Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Бучнева О.А. 1
1 Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова (филиал) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (ПАИИ)
Раскрывается сущность ключевого понятий «образовательная среда военного вуза» и «педагогическое сопровождение адаптации иностранных курсантов-первокурсников». С целью определения основных направлений педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников определяются особенности образовательной среды военного вуза. Основное внимание уделяется содержательной характеристике разработанной автором модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного вуза. В соответствии с положениями целостного педагогического процесса модель включает в себя целевой (цель, задачи, ведущие принципы); содержательный (направления педагогического сопровождения); операционно-деятельностный (формы, методы, приемы и средства); оценочно-результативный (показатели, уровни и результат) блоки. Особое место занимает характеристика принципов модели выделенных на основе системного, личностно-ориентированного и культурологического подходов, а также педагогических условий эффективной реализации разработанной модели. Реализация предложенной модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников может способствовать практическому решению социально-педагогической проблемы успешной и качественной подготовки военных специалистов дружественных иностранных государств.
модель
иностранный курсант-первокурсник
образовательная среда военного вуза
педагогическое сопровождение
адаптация
1. Воскрекасенко, О.А. Модель формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе ВУЗа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 2 (26). – С. 186–195.
2. Воскрекасенко, О.А. Тренинговые занятия как эффективная форма развития адаптационных способностей обучающихся в ВУЗах // Вестник новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2010. – № 58. – С. 4–7.
3. Военная педагогика: учебник / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.
4. Грачёв, И.И., Пономарёва, О.Н. Дидактический арсенал преподавателя военного ВУЗа / Сб. статей Х Международной НПК «Молодёжь. Образование. Наука». – Пенза: ПАИИ, 2015.
5. Гребенюк, Е.В. Образовательная среда ВУЗа как пространство реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования // Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 6. – С. 38–40.
6. Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран, от 18 октября 2002 года.
7. Полонский, В.М. Понятийно-терминологический словарь по народному образованию и педагогике. Институт теории образования и педагогики Российской Академии Образования – М, 2001. – 494 с.
8. Сергеева, С.В., Воскрекасенко, О.А. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу ВУЗа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2008. – № 3. – С. 137–144.
В условиях всемирной глобализации и стремительного расширения информационного образовательного пространства сложилась устойчивая тенденция к интеграции и интернационализации отечественного образования в мировое образовательное пространство. Данные процессы в полной мере охватывают и российское военное образование. Неоспоримым фактом является рост числа иностранных курсантов, прибывающих для получения военной специальности в российские военные ВУЗы. Успешность и эффективность освоения программ военно-профессиональной подготовки, во многом определяется эффективностью адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде российского военного ВУЗа.

С педагогических позиций, образовательная среда трактуется как «подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, набор связанных между собой условий, обеспечивающих образование человека» [5]. В свою очередь, мы определяем образовательную среду военного ВУЗа, как подсистему социокультурной среды, как часть социально-экономического и культурно-образовательного пространства с системой взаимосвязанных структурных компонентов, оказывающей непосредственное и опосредованное влияние на процесс адаптации иностранных курсантов-первокурсников, в процессе выполнения учебно-профессиональных и служебно-функциональных обязанностей.

Специфика образовательная среда военного ВУЗа заключается: во-первых, в соблюдении круглосуточного регламентированного военизированного режима; во-вторых, образовательный процесс совмещает различные виды военно-профессиональной подготовки (оперативно-тактическую, специальную, техническую, общенаучную, общеинженерную, общевоенную); в-третьих, это образцовая военная часть, в которой сочетается как войсковая (отделение, взвод, рота и т.д.), так и вузовская (учебное отделение - аудитория, курс, факультет) организация образовательного процесса.

Специфика среды военного ВУЗа актуализирует проблему организации целенаправленной деятельности по педагогическому сопровождению адаптации иностранных курсантов-первокурсников. В данных условиях педагогическое сопровождение адаптации иностранных курсантов к образовательной среде военного ВУЗа будет являться не только целью, но и средством для решения социально-педагогической проблемы - успешной и качественной подготовки военных специалистов дружественных иностранных государств.

В современной педагогической науке даются различные трактовки понятия «педагогическое сопровождение», ставшего объектом многочисленных фундаментальных и прикладных исследований (Е.А.  Александрова, О.А.  Воскрекасенко, Л.А.  Жилиной, И.Э. Куликовская, Н.Н.  Михайлова, Р.В.  Овчарова, Т.В.  Павлушкина, М.И. Рожков, С.В. Сергеева, А.Л. Уманский, В.А. Шишкина, П.А. Эльканова, С.М. Юсфин, М.В. Шакурова и др.).

В свою очередь, учитывая мнения О.А.  Воскрекасенко, Л.А.  Жилиной, Т.В. Павлушкиной, С.В.  Сергеевой, конкретизируем понятие «педагогическое сопровождение адаптации» применительно к иностранным курсантам-первокурсникам [8]. Под педагогическим сопровождением адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа нами понимается целенаправленный педагогический процесс, отражающий систему взаимодействия всех субъектов педагогического сопровождения и направленный на создание условий для обеспечения успешной адаптации иностранных курсантов-первокурсников, путем реализации комплекса предупреждающих, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий.

Значимым условием практического решения проблемы успешной адаптации иностранных курсантов первого года обучения является разработка модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа.

Рассматривая модель в контексте образовательного процесса, мы соглашаемся с мнением В.М.  Полонского, что такая модель «описывает процесс или его составные части с помощью схемы... дает представление об их структуре, основных элементах... отображает функциональные связи обучения с различными условиями и факторами, социальной средой или представляет картину будущего состояния процесса и его результатов» [7, с. 67].

Структурно, в соответствии с основными положениями теории целостного педагогического процесса, модель педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников включает в себя: целевой (цель, задачи, ведущие принципы); содержательный (направления педагогического сопровождения); операционно-деятельностный (формы, методы, приемы и средства); оценочно-результативный (показатели, уровни и результат) блоки [1, с. 188]. Рассмотрим каждый блок модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа более подробно.

Учитывая требования, содержащиеся в Концепции государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран, по обеспечению высокого качества подготовки военных специалистов для дружественных иностранных государств путем создания благоприятных социальных, экономических, педагогических, бытовых условий в образовательной среде ВУЗов, целью модели педагогического сопровождения является обеспечение адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа [6].

Многоаспектность адаптационного процесса иностранных курсантов-первокурсников, обуславливает достижение цели через решение группы педагогических задач: педагогическое сопровождение психофизиологической, социокультурной, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной адаптации.

Исходя из цели и задачи, в ходе построения и реализации модели мы следуем принципам, сформулированных на основе системного, личностно-ориентированного и культурологического подходов.

Так, педагогическое сопровождение адаптации иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа строится на основе принципов системного подхода - целостности и комплексности. Принцип целостности предполагает готовность всех компонентов системы к конструктивному взаимодействию и взаимовлиянию. В основе принципа комплексности лежит учет внутренних (субъективных) и внешних (средовых) факторов, оказывающих влияние исследуемый процесс.

В контексте темы нашего исследования важным представляется учет требований личностно-ориентированного подхода, в основе которого признание индивидуальных особенностей и создание условий для саморазвития и самореализации личности. Принцип субъектности предполагает, что иностранный курсант-первокурсник является активным субъектом деятельности, готовым к выбору способов деятельности в процесс адаптации к новой образовательной среде.

Культурологический подход выражается в соблюдении принципов  культуросообразности и диалога культур. Принцип культуросообразности предполагает построение педагогического сопровождения с учётом социокультурных особенностей образовательной среды военного ВУЗа. В основе принципа диалога культур лежит создание средовых условий для эффективного межкультурного взаимодействия представителей разных национальностей.

Содержательный блок модели включает в себя основные направления педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников. Они соотносятся с видами адаптации курсантов первого года обучения к образовательной среде военного ВУЗа: психофизиологической, социокультурной, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной и культурно-бытовой. Рассмотрим подробнее каждое направление.

В качестве сопровождения психофизиологической адаптации предполагается следующий комплекс мероприятий: проведение профессионального психологического отбора иностранных курсантов на первый курс; осуществление психофизиологического обследования (оценки физического развития, познавательных психических процессов, психологических особенностей); обучение первичным навыкам саморегуляции психоэмоционального и функционального состояния организма; проведение адресных мероприятий по психологической и психофизиологической коррекции поведения; разработка рекомендаций командованию и профессорско-преподавательскому составу по оптимальному распределению физической и психической нагрузок.

Сопровождение социокультурной адаптации иностранных курсантов-первокурсников подразумевает проведение специальных элективных курсов, направленных на повышение межкультурной компетентности руководящего состава ВУЗа; проведение внеаудиторных занятий с иностранными курсантами-первокурсниками и курсантами российских факультетов по формированию их межкультурной компетентности.

Сопровождение социально-психологической адаптации иностранных курсантов-первокурсников подразумевает разработку рекомендаций командному составу по комплектованию курсантских коллективов с учётом их психологической и национальной совместимости; проведение тренинговых занятий по повышению уровня адаптированности и личностного адаптационного потенциала иностранных курсантов-первокурсников (тренинг адаптивности); проведение консультаций, инструкторско-методических занятий, тренингов для руководящего состава ВУЗа с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, понимания проблем адаптационного периода и особенностей адаптации иностранных курсантов-первокурсников; разработка индивидуальных программ и рекомендаций по адаптации иностранных курсантов-первокурсников [2].

В процессе сопровождения учебно-профессиональной адаптации планируется: проведение групповых и индивидуальных занятий с иностранными курсантами-первокурсниками по ознакомлению с методикой и техникой учебной, научной и общественной работы в военном ВУЗе; проведение психолого-педагогического анализа причин неуспеваемости и отчисления иностранных курсантов-первокурсников, а также разработка рекомендаций по повышению качества их успеваемости.

Сопровождение служебно-функциональной адаптации иностранных курсантов-первокурсников подразумевает проведение мероприятий, направленных на: формирование знаний, умений и навыков, достаточных для успешного выполнения всех требований Общевоинских уставов; оказание помощи руководящему составу военного ВУЗа по анализу причин дисциплинарных проступков, снижения учебной мотивации с последующей разработкой психолого-педагогических рекомендаций в индивидуальной воспитательной работе.

Сопровождение культурно-бытовой адаптации включает проведение занятий по ознакомлению с культурными особенностями образовательной среды военного ВУЗа, а также основными требованиями по соблюдению режима и распорядка дня (разработка памяток).

Следующий, операционно-деятельностный блок модели, включает в себя формы, методы, приемы и средства педагогического сопровождения. Основываясь на классификации предложенной И.И. Грачёвым и О.Н. Пономаревой, мы выделяем следующие формы организации педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников: аудиторные (лекция, семинар, лабораторная работа, практическое занятие); внеаудиторные (самостоятельная работа, реферат); дополнительные занятия (военно-научное общество, научно-практическая конференция, тренинговые занятия, художественная самодеятельность, спортивные соревнования, посещение музеев, выставок, театров, экскурсии по историческим местам, вечера дружбы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, патронаж) [4].

Среди методов, использование которых наиболее целесообразно в ходе педагогического сопровождения можно назвать следующие: лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, познавательная игра, ролевые игры, психогимнастика, аутотренинг, творческая визуализация, музыкотерапия, проективный рисунок, специальная диагностика, устный и письменный опрос, самопроверка и др. В качестве средств мы считаем целесообразно использовать словесные (речь преподавателя, куратора, командира); учебную литературу и пособия (книги, наглядные пособия); аудиовизуальные, компьютерные и мультимедиа, дидактические материалы и др. [3, с. 628].

Оценочно-результативный блок модели включает показатели и уровни адаптированности иностранных курсантов-первокурсников к образовательной среде военного ВУЗа. Показатели адаптированности нами выделены в соответствии видами адаптации иностранных курсантов-первокурсников: психофизиологической, социокультурной, социально-психологической, учебно-профессиональной, служебно-функциональной, культурно-бытовой. Поскольку уровни определяют эффективность реализации модели педагогического сопровождения, то можно выделить высокий, средний и низкий уровни адаптированности иностранных курсантов-первокурсников.

Низкий уровень адаптированности иностранных курсантов-первокурсников характеризуется: неудовлетворительными психическим и физическим самочувствием; неудовлетворительными оценками по физической и строевой подготовке; систематическими обращениями за медицинской помощью; негативным отношением к новой социокультурной среде, культурным шоком; низким уровнем межкультурной компетентности и толерантности. Иностранных курсантов-первокурсников с низким уровнем адаптации отличает наличие дезадаптивности, конфликтности, яркое проявление индивидуализма и стремления к доминированию и эмоциональный дискомфорт. Данные курсанты не усваивают материал учебных занятий, у них отсутствует готовность к активной военно-профессиональной деятельности, знания, умения и навыки исполнения служебно-функциональных обязанностей.

Средний уровень адаптированности характеризуется: удовлетворительным психическим и физическим самочувствием; удовлетворительными оценками по физической и строевой подготовке; наличием обращений за медицинской помощью; равнодушным отношением к новой социокультурной среде; средним уровнем межкультурной компетентности и толерантности. У данных курсантов недостаточный уровень способности к адаптации. Они устанавливают не всегда адекватных связей с окружающими. Тревожность и недостаточная уравновешенность сочетаются с удовлетворительным усвоением учебного материала и недостаточной готовностью к активной военно-профессиональной деятельности. В процессе военно-профессиональной подготовки данные курсанты демонстрируют удовлетворительные знания, умения и навыки исполнения служебно-функциональных обязанностей.

Высокий уровень адаптированности иностранных курсантов-первокурсников характеризует: отличное психическое и физическое самочувствие; отличные оценки по физической и строевой подготовке; отсутствие обращений за медицинской помощью. Для них характерно эмоционально положительное отношение к новой социокультурной среде, высокий уровень межкультурной компетентности и толерантности. Установление адекватных связей с окружающими сопровождается эмоциональным комфортом, уравновешенностью, самоконтролем и оптимизмом. Иностранные курсанты-первокурсники легко усваивают учебный материал, свободно выражают своё мнение, проявляют достаточную готовность к военно-профессиональной деятельности, демонстрируют отличные знания, умения и навыки исполнения служебно-функциональных обязанностей.

В качестве ожидаемого результата реализации разработанной нами модели, выступает адаптированный иностранный курсант-первокурсник, характеризующийся готовностью к качественному обучению и получению военной специальности. Для достижения данного результата необходимо соблюдение следующих педагогических условий: комплексность воздействия на группу объективных и субъективных факторов; организация педагогического взаимодействия всех субъектов педагогического сопровождения; учет педагогического потенциала образовательной среды военного ВУЗа как социокультурной образовательной среды; координация усилий командного, профессорско-преподавательского состава, специалистов психолого-педагогической и медицинской служб [8].

Реализация разработанной нами модели педагогического сопровождения адаптации иностранных курсантов-первокурсников будет способствовать практическому решению социально-педагогической проблемы успешной и качественной подготовки военных специалистов дружественных иностранных государств.

Рецензенты:

Полукаров В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Сергеева С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Бучнева О.А. МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22402 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674