Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Белозёрова С.И. 1 Белозёров И.Л. 2 Чуйко О.И. 3
1 ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права"
2 ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет»
3 ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»
Настоящая статья посвящена вопросу разработки электронных образовательных ресурсов на примере создания электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии» в модульной объектно-ориентированной динамической среде Moodle. Выполнен анализ современного программного обеспечения, применяемого для разработки электронных образовательных ресурсов. В данной статье рассмотрен опыт авторов в области создания электронных образовательных ресурсов. Приведена структура учебных модулей и интерфейса электронного учебно-методического модуля дисциплины и электронного учебника для on и off-line обучения. Даны практические рекомендации по составу электронных учебно-методических комплексов дисциплин и электронных учебников, которые позволят повысить качество образовательного процесса за счёт активизации учебной деятельности учащихся очной, заочной и дистанционной форм обучения.
системы управления технологическими процессами и информационные технологии
учебная деятельность
дистанционное обучение
moodle
системы тестирования
электронные учебно-методические комплексы дисциплин
электронные учебники
электронные образовательные ресурсы
1. Белозёрова, С.И., Чуйко, О.И., Чуйко, А.И. Проблемы применения технологий дистанционного образования и пути решения на примере ВУЗов города Хабаровска // Теоретические и практические вопросы науки ХХI века: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 ноября). – Уфа, 2014. Ч.1. – С. 204-209.
2. Белозёрова, С.И., Колмыкова, Т.К., Абара, В.В. Разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин в системе дистанционного образования // Наука ХХI века: сборник материалов IV Межвузовской методологической конференции магистрантов, Биробиджан, 14 февраля 2014 г. Ч. 1. – Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2014. – С 91-93.
3. Белозёрова, С.И., Колмыкова, Т.К., Белозёров, И.Л. Требования к учебно-методическим комплексам дисциплин для электронного и дистанционного обучения // Информационные и коммуникационные технологии в экономике, управлении и образовании: Материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – Энгельс: центр Поволжского кооперативного института, 2015. – С 31-33.
4. Кибякова, С.И., Миронова, И.Б. Особенности подготовки учебно-методических комплексов дисциплин в системе дистанционного обучения // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра: информационно – аналитический сборник. – Владивосток: Дальневост. Федерал. ун-т, 2013. – С. 55-60.
5. Bazhenov, R. I., & Luchaninov, D. V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. № 11(11s). P. 371-374.
6. Vexler, V. A., Bazhenov, R. I., & Bazhenova, N. G. Entity-relationship model of adult education in regional extended education system. // Asian Social Science. 2014. № 10(20). P. 1-14.

В условиях быстрого развития современных информационных технологий появились новые возможности в сфере образования за счёт применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в числе которых важное место занимают электронные учебники, учебные видео и аудио-материалы, мультимедийные презентации и системы тестирования. Размещение электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД) в образовательной среде ВУЗов стало обязательным условием для обеспечения эффективного образовательного процесса, но их разработка является трудоёмкой и требует специальных знаний. В связи с этим тема данной статьи является актуальной и полезной для тех, чья сфера деятельности связана с образованием.

Цель исследования: выполнить анализ современного программного обеспечения, применяемого для разработки ЭОР. Дать практические рекомендации по составу ЭУМКД и электронных учебников для их последующего размещения в электронной образовательной среде. Разработать ЭУМКД дисциплины «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии» в модульной объектно-ориентированной динамической среде.

Материалы и методы

Среди большого количества программного обеспечения, применяемого для разработки ЭОР наиболее часто используют:

1. Модульную объектно-ориентированную динамическую среду Moodle, которая позволяет не только проектировать ЭУМКД, но и является виртуальной образовательной средой, позволяет организовать взаимодействие между преподавателем и студентом. Moodle находит своё применение при обучении студентов всех форм обучения. Она является бесплатной и имеет широкий спектр возможностей. В число её модулей входят: элементы курса, типы заданий, типы вопросов в тестах, плагины аутентификации, отчёты по оценкам, Викиредакторы и другие.

2. Редакторы HTML-документов. Например, Adobe Dreamweaver, Microsoft FrontPage, Блокнот и другие.

3. Редактор графических и мультимедийных элементов Adobe Flash.

4. Графические редакторы Adobe Photoshop, CorelDraw.

5. Редакторы интерактивных материалов и презентаций Adobe Captivate, i-Spring, Microsoft Power Point.

6. Программы для захвата изображений, выводимых на экран монитора SnagIt, Camstudio.

7. Систему для организации виртуальных мероприятий Adobe Connect Pro.

Для организации качественного электронного или дистанционного обучения необходима разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД), соответствующих современному уровню развития программного и технического обеспечения информационных систем, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В последние годы дистанционные образовательные технологии стали применяться и при традиционном обучении. Поэтому ЭУМКД должен обеспечивать не только процесс обучения теории и практике, но и контроль знаний (самоконтроль и аттестацию), а также методическое сопровождение и информационную поддержку (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).

В таблице 1 приведён сравнительный анализ УМКД для традиционного и дистанционного обучения в соответствии с положениями, принятыми в Хабаровской государственной академии экономики и права. Компоненты ЭУМКД могут носить обязательный или рекомендательный характер.

Таблица 1

Сравнительный анализ ЭУМКД для традиционного и дистанционного видов обучения [4]

п/п

Компоненты

Наличие по формам обучения

очной и заочной

заочной с использованием ДОТ

1

Рабочая программа дисциплины

обязат.

обязат.

2

Учебники, учебные пособия, тексты лекций

обязат.

обязат.

3

Презентации для проведения учебных занятий

обязат.

обязат.

4

Видео и аудио ресурсы по дисциплине (видеолекции, видеопособия, учебные видеофильмы, аудиолекции)

рекоменд.

обязат.

5

Методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов

обязат.

обязат.

6

Методические указания по выполнению контрольных работ

обязат.

обязат.

7

Методические указания по выполнению курсовых работ (проектов)

обязат.

обязат.

8

Практикум или практическое пособие по дисциплине

рекоменд.

обязат.

9

Методические указания по выполнению аудиторной контрольной работы

рекоменд.

 

10

Фонд оценочных средств

обязат.

обязат.

11

Глоссарий

рекоменд.

обязат.

12

Обучающие компьютерные программы

рекоменд.

рекоменд.

13

Информационно-справочные материалы (справочники, словари)

рекоменд.

обязат.

14

График учебного процесса

обязат.

обязат.

Результаты и обсуждение

В процессе создания ЭУМКД «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии» была использована система управления обучением Moodle, а также программы Adobe Captivate, Adobe Flash, Adobe Dreamweawer, Adobe Connect Pro, Adobe Photoshop, SnagIt, Camstudio.

Элементы курса включают в себя лекции, задания, глоссарий, ресурсы, электронные учебники, тесты, форумы и систему для организации виртуальных мероприятий.

Интерфейс и основные модули ЭУМКД изображены на рис. 1-2. Организационные материалы содержат программу и график изучения дисциплины. ЭУМКД содержат все обязательные и рекомендуемые компоненты.

 

Рис. 1. Интерфейс и структура 1 модуля ЭУМКД

Рис. 2. Структура 2 учебного модуля

На рис. 3 приведён фрагмент одной из лекций по дисциплине, созданный с использованием программы Adobe Captivate. Лекция содержит удобную навигацию, видео и аудио-материалы, встроенную систему тестирования.

Рис. 3. Фрагмент лекции

Для удобства обучения студентов, которые не имеют постоянного доступа к сети интернет, была создана off-line версия ЭУМКД – электронный учебник (ЭУ) для студентов всех форм обучения. Интерфейс ЭУ представлен на рис. 4.

Рис. 4. Стартовая страница ЭУ по дисциплине «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии»

Для создания ЭУ был использован язык разметки гипертекста HTML, а также в дополнение к нему каскадные таблицы стилей CSS и язык программирования JavaScript. При разработке дизайна применялся графический редактор Adobe Photoshop.

При проектировании были учтены существующие требования, предъявляемые к ЭОР. И, кроме удобной навигации, инструкции по обучению, глоссария, теоретического материала в виде мультимедийных видеолекций, заданий на лабораторные и практические работы, содержит автоматизированные тесты для закрепления изученного материала.

Применение ЭОР облегчит студентам задачу изучения учебного материала, а преподавателям процесс обучения, позволит внедрить новейшие педагогические и информационные технологии в образовательный процесс.

Заключение.

В ходе проведённого исследования был выполнен сравнительный анализ ЭУМКД для традиционного и дистанционного обучения студентов. Изучено современное программное обеспечение, применяемое для разработки ЭОР. На примере дисциплины «Системы управления технологическими процессами и информационные технологии» были разработаны on- и off-line версии ЭУМКД, размещённые в модульной объектно-ориентированной динамической среде Moodle. Внедрение в учебный процесс данных ЭОР позволило активизировать процесс обучения за счет применения активных форм, индивидуального подхода, повышения мотивации обучающихся в получении знаний.

Рецензенты:

Врублевская Е.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессионального развития педагогических работников института дополнительного образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Опарина Н.М., д.т.н., доцент, профессор кафедры общей, юридической и инженерной психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» , г.Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Белозёрова С.И., Белозёров И.Л., Чуйко О.И. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В МОДУЛЬНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22495 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674