Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Казакова Т.В. 1 Яковлева Е.Н. 1 Майорова Г.Г. 1 Романцова Н.Ф. 1 Фирер Н.Д. 1 Дрыгина И.В. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
2 ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет»
В статье рассматриваются особенности жизненного самоосуществления педагогов с разным уровнем самоактуализации. В результате экспериментального исследования выявлено, что проявления жизненного самоосуществления определяются центрацией педагогов на предметных, смысловых и ценностных координатах, а также уровнем личностных качеств, способствующих самоактуализации. Качественный анализ степени выраженности у педагогов уровня самоактуализации позволяет говорить о следующем: для педагогов-«предметников» характерны высокий уровень внешнего локуса контроля, низкий уровень сензитивности и спонтанности, самопринятия. Для «предметников» характерна «редукция возможного», что мешает проявлениям самоосуществления. Педагоги-«смысловики» характеризуются низким уровнем гибкости поведения, неумением контролировать свои негативные эмоции. «Смысловикам» свойственны внимание к деталям, медлительность в принятии решений, эмоциональная сдержанность, которая воспринимается учащимися как замкнутость, холодность, заторможенность. Педагоги-«ценностники» обладают внутренним локусом контроля, развитой рефлексией, высоким уровнем самооценки, самоуважения и самопринятия.
«ценностники»
«смысловики»
педагоги-«предметники»
уровень самоактуализации
самоактуализация
жизненное самоосуществление
1. Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Ценностная составляющая процесса жизненного самоосуществления педагогов // Вестник КГПУ. — 2012. — № 2. — С. 32–36
2. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: дисс. … канд. психол. наук. – Пермь, 2002.
3. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, — 2002. — С. 14
4. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. — М.: МГУ, 1982. — С. 108–117.
5. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. – СПб.: Речь, 2003.
6. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. — 358 с.
7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994.
8. Слободчиков В.И. Человеческий потенциал в пространстве антропологии образования // Психология обучения. – 2009. —№ 1. – С. 4–24
9. Х.Ортега-и-Гассет. Что такое философия. – М.: Наука, 1996

В условиях современных изменений общества все чаще упоминается о необходимости самостановления человека, его саморазвития и самореализации, что, несомненно, повышает роль активного отношения субъекта к своему развитию. В этом контексте важное место занимает процесс самоосуществления, под которым мы понимаем процесс самореализации, основанный на переводе возможностей человека в действительность и направленный на постоянное «усложнение» его жизненного мира, который в системной антропологической психологии понимается как особое пространство, формирующееся прижизненно и усложняющееся по мере обретения им новых координат (значений, смыслов, ценностей).

Концепцию самоактуализации личности развивал А. Маслоу, который определял ее как стремление к самоосуществлению, как непрерывную реализацию «потенциальных возможностей способностей и талантов как свершение своей миссии или призвания судьбы и иного, как более полное познание и принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [4]. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать тем, кем он способен стать. Человек, достигший такого уровня (акме), в своей жизни добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциалов личности, приумноженных за счет своего самосовершенствования. А. Маслоу рассматривал человека как «существо желающее», мотивированное на поиск личных целей. По определению А. Маслоу, психология мотивации самоактуализированных людей принципиально иная, поскольку характеризуется в первую очередь мотивами роста. Для А. Маслоу самоактуализация - это и осознанное стремление человека к реализации своих потенциалов, и одновременно механизм и процесс развития личности. Изучая предельные переживания как эпизоды самоактуализации, А. Маслоу пришел к выводу, что, придавая смысл и ценность человеческой жизни, они ликвидируют состояние «экзистенциальной бессмысленности». По мнению Маслоу, феномен, называемый пиковым переживанием, сопутствует всем видам полного самоосуществления [5]. Вводя понятие о «метамотивации» и «метапотребности» как составляющих самоактуализирующихся людей, ученый определяет самоактуализацию как развитие личности, связанное с переходом от невротических или инфантильных «неистинных» жизненных проблем к «истинным», экзистенциальным.

Психологическая теория трансценденции, в частности «теория Z» - концепция трансценденции самоактуализации, оказалась последним вкладом Маслоу в развитие теории самоактуализации. В ней Маслоу вводит различение двух типов самоактуализирующихся людей: «просто здоровые самоактуализирующиеся личности» и «трансценденты». Первые «...живут в мире, чтобы осуществить себя в нем. Они овладевают им, управляют им, используют его в целях добра как (зрелые) политики и практики. Другими словами, эти люди являются больше деятелями, чем созерцателями, прагматиками, чем эстетами... Люди другого типа (трансценденты) часто гораздо более сведущи в реальности Бытия, больше живут на уровне Бытия, более очевидно метамотивированы, имеют целостное сознание и более или менее частые плато-переживания» [3].

Самоактуализация предстает как воплощение высших ценностей в индивидуальной активности, направленной на что-то значимое в мире, Маслоу же наделяет этой особенностью лишь человека, уже достигшего уровня Бытия.

Однако процесс самоактуализации, движения к достижениям, успеху в жизни не происходит естественным образом. Каждому человеку, отстаивая свою индивидуальность и свой путь развития и жизнедеятельности, приходится преодолевать препятствия социального и культурного окружения, предрассудки, связанные с традиционными социальными и профессиональными ролями мужчин и женщин, обеспечивать свою безопасность, находить оптимальные уровни взаимодействия с окружающими людьми. Процесс самоосуществления требует постоянной готовности рисковать, ошибаться и находить разумные пути выхода из трудных ситуаций, отказываться от своих старых привычек, преодолевать страх и тревогу.

Как видим, в своих работах Маслоу не дает четкого разграничения понятий «самоактуализация» и «самоосуществление», а употребляет их как синонимы. Такое положение объясняется не только сложностью и многозначностью понятий, о которых шла речь выше,  а прежде всего выделением множества факторов, особенностью подходов к этим явлениям в рамках того или иного научного направления, но и причинами другого порядка - использованием упомянутых выше терминов без должной критической оценки. Самоактуализация является, по мнению А. Маслоу, не только стремлением к самоосуществлению, тенденцией к актуализации потенций человека, но и включает в себя максимальную реализацию всех его возможностей [4].

Как справедливо отмечает В.И. Слободчиков, «потенциал в себе» начинает высвечиваться в разности потенциалов, поэтому, сравнивая уровень самоактуализации педагогов, мы более четко обозначим круг их возможностей, так как человеческий потенциал есть характеристика не только самого объекта, но и характеристика всего, что его окружает и с ним взаимодействует, тем более что продуктивная реализация человека ведет не к уменьшению, а к развитию и обогащению его потенциала, что также является его принципиальным отличием [8]. Поэтому мы предполагаем, что, чем выше уровень личностных качеств, способствующих самоактуализации педагога, тем большее количество возможностей (потенций) станут реалиями его профессиональной жизни. Другими словами, чем выше значение характеристик, составляющих самоактуализацию как одну из форм жизненного самоосуществления, тем больше возможностей и условий для проявления жизненного самоосуществления в профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, учитывая центрацию педагогов на предметных, смысловых или ценностных координатах, можно говорить о наличии ряда особенностей процесса жизненного самоосуществления [1].

Экспериментальное исследование проводилось в течение 2010-2015 гг., в нем  приняли участие педагоги в возрасте от 23 лет до 61 года. Всего было опрошено 279 человек, из них 94,98% лиц женского пола и 5,02% - мужского. Выборку составили педагоги, имеющие средне-специальное и высшее педагогическое образование и работающие в образовательных учреждениях гг. Зеленогорска, Лесосибирска, Енисейска и Енисейского района. В выборке отсутствуют психологи с целью обеспечения равенства условий эксперимента в плане психологических знаний. Основным психодиагностическим средством был выбран самоактуализационный тест (САТ) Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской, состоящий из 2 базовых и 12 дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени (Tc) и Поддержки (I). Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по 2 в каждом.

В ходе исследования по самоактуализационному тесту Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской нами были получены результаты, позволяющие проанализировать уровень самоактуализации педагогов.

Результаты педагогов с доминирующим предметным пространством позволяют нам сделать следующие выводы: 40,9% испытуемых данной группы демонстрируют низкий уровень самоактуализации, что означает их ориентацию лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), характеризуется недостаточным контактом с реальностью «здесь и теперь», приводит к бегству в прошлое или будущее, тем самым может совершенно подавить чувство настоящего [перлз]. В первую очередь это отражается на методике преподавания. Например, педагог № 216, имеющий высшее образование и стаж работы более 19 лет, выступает против внедрения новых образовательных технологий и методических приемов, утверждая, что самое лучшее то, что проверено временем, традиционно, эксперименты же только разрушают давно устоявшийся уклад жизни. Подобное «застревание» в одном из времен не только существенно «сужает» пространство их самоосуществления, но и ограничивает «жизненный мир» ученика. Кроме того, эти педагоги обладают высокой степенью зависимости, конформности и несамостоятельности («извне направляемая» личность), а также внешним локусом контроля, что также говорит об их негибкости, неспособности быстро и адекватно реагировать на ситуацию. «Предметники» испытывают трудности в осознании и проявлении собственных чувств, поэтому ученики ощущают «эмоциональную» дистанцию, им не хватает «живости» и привязанности учебного предмета к реальной жизни. Стоит отметить, чаще всего подобное поведение наблюдается у преподавателей математики, физики, черчения, химии. Так, педагог № 109 считает, что точная наука не допускает эмоциональности в рассуждениях, все должно быть подчинено логике и смыслу, а «развлекать молодое поколение» не входит в его обязанности.

57% педагогов, центрированных на предметном пространстве, имеют средний уровень самоактуализации, т.е. ее статистическую норму. Данная группа обладает адекватным восприятием временных отрезков, способностью самостоятельно контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их, принимать ценности самоактуализирующейся личности; способностью к самоорганизации. Но, по результатам нашего наблюдения, подобные проявления носят ситуативный характер, т.е. обусловлены контекстом, создаваемым конкретной ситуацией. Приведем несколько примеров. Педагог № 72 перешел на работу в более престижную школу, поэтому, чтобы себя зарекомендовать, в течение первых месяцев «изображал» очень активную деятельность (постоянно предлагал разные идеи, брал на себя выполнение чужих обязанностей, участвовал во всех школьных мероприятиях и т.д.). Через полгода, сделав себе «имя», стал выполнять только свои прямые обязанности, отвечая на все вопросы, что «ситуация изменилась и можно расслабиться».

2,1% педагогов-«предметников» обладают высоким уровнем самоактуализации, что свидетельствует об их способности жить «настоящим», т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте и видеть свою жизнь целостной, ощущать прошлое, настоящее и будущее.

Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что педагоги предметного пространства обладают самым низким уровнем самоактуализации.

У 38,8% педагогов с доминирующим смысловым пространством обнаружен низкий уровень самоактуализации, что проявляется прежде всего в их дискретном восприятии времени, не позволяющим выстроить целостное представление о жизненном пути. Центром времени человека как сознательного временного-пространственного события является настоящее, и «нет иной реальности, кроме настоящего» [6]. Педагог увлечен и сосредоточен на смысловой составляющей урока, что выражается в некоторой «зажатости» и не позволяет ему проникнуть в «жизненный мир» ребенка. Стремление «наполнить смыслами» мешает ситуационно, быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. В большей мере такое поведение свойственно группам педагогов со стажем 10-15 лет и со стажем более 20 лет, в чем, вероятно, проявляется ригидность во взаимодействии с окружающими людьми.

Средний уровень самоактуализации выявлен у 58,9% и высокий у 2,3% педагогов-«смысловиков», что демонстрирует их компетентность во времени и позволяет отнести к категории «сбалансированных личностей», для которых настоящее - единственная реальность, центр равновесия, постоянный ориентир, а прошлое и будущее принимаются в расчет только при соотношении с настоящим [6]. Эти педагоги относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками, они свободны в выборе. Примечательно, что педагоги данной группы демонстрируют самый высокий уровень сензитивности, самоуважения и самопринятия, т.е. они отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо их ощущают и рефлексируют, принимают себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Педагоги, центрированные на ценностных координатах, с низким уровнем самоактуализации, составляют 24,4%, демонстрируют бóльшую заинтересованность будущим, которое представляется им «веером» доступных для реализации форм [2], пространством для воплощения собственных профессиональных ценностей. Стоит отметить, что этим педагогам свойственна зависимость от внешнего окружения и его мнений. При этом сюда входят педагоги, диаметрально противоположные с точки зрения стажа: 50% - стаж 20 лет и более и 50% - стаж до 3 лет. Полагаем, что это и стало причиной, ведь молодые специалисты еще не имеют достаточного опыта для свободного поведения в профессии, а «стажисты», наоборот, демонстрируют усталость, пресыщенность профессией. Кроме того, отсутствие внутренней поддержки, неуверенность в себе создают трудности в осознании и проявлении собственных чувств. Например, педагог № 64 со стажем работы более 20 лет отмечает, что в последние годы не позволяет себе «быть нормальным» человеком, поскольку любое выражение эмоции может быть неправильно истолковано учащимися. Поэтому свою деятельность выстраивает в направлении «светлого будущего», уделяя большое внимание «окультуриванию» учащихся.

У 68,8% выявлен средний уровень и 6,8% педагогов-«ценностников» демонстрируют высокий уровень самоактуализации, что проявляется в независимости их ценностей и поведения, свободном осуществлении экзистенциального выбора [6]. В профессиональной деятельности они утверждают свою индивидуальную систему ценностей, причем дело, которому они себя посвящают, является воплощением этих ценностей, а не средством достижения неких внешних по отношению к делу целей [4]. Ведущей мотивацией является мотивация развития, роста, которая позволяет поддерживать напряжение ради далекой цели, что также связано с временной компетентностью. По словам Х. Ортеги-и-Гассета, «жизнь - это столкновение с будущим, именно на него направлено жизненное внимание, чтобы получить в руки желаемое содержимое. Для того чтобы мы увидели, чего мы от него требуем и чего ожидаем, нужно обратить взгляд в настоящее и прошлое, чтобы найти в них средства удовлетворить наше стремление» [9]. Для «ценностников» временные координаты объединены в единую систему, позволяющую создать пространство жизненного самоосуществления. Высокие показатели по шкалам блока «Самовосприятие» выражаются в открытости опыту, когда человек не боится, что осознание своих чувств, ощущений, мыслей скажется на самоуважении [7].

Качественный анализ степени выраженности у педагогов уровня самоактуализации позволил сделать следующие выводы.

1. Педагоги с преобладающим предметным пространством обладают самым низким уровнем самоактуализации по сравнению с другими группами, что выражается в их «отстраненности» от мира и профессии. Высокий уровень внешнего локуса контроля говорит о стремлении передоверить многие решения, особенно профессиональные, коллегам и руководству. У них слабо развиты сензитивность и спонтанность, поскольку свои собственные желания и интересы склонны (или привыкли) видеть сквозь призму своей профессии, поэтому воспринимают себя глазами своих учеников и/или их родителей, что снижает уровень самопринятия. Для «предметников» характерна «редукция возможного», что мешает проявлениям самоосуществления.

2. Группа, в которую входят педагоги с доминирующим смысловым пространством, демонстрирует низкий уровень гибкости поведения, неумение контролировать свои негативные эмоции. «Смысловикам» свойственны внимание к деталям, медлительность в принятии решений, эмоциональная сдержанность, которая воспринимается учащимися как замкнутость, холодность, заторможенность. Также мы заметили некоторую узость интересов (ограниченность только свои предметом), которая наиболее явно проявляется у педагогов сельских школ, имеющих стаж работы до 10 лет.

3. Показатели педагогов с доминирующим ценностным пространством в большей мере соответствуют понятию «самоактуализирующаяся личность»: им присущи «пространственно-временная осведомленность» [2], внутренний локус контроля, развитая рефлексия, а также «открытость переживанию» [7], высокий уровень самооценки, включающий самоуважение и самопринятие. По А. Маслоу, именно эти качества являются условием свободы от невротических чувств вины, стыда, тревоги. К тому же самопринятие связано с открытостью опыту, когда человек не боится отражения своих чувств и мыслей на самоуважении. Полагаем, что сочетание подобных качеств позволяет представителям данной группы совершить «выход за пределы», в чем и заключается суть самоосуществления.


Рецензенты:

Логинова И.О., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск; 

Гафурова Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального обучения Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.a


Библиографическая ссылка

Казакова Т.В., Яковлева Е.Н., Майорова Г.Г., Романцова Н.Ф., Фирер Н.Д., Дрыгина И.В. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22692 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674