Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сазанов А.В. 1 Сазанова М.Л. 1 Демина Н.Л. 1 Попова Г.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Проведенная экспресс-методом (по Г.Л. Апанасенко) оценка физического здоровья 157 студентов первого курса ВятГГУ с разным уровнем двигательной активности показала общий низкий уровень здоровья студентов, достоверно большее количество девушек с небезопасным уровнем здоровья, по сравнению с юношами, низкий уровень резервных возможностей студентов с более низким уровнем двигательной активности. Результаты оценки адаптационного потенциала (по Р.М. Баевскому) показали удовлетворительную степень адаптации системы кровообращения у большинства обследованных студентов. Показано, что степень адаптации выше в группах с более высоким уровнем физического здоровья; у девушек с более низкой двигательной активностью степень адаптации близка к напряжению механизмов адаптации. Таким образом, экспресс-диагностика уровня физического здоровья может быть использована для проведения мониторинга здоровья молодежи, результаты которого помогут усовершенствовать оздоровительные программы.
здоровье
студенты
экспресс-диагностика здоровья
двигательная активность
1. Акамов В.В., Евдокимов Н.И. Организационно-методические основы физического воспитания студентов педагогического вуза // Проблемы и перспективы образования в России. – 2010. – № 6. – C. 293–296.
2. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры. – 1988. – № 4. – С. 29–31.
3. Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вести. АМН СССР. – 1989. – № 8. – С. 73-78.
4. Веселкина Т.Е., Крылов А.И. Обоснование содержания комплекса мероприятий повышения двигательной активности студентов на начальных этапах обучения в вузе // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 10 (104). – С. 35–39.
5. Викторов Д.В. Анализ индивидуального здоровья по функциональным параметрам систем организма человека // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2011. – № 7. – С. 15–18.
6. Горелов А.А., Румба О.Г. О зависимости соматического здоровья студентов от величины их двигательной активности // Вестник спортивной науки. – 2013. – № 2. – С. 36–39.
7. Михайлова С.В., Норкина Е.И., Глаголева К.С. и др. Социально-биологические аспекты здоровья современных студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. - URL: www.science-education.ru/121-17190 (дата обращения: 10.08.2015).
8. Панихина А.В. Физиологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 2011. – Т. 151. – № 3. – С. 248-250.
9. Петрова Г.С. Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов // Известия Тульского гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2. – С. 499–504.
10. Пожарова Г.В., Брюханова И.В., Однорал Г.В. Адаптационные возможности студентов вуза в зависимости от уровня двигательной активности // Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни: новые взгляды и решения : мат. Всерос. науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием (30 сент. - 30 дек. 2012 г.). – Саранск, 2012. – URL: http: //www.conference-mgpi.ru. (дата обращения: 15.12.2014).

Общеизвестно, что социально-экономическое развитие общества во многом определяется уровнем здоровья учащейся молодежи, которое составляет значительную долю в структуре населения и формирует будущие трудовые ресурсы, репродуктивный и культурный потенциал государства. Поэтому проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных задач. Несмотря на то что студенты - наиболее динамичная общественная группа, которая хорошо адаптируется к факторам социального и природного окружения, в то же время они подвержены высокому риску нарушений состояния здоровья. В настоящее время отмечается значительное влияние на здоровье подрастающего поколения не только природно-климатических, но и социально-экономических факторов жизнедеятельности, в частности условий и образа жизни, социального статуса, материальной обеспеченности, состояния питания, отношения к употреблению психоактивных веществ и комплекса характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Студенчество - юношеский период онтогенеза, в котором завершается созревание всех систем организма, происходит окончательное формирование физиологической, психологической и социальной зрелости. Уровень физического здоровья в этот период, по мнению ряда авторов [1], может служить контролем эффективности проводимых в предыдущие периоды онтогенеза гигиенических мероприятий и регламентировать дальнейшую деятельность по оздоровлению, корректировать образ жизни. Согласно исследованиям [4; 7; 8], индивидуальное здоровье студентов оказывает влияние на все аспекты жизнедеятельности, в частности образ жизни, адаптацию к учебной деятельности и ее качество, физическую и умственную работоспособность, социальную активность и т.д.

В свою очередь, здоровье человека во многом определяется способностью его к адаптации. Многие авторы [4; 6] отмечают прямую зависимость процесса адаптации студентов к обучению в вузе и уровня физического здоровья от объема двигательной активности. Таким образом, возникает необходимость мониторинга физического здоровья молодежи для разработки региональных нормативов физического развития, совершенствования технологий сохранения и укрепления здоровья при занятиях физической культурой [9].

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования стала оценка уровня физического здоровья и адаптивных возможностей студентов I курса Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ).

Методы и организация исследования. Нами было проведено обследование 157 первокурсников (возраст 17-18 лет) ВятГГУ: юноши и девушки факультета физической культуры (соответственно, группы 1 (n=28) и 2 (n=24)), а также факультетов информатики, математики и физики, экономики и управления, истории и культуры, социальных технологий (группы 3 (n=41) и 4 (n=64)). Деление на группы основано на различиях в уровне двигательной активности, который у студентов, активно занимающихся физкультурой и спортом, в том числе в часы аудиторных занятий, заведомо выше. Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко [2] включает в себя индексы физического развития (весоростовой показатель, ВРП; жизненный индекс, ЖИ; силовой индекс, СИ), состояния сердечно-сосудистой системы в покое и после дозированной физической нагрузки (ДФН; проба Мартине), характеристики систолической работы сердца (индекс Робинсона, ИР). Измерение антропометрических (длины и массы тела) и функциональных показателей (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти ведущей руки, артериальное давление, частота сердечных сокращений) проводились с помощью общепринятых методик.

Кроме того, для оценки степени адаптации системы кровообращения был рассчитан адаптационный потенциал (АП) по формуле Р.М. Баевского [3], которая построена на показателях (частоты сердечных сокращений, артериального давления, возраста, массы тела, роста), играющих существенную роль при становлении и закреплении адаптации организма к различным воздействиям внешней среды.

При статистической обработке результатов обследования использовались параметрические методы с определением средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (m), переменной Стьюдента t с оценкой достоверности по критерию значимости р (различия между группами признаков считались достоверными при р<0,05).

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам обследований каждая группа была разделена на подгруппы: с безопасным (группы 1Б, 2Б, 3Б, 4Б) и небезопасным (группы 1Н, 2Н, 3Н, 4Н) уровнями физического здоровья. Среди обследованных 64,3% юношей и 45,8% девушек факультета физической культуры имеют безопасный уровень здоровья, на других факультетах - соответственно 14,6% и 12,5%, что, в свою очередь, указывает на невысокий уровень физического здоровья студентов в целом, а также - более низкий уровень физического здоровья обучающихся с невысокой двигательной нагрузкой. Наши данные согласуются с исследованиями других авторов [6] о прямой зависимости морфо-функциональных показателей и, как следствие, состояния физического здоровья студентов от уровня двигательной активности.

Несмотря на общий низкий уровень физического здоровья, у большинства обследованных значения функциональных показателей находятся в пределах физиологической нормы (табл. 1), а уровень здоровья в группах характеризуется как «ниже среднего» (5-9 баллов по Апанасенко [2]), «средний» (10-13 баллов), «выше среднего» (14-16 баллов).

Таблица 1

Результаты экспресс-диагностики уровня физического здоровья

Экспресс-диагностика уровня физического здоровья юношей

Показатель

Группа 1Б

(n = 18)

Группа 1Н

(n = 10)

Группа 3Б

(n = 6)

Группа 3Н

(n = 35)

ВРП, г/см

380,4±9,6

388,9±17,0

365,5±17,0

391,3±8,5

ЖИ, мл/кг

69,8±1,7

62,6±3,2

70,2±2,3

56,6±1,9 * ×

СИ, %

71,5±2,0

69,1±3,3

78,3±5,3

60,3±2,0 * × Δ

ИР, усл. ед.

76,5±2,4

80,4±5,8

74,5±5,5

84,3±3,6

ДФН, с

47,2±4,4

60,0±1,9 *

60,0±0,0 *

65,8±3,7 *

Балл по Апанасенко

15,33±0,29

10,05±0,56*

15,67±0,56

9,00±0,44 *×

АП

1,98±0,05

2,09±0,09

1,93±0,06

2,09±0,05 ×

Экспресс-диагностика уровня физического здоровья девушек

Показатель

Группа 2Б

(n = 11)

Группа 2Н

(n = 13)

Группа 4Б

(n = 8)

Группа 4Н

(n = 56)

ВРП, г/см

364,2±13,2

333,9±8,5

319,2±6,1

348,4±6,8

ЖИ, мл/кг

62,8±4,1

54,7±9,7

57,5±1,2

48,8±1,4

СИ, %

50,3±2,6

45,3±2,1

45,8±3,2

39,0±1,5 º

ИР, усл. ед.

70,8±2,8

78,3±3,3

69,6±4,2

84,7±1,9

ДФН, с

35,0±2,2

68,3±3,5

49,3±5,8

81,8±3,4 º

Балл по Апанасенко

15,36±0,39

10,08±0,67

15,50±0,27

7,71±0,36 º

АП

1,89±0,06

1,89±0,08

1,86±0,12

2,47±0,18 º

Примечания.

Группы 1Б, 1Н - соответственно юноши факультета физической культуры с безопасным и небезопасным уровнями здоровья;

2Б, 2Н - соответственно девушки факультета физической культуры с безопасным и небезопасным уровнями здоровья;

3Б, 3Н - соответственно юноши других факультетов с безопасным и небезопасным уровнями здоровья;

4Б, 4Н - соответственно девушки других факультетов с безопасным и небезопасным уровнями здоровья.

Обозначения достоверности (р<0,05) различий с группами: * - 1Б; Δ - 1Н; - 2Б; º - 2Н;  × - 3Б; - 4Б.

Исключение составляет СИ, который в группах 2Н, 3Н, 4Б и 4Н ниже возрастной нормы, что свидетельствует о слабом развитии мышц кисти студентов, что в свою очередь является следствием недостаточности мышечных нагрузок, слабостью мышечного тонуса, а также малоподвижного образа жизни. У девушек группы 4Б низкие значения СИ могут быть следствием недостатка массы тела (значение ВРП 319,2±6,1 г/см - плохая упитанность).

Результаты обследования студентов факультета физической культуры показали (табл. 1): достоверные (р<0,05) различия между подгруппами с безопасным и небезопасным уровнем здоровья отмечаются только по результатам пробы с ДФН (у юношей - 47,2±4,4 с против 60,0±1,9 с; у девушек - 35,0±2,2 с, против 68,3±3,5 с), что, вероятно, свидетельствует о напряжении механизмов адаптации и снижении аэробного энергопотенциала в подгруппах с небезопасным уровнем здоровья (подгруппы 1Н и 2Н). Отсутствие достоверных различий по другим показателям свидетельствует о хороших адаптивных способностях и резервных возможностях кардиореспираторной системы студентов с высоким уровнем двигательной активности. Это подтверждают расчеты АП (табл. 1), свидетельствующие об удовлетворительной степени адаптации системы кровообращения, что согласуется с данными исследований других авторов [10]. Поскольку сердеч­но-сосудистая система является универсальным индикатором адаптационно-приспособительной деятельности организма, состояние удовлетворительной адаптации организма большинства обследованных студентов свидетельствует о достаточных функциональных возможностях орга­низма.

В группах студентов с невысоким уровнем двигательной активности (группы 3 и 4) отмечаются достоверные (р<0,05) различия между студентами с безопасным и небезопасным уровнем здоровья по большинству показателей (табл. 1). В частности, у девушек это касается ВРП (319,2±6,1 г/см против 348,4±6,8 г/см), ЖИ (57,5±1,2 мл/кг против 48,8±1,3 мл/кг), ИР (69,5±4,2 усл. ед. против 84,7±1,9 усл. ед.) и ДФН (49,2±5,8 с против 81,8±3,4 с).

Сравнение групп с различным уровнем двигательной активности показало наличие достоверных различий у юношей по СИ и результатам пробы с ДФН, у девушек - практически по всем показателям (табл. 1), что свидетельствует о благоприятном влиянии двигательной активности на резервные возможности сердечно-сосудистой системы и аэробный энергопотенциал. Полученные результаты подтверждают данные Д.В. Викторова [5] о более высоких адаптивных возможностях студентов с высокой двигательной активностью.

Результаты оценки степени адаптации системы кровообращения юношей и девушек показали удовлетворительную степень (табл. 1). В то же время необходимо особо отметить девушек группы 4Н, у которых степень адаптации близка к неполной, что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации. В этой же группе самый низкий уровень физического здоровья - ниже среднего (7,71±0,36 балла). Сравнительный анализ показал достоверные различия оценки степени адаптации между группами юношей 3Б и 3Н и группами девушек 2Н и 4Н. Степень адаптации выше в группах с более высоким уровнем физического здоровья. Это указывает на взаимосвязь физического здоровья и адаптационных возможностей системы кровообращения.

Выводы. Экспресс-оценка физического здоровья и адаптивных возможностей 157 первокурсников ВятГГУ позволяет сделать следующие выводы:

1) студенты имеют общий низкий уровень здоровья;

2) количество девушек с небезопасным уровнем здоровья достоверно выше по сравнению с юношами;

3) студенты с низким уровнем двигательной активности имеют более низкий уровень резервных возможностей;

4) большинство студентов имеет низкие значения силового индекса;

5) большинство обследованных студентов имеет удовлетворительную степень адаптации системы кровообращения, которая выше в группах с более высоким уровнем физического здоровья;

6) у девушек с более низкой двигательной активностью степень адаптации близка к напряжению механизмов адаптации.

Заключение. В связи с вышеизложенным разумно организованная, адекватная физическим возможностям двигательная активность, а также здоровый мотивированный образ жизни являются одними из наиболее действенных средств сохранения и повышения уровня индивидуального здоровья учащихся. Со стороны органов образования и здравоохранения должны быть организованы непрерывное взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями, активное внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий, применение различных методов профилактической работы, что позволит повысить устойчивость обучающихся к воздействию факторов внешней среды.

В целом, полученные нами результаты доказывают необходимость мониторинга здоровья молодежи для решения проблемы, связанной с оптимизацией двигательной активности студентов, обоснования разработки оздоровительных программ [4], так как только оптимальная двигательная активность в сочетании с рациональной организацией жизнедеятельности повышает адаптационные возможности организма и функциональные резервы кардиореспираторной системы, а в целом способствует укреплению физического здоровья.

Рецензенты:

Спицин А.П., д.м.н., профессор, зав. кафедрой патофизиологии КГМА, г. Киров;

Григорович М.С., д.м.н., профессор, зав. кафедрой семейной медицины и поликлинической терапии КГМА, г. Киров.


Библиографическая ссылка

Сазанов А.В., Сазанова М.Л., Демина Н.Л., Попова Г.А. ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22626 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674