимоотношениям «преподаватель-студент». [1, С.3]. Свои требования к качеству, уровню и содержанию профессиональной подготовки предъявляет и сам «потребитель образовательных услуг» (в лице студента, его родителей или того, кто берет на себя финансовое бремя его обучения), и общество, и рынок. Студенту предоставляются права и возможности для наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных запросов. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ ФГОС ВПО устанавливают, что вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, а также имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки при формировании своей индивидуальной образовательной траектории [1, п.4.1.5, п.4.2.2]. В этой связи разворачиваются различные образовательные проекты, в которых открыто заявляется принцип индивидуализации обучающегося. Таким образом, важнейшей становится проблема обеспечения качества образования студентов, с учетом их индивидуальных особенностей, принадлежности к определенной национальности и культуре.

Современная педагогическая наука под качеством образования понимает интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия достигнутых результатов нормативно заданным, в качестве последних сегодня обсуждаются четыре группы результатов:

1. определенный уровень достижения академических знаний;

2. уровень понятийного и интегративного мышления;

3.формирование «ключевых» компетентностей;

4. социальный (успешный опыт) [4].

Университетское образование универсально, именно оно дает возможность сделать знание личностным, действенным, и тем самым в нем появляется место для деятельности тьютора. Актуальность обращения к тьюторской системе в настоящее время определяется процессом модернизации образования: обучающемуся предоставляется выбор индивидуального учебного плана, внедряются модели неперерывного профессионального образования, развивается система сетевого взаимодействия образовательных организаций, действуют программы академической мобильности преподавателей и студентов.

 Опыт зарубежных университетов показывает, что тьюторство - важнейший элемент образовательного процесса и процесса становления личности. Сегодня тьюторство работает в трех пространствах - информационном, социальном и антропологическом - и пользуется тремя разными видами средств, адекватных этим пространствам

Тьютор в переводе с английского «tutor» означает наставник, опекун, репетитор, индивидуальный учитель - это педагог-психолог индивидуального сопровождения обучающегося в учебно-воспитательном процессе. Исследователи этой проблемы отмечают, что современное понимание тьюторства можно разложить на три составляющие. Во-первых, тьюторство как поддержка (особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении проблем). Во-вторых, тьюторство выступает как сопровождение (в реализации индивидуальных образовательных программ, учебно-исследовательских и проектных работ). В-третьих, тьюторство рассматривается как фасилитация (путь культурного, профессионального и личностного самоопределения)» [4].

Однако, Министерство образования и науки Российской Федерации не предусмотрело должность «тьютор» для организаций высшего образования [6], хотя в некоторых федеральных государственных стандартах она упоминается и раскрываются должностные обязанности тьютора [8]. Данная должность включена Министерством культуры РФ в перечень подведомственных ему должностей работников федеральных государственных учреждений, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности «Образование высшее - бакалавриат», «Образование высшее - специалитет», «Образование высшее - магистратура» [7]. В настоящее время в высшей школе функции тьютора частично реализуются участниками образовательного процесса - самими студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями. Существует несколько направлений, где тьютор может найти своё применение, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня квалификации. В настоящее время в вузах встречаются различные виды тьюторства:

- тьютор-стажёр (студент старших курсов, активист студенческого самоуправления, который оказывает помощь студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекая их во внеучебную работу и помогая освоить университетское пространство);

- академический тьютор (магистр с обязательной тьюторской подготовкой, работа которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана);

- тьютор-наставник (выпускник вуза, прошедший тьюторскую подготовку, основной задачей которого является сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего бакалавра).

Таким образом, тьютор - это преподаватель, методист, консультант, который осуществляет текущую методическую поддержку студента и имеет возможность контролировать процесс изучения курса студентом, оценивать выполненные им индивидуальные задания, его работу в семинарах и при необходимости оказывать ему помощь или давать совет [9]. Тьютор способен оказывать также эмоциональную поддержку обучающимся, анализировать индивидуальные особенности обучающегося, определять возможные точки его личностного роста, структурировать проблемы его саморазвития, прогнозировать перспективы его деятельности, изыскивать возможности устранения причин его неуспешности, помогать обучающемуся в его самоанализе, в самостоятельном разрешении проблем и принятии им ответственности за результаты работы, предвидеть реакции обучающегося на те или иные педагогические действия; способностью корректно строить взаимодействие с «проблемными», социально дезадаптированными обучающимися и использовать знание психологии межличностного общения [8]. Данная модель оказания тьюторской поддержки заимствована из опыта западных университетов, в частности опыта Англии, где тьютор, в первую очередь, является представителем студента перед администрацией и профессорско-преподавательским составом колледжа и помогает студенту во всех сферах его студенческой жизни (учебной, научной, социальной, личной).

Построение каждым студентом своей индивидуальной траектории образования требует в современной ситуации от вуза прежде всего работу тьютора - педагога, обладающего специальными компетенциями технологиями сопровождения индивидуальных образовательных траекторий.

Особое значение тьюторская деятельность приобретает в практике работы российских вузов со студентами, являющимися представителями различными национальностей, преобладающее большинство которых составляют граждане стран бывшего СССР. Лидирующие позиции по количеству граждан, обучающихся в российских ВУЗах, в настоящее время принадлежат выходцам из Казахстана, КНР, Туркмении, Украины, Индии, Белоруссии,  Азербайджана,  Вьетнама, Таджикистана и Узбекистана.

В последнее время иностранные студенты все чаще выбирают для обучения российские вузы. По результатам проведенных опросов основным показателем привлекательности обучения для иностранных студентов в России является хорошее качество образования при его невысокой стоимости. Исследования, проведенные в нескольких вузах России, позволили выявить также трудности, с которыми сталкиваются иностранные обучающиеся. Главными проблемами иностранных студентов в первое время по прибытии в Россию становятся изучение русского языка, постановка на миграционный учет, заселение и жизнь в общежитии, освоение местной системы общественного транспорта [4]. По мнению специалистов с меньшими трудностями процесс адаптации иностранных студентов легче проходит в региональных вузах Российской федерации.

Одним из региональных вузов, отвечающих требованиям, предъявляемым иностранными абитуриентами к качеству образования, является Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), в котором в настоящее время очно обучаются 240 иностранных граждан. Проведенное в 2015 году среди этих студентов анкетирование позволило определить трудности, которые существенно влияют на качество обучения, с которыми они сталкиваются в университете. В ходе анкетирования были опрошены 128 иностранных студентов, а также 29 преподавателей и сотрудников Мининского университета. По результатам опроса иностранных студентов основной трудностью, с которой сталкиваются иностранцы после приезда на учебу в Россию, является низкий уровень подготовки по русскому языку на родине (отмечали большинство респондентов). Плохое владение русским языком, затрудняющее не только бытовые коммуникации, но и освоение изучаемой специальности, сохраняется у многих до самого последнего курса обучения. Следующая проблема - это практически полное отсутствие индивидуального подхода к обучению иностранных студентов. Кроме того, более половины опрошенных иностранных обучающихся испытывают трудности при освоении научных понятий и терминов изучаемых дисциплин, поскольку учебные пособия не адаптированы для иностранных студентов, а также часто отсутствует возможность выхода в интернет. Как следствие сложившихся трудностей - более низкий уровень успеваемости иностранных студентов по сравнению с их сокурсниками из России. Качество подготовки бакалавра предполагает наличие определенных профессиональных компетенций, к которым относится «способность к научной, аналитической, творческой работе, изобретательности и т.п.»[2]. Следует констатировать, что иностранные студенты редко вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность кафедры и испытывают значительные трудности при написании курсовых и дипломных работ. Обучающиеся их других стран плохо осведомлены об инновациях в университете. Опрос иностранцев, обучающихся в вузе показал, что они слабо информированы по вопросам дополнительных видов подготовки и как следствие практически никогда не получают дополнительных образовательных услуг. Важнейшим показателем качества обучения является степень удовлетворённости качеством своей профессиональной подготовки. Одним из индикаторов эффективности образовательной деятельности вуза является соответствие компетенций, полученных выпускником по выбранному направлению обучения. Анализ результатов показал, что примерно 70% опрошенных оценивают полученные компетенции как соответствующие будущей профессии. Современный мировой рынок труда предъявляет высокие требования к выпускаемым бакалаврам и магистрам, поэтому подготовка конкурентоспособных выпускников как для России, так и для иностранных государств - важная задача современного вуза. В связи с этим, важным показателем в процессе обучения становится актуальность полученных компетенций для применения на родине. Опрос показал, что студенты в целом, считают, что полученные в вузе компетенции соответствуют веяниям времени и будут востребованы при работе по выбранной профессии в своей стране (67 %). Однако 33% респондента считают свои профессиональные компетенции не соответствующими современным требованиям. Это свидетельствует о том, что необходимо обратить серьезное внимание на индивидуализацию обучения иностранных студентов с целью удовлетворения их образовательных запросов. Опыт показывает, что внеучебное взаимодействие с преподавателями и сокурсниками не только облегчают адаптацию в новом образовательном пространстве, но и способствует повышению успеваемости среди иностранных студентов Основой такого взаимодействия может стать институт тьюторов [4]. Деятельность тьютора в таком ракурсе фокусируется на проблемах качества обучения, вовлечения в научно-исследовательскую деятельность, адекватных форм досуга и так далее и фактически является компенсаторной с точки зрения взаимоотношений с иностранным  студентом. Он должен контролировать все этапы реализации индивидуального учебного плана студента, проверять выполнение правил проведения рубежного и текущего контроля по всем выбранным дисциплинам, участвовать в расчетах академического рейтинга иностранных студентов. Тьютор - руководитель индивидуальной образовательной траектории должен играть важную роль в разработке иностранным студентом его собственной образовательной стратегии и тактики, адаптации базового учебного плана и его трансформации в индивидуальную программу таким образом, чтобы получаемое образование соответствовало и потребностям студента, и требованиям государства, которое направило его на обучение в Россию. На наш взгляд, тьюторами могут быть молодые преподаватели кафедры (аспиранты, магистранты), способные разработать индивидуальную образовательную траекторию для студентов. Заинтересованность руководства вуза в развитии тьюторства для иностранцев несомненно окажет положительное влияние на качество обучения иностранных студентов и важным аспектом эффективности сопровождения индивидуальных образовательных траекторий иностранных студентов в Мининском университете.

Внедрение тьюторской системы обучения позволит улучшить академические достижения иностранных студентов, адаптировать процесс обучения потребностям обучающихся, активно вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность университета, четко прослеживать траекторию развития обучающихся, обеспечит возможность своевременно предоставить квалифицированную помощь в процессе адаптации личности обучающегося и как, следствие - подготовить профессионала в своей деятельности, востребованного на родине.


Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой экологического образования и рационального природопользования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет), г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет), г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Беляева Т.К., Никишина О.А. ТЬЮТОРСТВО КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22754 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674