Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Богатырева А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ингушский государственный университет»
В статье рассматриваются актуальнее вопросы трансформации современного общества, большое влияние, на которое оказывают развитие и широкое распространение новых технологий, Интернета. Использование Интернета и распространение социальных сетей приводит к изменению в сознание современной молодежи, появлению интернет зависимости, созданию киберпространства, функционирующего по своим законам. В статье рассматриваются актуальнее вопросы трансформации современного общества, большое влияние, на которое оказывают развитие и широкое распространение новых технологий, Интернета. Использование Интернета и распространение социальных сетей приводит к изменению в сознание современной молодежи, появлению интернет зависимости, созданию киберпространства, функционирующего по своим законам. Темпы развития киберпространства в XXI веке высоки и продолжают динамически нарастать как за счет увеличения количества пользователей сети Интернет во всех регионах земного шара, так и за счет роста объемов информации в самом Интернете, ставшим за последнее десятилетие не только чрезвычайно масштабным сектором киберпространства, но и удобной средой и средством удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.
прогресс
молодежь
социальные сети
виртуальная социализация
трансформация общества
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
2. Вельтман К. Электронная культура: достижения и перспективы. Пер. с англ. Н.В. Браккер // Информационное общество. – 2002. – № 1. – С. 24-30.
3. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. URL http://flogiston.ruarticles/netspy/refinf (дата обращения 15.10.2015).
4. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30.
5. Леньшин В.П. Методологические подходы к исследованию молодежи // Философия и общество. – 2004. – № 3. – С. 12.
6. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. / Под ред. В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. – С. 48-49.
7. Ручкин Б.А. Социально-экономическое положение российской молодежи: реальность и тенденции. – М.: Институт молодежи, 1995. – 138с.
8. Шик К. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 384 с.
Киберпространство - это глобальная сфера в информационном пространстве, представляющая собой совокупность различных инфраструктур и информационных технологий, включая Интернет, телекоммуникационные сети, компьютерные системы, встроенные процессоры и контроллеры [5].

В настоящее время большую актуальность приобретает электронная коммуникация. Интернет-коммуникации сегодня представляют собой «социальный нетворкинг» [8], то есть феномен возникновения и развития системы связей и контактов с другими людьми при помощи социальных сетей.

Интернет значительно расширил возможности, в том числе - возможности для общения. Интернет способствует социальному взаимодействию и построению межличностных сетей. Интернет как Самоуправляемая система, в основе которой лежит личностный выбор, является развивающейся формой социального взаимодействия и еще одним видом коммуникации.

Одним из инструментов Интернета является пользования социальными сетями. Наиболее активной пользователями социальных сетей является молодежь, которая также составляет и значительную часть пользователей Интернета. Молодежь во всем мире считается самой активной социальной силой, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие. А социальные сети становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе. Социальные сети позволяют молодежи проявить себя в самореализации, «самопрезентации». В данном случае для молодежи важным является получение одобрения именно группы сверстников, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом».

На наш взгляд, развитиеи более широкое распространение Интернета, в том числе и социальных сетей не могло не сказать на состоянии современного общества, что привели к некоторой переоценке ценностей и изменению приоритетов в жизни молодежи. Все это способствовало тому, что на второй план переместились такие классические институты социализации, как реальные друзья и общение с ними, семья, школа, институт, университет. Кроме того, совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. Необходимо также отметить, что в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которые необходимо соблюдать при реальном общении. Зачастую молодежи проще написать и обсудить какие-либо проблемы в виртуальном пространстве, нежели чем сказать об этом в реальном мире.

В силу неудовлетворённости реальным миром компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно киберпространству, как наиболее приемлемому для него. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что в настоящее время все большую актуальность приобретает киберсоциализация или, как еще ее называют, виртуальная социализация.

Остановимся более подробно на особенностях коммуникации, которые реализуется непосредственно через социальные сети в Интернете:

  • Интернет в силу своей доступности может служить средством общения между разными людьми;
  • Интернет работает 24 часа в сутки, т.е. в течение суток молодежь может получать интересующую ее информацию и общаться с людьми из разных уголков мира;
  • информацию, которая размещается на сайтах, можно менять любое количество раз по мере необходимости: никакая иная реклама подобной гибкости в предоставлении информации не несет;
  • универсальность Интернета дает возможность использования для сбора, обмена и распространения различной информации;
  • относительно низкая по сравнению с другими техническими средствами себестоимость обеспечивает доступность для широких слоев населения;
  • постоянное совершенствование технических средств позволяет рассматривать Интернет как средство общения и взаимодействия людей, находящихся на больших расстояниях.

Необходимо также отметить, что новое поколение является более самостоятельным. В реальном мире и реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее поведение. В киберпространстве молодежь избавлена от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В данном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению[3]. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости.

Большое распространение в мире и Российской Федерации получили такие социальные сети, как Facebook, MySpace, Linkedln, Instagram, Twitter, в России также большой популярностью пользуются Одноклассники, ВКонтакте и т.д.

Каждая социальная сеть имеет свои особенности и имеет свою половозрастную структуру пользователей, которые в рамках сетей могут быть вступать и становиться членом различных созданных по интересам групп.

В социальных сетях создается особая среда со своим специфическим содержанием и нормами социального взаимодействия и общения. На наш взгляд, подобная социокультурная среда, созданная в киберпространстве, в том числе и социальных сетях, оказывает принципиальное влияние на социализацию молодого человека. Основным способом вхождения подростка в культуру виртуальной коммуникации в чатах является микросреда сверстников.

Одной из характеристик социальных сетей является схожесть интересов пользователей, которую можно определить, как групповое действие, и включает в себя объединение усилий участников, которое характеризуется определенной степенью общности интересов, целей и единства действий. При этом первые два аспекта выступают основанием для формирования третьего компонента характеристики. Необходимо также отметить, что каждый из приведенных компонентов параметров имеет достаточно сложный характер. Так, общность интересов включает в себя две составляющие[4]:

  1. Она характеризуется наличием общих элементов в структуре интереса.
  2. Это совокупность, которая отличается по степени конкретности или демонстрации наличия интереса.

Общность целей, занимает промежуточный характер, который обеспечивает связь между общностью интересов и единством действия. При этом общность интересов далеко не всегда порождает общность целей. В то же время, если возникает групповая цель, то именно она является основанием возникновения и упорядочивания других сопутствующих, более частных целей. Замыкает данную триаду единство действий, которое предполагает наличие общего объекта, необходимость согласования усилий посредством расширения функций, а также направленность на достижение единого результата.

Таким образом, вступая в виртуальную коммуникацию, молодой человек стремится заполнить существующий вакуум, вступить в содержательное общение на интересующую его тему и расширить круг своих межличностных контактов, т.е. «завести новых знакомых», данная мотивация является наиболее значимой и стимулирует желание общаться в чате [5].

Киберсоциализация молодежи предполагает социализацию личности в киберпространстве, в которые определяют влияние и процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий, которое является результатом использования им современных информационных и компьютерных технологий в процессе его жизни. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными пользователями социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет. В процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых, ожиданий, интересов и ценностей, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством - фактически новым виртуальным жизненном пространством человека [6].

На наш взгляд, значение интернет зависимости в настоящее время настолько велико, что порой молодежь начинает терять связь с реальным миром, погружаясь полностью в виртуальный мир [2].

Отрицательное воздействие проявляется также в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и те нормы, которые удобны для пользователя. Более того, большая часть молодежи переносит созданные в виртуальном мире нормы на реальные социальные отношения [7].

Таким образом, социальные сети оказывают большое влияние на процесс социализации современной молодёжи, создаваемое свое социальное пространство - киберпространство, которое определяет киберсоциализацию современной молодежи. Этот процесс является неоднозначным, с одной стороны социальные сети создают возможность для общения людей в разных уголках мира, делая их немного ближе друг другу, но в то же время широкое распространение социальных сетей в жизни молодежи приводит к подмене социальных институтов и создает свой виртуальный мир, в котором действуют ими же придуманные нормы и законы.

Рецензенты:

Кондрашов С.К., д.соц.н., профессор, старший научный сотрудник отдела мониторинга, SouthIT-Uni, IBC, г. Москва;

Ловачев К.Е., д.соц.н., профессор, ведущий специалист сектора инновационных разработок, АНОО ДПФО "Национальный центр прикладных исследований", г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Богатырева А.А. ПРОБЛЕМЫ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22440 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674